УДК 343.341.1
Петров Сергей Валентинович Petrov Sergey Valentinovich
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД Российской Федерации (603950, Нижний Новгород, Анкудинов-ское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the chair of criminal and penal law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia Federation (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Организованная преступность в современной России — состояние, тенденции, проблемы противодействия
Organized crime in modern Russia — state, tendencies, problems of counteraction
В рамках статьи определяются тенденции, характеризующие изменения организованной преступности. Формулируются предложения по выработке комплекса мероприятий, реализация которого сделает возможным перевести уголовную политику государства в части противодействия наиболее развитым формам соучастия на иной качественный уровень. Определяется содержание специальных мер предупредительного воздействия на организованные формы преступной деятельности.
Ключевые слова: институт соучастия, динамика организованной преступности, качественная трансформация, оптимизация уголовной политики, преступления террористического характера.
The article identifies trends characterizing the changes in organized crime. The proposals for the elaboration of measures complex, which implementation will make it possible to transfer the criminal policy of the state in countering the most developed form of participation at different level of quality are formulated. The content of the special precautionary measures of impact on organized forms of criminal activity is defines.
Keywords: institute of complicity, dynamics of organized crime, qualitative transformation, optimization of criminal policy, crimes of a terrorist nature.
Изучение статистических данных, отражающих динамику регистрируемой преступности, свидетельствует о тенденции к снижению количества криминальных посягательств, совершенных в составе организованных преступных формирований. Данный факт в значительной мере является следствием осуществляемой в настоящее время уголовной политики, которая определяет противодействие организованной преступности как одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности государства.
Однако нужно учитывать, что снижение количественных показателей не является абсолютным критерием эффективности охраны общественных отношений. Не менее важны
качественные изменения, отражающие структурную трансформацию соответствующей совокупности уголовно наказуемых деяний. И здесь есть все основания утверждать об усилении потенциальной угрозы организованных преступных формирований. Аргументом, свидетельствующим о состоятельности вышеизложенного мнения, являются происходящие в настоящее время процессы превращения криминальных сообществ в транснациональные конгломераты. Особую озабоченность вызывает тот факт, что наибольших «успехов» в усилении своего международного потенциала добились различного рода террористические группировки.
К сожалению, перспективный прогноз развития ситуации не дает поводов для оптимизма.
В частности, нарастание внешнеполитических угроз, например, усиление международных террористических организаций, нагнетание обстановки в непосредственной близости от границ с Российской Федерацией, однозначно свидетельствует о том, что доля преступлений террористического характера в общей совокупности криминальных посягательств будет только увеличиваться.
Изложенное очевидно свидетельствует о том, что реализуемые в настоящее время меры по противодействию наиболее опасным проявлениям организованной преступности не адекватны имеющимся угрозам и не только не обеспечивают должный уровень уголовно-правовой охраны общественных отношений, а имеют тенденцию к нарастающему отставанию от потребностей эффективной борьбы с наиболее развитыми формами совместной преступной деятельности.
Специфика имманентных признаков, характеризующих организованную преступность, выраженных, например, в структурированности соответствующих криминальных образований, наличии коррупционных связей и вариативности преступной деятельности самостоятельных структурных подразделений, образующих криминальное сообщество, предопределяет невозможность переломить указанную выше тенденцию, ограничиваясь лишь узконаправленными мероприятиями превентивного характера. Достижение значимых результатов в части реализации уголовной политики по противодействию организованной преступности возможно только при условии комплексного подхода к решению имеющихся проблем.
Безусловно, имеется потребность в научных изысканиях, содержанием которых является исследование, выработка и анализ результатов апробации соответствующей нормотворческой деятельности, мероприятий технического и организационного характера.
Учитывая то обстоятельство, что базовой основой любой легальной деятельности является правовой инструментарий, в качестве приоритетной задачи целесообразно установить ревизию имеющейся законодательной базы, определяющей порядок и основания противодействия организованной преступности на предмет наличия технико-юридических дефектов, снижающих эффективность правоприменительной практики.
Вторым направлением деятельности по законодательному обеспечению противодействия организованной преступности нужно назвать
работу по выработке специальных нормативных правовых актов, определяющих комплекс мероприятий по противодействию организованным преступным формированиям. Эффективность подобного рода нормотворческой деятельности в настоящее время доказана принятием и реализацией положений федеральных законов от 6 марта 2006 года № Зб-ФЗ «О противодействии терроризму» [1] и от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2].
Главной задачей при оптимизации действующих нормативных установлений необходимо определить совершенствование положений уголовного закона, устанавливающих дефиниции института соучастия, а также определяющих признаки уголовно наказуемой деятельности по организации, руководству и участию в различного рода преступных конгломератах.
Детальный анализ существующих уголовно-правовых средств противодействия деятельности организованных преступных формирований позволяет сделать вывод о том, что они не являются образцом технико-юридического конструирования. Результативность их применения на практике крайне низка, что свидетельствует о серьезных просчетах, допущенных законодателем. Содержательное несовершенство характерно как для положений Общей части уголовного закона (например, ст. 35 УК РФ, в рамках которой дается нормативное определение совместных форм криминальной деятельности), так и соответствующих норм Особенной части Уголовного кодекса России (например, ст. 210, устанавливающей ответственность за организацию и участие в деятельности преступного сообщества (преступной организации)). Реализация изложенной задачи позволит унифицировать применяемый понятийный аппарат и сведет к минимуму возможность их субъективного толкования, что будет способствовать единству правоприменительной практики.
Комплекс мероприятий организационного характера, направленного на противодействие организованной преступности, должен включать в себя не только работу по целенаправленной подготовке кадров соответствующих структурных подразделений правоохранительных органов, но и совершенствование структуры субъектов государственного управления, в обязанности которых входит противодействие преступности.
Подготовка качественных кадров может быть обеспечена как специальным профильным обучением молодых специалистов, так и посред-
ством реализации программ дополнительного профессионального образования действующих сотрудников правоохранительных органов (например, посредством формирования специальных факультетов на базе ведомственных образовательных организаций).
На необходимость принятия решения о целенаправленной подготовке сотрудников ОВД по направлению деятельности, выраженной в борьбе с организованными преступными формированиями, внимание ученых было обращено давно [3, с. 43—52]. Однако до настоящего времени на территории России нет специализированных образовательных организаций, осуществляющих подготовку соответствующих специалистов. Сложившаяся ситуация в условиях нарастающей экспансии криминальных сообществ свидетельствует о востребованности образования учебных заведений или специальных факультетов в рамках профильных министерств и ведомств, задачей которых являлась бы подготовка кадров, нацеленных на борьбу с наиболее опасными формами криминального взаимодействия.
Оптимальным решением проблемы совершенствования структуры правоохранительных органов является создание самостоятельных, подчиняющихся центральному аппарату МВД России подразделений, главной задачей которых будет являться противодействие организованным преступным формированиям. Более чем десятилетняя практика деятельности региональных управлений по борьбе с организованной преступностью подтвердила целесообразность и эффективность практики выделения в структуре МВД указанных подразделений, ликвидация которых не имела достаточных объективных предпосылок, что свидетельствует о поспешности принятия соответствующего решения.
Как было указано выше, одной из тенденций, характеризующих организованную преступность на современном этапе, является наращивание международного сотрудничества, что нередко ведет к образованию транснациональных криминальных структур, характеризующихся на порядок более высоким криминальным потенциалом и соответственно степенью общественной опасности.
Теоретиками уголовного права давно утверждалось, что в условиях выхода преступности за рамки государственных границ бороться с ней становится гораздо сложнее, а обеспечивать эффективность такой борьбы становится возможным только посредством согласованных
действий большинства государств, при рациональном сочетании национальных и международных усилий [4, с. 96]. Данное обстоятельство, а также тот факт, что именно организованные группировки особенно активно устанавливают зарубежные связи, является бесспорным аргументом, свидетельствующим о необходимости развития международного сотрудничества в рассматриваемой сфере.
Исследование современного состояния международного сотрудничества в противодействии преступности в целом и ее наиболее опасным проявлениям в частности позволяет утверждать, что в настоящее время ведется активная работа по консолидации совместных усилий по борьбе с преступностью. Однако обеспечение реализации заявленных целей происходит далеко не всегда. Главной причиной неэффективной практики международного сотрудничества является различный подход к установлению оснований и содержания ответственности за соответствующие криминальные посягательства в рамках национальных нормативных документов.
Оптимальным решением изложенной проблемы является выработка модельных законодательных актов, принимаемых на уровне международного правотворчества. Такого рода деятельность по оптимизации международного сотрудничества не только будет способствовать унификации законодательства самостоятельных субъектов международного права, его согласованности, но и распространению апробированного опыта, что, безусловно, сделает возможным перевести национальные и международные усилия по противодействию организованной преступности на иной качественный уровень.
Комплекс мер технического характера, способствующий эффективному противодействию наиболее развитым формам совместной преступной деятельности, должен включать в себя работу по обеспечению правоохранительных органов современными техническими средствами, дающими возможность реализовать все оперативные возможности по наработке информации, ее аккумулированию и последующей реализации в процессе уголовного судопроизводства.
Сложная структура организованных преступных групп и сообществ, разноплановый характер их деятельности, а также принимаемые специальные меры безопасности определяют то обстоятельство, что эффективная борьба с ними возможна только посредством качественной оперативной работы, позволяющей нара-
батывать достаточной объем предварительной информации, отражающей масштабы преступной деятельности, ее направления, «кадровый состав», а также иные характеристики конкретного криминального образования [5, с. 71—77]. Только в этих условиях возможна ликвидация последнего, а борьба с ним не будет напоминать отсечение головы у гидры, когда на месте отрубленной вырастает новая. Причем, в отличие от приведенной аллегории, ликвидация отдельных подразделений организованных преступных формирований будет способствовать образованию еще более опасной структуры, имеющей отрицательный опыт, а, следовательно, борьба с ней может усложниться в разы. В этих условиях правоохранительные органы должны быть обеспечены всеми необходимыми техническими средствами, дающими возможность проведения эффективных оперативно-разыскных мероприятий, а также закрепления и реализации соответствующей информации.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. 2006. № 11, ст. 1146.
2. Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3131.
3. Попов В.И. Проблемы подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией // Известия методического центра профессио-
нального образования и координации научных исследований МВД РФ. М., 1997. № 1.
4. Сунцов А.Е., Трунцевский Ю.В. Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России // Московский журнал международного уголовного права. 1997. № 2.
5. Петров С.В. Эффективность нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия криминальным посягательствам, характеризуемым наличием сложных форм соучастия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8.
Notes
1. Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 11, art. 1146.
2. Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 30, art. 3131.
3. Popov V.I. The problems of training of specialists for combating organized crime and corruption // News of the methodological center of professional education and coordination of scientific research of the Ministry of interior of the Russian Federation. Moscow, 1997. № 1.
4. Suntsov A.E., Truncevski U.V. Theoretical problems of the implementation of international criminal law in Russia // Moscow magazine of international criminal law. 1997. № 2.
5. Petrov S.V. Efficiency of legal regulation of operational-investigative activity in the sphere of combating criminal attacks, characterized the presence of complex forms of complicity // Theory and practice of social development. 2011. № 8.