Научная статья на тему 'Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ'

Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Сергей Валентинович

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы специального предупреждения деятельности организованных форм преступности в целом и преступных сообществ в частности. Особое внимание уделяется комплексу мероприятий организационного характера, способствующего эффективному противодействию указанному криминальному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ»

С.В. Петров

Петров Сергей Валентинович — заместитель начальника кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы специального предупреждения деятельности организованных форм преступности в целом и преступных сообществ в частности. Особое внимание уделяется комплексу мероприятий организационного характера, способствующего эффективному противодействию указанному криминальному явлению.

Some questions of special warning of the organized forms of crime activity in general and criminal associations— in particular are analyzed in this article. Special attention is paid to complex of the organizational events,

which helps to resist this criminal phenomenon in effective way.

Анализ статистических данных, отражающих количественные и качественные признаки преступности, выраженной в организации и участии в деятельности преступных сообществ, а также степень ее негативного воздействия на нормальное развитие общественных процессов, свидетельствует о необходимости адекватного реагирования, состоящего в разработке и реализации эффективной системы превентивных мероприятий, коррелирующей с причинным комплексом, обусловливающим указанный вид преступности.

Исследование научных изысканий, в рамках которых осуществляется критический анализ причинного комплекса криминальных посягательств, свидетельствует о том, что всю совокупность детерминант, способствующих культивированию того или иного уголовно наказуемого деяния, условно можно разделить на две самостоятельные группы.

Содержанием первой группы признаков является совокупность условий социально-экономического характера, которые опосредованно обусловливают криминализацию общества. Типичными примерами таких предпосылок росту количества уголовно наказуемых деяний являются низкий уровень жизни, безработица, социальная незащищенность, а также иные социально-экономические показатели, обусловливающие процессы криминализации в государстве в целом либо в отдельно взятом регионе. Вторую группу причин составляют те объективные обстоятельства, которые оказывают наибольшее негативное влияние именно на тот круг общественных отношений, который охраняется конкретной уголовно-правовой нормой.

Разделение совокупности причин, обусловливающих рост преступности, на общие и специальные предопределяет целесообразность аналогичного подхода к определению структуры мероприятий превентивного характера. Следовательно, весь

комплекс мер профилактического характера, направленный на снижение уровня организованной преступности, условно делится на мероприятия, способствующие снижению общих показателей, отражающих уровень преступности в стране или отдельно взятом регионе, а также специальные меры, направленные на противодействие деятельности преступных сообществ (преступных организаций). Обязательным требованием при выработке мероприятий второй группы является учет специфических особенностей конкретных криминальных посягательств, в том числе описанных в статье 210 УК РФ. По утверждению А.И. Алексеева, «...на уровне специального предупреждения традиционный набор профилактических мер применительно к преступным сообществам во многом не применим. Здесь, например, практически бесполезны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве и т. п.»1.

Весь комплекс мер специального предупредительного воздействия в отношении деяния, предусмотренного статьей 210 УК РФ, целесообразно классифицировать по трем основным направлениям:

— меры законодательного характера;

— меры технического характера;

— организационные мероприятия.

Первую группу мероприятий в свою очередь можно разделить на деятельность по модернизации действующих нормативных правовых актов, регламентирующих борьбу с преступными сообществами, и их ревизии на предмет эффективности законодательных формулировок. Вторую группу мероприятий законодательного характера должна составлять нормотворческая деятельность, направленная на выработку специальных нормативных правовых актов, основной целью принятия

Петров С.В. Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ

Петров С.В. Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ

которых является борьба с деятельностью преступных сообществ. В частности, целесообразно рассмотреть возможность разработки и принятия межотраслевого законодательного акта, направленного на противодействие организованным формам преступной деятельности. Указанный подход соответствует не только зарубежной практике, но и апробирован в национальном законодательстве посредством разработки и принятия комплексных федеральных законов «О противодействии терроризму»2 и «О противодействии экстремистской деятельности»3.

Комплекс мер технического характера, способствующий эффективному противодействию преступлению, предусмотренному статьей 210 УК РФ, включает в себя деятельность по обеспечению подразделений правоохранительных органов современными техническими средствами, дающими возможность реализовать все оперативные возможности, целью которых является наработка информации о деятельности организованных преступных группировок и ее реализация в процессе уголовного судопроизводства.

Необходимость выделения именно организационных мероприятий как предмета исследования в настоящей статье обусловлена тем фактом, что само по себе определение наиболее развитых форм соучастия как «организованная преступность» делает очевидным необходимость особого внимания в отношении координации усилий по обеспечению безопасности общественных отношений от деятельности организованных преступных групп.

Специфическим признаком мероприятий организационного характера, отграничивающим последние от иных превентивных мер, является метод достижения поставленной цели. Он выражен в использовании специальных мероприятий,реализуемых правоохранительными органами и иными субъектами совместно либо индивидуально, которые способствуют интересам защиты охраняемых законом объектов от соответствующих преступных посягательств. К указанным мероприятиям относятся следующие.

1. Оптимизация кадровой работы, выраженная как в целенаправленной подготовке молодых специалистов для борьбы с деятельностью преступных сообществ (преступных организаций), так и организации курсов повышения квалификации действующих сотрудников правоохранительных органов (например, посредством образования специальных факультетов на базе ведомственных учебных заведений).

Представителями научной общественности давно указывалось на необходимость организации специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов по указанному направлению4. Однако до настоящего времени потребность комплектования подразделений ОВД, в задачи которых входит борьба с организованной преступностью, не обеспечена соответствующим кадровым

составом. Оптимальным решением проблемы подготовки кадрового аппарата подразделений по борьбе с организованными формами преступности в современных условиях является создание специальных факультетов, а также организация курсов повышения квалификации на базе действующих образовательных учреждений профильных министерств и ведомств, задачей которых являлась бы подготовка специалистов в области борьбы с наиболее развитыми формами криминального взаимодействия.

2. Создание специализированных подразделений, нацеленных на противодействие деятельности преступных сообществ (преступных организаций).

Результаты деятельности региональных управлений по борьбе с организованной преступностью подтвердила целесообразность и эффективность практики выделения в структуре МВД указанных подразделений, ликвидация которых не имела объективных оснований и весомых аргументов, что свидетельствует о поспешности принятия соответствующего решения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что с момента отмены структур РУБОП криминологические показатели, отражающие динамику организованной преступности, характеризуются положительной динамикой. Наложение дополнительных задач, выраженных в борьбе с преступными сообществами (преступными организациями), на непрофильные подразделения МВД объективно не может способствовать их успешному выполнению. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о необходимости обращения к прошлому опыту, а именно восстановлению специальных подразделений ОВД, непосредственной задачей которых является борьба с организованными формами криминальных посягательств.

3. Международное сотрудничество.

Вся история человечества характеризуется наращиванием потенциала процесса глобализации. В настоящее время стремление отдельных стран и народов к объединению, интеграции, выработке единых подходов и стандартов для решения экономических, политических, социальных, правовых и иных проблем характеризуется особой интенсивностью. Несмотря на безусловную позитивность развития международного сотрудничества, нельзя игнорировать и проблемные вопросы, сопутствующие ему. По нашему мнению, совпадающему с позицией ряда авторов5, наибольшую опасность для общественных отношений представляет то обстоятельство, что наряду с возрастанием уровня международного сотрудничества совершенствуется и глобализируется преступность.

Специалистами, занимающимися теоретическими исследованиями в области противодействия организованным формам преступной деятельности, давно было указано на то, что в условиях выхода уголовно-наказуемых деяний за рамки государственных границ, а также наращивания международных криминальных связей бороться с ними ста-

102

Юридическая наука и практика

новится сложнее, а обеспечить эффективность такой борьбы возможно только посредством согласованных действий большинства государств при рациональном сочетании национальных и международных усилий, в том числе на основе международных соглашений6. Данное обстоятельство, а также тот факт, что именно организованные криминальные сообщества особенно активно наращивают зарубежные связи, является бесспорным аргументом, свидетельствующим о необходимости развития международного сотрудничества в сфере борьбы с ними.

Как показывает практика, наиболее эффективными формами практической деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества являются участие в создании и гармонизации международного законодательства, направленного на противодействие развитию организованной преступности, проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях и совещаниях, обмен оперативной информацией, исполнение запросов общего и конфиденциального характера, проведение совместных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, а также розыск лиц, находящихся в международном розыске, их экстрадиция или депортация.

В настоящее время можно говорить о создании относительно стройной системы взаимодействия компетентных национальных органов и структур, призванных обеспечивать стабильность, безопасность и сохранение контроля над криминогенной ситуацией. Более того, наработан целый комплекс базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам, определяемым организованной преступностью. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативную правовую базу международного сотрудничества в данной сфере, так как именно она имеет ключевое значение для эффективного международного сотрудничества по вопросам борьбы с организованной преступной деятельностью. Данный факт требует более детального рассмотрения законодательного обеспечения противодействия транснациональной организованной преступности.

Совет безопасности ООН неоднократно указывал на то, что главным условием эффективности сотрудничества субъектов международного права в сфере борьбы с организованной преступностью является наличие качественной правовой базы. В то же время значительное количество универсальных конвенций в данной области, в том числе принятых под эгидой ООН, не обеспечили надежного сотрудничества между правоохранительными органами отдельных стран. Данный факт обуслов-

лен тем, что большинство из указанных документов носят декларативный либо рекомендательный характер и не содержат необходимых для практического применения механизмов. Наряду с этим, решение задач, стоящих перед мировым сообществом в борьбе с транснациональной организованной преступностью, осложняется отсутствием единого подхода в правоприменительной практике отдельных государств. Характерно, что субрегиональное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью эффективно реализуется только в тех правовых формах, которые получили универсальное закрепление в национальных законодательствах и развитие в двусторонних и многосторонних профильных документах.

Оптимальным решением указанной проблемы является выработка модельных законодательных актов, принимаемых на уровне межгосударственного нормотворчества. Несмотря на то, что эти документы будут содержать нормы рекомендательного характера, они могут служить правовым ориентиром для государств-участников. Такая деятельность по оптимизации международного сотрудничества не только сделает возможным унификацию соответствующих национальных законодательных актов, их совместимость между собой, но и будет способствовать распространению апробированного опыта, что, безусловно, переведет национальные и международные усилия в борьбе с деятельностью преступных сообществ (преступных организаций) на иной качественный уровень.

Примечания

1. См.: Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. — М., 1998. — С. 204.

2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 // СЗ РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.

3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3131.

4. См., например: Попов В.И. Проблемы подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. — М., 1997. — № 1. — С. 43—52.

5. См., например: Громов В.А. Процессы глобализации и российская организованная преступность // Научные основы уголовного права и процессы глобализации: Материалы V Российского конгресса уголовного права. — М., 2010. — С. 493.

6. См.: Сунцов А.Е. Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России / А.Е. Сунцов, Ю.В. Трунцевский // Московский журнал международного уголовного права. — 1997. — № 2. — С. 96.

Петров С.В. Организационные меры в системе противодействия деятельности преступных сообществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.