Научная статья на тему 'Организованная эвакуация школьного здания как социально-педагогическая проблема'

Организованная эвакуация школьного здания как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организованная эвакуация школьного здания как социально-педагогическая проблема»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭВАКУАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЗДАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

М.В. Полихов, начальник отдела, к.т.н., И.С. Псарев, специалист по безопасности, Л.Ю. Скрипник, старший научный сотрудник, к.п.н., Всероссийский научно-исследовательский институт

по проблемам ГОЧС, г. Москва

Рассматривая актуальные проблемы обеспечения мер реальной безопасности контингента образовательных учреждений, приходится признать, что доминирующим навыком противодействия ЧС для обучающихся и воспитанников, является навык организованной эвакуации из здания. Все остальные навыки, если они будут применены школьником при пожаре в школе, где он находится под ответственностью специалистов, в том числе приобретенные в кружке «Юный спасатель». Знания и навыки полученные на уроках ОБЖ, как то первая помощь, использование первичных средств пожаротушения, вынесение из опасной зоны пострадавших или спасение материальных ценностей, в современном правовом поле будут признаны как нелегитимная угроза жизни и здоровью несовершеннолетних. Это вытекает из требований Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 № 69 (ред. от 28.04.2015) «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры». Таким образом, не только обучающиеся, но и работники школы не могут привлекаться к пожаротушению, не имея соответствующей лицензии.

Эвакуация является самым надежным и эффективным средством защиты людей в чрезвычайной ситуации. Задача современного школьника - четко выполнить предписанный алгоритм, подчиняться требованиям педагогов и организованно покинуть опасное (или условно опасное) помещение. Формированию данного навыка посвящены регулярные тренировки. Пункт 12 гл. 1 ППР РФ № 390 2012 года гласит: «На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». Это означает, что в школе минимум один раз в полгода должна проходить тренировка по эвакуации. На если есть обоснованная необходимость, то можно и чаще.

Все бы казалось правильно и хорошо, но не искоренен в целом по стране формальный подход к проведению с обучающимися и воспитанниками тренировочных мероприятий по эвакуации, на что указывает В.А. Сидоркин с опорой на данные мониторингов [3, с. 56]. Следует отметить, что научных рекомендаций по организации подготовки школьников к эвакуации разработано крайне мало. Методики А.Н. Приешкиной (2005) касаются формирования навыка организованных действий (противодействие толпе) на уроках физической культуры, делается акцент на правильном положении тела, тренировке

устойчивости и т.д. Наоборот, Л.В. Эюбова (2011) уделяет огромное значение общему воспитанию, формированию нравственных качеств Человека, коллективиста, умению оценивать обстановку на основании имеющихся представлений о ЧС и их прогнозе (ею введен термин «адаптационная мобильность»). В исследовании В.А. Сидоркина (2008) [2] рассмотрены проблемные вопросы эвакуации: где должен находиться педагог, впереди и вести за собой или идти сзади, отслеживая проблемных детей. Он вводит в оборот термин «дети-проводники», говорит о целенаправленном выявлении и подготовки детей-лидеров, которые поведут класс по заранее установленному маршруту эвакуации, тем самым освободив учителю руки для принятия экстренного решения. Логично, но спорно. Так, например, при пожаре школы в якутском поселке Сыдыбыл (2003 г.) единственно верным оказалось решение учительницы вывести своих подопечных на крышу горящего здания, откуда все дети были быстро сняты пожарными, но данные действия педагога резко противоречили утвержденной инструкции по эвакуации из данного здания. При этом те педагоги и обучающиеся, которые четко выполнили предписанный алгоритм, погибли из-за непредвиденных обстоятельств - эвакуационный выход оказался закрыт.

Таким образом, на основании педагогического и ситуационного анализа, многолетнего опыта организации обучающих эвакуаций из зданий школ, входящих в наш комплекс и построенных по разным типовым проектам, мы сделали вывод, что обучение эвакуации следует рассматривать не как отдельный навык БЖД, а как сложную компетенцию.

С учетом вышеизложенного, нами совместно с коллективом Научно -проектного центра Исследования риска и экспертизы безопасности под руководством научного руководителя данного проекта к.т.н. В.Н. Лисицы и при непосредственном участии С.В. Лисицы была разработана и апробирована методика, адаптированная к различным возрастным группам: «Экспресс-технология по обучению контингента обучающихся действиям при сигнале «Эвакуация» в составе класса». Проводится как подготовительный этап к объектовой тренировке по эвакуации. Говорить о системе позволяет наличие включенных в структуру подготовки к эвакуации определенного количества дидактических и подвижных игр, формирующих отдельные умения и навыки. Организационно-педагогическое значение методики заключается в комплексном подходе к формированию знаний, умений и навыков, к созданию алгоритмов оптимальных действий в опасной ситуации на основании осознанных знаний.

Человек не должен действовать, как слепо натренированный механизм, что показано в кинофильме «Детсадовский полицейский», где навык эвакуации из класса у детей был отточен многократным повторением во всех деталях, вплоть до выноса ручного хорька. Это работает, но до мельчайшего же изменения ситуации. По нашему мнению, обучающийся должен иметь общие представления про опасные факторы пожара (дым, высокая температура воздуха, воздействие пламени на покровы человека, ядовитые продукты горения, обрушение конструкций) и причиняемый ими вред организму человека, а также назначение плана эвакуации, способы использования подручных средств для защиты органов дыхания в задымленном помещении, идеальный алгоритм правильных действий.

Достаточно важный учебный вопрос - оповещение о пожаре. Оповещение в школе происходит с помощью автоматической сигнализации. При признаках задымления система срабатывает и выдает звуковой сигнал. Педагог должен показать детям датчики пожарной сигнализации, так как часто они принимают их за видеокамеры или боятся, что оттуда при пожаре польется вода, то есть принимают за спринклеры.

Педагог должен снять психологическое напряжение, которое возникает у детей при упоминании возможностей ЧС. Повода для паники и потери самообладания нет! Огонь распространяется очень быстро, но не мгновенно. При обычном возгорании в школе чаще всего есть запас времени на четкую и разумную эвакуацию. Важную роль играют меры по снижению пожарной нагрузки - чем меньше горючих материалов в виде макулатуры, излишней мебели, отделочных материалов, тем меньше шансов у огня. Поэтому стены в школе не отделывают масляной краской, обоями, пластиковыми панелями. Более старшим обучающимся надо показать значение субботников по выносу огнеопасных отходов (старая бумага, фанерно-холщовые стенды) как посильный вклад школьников в безопасность.

Еще один аспект обучения эвакуации, на который следует обратить внимание. При эвакуации есть опасность надышаться дыма. Часто фотоотчеты о проведенном «Дне защиты детей» пестрят фотографиями детей и педагогов в медицинских одноразовых масках. Они, как и противогаз ГО, не спасают от дыма! У пожарных для длительной работы в задымленной зоне существуют изолирующие противогазы. А обычная эвакуация длится не более 5 минут. Для этого достаточно закрыть рот и нос влажной тканью. Обычно рекомендуют намочить носовой платок, который раньше имели в кармане все, это считалось признаком воспитанности. Труднее было иметь воду под рукой - пили обычную водопроводную из-под крана. С водой сейчас стало менее проблематично, потому что большинство людей носит с собой бутилированную воду, а в учреждениях в каждом классе, кабинете находятся питьевые установки (кулеры). Труднее стало с носовыми платками: они теперь бумажные, и при намачивании слипаются в комок. Поэтому мочить придется край одежды, например, подол футболки.

При подготовке школьников к эвакуации, в особенности в начальной школе, необходима помощь психолога, чтобы объяснить необходимость выхода без вещей, забота о товарищах. Примерное содержание беседы: «Важно помнить, что человек отличается от других живых существ именно способностью к сознательной помощи другим людям. Пожар - это лишь один эпизод в жизни, неприятный, но непродолжительный. И жить всю жизнь, мучаясь угрызениями совести, было бы тяжело». Можно привести такие примеры из наблюдений специалистов: «При лесных пожарах все животные устремляются в безопасное место, при этом многие из них гибнут под копытами и лапами более сильных и крупных. И, конечно, каждое животное спасается в одиночку. Человек тем и отличается от животного, что имеет разум и чувства. Разум не позволит поддаться бессмысленной панике. Заставит вспомнить быстро все, чему учили, и действовать грамотно. Человеческие чувства не дадут бросить слабого в беде».

Нами совместно с НПЦ ИРЭБ разработаны и апробированы обучающие

игры для развития пожарно-профилактической зоркости, то есть привычки замечать и, соответственно, устранять потенциально опасные ситуации этой цели используются: «Помоги найти безопасный выход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Узнай пожарный знак». Уместно при этом использовать план эвакуации, он может быть представлен как в стендовом виде, так и в виде мультимедиапродукта, особенно удачно это будет при использовании интерактивной доски, где можно курсором отмечать предпочтительные направления движения.

В контексте совершенствования методического обеспечения данной проблемы НПЦ ИРЭБ разработан и апробирован в нашей школе трехмерный тренажер «Действия при пожаре в школе», представляющий собой обучающий модуль с видом от третьего лица: класс, управляемые фигурки обучающихся, которые могут выходить со своих мест, выстраиваться по желанию играющего, перемещаться.

В начальной школе хорошо зарекомендовал себя способ движения, когда дети крепко держат друг друга за руки, образуя «цепочку». Для тренировки навыка организованного движения без разрыва «цепочки», движения «гусиным шагом», пригибаясь под дым, а также в условиях ограниченной видимости проводится подвижная игра «Вереницей уйдем от красной птицы» (имеется ввиду символика «красного петуха», с которой дети знакомятся в ходе бесед о пожарной безопасности). Игра проводится на перемене, на прогулке. Группе детей предлагается подумать, что является самым ценным в классе в случае пожара? В процессе краткой беседы формируется убеждение, что именно дети, а не имущество, как школьное, так и личное обучающихся. Далее педагог сообщает, что пожарные в горящем здании передвигаются на связке, чтобы не потерять товарища в дыму. Ставится проблема: у детей нет такого снаряжения. Как правило, младшие школьники сами приходят к выводу о необходимости взяться за руки. Начинается движение. Затем педагог обращает внимание играющих, что в дыму плохо видно, дым ест глаза, и предлагает детям закрыть глаза, надеясь на руки товарищей. В качестве развития сюжета игры педагог с учащимися вспоминает, что дым поднимается вверх, следовательно, оптимальным действием будет пригнуться вниз. Играющие движутся с закрытыми глазами, держась за руки и «гусиным шагом», их задача - не упасть и разъединить «цепочку». В финале педагог сообщает: «Ура, вы успешно вышли в безопасное место! Открывайте глаза и похлопайте себе и своим верным друзьям!».

Практика показала, что данная игра может быть успешно проведена и с другими возрастными группами. При работе с подростками возрастает темп движения и поступления вводных. В детском саду аналог данной игры проводится с яркой длинной лентой из плотной ткани, за которую дети держатся при организованном движении.

Таким образом, мы рассмотрели систему игровой подготовки детей и подростков в образовательном учреждении к эвакуации в случае пожара и другой опасной ситуации.

Список использованной литературы

1. Приешкина А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера: Дисс.....канд. пед. наук: Омск, 2005 - 126 с. ил.

2. Сидоркин В.А Психолого-педагогические условия формирования готовности обучающихся к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях: Дисс.....канд. пед. наук: МПГУ. - М., 2008. - 142 с. ил.

3. Сидоркин В.А. В полку юных добровольцев убыло // Пожарное дело. -2012. - № 2. - С. 56-57.

4. Эюбова Л.В. Культура пожарной безопасности (Формирование пожаробезопасного поведения у детей и подростков: история и современность): монограф. - Саарбрюкен, Lambert Academic Publishing, 2011. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.