Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С МИОПИЕЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С МИОПИЕЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МИОПИЯ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Насырова Гульсум Хамитовна

Определен процент студентов с близорукостью. Он составил 26,9% среди прочих заболеваний у студентов 1 курса КНИТУ Установлено распределение студентов по степени миопии. Студентов со средней степенью миопии в два раза больше, чем с миопией слабой и высокой степени. Прослеживается четкая связь между близорукостью и изменениями в опорно-двигательном аппарате (ОДА) (нарушение осанки 80%, среди них сколиозы 19,7%, плоскостопие). Статистическое ухудшение зрения на старших курсах не установлено. По результатам выполнения различных физических упражнений было установлено, что большинство студентов со слабой и средней миопией имеют хорошую двигательную активность, которую нужно постепенно повышать, увеличивая общую тренированность организма и совершенствуя компенсаторные механизмы, ослабляя негативное влияние на зрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Насырова Гульсум Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION TO THE CLASSES OFPHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH MYOPIA OF DIFFERENT DEGREES

The percentage of students with myopia was determined. It was 26.9% among other diseases in students of the 1st year of KNRTU. The distribution of students according to the degree of myopia was established. Students with the average degree of myopia are twice as many as those with weak and high degree of myopia. There is clear link between myopia and changes in the musculoskeletal system (ODS) (80% posture disorders, including scoliosis 19.7%, flat feet). Statistical deterioration of vision in senior courses is not established. According to the results of various physical exercises, it was found that the majority of students with weak and medium myopia have good motor activity, which should be gradually increased, increasing the overall fitness of the body and improving compensatory mechanisms, reducing the negative impact on vision.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С МИОПИЕЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ»

2017. - № 2 (144). - С. 298-303.

REFERENCES

1. Kruchinsky, N.G. (2016), "Modern principles in the rehabilitation of athletes", Health for all, No. 2, pp. 11-15.

2. Ulyaeva, L.G. and Melnik, E.P. (2017), "Mental self-regulation of athletes as an indicator of self-realization of personality", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp.298-303.

Контактная информация: nastia11.2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С

МИОПИЕЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ

Гульсум Хамитовна Насырова, кандидат биологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Определен процент студентов с близорукостью. Он составил 26,9% среди прочих заболеваний у студентов 1 курса КНИТУ Установлено распределение студентов по степени миопии. Студентов со средней степенью миопии в два раза больше, чем с миопией слабой и высокой степени. Прослеживается четкая связь между близорукостью и изменениями в опорно-двигательном аппарате (ОДА) (нарушение осанки 80%, среди них сколиозы 19,7%, плоскостопие). Статистическое ухудшение зрения на старших курсах не установлено. По результатам выполнения различных физических упражнений было установлено, что большинство студентов со слабой и средней миопией имеют хорошую двигательную активность, которую нужно постепенно повышать, увеличивая общую тренированность организма и совершенствуя компенсаторные механизмы, ослабляя негативное влияние на зрение.

Ключевые слова: двигательная активность, миопия, опорно-двигательный аппарат, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p384-387

ORGANIZATION TO THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH MYOPIA OF DIFFERENT

DEGREES

Gulsum Hamitovna Nasyrova, the candidate of biological sciences, docent, Kazan National

Research Technological University

Abstract

The percentage of students with myopia was determined. It was 26.9% among other diseases in students of the 1st year of KNRTU. The distribution of students according to the degree of myopia was established. Students with the average degree of myopia are twice as many as those with weak and high degree of myopia. There is clear link between myopia and changes in the musculoskeletal system (ODS) (80% posture disorders, including scoliosis 19.7%, flat feet). Statistical deterioration of vision in senior courses is not established. According to the results of various physical exercises, it was found that the majority of students with weak and medium myopia have good motor activity, which should be gradually increased, increasing the overall fitness of the body and improving compensatory mechanisms, reducing the negative impact on vision.

Keywords: motor activity, myopia, musculoskeletal system, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Ослабленное зрение лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор действий. Зрение служит одним из основных информационных каналов. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни. Близорукость присуща в основном молодым. Близорукость у школьников колеблется от 2,3% до 16,2%. У студентов вузов этот процент выше. Изучение происхождения близорукости позволило оценить и значение физической культуры в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Близорукость чаще всего возникает у подростков с недостаточным физическим развитием. [1-2].

Цель работы - изучение вопроса о распределении студентов КНИТУ с миопией разной степени в соответствующие отделения для занятий физической культурой. Задачи:

1. Установить процент студентов с миопией, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ).

2. Установить распределение студентов по степени миопии. Сопоставить данные с состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА).

3. Проанализировать двигательную активность студентов с ослабленным зрением.

МЕТОДИКА

Для определения численности студентов КНИТУ с миопией, нам предоставлена информация врачом студенческой поликлиники.

Нами произвольно обследовано 67 студентов КНИТУ I, III курсов, отнесенных по результатам медицинского осмотра к СМГ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам медицинского обследования в 2019 году установлено, что из общего числа поступивших в вуз среди прочих заболеваний у 26,9% студентов отмечается снижение остроты зрения.

При этом на I и III курсах в подавляющем большинстве констатируется средняя степень близорукости. Также одинаковое количество студентов на I и III курсах имеют слабую и высокую степень миопии.

Из числа обследуемых студентов 24% имели слабую степень миопии, 25% - высокую и 51% студентов - среднюю. Количество студентов со средней степенью миопии значительно больше.

В период обучения в вузе из-за интенсивных зрительных нагрузок у некоторых студентов происходит дальнейшее снижение остроты зрения и в ряде случаев быстро прогрессирует. Поэтому можно было бы предположить, что число студентов III курса с высокой степенью миопии будет значительно больше, чем у студентов I курса. Однако наблюдается примерно одинаковое количество студентов I и III курсов с высокой степенью миопии (25,7% и 25% соответственно).

В период обучения в вузе из-за интенсивных зрительных нагрузок у некоторых студентов происходит дальнейшее снижение остроты зрения и в ряде случаев быстро прогрессирует. Поэтому можно было предположить, что число студентов III курса с высокой степенью миопии будет значительно больше, чем у студентов I курса. Однако наблюдается примерно одинаковое количество студентов I и III курсов с высокой степенью миопии (25,7% и 25% соответственно).

У близоруких людей часто наблюдается нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиозы из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе) [2]. По результатам медицинского обследования в 2019г. у 19,7% студентов, отнесенных к СМГ, выявлен сколиоз.

Нами во время учебных занятий по физическому воспитанию в СМГ установлено, что нарушение осанки наблюдается примерно у 80% студентов. Нарушение осанки, плос-

костопие, другие нарушения ОДА и миопия являются сопутствующими заболеваниями. Основной задачей при таких заболеваниях является систематическое выполнение физических упражнений, способствующих функциональному укреплению всех органов и систем организма, а также совершенствование механизмов, регулирующих их деятельность. Принято считать, что функциональные возможности организма у большинства студентов с миопией снижены.

Для выяснения этого вопроса мы провели сравнение физических возможностей студентов с миопией и студентов с хорошим зрением по результатам выполнения некоторых упражнений.

Выполнялись такие упражнения, как бег, вращаясь вправо-влево (4 вращения), быстрая ходьба по скамейке, бег по скамейке, бег спиной вперед, выполнение комплекса упражнения, метание теннисного мяча в цель. Отмечено, что большинство студентов с миопией качественно выполняли все упражнения, а время их выполнения было практически таким же, как и у студентов с хорошим зрением [3].

Нами установлены хорошие двигательные способности студентов с близорукостью. Студентам с близорукостью слабой и средней степени двигательную активность снижать нельзя, ее нужно постепенно повышать и создавать общую тренированность организма, потому что студенты с близорукостью имеют, как правило, еще и нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие. Происходит это в том числе и из-за слабости скелетных мышц.

Таким образом, на сегодняшний день доказана существенная роль физической культуры в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Поэтому не стоит ограничивать студентов в двигательной активности путем частичного или полного освобождения от занятий физической культурой, намеренным снижением физической нагрузки или путем перехода в СМГ.

Большинство студентов с миопией слабой степени и некоторые студенты со средней могут зачисляться для занятий физической культурой в основное учебное отделение. При хорошей физической подготовленности они могут заниматься в группах со спортивной направленностью (плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, бадминтон, настольный теннис, туризм - по желанию). При этом 2 раза в год необходимо проходить обследование у окулиста для контроля динамики остроты зрения. Студенты, имеющие более слабую физическую подготовку, могут заниматься в подготовительном учебном отделении. Студенты с высокой степенью миопии по медицинским рекомендациям зачисляются в СМГ [3].

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что количество студентов с миопией на I курсе в СМГ КНИТУ составляет 26,9%, причем студентов со средней степенью миопии в два раза больше, чем со слабой и высокой миопией.

2. Подтверждено, что сопутствующими заболеваниями при миопии являются нарушения опорно-двигательного аппарата, а именно сколиозы (19,7%), другие нарушения осанки и плоскостопие.

3. Установлено, что студенты с миопией слабой, средней и высокой степени имеют хорошую двигательную активность. Студенты с миопией слабой и средней степени могут быть зачислены в основное, подготовительное или спортивное учебное отделение, с высокой степенью - в СМГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Е.С. Ливадо, Ю.И. Курпан. - Москва : Физкультура и спорт, 1983.- 103 с.

2. Кудряшова Н.И. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление / Н.И. Кудряшова. - Москва : НТ - Центр, 1994. - 191 с.

3. Насырова Г.Х. Двигательные способности студентов КНИТУ с нарушением зрения / Г.Х. Насырова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы IX Международной науч.-пр. конф. (Чебоксары, 14 ноября 2019г.). - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. -С. 48-52.

REFERENCES

1. Avetisov, E.S., Livado E.S. and Kurpan, Yu.I. (1983), Physical education classes for myopia, Physical education and sports, Moscow.

2. Kudryashova, N.I. (1994), Vision: preservation, normalization, restoration, NT - Tsentr, Moscow.

3. Nasyrova G.KH. (2019), "Motor abilities of KNITU students with visual impairment", Actual problems of physical culture and sports, Proceedings of the IX International Scientific Conference, (November, 14, 2019), Cheboksary, pp. 48-52.

Контактная информация: gulsum.nas@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2022

УДК 37.013.46

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-

ЛИЧНОСТНУЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Юрий Владимирович Науменко, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоград

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование социально-личностной жизнеспособности детей и подростков. Полученные данные позволяют утверждать, что физкультурно-оздоровительная деятельность, реализуемая в системе, оказывает положительное психокоррекционное воздействие на отдельные компоненты социально-личностной жизнеспособности детей и подростков (проявление агрессивности, эмоциональное благополучие и самооценку). Следовательно, открываются новые возможности в выборе форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности с точки зрения их воздействия на социально-личностную жизнеспособность занимающихся, т.е. существенное расширение ее воспитательных и развивающих возможностей по отношению к развитию личности. Также раскрывается новый потенциал для профессионального сотрудничества спортивного педагога (тренера-инструктора по ОФП, учителя ФК) и специалиста психолого-педагогической службы (социального педагога, педагога-психолога). Презентуемая информация может послужить источником новых направлений теоретических и практических исследований использования физкультурно-оздоровительной деятельности для профилактики асоциального поведения детей и подростков и/или физического воспитания несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа в соответствии с требованиями паспорта научной специальности 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка».

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, социально-личностная жизнеспособность детей и подростков, агрессивность, эмоциональное благополучие и самооценка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p387-391

PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS ACTIVITIES AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL IMPACT ON THE SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Yuri Vladimirovich Naumenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State

Academy of Physical Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.