Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УЧАЩИМИСЯ ВУЗА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УЧАЩИМИСЯ ВУЗА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАНИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Ключников Михаил Иванович, Тинюков Алексей Борисович, Гурьянова Светлана Анатольевна

В эпоху развития современного образования и научного потенциала страны, никто не мог бы и подумать, что большинству учащихся российских школ, колледжей и вузов предстоит преодолеть трудности при овладении дистанционными образовательными технологиями. В связи с последними событиями, происходящими в современном мире, существует множество объективных причин способствующих снижению уровня физической активности учащихся высших учебных заведений. Конечно ни для кого не секрет, что компьютеризация общества оставила свой отпечаток на уровне образования современного студента, но всё же молодые люди, учащиеся вузов стали «заложниками» низкой физической активности, которая вызвана распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В настоящее время, образовательные организации высшего образования, согласно государственным образовательным стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации, обязаны обеспечивать студентов фундаментальными знаниями в области физической культуры и спорта, а также создавать различные способы мотивации к занятиям спортивной деятельностью. Научное сообщество, медицинские работники, специалисты в области физической культуры и спорта осознают необходимость поиска наиболее эффективных средств и методов способствующие повышению уровня физической активности студентов в период ограничительных мер. Одним из таких средств являются динамические дыхательные упражнения. Научная новизна результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений с целью профилактики низкой двигательной и физической активности. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений в различных условиях жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Ключников Михаил Иванович, Тинюков Алексей Борисович, Гурьянова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF BREATHING EXERCISES WITH UNIVERSITY STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING

In the era of the development of modern education and the scientific potential of the country, no one would have thought that most students of Russian schools, colleges and universities would have to overcome difficulties in mastering distance learning technologies. In connection with the recent events taking place in the modern world, there are many objective reasons contributing to the decrease in the level of physical activity of students of higher educational institutions. Of course, it's no secret that the computerization of society has left its mark on the level of education of a modern student, but still young people, university students have become "hostages" of low physical activity, which is caused by the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). Currently, educational institutions of higher education, according to the state educational standards of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, are required to provide students with fundamental knowledge in the field of physical culture. The scientific community, medical professionals, specialists in the field of physical culture and sports are aware of the need to find the most effective means and methods to increase the level of physical activity of students during the period of restrictive measures. One of such means is dynamic breathing exercises. The scientific novelty of the research results lies in the use of complexes of dynamic breathing exercises in order to prevent low motor and physical activity. The practical significance of the research results lies in the application of dynamic breathing exercises in various conditions of life.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УЧАЩИМИСЯ ВУЗА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

путствующей отрасли - туризма - в связи с введенными ограничениями по въезду в Китай. Предполагаемый коммерческий доход от XXIV Олимпийских зимних игр в Пекине 2022 года представлен на рисунке 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Beijing Organizing Committee for the 2022 Olympic and Paralympic Winter Games. - Beijing, China, 2021. - URL: https://www.beijing2022.en/a/20200210/004217 (дата обращения 20.10.2021).

2. Официальный сайт Постоянного комитета Пекинского муниципального народного конгресса. - URL: http://www.bjrd.gov.cn/xwzx/bjyw/202110/t20211026_2520670 (дата обращения 20.10.2021). - На кит. яз.

REFERENCES

1. Official website of the Organizing Committee of the Beijing 2022 Olympic Winter Games and the Paralympic Winter Games, available at https://www.beijing2022.cn/a/20200210/004217 (accessed 20 October 2021).

2. Official website of the Standing Committee of the Beijing Municipal People's Congress, available at http://www.bjrd.gov.cn/xwzx/bjyw/202110/t20211026_2520670 (accessed 22 October 2021).

Контактная информация: maria_koreneva@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С УЧАЩИМИСЯ ВУЗА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Пермь; Михаил Иванович Ключников, кандидат юридических наук, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Владимир; Алексей Борисович Тиню-ков, кандидат педагогических наук, Светлана Анатольевна Гурьянова, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В эпоху развития современного образования и научного потенциала страны, никто не мог бы и подумать, что большинству учащихся российских школ, колледжей и вузов предстоит преодолеть трудности при овладении дистанционными образовательными технологиями. В связи с последними событиями, происходящими в современном мире, существует множество объективных причин способствующих снижению уровня физической активности учащихся высших учебных заведений. Конечно ни для кого не секрет, что компьютеризация общества оставила свой отпечаток на уровне образования современного студента, но всё же молодые люди, учащиеся вузов стали «заложниками» низкой физической активности, которая вызвана распространением новой коронави-русной инфекции (COVID-19). В настоящее время, образовательные организации высшего образования, согласно государственным образовательным стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации, обязаны обеспечивать студентов фундаментальными знаниями в области физической культуры и спорта, а также создавать различные способы мотивации к занятиям спортивной деятельностью. Научное сообщество, медицинские работники, специалисты в области физической культуры и спорта осознают необходимость поиска наиболее эффективных средств и методов способствующие повышению уровня физической активности студентов в период ограничительных мер. Одним из таких средств являются динамические дыхательные упражнения. Научная новизна результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений с целью профилактики низкой двигательной и физической активности. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений в различных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова: дыхание, динамические дыхательные упражнения, дистанционное обучение, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p287-292

ORGANIZATION OF BREATHING EXERCISES WITH UNIVERSITY STUDENTS

DURING DISTANCE LEARNING

Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Mikhail Ivanovich Klyuchnikov, the candidate of legal sciences, Vladimir Law Institute of the Federal Service for the Execution of Punishment of Russia, Vladimir; Alexey Borisovich Tinyukov, the candidate of pedagogical sciences, Svetlana Anatolyevna Guryanova, Ulyanovsk State Pedagogical University named

after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Abstract

In the era of the development of modern education and the scientific potential of the country, no one would have thought that most students of Russian schools, colleges and universities would have to overcome difficulties in mastering distance learning technologies. In connection with the recent events taking place in the modern world, there are many objective reasons contributing to the decrease in the level of physical activity of students of higher educational institutions. Of course, it's no secret that the computerization of society has left its mark on the level of education of a modern student, but still young people, university students have become "hostages" of low physical activity, which is caused by the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). Currently, educational institutions of higher education, according to the state educational standards of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, are required to provide students with fundamental knowledge in the field of physical culture. The scientific community, medical professionals, specialists in the field of physical culture and sports are aware of the need to find the most effective means and methods to increase the level of physical activity of students during the period of restrictive measures. One of such means is dynamic breathing exercises. The scientific novelty of the research results lies in the use of complexes of dynamic breathing exercises in order to prevent low motor and physical activity. The practical significance of the research results lies in the application of dynamic breathing exercises in various conditions of life.

Keywords: breathing, dynamic breathing exercises, distance learning, students.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционный формат обучения учащихся образовательных организаций высшего образования, в период ограничительных мер, вызванных распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19) претерпел существенные изменения, в связи с переходом на удаленный режим обучения. В результате существенных изменений в организации образовательного процесса и педагогический состав и сами обучаемые должны были адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. Согласно указу губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" временно приостановлена работа спортивных, культурных, научных, общественных и досуговых учреждений. Несомненно, данная мера была вынужденной и необходимой, для того чтобы предотвратить распространение данного заболевания среди различных социальных групп. Таким образом, студенческая молодежь была вынуждена адаптироваться к новым условиям своей учебной деятельности, и продолжать обучение в новом для себя формате. В этой связи, с отсутствием в должной мере физической нагрузки, снизился уровень физической активности и функционального состояния организма студентов, которые непосредственно в режиме ограничительных мер, находились на самоизоляции.

Цель исследования - поиск инновационных подходов и дополнительных эргогени-ческих средств для поддержания должного уровня физической активности и необходимых функциональных и физических качеств в рамках дистанционного обучения. Одним

из наиболее доступных средств в поддержании уровня физической активности, профилактики низкой двигательной активности являются дыхательные упражнения динамического характера.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный эксперимент был организован на территории города Перми, в период ограничительных мер с 10 апреля 2020 года по 20 июля 2020 года, со студентами 1-4 курсов факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России, в количестве 100 человек. Занятия динамическими дыхательными упражнениями проходили три раза в неделю: понедельник, среда, пятница под руководством кандидата педагогических наук, доцента Михайлова А.С., и старшего преподавателя кафедры социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России Карачева Б.Г., общей продолжительностью 1 час 30 минут.

В часы самостоятельных занятий занимающимся было предложено выполнять комплексы динамических дыхательных упражнений самостоятельно, с целью закрепления полученных умений и навыков на занятии с наставниками [1].

Основной целью динамических дыхательных упражнений является оптимизация физической активности организма студентов в связи с длительными статическими и динамическими напряжениями, гиподинамией, отсутствием стандартной физической нагрузки, снижением работоспособности, связанными с ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19).

Основными задачами данных занятий является следующее:

- овладение техникой правильного дыхания и использование её в повседневной деятельности;

- вырабатывание потребности в регулярных занятиях физической культурой и дыхательными упражнениями для всестороннего физического развития;

- формирование жизненно важных умений и навыков: мотивационно-ценностного отношения к средствам физической подготовки; установки на здоровый образ жизни;

- овладение системой практических умений и навыков, составляющих основу культуры движений;

- избавление от вредных привычек.

Если говорить о методике обучения динамическим дыхательным упражнениям, то её целесообразно разделить на несколько этапов:

1 этап. Изучение дыхания.

2 этап. Обучение динамическим дыхательным упражнениям на месте.

3 этап. Обучение динамическим дыхательным упражнениям в движении.

После освоения техники динамических дыхательных упражнений на месте и в движении происходит их совершенствование в различных условиях повседневной деятельности [2].

Данные занятия проводились в течении трех дней, продолжительностью 1 час 30 минут, в режиме видео-конференц связи и строилось по следующему принципу.

В подготовительной части занятия, с занимающимися проводились беседы по поводу их самочувствия, сна, определялся пульс до занятия, ортостатическая проба, а так же проверялся дневник самоконтроля.

В данный дневник занимающиеся вносят показатели объективного и субъективного характера, которые являются ценной информацией для врачебного контроля, самоконтроля и оптимального выбора программы физических тренировок. Особого внимания заслуживает в дневнике самоконтроля графа «нарушения режима». Эти сведения помогут объяснить изменения других показателей самоконтроля. Под нарушениями режима мож-

но подразумевать нестандартные ситуации, например, стресс, бессонная ночь перед экзаменом, курение, алкоголь, переедание и др.

В основной части занятия, непосредственно было организованно проведение занятий динамическими дыхательными упражнениями с учащимися, в течении 40-50 минут, в зависимости от этапа обучения.

В заключительной части занятия, проводилось ряд измерений показателей внешнего дыхания и гипоксической устойчивости организма занимающихся.

1 этап. Изучение дыхания. Перед тем как приступить к изучению техники динамических дыхательных упражнений, целесообразно провести ряд лекционных занятий на темы - «Значение динамических дыхательных упражнений в жизни современного студента», «Влияние динамических дыхательных упражнений на обмен веществ и биоэнергетические процессы», «Дыхание и повседневная деятельность», «Дыхание, как эффективное средство восстановление», «Дыхание, как эффективное средство в профилактики стресса». Подобная «школа дыхания» проводимая перед практическими занятиями и является обязательным условием процесса обучения. На данных занятиях обучаемые получают элементарные знания об анатомии, физиологии, гигиене дыхания, усваивают методические принципы и методы организации и проведения групповых и самостоятельных занятий дыхательной гимнастикой. Результатом работы на данном этапе является формирование психологической установки, высокой, устойчивой мотивации на введение дыхательных упражнений в режим дня, а так же, систематическое добросовестное выполнение дыхательных упражнений в процессе групповых и самостоятельных занятий.

2 этап. Обучение комплексам динамических дыхательных упражнений на месте. На занятиях вводного курса с целью освоения правильной техники дыхания, упражнения проводились на месте, в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Направленность комплексов динамических дыхательных упражнений является то, что они стимулируют организм занимающихся к физической и функциональной активности, после длительной и монотонной работы. Целесообразность проведения комплексов необходима в тот момент, когда возникает чувство усталости после физической и умственной работы разного характера, снижается внимание, возникает рассеянность.

Варианты выполнения комплексов динамических дыхательных упражнений может быть разнообразной, но стоит придерживаться одного требования, это выполнять комплексы упражнений в вертикальном положении тела (стоя, сидя), допускается незначительное отклонение корпуса тела в связи с особенностями позы.

Один из вариантов комплекса динамических дыхательных упражнений в положении сидя продемонстрирован ниже. Вариант выполнения упражнений на месте в положении сидя за столом.

Упражнение № 1.

Исходное положение (И.П.) сидя за столом, руки на колени, спина прямая. Выдохнуть через рот.

1. Короткий, форсированный вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 сек.

2. Наклонить голову вперед - медленный выдох через рот.

Во время выполнения упражнения спина прямая, допускается облокотиться на спинку стула, кресла, следить за дыханием. Количество повторений 4-8 раз. При первых признаках недомогания (головная боль, головокружение, отдышка) прекратить выполнения упражнения.

Упражнение № 2.

Исходное положение (И.П.) сидя за столом, спина прямая, руки вдоль туловища. Выдохнуть через рот.

1. Вдыхая медленно через нос, поднять руки в стороны, ладони вовнутрь.

2. Принять И.П., с одновременным медленным выдохом через рот.

3-4. Тоже.

Во время выполнения упражнения спина прямая, допускается облокотиться на спинку стула, кресла, следить за дыханием. Количество повторений 4-8 раз. При первых признаках недомогания (головная боль, головокружение, отдышка) прекратить выполнения упражнения.

Упражнение № 4.

Исходное положение (И.П.) сидя за столом, спина прямая, руки вдоль туловища. Короткий форсированный выдох через рот.

1. Вдыхая медленно через нос, поднять руки вверх, ладони вовнутрь.

2. Принять И.П., с одновременным выдохом через рот.

3-4. Тоже.

Во время выполнения упражнения спина прямая, допускается облокотиться на спинку стула, кресла, следить за дыханием. Количество повторений 4-8 раз. При первых признаках недомогания (головная боль, головокружение, отдышка) прекратить выполнения упражнения.

Упражнение № 5.

Исходное положение (И.П.) сидя за столом, спина прямая, руки вдоль туловища. Короткий форсированный выдох через рот.

1. Выполнить короткий вдох через нос, поднять руки в стороны, ладони вовнутрь, не дышать 2-3 сек.

2. Выполнить короткий вдох через нос, поднять руки вверх, ладони вовнутрь, не дышать 2-3 сек.

3. Принять И.П., с одновременным, медленным выдохом через рот.

Во время выполнения упражнения спина прямая, допускается облокотиться на спинку стула, кресла, следить за дыханием. Количество повторений 4-8 раз. При первых признаках недомогания (головная боль, головокружение, отдышка) прекратить выполнения упражнения.

3 этап. Обучение комплексам динамических дыхательных упражнений в движении. Основной целью данного этапа обучения является освоения техники дыхательных упражнений в движении, в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Направленность комплексов динамических дыхательных упражнений является то, что они стимулируют организм занимающихся к физической и функциональной активности, после длительной физической и умственной работы, сопровождающиеся сильным утомлением, снижением работоспособности и внимания.

Ниже представлено несколько вариантов выполнения комплекса динамических дыхательных упражнений в движении.

Упражнение № 1.

Ходьба на носках, руки на пояс. Дыхание строиться по следующему принципу: вдох через нос, выдох только через рот. На каждом третьем шаге - короткий вдох, далее на три шага задержать дыхание и последующих трёх шагах прерывистый выдох на каждый шаг. Продолжительность выдоха постепенно увеличивать на один шаг. Во время выполнения упражнения спина прямая, смотреть перед собой, пятки не касаются поверхности опоры, следить за дыханием. Время выполнения упражнения от 1 до 3 минут.

Упражнение № 2.

Ходьба на пятках, руки за голову. Дыхание строиться по следующему принципу: вдох через нос, выдох только через рот. На каждом третьем шаге - короткий вдох, далее на три шага задержать дыхание и последующих трёх шагах прерывистый выдох, на каждый шаг. Продолжительность выдоха постепенно увеличивать на один шаг.

Во время выполнения упражнения спина прямая, смотреть перед собой, носки не касаются поверхности опоры, следить за дыханием. Время выполнения упражнения от 1 до 3 минут.

Упражнение № 3.

Ходьба перекатным шагом с пятки на носок, руки вдоль туловища. Дыхание строиться по следующему принципу: короткий вдох через нос выполняется с перемещением веса тела на носок, короткий выдох через рот выполняется с перемещением веса тела на пятку. Продолжительность вдоха и выдоха зависит от частоты и темпа движений. Время выполнения упражнения от 1 до 3 минут.

ВЫВОДЫ

Ни для кого не секрет, что в настоящее время существует множество методических приемов и дополнительных эргогенических средств, с целью поддержания физической активности студентов, а так же повышению работоспособности в течении ограничительных мер. В этой связи одним из наиболее доступных и простых средств являются динамические дыхательные упражнения. Несомненно, следует отметить, что дыхательные упражнения являются эффективным средством укрепления здоровья человека и профилактики простудных заболеваний. На наш взгляд, эффективность дыхательных упражнений в лечении болезней не исчерпывает всех возможностей этих методов, а лишь подчеркивает целесообразность поиска путей их применения в практике физкультурно-спортивной деятельности. Данная публикация раскрывают новые возможности организации групповых и самостоятельных занятий динамическими дыхательными упражнениями с учащимися вуза, в период дистанционного обучения, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Помимо этого данная публикация позволит лицам задействованных в образовательном процессе обогатится знаниями, умениями и навыками эффективного применения динамических дыхательных упражнений в своей профессиональной деятельности, а так же в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А.С. Использование комплексов динамических дыхательных упражнений, в процессе физического воспитания обучающихся (на примере Пермского института ФСИН России). / А.С. Михайлов/ / Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции 2 апреля 2020 г - Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2020. - Т. 1. - С. 288-289.

2. Опыт организации и проведения занятий динамическими дыхательными упражнениями с лицами зрелого возраста в период ограничительных мер / А.С. Михайлов, Т.В. Швецова, Н.В. Валкина, Е.О. Панова, В.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 5 (195). - С. 257-261.

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. (2020) "The use of dynamic breathing exercises in the process of physical education of students (on the example of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia).", Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference, April 2, 2020, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Vol. 1, pp. 288-289.

2. Mikhailov, A.S., Shvetsova, Т. V., Valkina, N. V. Panova, E.O. and Zebzeev, V.V. (2021) "Experience in organizing and conducting dynamic breathing exercises with mature persons during the period of restrictive measures'", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 257-261.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.