Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДИНАМИЧЕСКИМИ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДИНАМИЧЕСКИМИ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАНИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЛЮДИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлов А.С., Швецова Т.В., Валкина Н.В., Панова Е.О., Зебзеев В.Ф.

В связи с последними событиями, происходящими в современном мир, в том числе в Российской Федерации, существует множество объективных причин способствующих снижению уровня физической активности и работоспособности организма современного человека, а так же его адаптации к физическим нагрузкам. Всё большая часть людей становится «заложниками» низкой физической активности, которая вызвана распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Современные учёные и специалисты в области физической культуры и спорта осознают необходимость поиска наиболее эффективных средств и методов способствующие повышению уровня физической активности и работоспособности человека. Одним из таких средств являются динамические дыхательные упражнения. Научная новизна результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений с целью профилактики низкой двигательной и физической активности. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений в различных условиях жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлов А.С., Швецова Т.В., Валкина Н.В., Панова Е.О., Зебзеев В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND CONDUCTING DYNAMIC BREATHING EXERCISES WITH PERSONS OF MATURE AGE DURING THE PERIOD OF RESTRICTIVE MEASURES

In connection with the recent events taking place in the modern world, including in the Russian Federation, there are many objective reasons that contribute to the decrease in the level of physical activity and efficiency of the modern human body, as well as its adaptation to physical exertion. An increasing number of people are becoming "hostages" of low physical activity, which is caused by the spread of the new coronavirus infection (COVID-19). Modern scientists and specialists in the field of physical culture and sports are aware of the need to find the most effective means and methods to increase the level of physical activity and human performance. One of these means is dynamic breathing exercises. The scientific novelty of the research results lies in the use of complexes of dynamic breathing exercises to prevent low motor and physical activity. The practical significance of the research results is as follows.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДИНАМИЧЕСКИМИ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР»

4. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Zenovka, I.B. (2014), "Modern approach to the process of staging competitive compositions in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp.180-185.

Контактная информация: e.medvedeva@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 796.011

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДИНАМИЧЕСКИМИ ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России; Татьяна Владимировна Швецова, кандидат педагогических наук, Наталья Викторовна Валкина, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Олеговна Панова, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Виктор Викторович Зебзеев, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

В связи с последними событиями, происходящими в современном мир, в том числе в Российской Федерации, существует множество объективных причин способствующих снижению уровня физической активности и работоспособности организма современного человека, а так же его адаптации к физическим нагрузкам. Всё большая часть людей становится «заложниками» низкой физической активности, которая вызвана распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Современные учёные и специалисты в области физической культуры и спорта осознают необходимость поиска наиболее эффективных средств и методов способствующие повышению уровня физической активности и работоспособности человека. Одним из таких средств являются динамические дыхательные упражнения. Научная новизна результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений с целью профилактики низкой двигательной и физической активности. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении комплексов динамических дыхательных упражнений в различных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова: дыхание, динамические дыхательные упражнения, ограничения, люди зрелого возраста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p257-262

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND CONDUCTING DYNAMIC BREATHING EXERCISES WITH PERSONS OF MATURE AGE DURING THE PERIOD OF

RESTRICTIVE MEASURES

Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Tatiana Vladimirovna Shvetsova, the candidate of pedagogical sciences, Natalya Viktorovna Valkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Olegovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Victor Viktorovich Zeb-zeev, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

Abstract

In connection with the recent events taking place in the modern world, including in the Russian Federation, there are many objective reasons that contribute to the decrease in the level of physical activity and efficiency of the modern human body, as well as its adaptation to physical exertion. An increasing number of people are becoming "hostages" of low physical activity, which is caused by the spread of the new coronavirus infection (COVID-19). Modern scientists and specialists in the field of physical culture and sports are aware of the need to find the most effective means and methods to increase the level of

physical activity and human performance. One of these means is dynamic breathing exercises. The scientific novelty of the research results lies in the use of complexes of dynamic breathing exercises to prevent low motor and physical activity. The practical significance of the research results is as follows.

Keywords: breathing, dynamic breathing exercises, restrictions, people of mature age.

ВВЕДЕНИЕ

Физический труд, в период ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) потерял свою актуальность и значимость, так как большинство предприятий и организаций различного профиля и статуса, перешли на удаленный режим работы. Так согласно указу губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" временно приостановлена работа спортивных, культурных, научных, общественных и досуговых учреждений. Несомненно, данная мера была вынужденной и необходимой, для того чтобы предотвратить распространение данного заболевания среди различных социальных групп.

Таким образом, большая часть работоспособного населения была вынуждена адаптироваться к новым условиям своей профессиональной деятельности, выполнять свои должностные обязанности в дистанционном режиме, т.е непосредственно в домашних условиях, за исключением руководителей и сотрудников предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а так же к гражданам определенным решением Оперативного штаба по координации мероприятий по предупреждению распространению на территории Пермского края коронавирусной инфекции при Правительстве Пермского края. В этой связи изменился режим дня и отдыха, снизился уровень физической активности и функционального состояния организма людей зрелого возраста, которые непосредственно в режиме ограничительных мер, находились на самоизоляции.

Цель исследования - поиск инновационных подходов и дополнительных эргогени-ческих средств для поддержания должного уровня физической активности и необходимых функциональных и физических качеств в рамках ограничительных мер. Одним из наиболее доступных средств в поддержании уровня физической активности, профилактики низкой двигательной активности являются дыхательные упражнения динамического характера.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный эксперимент был организован на территории города Перми, в период ограничительных мер с 15 апреля 2020 года по 15 июля 2020 года, с лицами зрелого возраста, в количестве 25 человек. Занятия динамическими дыхательными упражнениями проходили три раза в неделю: понедельник, среда, пятница под руководством кандидата педагогических наук, доцента Михайлова А.С., общей продолжительностью 1 час 30 минут. В часы самостоятельных занятий занимающимся было предложено выполнять комплексы динамических дыхательных упражнений самостоятельно, с целью закрепления полученных умений и навыков на занятии с наставником.

Основной целью динамических дыхательных упражнений является оптимизация физической активности организма человека в связи с длительными статическими и динамическими напряжениями, гиподинамией, отсутствием стандартной физической нагрузки, снижением работоспособности, связанными с ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Основными задачами данных занятий является следующее:

- овладение техникой правильного дыхания и использование её в повседневной деятельности;

- вырабатывание потребности в регулярных занятиях физической культурой и дыхательными упражнениями для всестороннего физического развития;

- формирование жизненно важных умений и навыков: мотивационно-ценностного отношения к средствам физической подготовки; установки на здоровый образ жизни;

- овладение системой практических умений и навыков, составляющих основу культуры движений.

Если говорить о методике обучения динамическим дыхательным упражнениям, то её целесообразно разделить на несколько этапов:

1 этап. Изучение дыхания.

2 этап. Обучение динамическим дыхательным упражнениям на месте.

3 этап. Обучение динамическим дыхательным упражнениям в движении.

После освоения техники динамических дыхательных упражнений на месте и в движении происходит их совершенствование в различных условиях повседневной деятельности [1].

Данные занятия проводились в течении трех дней, продолжительностью 1 час 30 минут, в режиме видео-конференц связи и строилось по следующему принципу.

В подготовительной части занятия, с занимающимися проводились беседы по поводу их самочувствия, сна, определялся пульс до занятия, ортостатическая проба, а так же проверялся дневник самоконтроля. В данный дневник занимающиеся вносят показатели объективного и субъективного характера, которые являются ценной информацией для врачебного контроля, самоконтроля и оптимального выбора программы физических тренировок. Особого внимания заслуживает в дневнике самоконтроля графа «нарушения режима». Эти сведения помогут объяснить изменения других показателей самоконтроля. Под нарушениями режима можно подразумевать нестандартные ситуации, например, стресс, бессонная ночь перед экзаменом, курение, алкоголь, переедание и др.

В основной части занятия, непосредственно было организованно проведение дыхательной гимнастики с данной возрастной группой, в течении 40-50 минут, в зависимости от этапа обучения.

В заключительной части занятия, проводилось ряд измерений показателей внешнего дыхания и гипоксической устойчивости организма занимающихся.

1 этап. Изучение дыхания

Перед тем как приступить к изучению техники динамических дыхательных упражнений, целесообразно провести ряд лекционных занятий на темы - «Значение динамических дыхательных упражнений в профессиональной деятельности различных социальных групп», «Влияние динамических дыхательных упражнений на обмен веществ и биоэнергетические процессы», «Дыхание и трудовая деятельность», «Дыхание, как эффективное средство восстановление». Подобная «школа дыхания» проводимая перед практическими занятиями и является обязательным условием процесса обучения. На данных занятиях обучаемые получают элементарные знания об анатомии, физиологии, гигиене дыхания, усваивают методические принципы и методы организации и проведения групповых и самостоятельных занятий дыхательной гимнастикой. Результатом работы на данном этапе является формирование психологической установки, высокой, устойчивой мотивации на введение дыхательных упражнений в режим дня, а так же, систематическое добросовестное выполнение дыхательных упражнений.

2 этап. Обучение комплексам динамических дыхательных упражнений на месте

На занятиях вводного курса с целью освоения правильной техники дыхания, упражнения проводились на месте, в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Направленность комплексов динамических дыхательных упражнений является то, что они стимулируют организм занимающихся к физической и функциональной активности,

после длительной и монотонной работы. Целесообразность проведения комплексов необходима в тот момент, когда возникает чувство усталости после физической и умственной работы разного характера, снижается внимание, возникает рассеянность.

Варианты выполнения комплексов динамических дыхательных упражнений может быть разнообразной, но стоит придерживаться одного требования, это выполнять комплексы упражнений в вертикальном положении тела (стоя, сидя), допускается незначительное отклонение корпуса тела в связи с особенностями позы.

Один из вариантов комплекса динамических дыхательных упражнений в положении сидя продемонстрирован ниже. Вариант выполнения упражнений на месте в положении сидя за столом.

Упражнение № 1.

Исходное положение (Ип) сидя за столом, руки на пояс, спина прямая. Выдохнуть через рот.

1. Поворот головы влево, короткий вдох через нос, не дышать 2-3 сек.

2. И.п., выдох через рот.

3. Поворот головы вправо, короткий вдох через нос, не дышать 2-3 сек.

4. И.п., выдох через рот.

Во время выполнения упражнения спина прямая, следить за дыханием. Кол-во повторений 4-8 раз. При первых признаках недомогания (головная боль, головокружение, отдышка) прекратить выполнения упражнения.

3 этап. Обучение комплексам динамических дыхательных упражнений в движении

Основной целью данного этапа обучения является освоения техники дыхательных упражнений в движении, в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Направленность комплексов динамических дыхательных упражнений является то, что они стимулируют организм занимающихся к физической и функциональной активности, после длительной физической и умственной работы, сопровождающиеся сильным утомлением, снижением работоспособности и внимания.

Вариант выполнения комплекса динамических дыхательных упражнений в движении продемонстрирован ниже.

Упражнение № 1.

Ходьба на носках, руки на пояс. Дыхание строиться по следующему принципу: вдох через нос, выдох только через рот. На каждом третьем шаге - короткий вдох, далее на три шага задержать дыхание и последующих трёх шагах прерывистый выдох на каждый шаг. Продолжительность выдоха постепенно увеличивать на один шаг. Во время выполнения упражнения спина прямая, смотреть перед собой, пятки не касаются поверхности опоры, следить за дыханием. Время выполнения упражнения от 1 до 3 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки эффективности применения динамических дыхательных упражнений с целью поддержания должного уровня физической активности, профилактики низкой двигательной активности было проведено тестирование с использованием следующих тестов: продолжительность дыхательного акта (ПДА), жизненная емкость легких за 10 секунд (ЖЕЛ за 10 сек), жизненная емкость легких за 15 секунд (ЖЕЛ за 15 сек), время задержки дыхания на вдохе, время задержки дыхания на выдохе.

Анализ динамики показателей, характеризующих внешнее дыхание (продолжительность дыхательного акта (ПДА), жизненная емкость легких (ЖЕЛ за 10 сек), (ЖЕЛ за 15 сек) представлены в таблице 1.

Жизненная емкость легких участников эксперимента замерялась с помощью механического спирометра Coach 2 (Объем 4000 мл). Данный спирометр способствует эффективному вдоху, а не выдоху испытуемых и легко подстраивается к индивидуальным потребностям организма.

Показатели устойчивости организма к гипоксии оценивались по результатам следующих тестов: время задержки дыхания на вдохе, время задержки дыхания на выдохе, представлены в таблице 2.

Из данной таблицы следует, что практически по всем показателям к концу педагогического эксперимента все испытуемые достигли высоких показателей характеризующих внешнее дыхание и гипоксическую устойчивость организма по сравнению с начальным этапом обучения.

Таблица 1 - Показатели внешнего дыхания участников экспе римента

Показатели До экспер. M±m После экспер. M±m ±Д Д% Р

ПДА (сек) 37,6±1,4 54,8±1,3 17,2 42,4 <0,05

ЖЕЛ за 10 сек., (мл.) 2080,3±24,8 2850,3±21,1 770 72,8 <0,05

ЖЕЛ за 15 сек., (мл.) 2300±21,4 3100,2±20,5 800 74,1 <0,05

Результаты тестирования показали, что в процессе эксперимента у всех участников наблюдается достоверное улучшение показателей (Р<0,05) во всех тестовых испытаниях. Прирост показателей ЖЕЛ за 10 секунд составил 72,8%; ЖЕЛ за 15 секунд - 74,1% и ПДА - 42,4%.

Таблица 2 - Показатели устойчивости к гипоксии участников эксперимента

Показатели До экспер. M±m После экспер. M±m ±Д Д% Р

Проба Штанге (сек.) 55,6±1,4 84,8±1,3 29,2 53,9 <0,05

Проба Генчи (сек.) 32,3±1,3 55,1±4.4 22,8 51,9 <0,05

По результатам данных тестов, достоверный (Р<0.05) прирост результатов показателей наблюдается в тесте «Время задержки дыхания на вдохе» - 53,9% и в тесте «Время задержки дыхания на выдохе» - 51,9%.

ВЫВОДЫ

Ни для кого не секрет, что в настоящее время существует множество методических приемов и дополнительных эргогенических средств, с целью поддержания должного уровня физического развития человека, а так же повышению работоспособности в течении повседневной и профессиональной деятельности. В этой связи одним из наиболее доступных и простых средств являются динамические дыхательные упражнения. Несомненно, следует отметить, что дыхательные упражнения являются эффективным средством укрепления здоровья человека и профилактики простудных заболеваний. На наш взгляд, эффективность дыхательных упражнений в лечении болезней не исчерпывает всех возможностей этих методов, а лишь подчеркивает целесообразность поиска путей их применения в практике физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А.С. Использование комплексов динамических дыхательных упражнений, в процессе физического воспитания обучающихся (на примере Пермского института ФСИН России). / А.С. Михайлов // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 2 апреля 2020 г. - Пермь, 2020. Т.1. -С. 288-289.

2. Михайлов А.С. Функционально - физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. психол. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. - Набережные Челны., 2013. - 150 с.

3. Михайлов А.С. Оптимизация процесса дыхания в тренировочном процессе кикбоксеров / А.С. Михайлов, Н.В. Гущина, Л.А. Кочурова / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - Спб: 2021. - № 3 (193). - С. 288-292.

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. (2020) "The use of dynamic breathing exercises in the process of physical education of students (on the example of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Rus-

sia).", Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference, Perm, Vol. 1, pp. 288-289.

2. Mikhaylov, A.S. (2013), Functional and physical training of kickboxers using various modes of breathing exercises, dissertation, Naberezhnye .Chelny.

3. Mikhailov, A.S., Gushchina, N.V. and Kochurova L.A. (2021), "Optimization of the breathing process in the training process of kickboxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 288-292.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2021

УДК 796.011

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ

Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероЗападный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Правительство Российской Федерации заинтересовано в здоровом и физически крепком молодом поколение. Поэтому проблема развития студенческого спорта в стране обсуждается на самых высоких уровнях. В статье рассмотрены проблемы развития и организации студенческого спорта в целом и, в частности, в Северо-Западном институте управления. В развитие студенческого спорта активное участие принимает студенческий спортивный клуб «Невские титаны» совместно с кафедрой физической культуры и спорта. В ходе исследования для определения отношения студентов к спорту был организован опрос среди студентов, результаты которого показал в целом позитивное отношение молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Авторами статьи раскрыты проблемы развития студенческого спорта и разработаны предложения по усовершенствованию организации и популяризации студенческого спорта.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическая подготовка, работоспособность, здоровый образ жизни, соревновательная деятельность, популяризация, добровольные спортивные общества, спортивные клубы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p262-267

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN THE NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT

Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

The government of the Russian Federation is interested in a healthy and physically strong young generation. Therefore, the problem of the development of student sports in the country is discussed at the highest levels. The article deals with the problems of the development and organization of student sports in general and, in particular, in the North-West Institute of Management. The student sports club "Nevsky Titans" takes an active part in the development of student sports together with the Department of Physical Culture and Sports. In the course of the study, to determine the attitude of students to sports, a survey was organized among students, the results of which showed a generally positive attitude of young people to physical culture and sports. The authors of the article reveal the problems of the development of student sports and developed proposals for improving the organization and popularization of student sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.