Научная статья на тему 'Использование методик дыхательных упражнений в процессе физического воспитания курсантов(на примере ФКОУ во Пермский институт ФСИН России)'

Использование методик дыхательных упражнений в процессе физического воспитания курсантов(на примере ФКОУ во Пермский институт ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГИПОКСИЯ / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BREATHING EXERCISES / HYPOXIA / CADETS / PHYSICAL TRAINING / FUNCTIONAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлов А.С.

На сегодняшний день в целях повышения качества образовательного процесса курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической культуре возникает необходимость поиска инновационных средств и методов повышения функциональной подготовки обучающихся. Одними из наиболее действенных средств в решении данной проблемы являются дыхательные упражнения. В статье приведено обоснование эффективности применения различных режимов дыхательных упражнений в процессе занятий по физической культуре курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF BREATHING EXERCISES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS (ON THE EXAMPLE OF THE PERM INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA)

Today, to improve the quality of the educational process of cadets of departmental universities in physical training classes, tit is necessary to find innovative tools and methods improving the functional training of students. Breathing exercises are among the most effective means in solving this problem. The article provides a rationale for the effectiveness of the use of various modes of breathing exercises in the process of physical training of students.

Текст научной работы на тему «Использование методик дыхательных упражнений в процессе физического воспитания курсантов(на примере ФКОУ во Пермский институт ФСИН России)»

УДК 796.015.013 А. С. МИХАЙЛОВ

доцент кафедры огневой и физической подготовки ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, кандидат педагогических наук, капитан внутренней службы

Пермь

ANDREY S. MIKHAILOV

Assistant Professor of the Department of Fire and Physical Training of the Perm Institute of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Captain of the Internal Service

Perm

Использование методик дыхательных упражнений в процессе физического воспитания курсантов

(на примере ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России)

Use of breathing exercises in the process of physical training of cadets (on the example of the Perm Institute of the FPS of Russia)

Аннотация. На сегодняшний день в целях повышения качества образовательного процесса курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической культуре возникает необходимость поиска инновационных средств и методов повышения функциональной подготовки обучающихся. Одними из наиболее действенных средств в решении данной проблемы являются дыхательные упражнения. В статье приведено обоснование эффективности применения различных режимов дыхательных упражнений в процессе занятий по физической культуре курсантов.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, гипоксия, курсанты, физическая культура, функциональная подготовленность.

Abstract. Today, to improve the quality of the educational process of cadets of departmental universities in physical training classes, tit is necessary to find innovative tools and methods improving the functional training of students. Breathing exercises are among the most effective means in solving this problem. The article provides a rationale for the effectiveness of the use of various modes of breathing exercises in the process of physical training of students.

Key words: breathing exercises, hypoxia, cadets, physical training, functional fitness.

24

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

На современном этапе развития общества и совершенствования системы высшего образования огромное внимание уделяется физическому воспитанию учащейся молодежи, не являются исключением и курсанты образовательных организаций ФСИН России. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, каждый сотрудник должен соответствовать должному уровню физического развития [1]. На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество ведомственных вузов различного профиля обучения, в их число входят образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний.

В данных образовательных организациях проходят обучение более 5 000 курсантов в возрасте от 17 до 23 лет. От уровня их физического воспитания будет зависеть успешность обучения и дальнейшее прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сущность рассматриваемой автором проблемы заключается в снижении уровня физической подготовленности и состояния здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Специалисты в области физической культуры и спорта осознают необходимость поиска инновационных подходов и внедрение дополнительных эргогенических средств в образовательный процесс [2, 3] для развития необходимых функциональных и физических качеств в рамках Наставления по профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 № 169 [4], а также Наставления

по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденного приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 [5] с целью повышения уровня физического развития.

Целями проведенного исследования стали анализ содержания и сравнение различных методик дыхательной гимнастики, разработанных рядом специалистов, а также определение целесообразности их включения в процесс физического воспитания курсантов Пермского института ФСИН России.

В исследовании приняли участие курсанты 3 курса ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России в количестве 96 человек. Для достижения назначенной цели нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование и педагогическое тестирование.

В результате данного эксперимента были рассмотрены и апробированы на практике следующие виды дыхательных упражнений (дыхательной гимнастики):

- методика А. Н. Стрельниковой;

- методика К. П. Бутейко;

- методика В. Ф. Фролова.

Дыхательные упражнения по методикам А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко были включены в подготовительную часть учебного занятия с целью подготовки дыхательной системы к предстоящей физической работе и адаптации организма к функциональной нагрузке. Помимо этого дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой проводилась в движении, где задействованы основные группы мышц. Дыхательную гимнастику по методике В. Ф. Фролова мы проводили в заключительной части занятия с использованием дыхательного тренажера ТДИ-01 с целью нормализации эмоционального состоя-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020

25

ния занимающихся после физических нагрузок, а также без использования дыхательного тренажера. Отличительной особенностью занятия без тренажера ТДИ-01 было то, что дыхательные упражнения выполнялись в движении с целью совершенствования дыхательных функций организма и выработки оптимального цикла дыхания для каждого занимающегося.

Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1.

Помимо этого, в начале и в конце учебного года нами проводились контроль-

ные испытания по оценке функциональных характеристик дыхательной системы занимающихся с использованием следующих тестов: продолжительность дыхательного акта (ПДА), минутный объем дыхания (МОД), время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи), время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Данные показатели нашли свое отражение в таблицах 2 и 3.

Показатели внешнего дыхания курсантов определялись с помощью показателей продолжительности дыхательного акта и минутного объема дыхания.

Таблица 1

Сравнение авторских дыхательных гимнастик

#

Вид дыхательной гимнастики Общее время выполнения комплекса упражнений (мин) Время задержки дыхания в одном упражнении (с) Соотношение времени выполнения упражнений к времени задержки дыхания (с)

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 15 0 0 %

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко 10 50 57,8 %

Дыхательная гимнастика В. Ф. Фролова 15 Зависит от ИПДА, в среднем составляет 1-3 5 %

#

ИПДА - индивидуальная продолжительность дыхательного акта.

Таблица 2

Показатели внешнего дыхания курсантов

Показатели До эксперимента М±т После эксперимента М±т ±Д Д% Р

ПДА (с) 35,6±1,4 54,8±1,3 19,2 42,4 <0,05

МОД (л) 5,7±3,5 4,9±1,43 - 0,8 14 >0,05

26

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Таблица 3

Показатели устойчивости курсантов к гипоксии

Показатели До эксперимента М±т После эксперимента М±т ±Д Д% Р

Проба Штанге (с) 46,0±1,2 55,4±1,6 9,4 26 <0,05

Проба Генчи (с) 21,1±1,1 38,3±5,3 17,2 14,4 <0,05

Продолжительность дыхательного акта оценивалась следующим образом: испытуемый в положении сидя, спина прямая, делает максимальный диафраг-мальный вдох через нос 2-3 секунды, затем совершает медленный выдох через рот (время выдоха неограниченно, чем дольше по продолжительности выдох, тем выше ПДА). Время фиксируется по секундомеру. Минутный объем дыхания определялся следующим образом: при спокойном и ровном дыхании у испытуемого проводится измерение дыхательного объема, который рассчитывается как средняя величина после регистрации как минимум шести дыхательных циклов. Ритм и глубина дыхания должны соответствовать естественным для данного пациента значениям (как он обычно это делает в спокойном состоянии). В процессе исследования может быть оценена привычная для испытуемого в состоянии покоя частота дыхания (ЧД), глубина дыхания и их качественное соотношение, так называемый паттерн дыхания. С учетом частоты дыхания и дыхательного объема может быть рассчитан минутный объем дыхания как произведение частоты дыхания на дыхательный объем. В связи с проведенным исследованием статистически достоверно улучшили показатели (Р<0,05) в продолжительности дыхательного акта -

42,4 % (54,8±1,3 с). Недостоверным является показатель минутного объема дыхания - 14 % (4,9±1,43 л).

Устойчивость организма курсантов к гипоксии оценивалась по результатам следующих тестов: время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), время задержки дыхания на выдохе (проба Ген-чи). Проба Штанге проводилась следующим образом: испытуемый в положении «сидя» отдыхает три минуты, затем после максимального вдоха задерживает дыхание, одновременно зажимая нос и тем самым давая сигнал для отметки времени на секундомере. Проба Генчи проводится также в положении сидя: после трехминутного отдыха испытуемый выполняет максимальный выдох, задерживает дыхание, одновременно зажимая нос и тем самым давая сигнал для начала отсчета времени на секундомере.

Результаты оценки устойчивости организма к гипоксии курсантов представлены в таблице 3. На момент начала эксперимента в изучаемых показателях достоверно значимых различий не наблюдалось. Отмечено, что время задержки дыхания на вдохе у курсантов составило 46,0±1,2 секунды. Время задержки дыхания на выдохе составило 21,1± 1,1 секунды. Достоверный прирост результатов данных показателей (Р<0.05) у курсантов наблюдается в тесте «Время задержки дыхания на вдо-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020

27

хе» - 26 % (55,4±1,6 с), и в тесте «Время задержки дыхания на выдохе» - 14,4 % (38,3±5,3 с).

В результате проведенного эксперимента и полученных данных нами выявлено, что дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является эффективным средством в развитии дыхательной мускулатуры, так как каждое дыхательное движение сопровождается движениями различных частей тела в зависимости от направленности воздействия упражнения.

В основе дыхательной гимнастики К. П. Бутейко лежит волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД), при выполнении которой занимающийся усилием воли сохраняет чувство нехватки воздуха, сокращая частоту и уменьшая глубину дыхательных движений. Недостатком данной методики, по мнению курсантов, является отсутствие двигательного компонента. Достоинством данной методики является доступность и простота выполнения упражнений, не требующая чрезмерных усилий и специальной подготовки. Положительный эффект, который достигается при применении данной методики, заключается в том, что во время выполнения упражнений увеличивается концентрация углекислого газа, а этот показатель свидетельствует о выносливости человеческого организма.

В методике В. Ф. Фролова положительным является то, что каждый занимающийся во время выполнения цикла упражнений (короткий вдох через нос 1-2 секунды, медленный выдох через рот в аппарат) испытывает так называемый эффект высокогорья. Достоинством данной методики является то, что при систематических занятиях у курсантов увеличивается продолжительность дыхательного акта, то есть способность

организма длительный период времени выдерживать нехватку кислорода, находясь в режиме гипоксии, а это, в свою очередь, показатель, свидетельствующий о повышении функциональной подготовленности занимающихся. Недостатком, который отметили курсанты, является то, что во время выполнения дыхательных упражнений возникает головная боль и одышка. Данные симптомы исчезают сразу после прекращения выполнения данных упражнений.

Проведенное анкетирование курсантов показало, что наиболее предпочтительными для них являются занятия дыхательной гимнастикой по методу В. Ф. Фролова (47 %), далее идет метод А. Н. Стрельниковой (33 %), затем - метод К. П. Бутейко (20 %).

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволяют оптимизировать образовательный процесс курсантов Пермского института ФСИН России, так как дыхательные упражнения ускоряют процесс адаптации к физическим нагрузкам, активизируют резервные возможности организма, служат средством повышения уровня функциональных показателей занимающихся. Помимо этого, данные дыхательные упражнения целесообразно включить в часы самоподготовки, во время утренней физической зарядки с целью повышения функционально-физической подготовленности, снижения эмоционального напряжения и нормализации адаптационных функций организма курсантов. Предложенные методики дыхательных упражнений целесообразно реализовывать на протяжении всего периода обучения курсантов, внося определенные коррективы и инновации с целью повышения качества образовательного процесса. Ф

28

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Михайлов А. С. Функционально-физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений: дис. ... канд. психол. наук. Н.Челны, 2013. 50 с.

3. Михайлов А. С. Физическая культура и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Физическая культура и спорт - основы здоровой нации : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конференции (Чита, 18-19 февр. 2016 г.) Чита, 2016. С 37-42.

4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 (ред. от 19.05.2008). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1. The concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020 : approved by Ordinance of the Government of the Russian Federation of 14.10.2010 No. 1772-r. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. Mikhailov, A. S. (2013) Functional-physical training kickboxers with the use of various modes of breathing exercises, dissertation: thesis ... of Candidate of Psychology. Naberezhnye Chelny, 50 p.

3. Mikhailov, A. S. (2016) Physical culture and its role in professional activities of the penitentiary system staff // Physical Culture and Sport - the Basics of a Healthy Nation : Collected materials of the III International Scientific and Practical Conference (Chita, February 18-19, 2016) Chita, pp. 37-42.

4. Manual on the organization of vocational training for employees of the penitentiary system : Order of the Russian Ministry of Justice dated 27.08.2012 No. 169. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

5. About the adoption of Manual on physical training of employees of a penal correction system of the Ministry of Justice of the Russian Federation : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 12.11.2001 No. 301 (as amended on 19.05.2008). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.