Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ'

ПРИЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ДИНАМИЧЕСКИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРТИСТ БАЛЕТА / ДЫХАНИЕ / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / ОБУЧЕНИЕ / BREATHING GYMNASTICS / DYNAMIC BREATHING STEREOTYPE / CLASSICAL DANCE / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / BALLET DANCER / BREATHING / DANCE / CHOREOGRAPHY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленева Анастасия Владимировна, Степаник Ирина Анатольевна

Введение. Систематические занятия повышенными физическими нагрузками, к которым относится и классический танец, требуют соответствующего энергообеспечения, зависящего, в том числе, и от обеспечения организма кислородом. В системе профессионального хореографического образования на сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные техники и методики формирования специфических динамических дыхательных стереотипов, важность выработки которых особенно высока на начальных этапах обучения классическому танцу. Целью исследования стал анализ техники классического танца первого года обучения и выделение наиболее частотно встречающихся элементов, для исполнения которых возможно будет установить определенную схему дыхательных стереотипов. Методика и организация исследования. Был проведен анализ специальной научно-методической литературы, с целью разработки схемы согласования дыхательных и двигательных актов в процессе обучения классическому танцу на первом году обучения. В пилотажном педагогическом эксперименте, проводившемся в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, приняли участие 24 ученицы первого года обучения в возрасте 10-11 лет, составившие контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа в течение 5 месяцев выполняла предложенный авторами комплекс динамических дыхательных упражнений на уроке балетной гимнастики. В начале и конце эксперимента участники прошли тестирование, направленное на выявление времени восстановления дыхания после серии физических упражнений. Результаты исследования. По результатам эксперимента, время, необходимое на восстановление дыхания после движения, достоверно снизилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе достоверной положительной динамики зафиксировано не было. Выводы. Полученные результаты позволяет говорить о положительном влиянии разработанной дыхательной гимнастики на будущих артистов балета, а также необходимости дальнейшего углубленного изучения вопроса координации дыхательного и двигательного акта в классическом танце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COORDINATION OF BREATHING AND MOVEMENT ACTION AT THE EARLY STAGE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN CLASSIC DANCE

Introduction. Increased physical activity, like the classical dance, requires the appropriate energy supply, with necessary oxygen supply. Currently, in the system of professional choreographic education there are no scientifically based methods and techniques for the formation of specific dynamic breathing stereotypes. The aim of the study was to analyze the classical dance technique of the first year of study and to highlight the most frequently occurring elements, for the performance of which it will be possible to establish the certain breathing stereotypes. Methodology and organization of research. Analysis of the special scientific and methodological literature allowed creating the system of coordination of the respiratory and motor acts in the process of teaching to the classical dance in the first year of study. In the pilot pedagogical experiment, conducted at the Vaganova Ballet Academy, tere were attended 24 students (girls) of the first year of study, who made up the control and experimental groups. The experimental group, for 5 months, devoted to the set of the dynamic breathing exercises at the ballet gymnastics lesson. At the beginning and end of the experiment, the students went under testing, aimed at identifying the time to recover breathing after the series of physical exercises. The results of the study. According to the results of the experiment, the time required to restore breathing after movement significantly decreased in the experimental group, while in the control group no reliable positive dynamics were recorded. Conclusion. The results of applying the developed schemes of breathing stereotypes have shown positive results and require further in-depth study of the coordination of breathing and movement activity in classical dance.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ»

(20%).

ВЫВОДЫ

Разработанный нами дневник самоконтроля дал положительный эффект на формирование у курсантов отстающих физических качеств, что в последствие повысило их физическую подготовленность и успеваемость по дисциплине «Физическая культура и спорт». Исходя из этого, необходимо дать следующие рекомендации: включать в учебно-воспитательный процесс неуспевающих курсантов индивидуальные программы обучения для дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями; применять дневники самоконтроля в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций ФСИН России; проводить индивидуальную работу по коррекции физической нагрузки на самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дневник самоконтроля спортсмена - Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава Чувашии. - URL : https://rclfk.med.cap.ru/sportivnaya-medicina/dnevnik-samokontrolya-sportsmena (дата обращения: 24.04.2020).

2. Кошкин, Е.В. Внедрение в образовательную деятельность плана индивидуальных самостоятельных занятий по физической подготовке для курсантов образовательных организаций ФСИН России / Е.В. Кошкин, А.С. Михайлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2019. - № 12 (212). - С. 25-30.

3. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действий в экстремальных условиях : монография / М.Ю. Нохрин, В. Д. Медвед-ков. - Пермь : [б. и.], 2014. - 153 с.

4. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

REFERENCES

1. Republican center for medical prevention, physical therapy and sports medicine of the Ministry of health of Chuvashia (2020), "Diary of an athlete's self-control", available at: https://rclfk.med.cap.ru/sportivnaya-medicina/dnevnik-samokontrolya-sportsmena.

2. Koshkin, E. and Mikhailov, А (2019), "Implementation of the plan of individual independent physical training classes for cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia in educational activities", Statements of the criminal Executive system, Vol. 212, No. 12, pp. 25-30.

3. Nokhrin, M. and Medvedkov, V. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, monograph, Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Perm.

4. Moskvichev, M., Margatsky, N. and Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NPP - 2001) employees criminally-Executive system, Fund Stolyarova, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

УДК 793.3

ПРИЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Анастасия Владимировна Оленева, аспирант, Ирина Анатольевна Степаник, кандидат медицинских наук, доцент, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-

Петербург

Аннотация

Введение. Систематические занятия повышенными физическими нагрузками, к которым относится и классический танец, требуют соответствующего энергообеспечения, зависящего, в том числе, и от обеспечения организма кислородом. В системе профессионального хореографического образования на сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные техники и методики формирования специфических динамических дыхательных стереотипов, важность выработки которых особенно высока на начальных этапах обучения классическому танцу. Целью исследования стал анализ техники классического танца первого года обучения и выделение наиболее частотно встречающихся элементов, для исполнения которых возможно будет установить определенную схему дыхательных стереотипов. Методика и организация исследования. Был проведен анализ специальной научно-методической литературы, с целью разработки схемы согласования дыхательных и двигательных актов в процессе обучения классическому танцу на первом году обучения. В пилотажном педагогическом эксперименте, проводившемся в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, приняли участие 24 ученицы первого года обучения в возрасте 10-11 лет, составившие контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа в течение 5 месяцев выполняла предложенный авторами комплекс динамических дыхательных упражнений на уроке балетной гимнастики. В начале и конце эксперимента участники прошли тестирование, направленное на выявление времени восстановления дыхания после серии физических упражнений. Результаты исследования. По результатам эксперимента, время, необходимое на восстановление дыхания после движения, достоверно снизилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе достоверной положительной динамики зафиксировано не было. Выводы. Полученные результаты позволяет говорить о положительном влиянии разработанной дыхательной гимнастики на будущих артистов балета, а также необходимости дальнейшего углубленного изучения вопроса координации дыхательного и двигательного акта в классическом танце.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, динамический дыхательный стереотип, классический танец, хореографическое образование, артист балета, дыхание, танец, хореография, обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p325-332

METHODS OF COORDINATION OF BREATHING AND MOVEMENT ACTION AT THE EARLY STAGE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN

CLASSIC DANCE

Anastasiya Vladimirovna Oleneva, the post-graduate student, Irina Anatolyevna Stepanik, the

candidate of medical sciences, senior lecturer, Vaganova Ballet Academy, Saint Petersburg

Abstract

Introduction. Increased physical activity, like the classical dance, requires the appropriate energy supply, with necessary oxygen supply. Currently, in the system of professional choreographic education there are no scientifically based methods and techniques for the formation of specific dynamic breathing stereotypes. The aim of the study was to analyze the classical dance technique of the first year of study and to highlight the most frequently occurring elements, for the performance of which it will be possible to establish the certain breathing stereotypes. Methodology and organization of research. Analysis of the special scientific and methodological literature allowed creating the system of coordination of the respiratory and motor acts in the process of teaching to the classical dance in the first year of study. In the pilot pedagogical experiment, conducted at the Vaganova Ballet Academy, tere were attended 24 students (girls) of the first year of study, who made up the control and experimental groups. The experimental group, for 5 months, devoted to the set of the dynamic breathing exercises at the ballet gymnastics lesson. At the beginning and end of the experiment, the students went under testing, aimed at identifying the time to recover breathing after the series of physical exercises. The results of the study. According to the results of the experiment, the time required to restore breathing after movement significantly decreased in the experimental group, while in the control group no reliable positive dynamics were recorded. Conclusion. The results of applying the developed schemes of breathing stereotypes have shown positive results and require further in-depth study of the coordination of breathing and movement activity in classical dance.

Keywords: breathing gymnastics, dynamic breathing stereotype, classical dance, choreographic education, ballet dancer, breathing, dance, choreography, training.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность артистов балета сопряжена с повышенными физическими нагрузками, требующих большого количества энергии, обеспечиваемой, в том числе и посредством респираторной системы. Проводимые в системе физической культуры и спорта исследования наглядно доказывают, что рациональные ритмы дыхания не вырабатываются сами собой, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия [10]. Специалистами отмечается, что комплекс дыхательных упражнений должен включать статические техники, подразумевающие освоение определенных дыхательных приемов, и динамические, связанные с координацией дыхательного и двигательного акта [4, 6, 10, 14], что позволяет повысить эффективность выполнения движений и снизить энергозатраты на них. Это привело к необходимости учитывать специфику конкретного вида спорта - особенности двигательной деятельности в нем [3, 5, 9, 12, 14]. Неверно сформированные условно-рефлекторные связи между дыханием и конкретными движениями могут стать серьезным препятствием в достижении профессионального мастерства и наивысшего развития физических качеств.

В системе профессионального обучения классическому танцу на сегодняшний день отсутствуют дисциплины, техники или методики, целью которых является формирование специфического динамического дыхательного стереотипа. Это происходит опосредованно, в процессе освоения специальных танцевальных дисциплин.

Начало обучения классическому танцу сопряжено с выполнением детьми сложных и непривычных движений, сосредоточенностью на выворотном положении ног, как в статике, так и в динамике. Это может способствовать снижению частоты и глубины дыхания - один из непроизвольных дыхательных рефлексов. Снижение кислородного обеспечения организма негативно влияет на общую выносливость и готовность к длительным физическим нагрузкам. Если на данном этапе освоения профессии артиста балета не сформировать обратный рефлекс - равномерного, достаточного по объему дыхания, то задержка дыхания с началом движения может стать частью двигательной активности, что отрицательно скажется на развитии профессиональных физических качеств [7].

Первый этап формирования необходимого паттерна дыхания производится на основе осуществления контроля за произвольным управлением дыхания [6,10]. В последствии, при многократном повторении, постоянный произвольный контроль уже не требуется, согласование дыхания с движением осуществляется условно-рефлекторно. Сочетание дыхания и движения должно осуществляться в рамках биомеханического типа адаптации дыхания, когда структура дыхательного акта адекватна форме и характеру движения, а его структурные элементы входят в структуру двигательного акта. Форма движения может определять продолжительность, смену фаз вдоха и выдоха, задержку дыхательных движений [10].

Особенностью классического танца является бесконечное разнообразие сочетания не только самих движений, но и темпа и характера их исполнения, что создает значительные трудности для нахождения и использования каких-либо стандартных формул дыхания, о чем неоднократно упоминают педагоги-хореографы [11, 13]. Таким образом, целью настоящего исследования является - анализ техники классического танца первого года обучения и выделение наиболее частотно встречающихся элементов, для исполнения которых возможно будет установить определенную схему дыхательных стереотипов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа первого года обучения классическому танцу в системе профессионального хореографического образования предполагает исполнения большинства движений классического урока в «чистом виде» - без применения большого количества ритмически и технически сложных комбинаций. Это может способствовать эффективности выработки согласованного исполнения движения с дыханием.

Анализ программы подготовки на первом году обучения по дисциплине «Классический танец» [1] позволил выделить несколько элементов, наиболее оптимальных для выработки дыхательного стереотипа.

Наиболее часто встречающийся в классическом уроке первого года обучения элемент «demi-plié». Этот элемент является важной составляющей выполнения вращений и прыжков, являющихся основой искусства классической хореографии [2]. Таким образом, сформированность дыхательного рефлекса при выполнении demi-plié обеспечит непрерывность дыхания и в последующих за ним движениях.

Следуя существующим в профессиональной среде рекомендациям, мы может предложить следующую схему дыхания: исполнение demi-plié - выдох, подъем из demi-plié - вдох [15]. При этом, в зависимости от следующего за demi-plié движения, вдох может быть коротким (быстрым), например, при исполнении прыжков, вскока на полупальцы или пальцы, или же спокойным и плавным - adagio, temps lié т.п.

Также для контроля за непрерывностью дыхания анатомически выгодны движения рук - port de bras [1, 2]. Port de bras представляет собой сочетания четырех позиций рук классического танца, а также соответствующие положения и повороты головы и перегибы корпуса. На начальном этапе освоения классического танца позиции и смена позиций рук проучивается отдельно, затем только соединяются в port de bras. Так, перевод рук из II позиции в подготовительную подробно описан А.Я. Вагановой: «когда руки придут на II позицию, раскрытием кисти, при этом делая спокойный, глубокий, но не утрированный вздох (не поднимать плеч!), нужно повернуть кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускать их вниз» [2, с. 76].

Пример упражнения для освоения 2 позиции (каждый этап выполняется на 1 такт, музыкальный размер 4/4):

1. руки поднимаются в I позицию;

2. раскрываются во II позицию;

3. сохраняют принятое положение II позиции;

4. опускаются в подготовительное положение.

В зависимости от скорости выполнения движения, схемы дыхания могут быть предложены следующие:

- медленный темп: первая половина такта - вдох, вторая - выдох, т.е. на каждую позицию приходится один дыхательный цикл;

- быстрый темп: 1 такт - вдох, 1 такт - выдох, при этом один дыхательный цикл приходится на смену двух позиций.

Даже на этом простом примере наглядно видна особенность координации дыхательного и двигательного акта в классическом танце: невозможно установить неизменную формулу дыхания для смены каждой позиции, поскольку скорость смены может варьироваться и тем самым накладывать ограничения на стандартизацию приемов дыхания.

Отдельно стоит упомянуть различные перегибы корпуса (в сторону, назад, вперед), которые, из-за скручивания и перерастяжения мышц, препятствуют спокойному равномерному дыханию, в то время как его задержка может ухудшить качество исполнения движений.

Руководствуясь изученными спортивной наукой закономерностями дыхания, можно вывести следующие схему дыхания: перегиб назад и в сторону осуществляется на вдохе, подъем в корпуса в ровное положение - на выдохе. Объясняется это тем, что при перегибах требуется значительное растяжение мышц брюшного пресса, а плавное растяжение мышц во многих практиках сочетают со вдохом (например, в йоге), при подъеме из перегиба необходимо напряжение мышц спины и пресса, здесь срабатывает пневмому-скулярный рефлекс (наибольшую силу мышцы приобретают на выдохе). При перегибе вперед схема дыхания противоположная: наклон вперед - выдох, подъем в ровное положение - вдох, диктуется это движением рук из II позиции в I одновременно с наклоном.

Цикличные движения - бег, шаг, прыжки - легко сочетаются с дыханием. Так, при исполнении цикличных маленьких прыжков дыхание выстраивается в удобном ритме: 2:2, 3:1 и т.д. Оптимальные ритмы дыхания зависят от возраста, роста, тренированности и других индивидуальных особенностей.

Все вышеперечисленные особенности позволили сформировать комплекс динамических дыхательных упражнений, способствующих формированию навыка координации дыхания и движений классического танца. Для большей эффективности метода возможно использовать эластичную ленту, чтобы дыхательные движения выполнялись через сопротивление. Приведем некоторые движения:

Demi-plié: И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: перед началом движения - вдох; 1-я половина такта -demi-plié с выдохом; 2-я - подъем из demi-plié с вдохом.

Relevé: 1) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: 1-я половина такта - подъем на relevé, вдох; 2-я -опускание в I позицию, выдох.

2) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: 1-я половина 1 такта - подъем на relevé, вдох; 2-я - удержание на relevé, выдох; 1-я половина 2 такта - удержание на relevé, вдох; 2-я - опускание в 1 позицию, выдох.

3) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: 1 четверть такта - быстрый подъем на relevé, быстрый вдох; 2-я четверть - удержание на relevé, пауза в дыхании; 3-я и 4-я четверти - опускание в I позицию, выдох.

Demi-plié-relevé: 1) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: перед началом движения - вдох; 1-я половина такта - demi-plié, выдох; 2-я - плавный подъем на relevé, вдох.

2) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Эластичная лента надета на нижние ребра, скрещивается в области диафрагмы, края ленты - в руках. Положение рук приближено ко II позиции. Выполнение: перед началом движения - вдох; 1-я и 2-я четверти такта - demi-plié, выдох; 3-я - подъем на relevé, быстрый вдох; 4-я - пауза на relevé, пауза в дыхании.

I Port de bras: 1) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Выполнение: 1 такт - руки поднимаются из подготовительного положения в I позицию, при этом: 1-я половина такта -вдох, 2-я - выдох; 2 такт - руки из I позиции переводятся в III, при этом: 1-я половина такта - вдох, 2-я - выдох; 3 такт - руки из III позиции переходят во II, при этом: 1-я половина такта - вдох, 2-я - выдох; 4 такт - руки из II позиции переходят в подготовительную, при этом: 1-я половина такта - вдох; 2-я - выдох.

2) И.п.: ноги по I позиции, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Выполнение: 1-я половина 1 такта - руки поднимаются из подготовительного положения в I позицию, вдох; 2-я - руки из I позиции пе-

реводятся в III, выдох; 1-я половина 2 такта - руки из III позиции переходят во II, вдох; 2-я - руки из II позиции переходят в подготовительную, выдох.

Трамплинные прыжки: И.п.: ноги по VI позиции, руки на поясе, мышцы пресса и спины подтянуты, плечи опущены вниз, взгляд направлен прямо перед собой. Выполнение: 1-я половина такта - 2 прыжка, вдох; 2-я - 2 прыжка, выдох.

ПИЛОТАЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Для оценки эффективности предложенных вариантов координации дыхательного и двигательного актов нами был проведен пилотажный (предварительный) педагогический эксперимент. Участие в нем приняли 24 воспитанницы первого года обучения ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» в возрасте 10-11 лет, из которых было сформировано 2 группы, экспериментальная и контрольная, по 12 человек в каждой. Экспериментальная группа дважды в неделю в течение 5 месяцев на уроке балетной гимнастики выполняла предложенный комплекс упражнений, а также использовала изученные приемы координации дыхания и движения на уроке классического танца.

Определенную сложность представляло тестирование наличия и динамики навыка координации дыхания и движения, поскольку подобных тестов, в частности для детей, занимающихся классическим танцем, в литературе на сегодняшний день не описано. Поэтому в качестве основы был взят тест «Визуальная оценка дыхания после выполнения серии упражнений», предложенный Ш.А. Имнаевым (модификация теста Г.К. Федичева (1970)) [6] и модифицированный нами соответственно с условиями, с учетом методических рекомендаций по тестированию в системе физической культуры [8].

Ход тестирования: И.п.: I позиция ног, руки в подготовительной позиции, взгляд направлен прямо перед собой. Ученик 4 раза подряд совершает комбинацию из 4 прыжка sauté, на 1 такт, музыкальный размер 4/4; и 8 прыжков sauté на 1 такт, музыкальный размер 4/4, без каких-либо рекомендаций по координации их с дыханием. После чего проводится оценка дыхательных движений, которые после нагрузки должны как можно быстрее вернуться к естественной модели дыхания: выполняться равномерно, без напряжения (3-4 секунды вдох, 3-4 секунды выдох) [6]. Учитывается время, за которое дыхание возвращается к естественной модели.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате первичного тестирования в обеих группах время восстановления дыхания после нагрузки было приблизительно одинаковым - 8,7±0,6 с в экспериментальной группе и 8,0±0,3 с - в контрольной.

По прошествии 5 месяцев было проведено повторное тестирование, которое показало, что в контрольной группе наблюдается незначительное улучшение времени восстановления дыхания - 7,1±0,4 с, однако, статистически достоверной разницы с результатами первого тестирования обнаружено не было. В тоже время в экспериментальной группе время восстановления дыхание составило 5,1±0,3 с, и было достоверно ниже времени, полученного в результате первичного тестирования (p<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании анализа специальной научно-методической литературы нами были разработаны схемы для согласования дыхательных и двигательных актов в процессе обучения классическому танцу на первом году обучения в профессиональных хореографических учебных заведениях.

Предварительный (пилотажный) педагогический эксперимент показал эффективность предложенного метода, что позволяет провести углубленное исследование, а также рекомендовать методику для применения в системе профессионального обучения классическому танцу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базарова, Н.П. Азбука классического танца : первые три года обучения / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. - 272 с.

2. Ваганова, А.Я. Основы классического танца : учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / А.Я. Ваганова. - Изд. 9-е, стереотип. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2007. - 191 с.

3. Вишнякова, С.В. Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук / Вишнякова Светлана Васильевна. - Волгоград, 1999. - 142 с.

4. Дыхательная гимнастика у студентов при проведении занятий лечебной физической культуры / И.А. Ерошенко, Ю.Я. Низовцева, М.В. Манжела, Е.В. Николаев, А.А. Долгов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 137-140.

5. Заплахов, Ю.А. Повышение эффективности подготовки 10-13-летних пловчих с использованием аэроионизации и пролонгации выдоха : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Заплахов Юрий Анатольевич. - Набережные Челны, 2009. - 22 с.

6. Имнаев, Ш.А.-О. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток подготовительной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук / Имнаев Шабан Абдула-Оглы. - Волгоград, 2002. - 146 с.

7. Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. - Москва : Терра-спорт, 2011. - 91 с.

8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - Москва : ACT, 1998. - 272 с.

9. Михайлов, А.С. Функционально-физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. пед. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. - Набережные Челны, 2013. - 150 с.

10. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н. Солопов. - Волгоград : [б. и.], 2004. - 220 с.

11. Тарасов, Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. -4-е изд. - Санкт-Петербург : Лань, 2005. - 496 с.

12. Применение регламентированных режимов дыхания в стрелковой подготовке биатлонистов с различным типом соревновательной подготовленности / В.В. Фарбей, Е.Г. Жевлаков, М.В. Курочкин, Р.А. Истомин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 277-281.

13. Хаас, Ж.Г. Анатомия танца / Ж.Г. Хаас. - Минск : Поппури, 2011. - 200 с.

14. Чёмов, В.В. Методологические и технологические основы интеграции двигательных заданий и регламентированных режимов дыхания эргогенического воздействия в тренировке квалифицированных легкоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чёмов Владимир Васильевич. -Волгоград, 2014. - 48 с.

15. Karsavina, T. Classical ballet: the flow of the movement / T. Karsavina. - London : Adam and Charles Black, 1959. - 211 p.

REFERENCES

1. Bazarova, N.P. and Mei, V.P. (2020), ABC of classical dance, Music planet, Saint-Petersburg.

2. Vaganova, A.Y. (2007), The basics of classical dance, Lan, Saint-Petersburg.

3. Vishnjakova, S.V. (1999), Methods of using breathing exercises at the initial stage of training in rhythmic gymnastics, dissertation, Volgograd.

4. Eroshenko, I.A., Nizovtseva, Y.Y., Manzhela, M.V., Nikolaev, E.V. and Dolgov A.A. (2019), "Breathing exercises for students during therapeutic physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 137-140.

5. Zaplahov, Y.A. (2009), Improving the efficiency of 10-13-year-old swimmers' preparation using aerionization and exhalation prolongation, dissertation, Naberezhnye Chelny.

6. Imnaev, Sh.A. (2002), Methods of teaching rational breathing in the process ofphysical education of students of the preparatory medical group, dissertation, Volgograd

7. Levin, M. V. (2011), Gymnastics at choreography school, Terra-sport, Moscow.

8. Lyakh, V.I. (1998), Tests in physical education of schoolchildren: teacher's manual, AST, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mikhailov, A.S. (2008), Functional and physical training of kickboxers with the use of various modes of breathing exercises, dissertation, St. Petersburg.

10. Solopov. I.N. (2004), The physiologic effects of methods of the directed influences on the breathing function of a man, VGAFK, Volgograd.

11. Tarasov, N.I. (2005), Classical dance: School of male performance, Lan, Saint Petersburg.

12. Farbey, V.V., Zhevlakov, E.G., Klimushin, K.G., Kurochkin, M.V. and Istomin, R.A. (2017) "Application of regulated respiratory regimes in the arming training of biathlonists with different type of competitive preparedness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 277281.

13. Haas, J.G. (2011), Dance Anatomy, Poppuri, Minsk.

14. Chemov, V. V. (2014), Methodological and technological fundamentals of integration of motor tasks and regulated breathing regimes of ergogenic influence in training of qualified athletes, dissertation, Volgograd.

15. Karsavina T.P. (1959), Classical ballet: the flow of the movement, Adam and Charles Black, London.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.05.2020

УДК 796.8

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ РУК СПОРТСМЕНОВ В КОНТАКТНЫХ

ЕДИНОБОРСТВАХ

Евгений Николаевич Панин, магистрант, Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Татьяна Викторовна Стеблий, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

В настоящее время единоборства активно развиваются по всему миру. Об этом нам говорит проведение большого количества турниров начиная от городских, заканчивая международными соревнованиями среди профессионалов. Также открываются новые спортивные залы, увеличивается количество детей, занимающихся единоборствами. Благодаря росту числа компетентных специалистов с высокой квалификацией, в соревновательном и тренировочном процессе всё чаще применяется научных подход. Введение изменений в правила соревнований, использование новейшей экипировки позволяет спортсменам избежать серьёзных травм, но по-прежнему в спортивных единоборствах достаточно часто встречаются травмы кисти. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточного внимания к профилактике травматизма и к качеству восстановления после получения спортсменами травм кисти. Следствием этого является выбывание спортсмена на долгое время из тренировочного процесса. Целью данного исследования является обоснование применения авторского тренажёра в процессе восстановления двигательных функций кисти и пальцев рук спортсменов после получения травм кисти в контактных единоборствах. В ходе проделанной нами работы использовались методы анализа и обобщения научно методической и специальной литературы, тестирование-DASH, наблюдение за спортсменами. Данная работа будет полезна спортсменам, тренерам и другим работникам в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: единоборства, травматизм, спортивная деятельность, восстановление, соревнования, травмы кисти.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p332-336

CAUSES OF INJURIES AND RESTORATION OF MOTOR FUNCTIONS OF BRUSH AND FINGERS OF HANDS OF ATHLETES IN CONTACT COMBATS

Evgeny Nikolaevich Panin, the master student, Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Tatyana Viktorovna Stebliy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.