Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЯРМАРКИ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ / CONSUMER MARKET / FAIRS / METHODS OF REGULATION OF THE CONSUMER MARKET / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / RETAIL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзич И.Н.

Статья посвящена проблеме организации ярморочной торговли в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в целях развития потребительского рынка. В статье проанализирована практика организации ярмарок муниципальными органами, выявлены основные организационные недостатки, обозначены тенденции развития данного направления. Также автором предложены практические рекомендации по повышению эффективности организации ярморочной торговли в Екатеринбурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRADE FAIRS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MUNICIPAL FORMATION "YEKATERINBURG CITY" AS A PART OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET

The article is devoted to the problem of organization of fair trade in the municipality «Yekaterinburg city» in order to develop the consumer market. The article analyzes the practice of organizing fairs by municipal authorities, identifies the main organizational shortcomings, identifies trends in the development of this direction. Also, the author offers practical recommendations to improve the efficiency of the fair trade organization in Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА»

УДК 352.075.2

Мурзич И.Н. студент магистратуры 2 курс факультет «Государственного и муниципального управления» Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, Екатеринбург Научный руководитель: Жукова И.В. кандидат исторических наук, доцент ОРГАНИЗАЦИЯ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Аннотация:

Статья посвящена проблеме организации ярморочной торговли в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в целях развития потребительского рынка. В статье проанализирована практика организации ярмарок муниципальными органами, выявлены основные организационные недостатки, обозначены тенденции развития данного направления. Также автором предложены практические рекомендации по повышению эффективности организации ярморочной торговли в Екатеринбурге.

Ключевые слова: потребительский рынок, ярмарки, методы регулирования потребительского рынка, социально-экономическое развитие, торговые площади.

Murzich I.N. master's student 2 course, faculty of «State and municipal

administration»

Ural Institute of management - branch of RANEPA

Russia, Yekaterinburg Scientific supervisor: Zhukova I.V. candidate of historical sciences, associate professor ORGANIZATION OF TRADE FAIRS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MUNICIPAL FORMATION «YEKATERINBURG CITY» AS A PART

OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET. Annotation:

The article is devoted to the problem of organization of fair trade in the municipality «Yekaterinburg city» in order to develop the consumer market. The article analyzes the practice of organizing fairs by municipal authorities, identifies the main organizational shortcomings, identifies trends in the development of this direction. Also, the author offers practical recommendations to improve the efficiency of the fair trade organization in Yekaterinburg.

Keywords: consumer market, fairs, methods of regulation of the consumer market, socio-economic development, retail space.

Под ярмаркой в данной статье мы будем понимать «мероприятие для реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе сельскохозяйственной продукции, организуемое в соответствии с планом организации и проведения ярмарок вне пределов розничного рынка в специально установленном месте на определенный срок»230. Исходя из данного в Постановлении Правительства Свердловской области определения, ярмарки можно классифицировать следующим образом: по типам - на универсальные и специализированные, по видам - на сезонные, сельскохозяйственные и ярмарки "выходного дня".

На территории Екатеринбурга ярмарки организуются в соответствии с Планом организации и проведения ярмарок на территории муниципального образования город Екатеринбург231, который утверждается на одни год в срок не позднее 15 декабря года, предшествующего плановому. В утверждаемый план могут быть внесены изменения, но не чаще одного раза в год по состоянию на 1 июля текущего года. Данный документ является основным при организации ярморочной торговли: в нем фиксируются сроки проведения ярмарок, места и организаторы (ответственные лица).

Практика организации ярмарок на территории города обусловлена рядом преимуществ данного формата как элемента развития потребительского рынка, среди которых можно выделить следующие:

1. относительно небольшие организационные затраты. Это обусловлено, в первую очередь, периодичностью ярмарок, а, следовательно, периодичностью издержек организаторов. Во-вторых, ярмарки обычно не требуют издержек на аренду помещений, так как площади предоставляются организаторами. В-третьих, за последние годы возросла доля государственно-частного партнёрства при организации ярмарок, что позволяет снизить бюджетные затраты и активизировать бизнес. Так, например, в 2019 году самостоятельными организаторами ярмарок, помимо Администрации города и подконтрольных ей структур, стали ООО «НПП Стройтэк», ООО «Есврострой-2000» и АО «Олипс».

2. поддержка малого бизнеса. Ярмарки - это доступные площадки для производителей отельных видов товаров и лиц, предоставляющих услуги, с низким порогом входа.

3. обеспечение доступных товаров и услуг. Ярмарки позволяют потребителям приобретать товара и услуги по доступным ценам. Так,

230 Постановление Правительства Свердловской области от 25 мая 2011г. N 610-1111 «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Свердловской области и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2007 N 183-ПП «О нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов на розничных рынках в Свердловской области» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=84911#05220996925098036 (дата обращения 24.04.2019).

231 Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018г. N 3102 «Об утверждении плана организации и проведения ярмарок на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2019 год»// Официальный портал Екатеринбурга. URL: Ы1р5://екатеринбург.рф/дляработы/торговля/рынок/ярмарки (дата обращения 24.04.2019).

например, организаторы школьной ярмарки, проводимой с 19.08.2019 по 01.09.2019 по адресу ул. Краснолесье 12а, прогнозируют реализацию школьных товаров на 15-20% ниже среднерыночных цен.

4. организация досуга населения. Ярмарки, помимо торговых площадок, это еще и места для организации досуга, наличие и качество которого повышают качество жизни населения. Особенно это касается праздничных ярмарок, например, Новогодней и Пасхальной.

На 2019 год запланировано 13 различных выставочно-ярмарочных мероприятий, что на 4 мероприятия больше, чем в 2018 году. Ярмарки покрывают значительный спектр товаров и услуг, обеспечивают логистическое и временное разнообразие. Это говорит об активной организационной деятельности со стороны Администрации города Екатеринбурга, в том числе муниципального автономного учреждения культуры «Центр культуры «Урал» и

муниципального казенного учреждения «Центр организации выставок и ярмарок», а также юридических и физических лиц, выступающих в качестве ответственных организаторов ярмарок.

В рамках организации ярмарок на территории муниципального образования город Екатеринбург, перед муниципальными органами стоят следующие стратегические задачи:

-совершенствование процессов производства современных конкурентоспособных качественных и безопасных потребительских товаров;

-развитие Екатеринбурга как крупного межрегионального центра оптовой и розничной торговли, повышение комфортности приобретения товаров;

-формирование инфраструктуры, гарантирующей высокое качество, комфортность и безопасность предоставления услуг;

-повышение конкурентоспособности Екатеринбурга и формирование его привлекательного образа как международного центра деловых и туристических коммуникаций.

В связи с вышеперечисленными задачами, можно сформировать следующие рекомендации по повышению эффективности организации и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий:

1. организация и проведение любой ярмарки должно основываться на запросах потребителей, а, следовательно, должны применяться современные методы учета общественного мнения (опросы, анкетирование и пр.).

2. привлечение юридических и физических лиц на основе государственно - частного партнёрства при организации ярмарок на территории города;

3. реализация проекта брендовой ярмарки города. Ярмарка должна иметь собственную тематику, название и другие атрибуты, и ориентироваться на всероссийский и международный уровень;

4. формирование и развитие эффективной системы контроля качества и безопасности реализуемых на ярмарках товаров и услуг в соответствии с современными российскими и международными регламентами.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Официальный сайт компании «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 24.04.2019).

2. Федеральный закон от 28 декабря 2009г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 24.04.2019).

3. Постановление Правительства Свердловской области от 25 мая 2011г. N 610-ПП «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Свердловской области и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2007 N 183-ПП «О нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов на розничных рынках в Свердловской области» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=84 911#05220996925098036 (дата обращения 24.04.2019).

4. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018г. N 3102 «Об утверждении плана организации и проведения ярмарок на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2019 год»// Официальный портал Екатеринбурга. URL: https://екатеринбург.рф/дляработы/торговля/рынок/ярмарки (дата обращения 24.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.