ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ ХИЩЕНИЙ
СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ
В.Б. Батоев,
старший преподаватель кафедры ОРД и СТ в ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России
В данной статье рассматривается процесс взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов.
This article examines the interaction of departments and services of the Interior with the disclosure of theft of cell phones1.
В современных условиях развивающейся демократии и становления рыночной экономики российское общество не справляется с интенсивно растущей и динамично приспосабливающейся к новым социальноэкономическим условиям преступностью.
Изменения за последние годы социальных, политических и экономических условий не могло не сказаться на содержании деятельности правоохранительных органов, поскольку они тесно связаны с его социальными, правовыми, нравственными и духовными проблемами [1].
Государство поставило правоохранительные органы и их сотрудников в новые условия, не обеспечив в полной мере необходимыми средствами успешного противодействия преступности. Однако это ни в коей мере не снимает ответственности с правоохранительных органов за максимально возможное качественное выполнение возложенных на них задач.
С учетом этого, стратегия правоохранительных органов по противодействию преступности должна заключаться в максимально эффективном комплексном использовании имеющихся сил и средств, тогда как эти средства на практике зачастую используются бессистемно, без учета особенностей и обстоятельств конкретной ситуации [2].
Анализ статистических данных за 2007-2011 годы свидетельствует, что на фоне общего снижения преступности уровень хищений сотовых телефонов остается высоким на территории Российской Федерации [3].
Исследование показывает, что в массе корыстно-насильственных преступлений хищения сотовых телефонов составляет около половины всех общественно опасных деяний, в остальных случаях они являлись частью похищенных у потерпевших материальных ценностей. Доля регистрируемых
1 Batoev V. Organization of interaction of departments and services of the Interior during the opening of theft of cell phones.
хищений (кража, мошенничество, грабеж, разбой) сотовых телефонов в общей структуре хищений чужого имущества в исследуемом регионе стала занимать до 35%. Количественные показатели анализируемых преступлений отражают общественную опасность, которой обладают хищения сотовых телефонов, а анализ качественных показателей выявляет его негативные характеристики в исследуемом регионе.
Одной из существенных причин неудовлетворительной организации деятельности подразделений ОВД по раскрытию хищений сотовых телефонов, «традиционно» является слабое взаимодействие служб.
К примеру, практика свидетельствует, что отдельные поручения и указания следователя о производстве розыскных действий, как правило, вызваны необходимостью привлечения оперативно-розыскных сил и средств для установления лица, совершившего преступление, его местонахождения, для его задержания, а также выявления потерпевших, свидетелей, вещественных доказательств, документов, похищенных ценностей и т.п.
При этом, нужно констатировать, что результаты опросов показывают, что 80% оперативных работников и 85% следователей отмечают, что по поручениям не принимается необходимых оперативно-розыскных мер. В то же время, 88% оперативных работников утверждают, что поручения даются некачественно, однотипно, в физически не выполнимых масштабах (порой возникает видимость работы следователей по «шаблону»).
Помимо этого, как свидетельствует практика, сложилась парадоксальная ситуация, когда взаимодействие субъекта ОРД и следователя (дознавателя) не редко строятся на основе личных отношений и интересов. Отсутствие детальной регламентации этой части деятельности обнаруживает его пробел, порождает неустранимый конфликт и приводит к тупиковой ситуации правоприменения [4].
Исходя из результатов проведенного исследования, одним из выходов из сложившейся неблагоприятной ситуации является разработанная нами памятка по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов, которая устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов.
Памятка разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5], Федеральным законом Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6].
Памятка устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов.
Организация взаимодействия строится на принципах:
- персональная ответственность следователя, сотрудников оперативных и других подразделений ОВД за проведение и результаты следственных действий (далее - СД) и оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ);
- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
- согласованность планирования СД и ОРМ;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
Взаимодействие подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов осуществляется по направлениям:
- создание следственно-оперативных групп (далее - СОГ), руководителями которых в зависимости от подследственности выступают следователь или дознаватель;
- привлечение к деятельности СОГ сотрудников оперативных подразделений;
- совместное обсуждение оперативно-служебных документов, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, планирования, подготовки ОРМ, а также оценки их результатов;
- оперативное обеспечение расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства.
В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов создаются специализированные СОГ.
При поступлении сообщения о преступлении, направленном на хищение сотового телефона оперативный дежурный по ОВД:
- принимает меры к пресечению преступления, задержанию лиц, его совершивших, перекрытию возможных путей их отхода, блокированию мест их укрытия, установлению очевидцев и обеспечению охраны места, происшествия, путем привлечения групп немедленного реагирования, сил патрульно-постовой службы, участкового уполномоченного милиции;
- незамедлительно организовывает выезд на место происшествия
дежурной СОГ, в составе: следователя (дознавателя); оперативного
работника; участкового уполномоченного; эксперта-криминалиста, сообразно обстановке - сотрудников других подразделений;
- о совершении преступления и принятых мерах оперативный дежурный незамедлительно докладывает начальнику ОВД и (или) ответственному от руководящего состава ОВД, с последующим информированием их о результатах работы СОГ и организует выполнение полученных указаний.
На месте хищения сотового телефона:
Руководитель СОГ (следователь, дознаватель):
- совместно с членами СОГ изучает обстановку, следы и предметы на которые были или могли быть направлены преступные действия, составляет
на основании этого соответствующие процессуальные документы (осмотр места происшествия);
- планирует неотложные мероприятия по раскрытию преступления;
- дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве ОРМ;
- решает вопрос о привлечении к раскрытию хищения сотового телефона специалиста, представителя оператора связи.
Сотрудник оперативного подразделения:
- на основании поручений руководителя СОГ осуществляет ОРМ;
- уведомляет оперативного дежурного о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного сотового телефона, а также о других данных, имеющих значение для поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
Участковый уполномоченный исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю (дознавателю) очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших, используя для этого возможности доверительных отношений с гражданами.
По прибытии с места происшествия:
Руководитель СОГ:
- незамедлительно докладывает начальнику ОВД либо ответственному от руководящего состава ОВД, а также сообщает оперативному дежурному о принятых мерах по раскрытию хищения сотового телефона;
- при наличии достаточных оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации;
- в случае необходимости, незамедлительно, с целью обнаружения похищенного сотового телефона, производит обыск, выемку, его комплектующих деталей, производит осмотр обнаруженного сотового телефона, задержание и допрос подозреваемых в хищении телефона, допрос потерпевших и свидетелей, а также иные необходимые следственные действия, назначает судебные экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение;
- совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования;
- дает поручение оперативному дежурному, другим должностным лицам органа дознания о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся близких родственников пострадавших, опекунов или попечителей.
Сотрудник оперативного подразделения:
- принимает меры по установлению лиц, причастных к совершению преступления, их розыску и доставлению в ОВД;
- проверяет по оперативно-справочным, криминалистическим и экспертно-криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных СД и ОРМ;
- осуществляет постановку на учет похищенного сотового телефона;
- определяет IMEI-номер оконечного оборудования пользователя услугами связи и отождествляет его с IMEI-номером похищенного оконечного оборудования, а при их совпадении предпринимает меры по приостановлению предоставления услуг связи по данному оконечному оборудованию.
Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий ОРМ по соответствующему уголовному делу, составляют план СД и ОРМ, который утверждается их непосредственными руководителями.
Согласованное планирование СД и ОРМ должно охватывать все этапы расследования и раскрытия преступления.
О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь, дознаватель и сотрудники иных подразделений докладывают соответствующим руководителям.
При возбуждении уголовного дела следователю и сотруднику оперативного подразделения необходимо получить сведения о соединениях мобильного телефона, до установления над ним контроля:
- посредством принятия от владельца и оператора, который предоставлял услуги сотовой связи владельцу телефона по его абонентскому номеру распечатки с указанием входящих и исходящих звонков с мобильного телефона;
- путем производства выемки.
В ходе работы необходим оперативный обмен информацией о состоянии и результатах по раскрытию хищения сотового телефона.
В обмене информацией между следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником выражается двусторонний характер их помощи. Для корректировки и согласованности планов СД и ОРМ необходимо взаимное информирование.
Таким образом, мы выражаем надежду, что теоретические предложения прикладного характера, содержащихся в данной памятке будут реализованы в практической деятельности ОВД, использоваться в учебном процессе в образовательных учреждениях МВД России, что будет способствовать решению проблем совершенствования деятельности ОВД в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия хищений сотовых телефонов.
Примечание:
1. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996.
2. Сокол В.Ю. Тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
3. Новик В., Езупов М. Оперативное сопровождение судебного производства по уголовному делу // Уголовное право. 2005. № 4.
4. Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I).
1. Собрание законодательства РФ. 1995. № 33.