Научная статья на тему 'Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов'

Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Б. Батоев

В данной статье рассматривается процесс взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.Б. Батоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interaction of departments and services of the Interior during the opening of theft of cell phones

This article examines the interaction of departments and services of the Interior with the disclosure of theft of cell phones.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ ХИЩЕНИЙ

СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

В.Б. Батоев,

старший преподаватель кафедры ОРД и СТ в ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

В данной статье рассматривается процесс взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел при раскрытии хищений сотовых телефонов.

This article examines the interaction of departments and services of the Interior with the disclosure of theft of cell phones1.

В современных условиях развивающейся демократии и становления рыночной экономики российское общество не справляется с интенсивно растущей и динамично приспосабливающейся к новым социальноэкономическим условиям преступностью.

Изменения за последние годы социальных, политических и экономических условий не могло не сказаться на содержании деятельности правоохранительных органов, поскольку они тесно связаны с его социальными, правовыми, нравственными и духовными проблемами [1].

Государство поставило правоохранительные органы и их сотрудников в новые условия, не обеспечив в полной мере необходимыми средствами успешного противодействия преступности. Однако это ни в коей мере не снимает ответственности с правоохранительных органов за максимально возможное качественное выполнение возложенных на них задач.

С учетом этого, стратегия правоохранительных органов по противодействию преступности должна заключаться в максимально эффективном комплексном использовании имеющихся сил и средств, тогда как эти средства на практике зачастую используются бессистемно, без учета особенностей и обстоятельств конкретной ситуации [2].

Анализ статистических данных за 2007-2011 годы свидетельствует, что на фоне общего снижения преступности уровень хищений сотовых телефонов остается высоким на территории Российской Федерации [3].

Исследование показывает, что в массе корыстно-насильственных преступлений хищения сотовых телефонов составляет около половины всех общественно опасных деяний, в остальных случаях они являлись частью похищенных у потерпевших материальных ценностей. Доля регистрируемых

1 Batoev V. Organization of interaction of departments and services of the Interior during the opening of theft of cell phones.

хищений (кража, мошенничество, грабеж, разбой) сотовых телефонов в общей структуре хищений чужого имущества в исследуемом регионе стала занимать до 35%. Количественные показатели анализируемых преступлений отражают общественную опасность, которой обладают хищения сотовых телефонов, а анализ качественных показателей выявляет его негативные характеристики в исследуемом регионе.

Одной из существенных причин неудовлетворительной организации деятельности подразделений ОВД по раскрытию хищений сотовых телефонов, «традиционно» является слабое взаимодействие служб.

К примеру, практика свидетельствует, что отдельные поручения и указания следователя о производстве розыскных действий, как правило, вызваны необходимостью привлечения оперативно-розыскных сил и средств для установления лица, совершившего преступление, его местонахождения, для его задержания, а также выявления потерпевших, свидетелей, вещественных доказательств, документов, похищенных ценностей и т.п.

При этом, нужно констатировать, что результаты опросов показывают, что 80% оперативных работников и 85% следователей отмечают, что по поручениям не принимается необходимых оперативно-розыскных мер. В то же время, 88% оперативных работников утверждают, что поручения даются некачественно, однотипно, в физически не выполнимых масштабах (порой возникает видимость работы следователей по «шаблону»).

Помимо этого, как свидетельствует практика, сложилась парадоксальная ситуация, когда взаимодействие субъекта ОРД и следователя (дознавателя) не редко строятся на основе личных отношений и интересов. Отсутствие детальной регламентации этой части деятельности обнаруживает его пробел, порождает неустранимый конфликт и приводит к тупиковой ситуации правоприменения [4].

Исходя из результатов проведенного исследования, одним из выходов из сложившейся неблагоприятной ситуации является разработанная нами памятка по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов, которая устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов.

Памятка разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5], Федеральным законом Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6].

Памятка устанавливает основные требования к организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов.

Организация взаимодействия строится на принципах:

- персональная ответственность следователя, сотрудников оперативных и других подразделений ОВД за проведение и результаты следственных действий (далее - СД) и оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ);

- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;

- согласованность планирования СД и ОРМ;

- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

Взаимодействие подразделений ОВД при осуществлении ими полномочий по раскрытию хищений сотовых телефонов осуществляется по направлениям:

- создание следственно-оперативных групп (далее - СОГ), руководителями которых в зависимости от подследственности выступают следователь или дознаватель;

- привлечение к деятельности СОГ сотрудников оперативных подразделений;

- совместное обсуждение оперативно-служебных документов, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, планирования, подготовки ОРМ, а также оценки их результатов;

- оперативное обеспечение расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства.

В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии хищений сотовых телефонов создаются специализированные СОГ.

При поступлении сообщения о преступлении, направленном на хищение сотового телефона оперативный дежурный по ОВД:

- принимает меры к пресечению преступления, задержанию лиц, его совершивших, перекрытию возможных путей их отхода, блокированию мест их укрытия, установлению очевидцев и обеспечению охраны места, происшествия, путем привлечения групп немедленного реагирования, сил патрульно-постовой службы, участкового уполномоченного милиции;

- незамедлительно организовывает выезд на место происшествия

дежурной СОГ, в составе: следователя (дознавателя); оперативного

работника; участкового уполномоченного; эксперта-криминалиста, сообразно обстановке - сотрудников других подразделений;

- о совершении преступления и принятых мерах оперативный дежурный незамедлительно докладывает начальнику ОВД и (или) ответственному от руководящего состава ОВД, с последующим информированием их о результатах работы СОГ и организует выполнение полученных указаний.

На месте хищения сотового телефона:

Руководитель СОГ (следователь, дознаватель):

- совместно с членами СОГ изучает обстановку, следы и предметы на которые были или могли быть направлены преступные действия, составляет

на основании этого соответствующие процессуальные документы (осмотр места происшествия);

- планирует неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

- дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве ОРМ;

- решает вопрос о привлечении к раскрытию хищения сотового телефона специалиста, представителя оператора связи.

Сотрудник оперативного подразделения:

- на основании поручений руководителя СОГ осуществляет ОРМ;

- уведомляет оперативного дежурного о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного сотового телефона, а также о других данных, имеющих значение для поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

Участковый уполномоченный исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю (дознавателю) очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших, используя для этого возможности доверительных отношений с гражданами.

По прибытии с места происшествия:

Руководитель СОГ:

- незамедлительно докладывает начальнику ОВД либо ответственному от руководящего состава ОВД, а также сообщает оперативному дежурному о принятых мерах по раскрытию хищения сотового телефона;

- при наличии достаточных оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации;

- в случае необходимости, незамедлительно, с целью обнаружения похищенного сотового телефона, производит обыск, выемку, его комплектующих деталей, производит осмотр обнаруженного сотового телефона, задержание и допрос подозреваемых в хищении телефона, допрос потерпевших и свидетелей, а также иные необходимые следственные действия, назначает судебные экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение;

- совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования;

- дает поручение оперативному дежурному, другим должностным лицам органа дознания о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся близких родственников пострадавших, опекунов или попечителей.

Сотрудник оперативного подразделения:

- принимает меры по установлению лиц, причастных к совершению преступления, их розыску и доставлению в ОВД;

- проверяет по оперативно-справочным, криминалистическим и экспертно-криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных СД и ОРМ;

- осуществляет постановку на учет похищенного сотового телефона;

- определяет IMEI-номер оконечного оборудования пользователя услугами связи и отождествляет его с IMEI-номером похищенного оконечного оборудования, а при их совпадении предпринимает меры по приостановлению предоставления услуг связи по данному оконечному оборудованию.

Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий ОРМ по соответствующему уголовному делу, составляют план СД и ОРМ, который утверждается их непосредственными руководителями.

Согласованное планирование СД и ОРМ должно охватывать все этапы расследования и раскрытия преступления.

О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь, дознаватель и сотрудники иных подразделений докладывают соответствующим руководителям.

При возбуждении уголовного дела следователю и сотруднику оперативного подразделения необходимо получить сведения о соединениях мобильного телефона, до установления над ним контроля:

- посредством принятия от владельца и оператора, который предоставлял услуги сотовой связи владельцу телефона по его абонентскому номеру распечатки с указанием входящих и исходящих звонков с мобильного телефона;

- путем производства выемки.

В ходе работы необходим оперативный обмен информацией о состоянии и результатах по раскрытию хищения сотового телефона.

В обмене информацией между следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником выражается двусторонний характер их помощи. Для корректировки и согласованности планов СД и ОРМ необходимо взаимное информирование.

Таким образом, мы выражаем надежду, что теоретические предложения прикладного характера, содержащихся в данной памятке будут реализованы в практической деятельности ОВД, использоваться в учебном процессе в образовательных учреждениях МВД России, что будет способствовать решению проблем совершенствования деятельности ОВД в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия хищений сотовых телефонов.

Примечание:

1. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996.

2. Сокол В.Ю. Тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

3. Новик В., Езупов М. Оперативное сопровождение судебного производства по уголовному делу // Уголовное право. 2005. № 4.

4. Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I).

1. Собрание законодательства РФ. 1995. № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.