DOI: 10.17805Лг^у.2023.5Л ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ С ДРУГИМИ СТРУКТУРАМИ
Д.А. Борискова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие организации взаимодействия органов следствия с другими правоохранительными органами. Определяется значимость в содействии других структур с органами следствия и какие именно органы взаимодействуют со следствием.
Ключевые слова: организация; следствие; взаимодействие; предварительное расследование; органы внутренних дел; совместная деятельность
ORGANIZATION OF INTERACTION OF INVESTIGATIVE BODIES
WITH OTHER STRUCTURES
D.A. Boriskova Moscow University for the Humanities
Abstract: This article discusses the concept of organizing the interaction of investigative bodies with other law enforcement agencies. The significance in the assistance of other structures with the investigation bodies is determined and which bodies interact with the investigation.
Keywords: organization; investigation; interaction; preliminary investigation; internal affairs bodies; joint activities
В общем понимании взаимодействие органов следствия с другими правоохранительными органами подразумевает любое действие следователя, связанное с обращением к иным участникам уголовного процесса до момента создания обвинительного заключения. Следственные органы отправляют данный материал в прокуратуру для содействия ее в расследовании преступного деяния. Что же касается взаимодействия органов следствия с оперативно-розыскными подразделениями, то под ним принято понимать совместную согласованную деятельность по решению задач в раскрытии преступлений.
Во-первых, следователи осуществляют свою профессиональную деятельность совместно с другими структурами подразделений полиции и иными структурами;
Во-вторых, совместная организация деятельности данных сотрудников
производится на общих принципах уголовного процесса;
В-третьих, при совместной деятельности все сотрудники уголовного процесса стремятся как можно быстрее расследовать уголовное преступление с успешным результатом.
При осуществлении своей профессиональной деятельности следственные
органы и другие взаимодействующие с ними структуры руководствуются главными принципами:
1) выполняют свою работу строго соблюдая закон;
2) разделяют свои обязанности и полномочия;
3) нацелены разрешать общие задачи;
4) роль следователя является руководящей (организующей);
5) при совместном расследовании все сотрудники создают общий план и согласовывают свои дальнейшие действия (О координации деятельности..., Электр. ресурс).
Организация деятельности следственных органов при взаимодействии с другими правоохранительными структурами включает следующие этапы:
1. Следователь сообщает органам дознания о выявленном преступном деянии, о принятии решении сохранения места происшествия, о розыске, либо задержания преступника;
2. Органы дознания осуществляют возбуждение уголовного дела, если предварительное следствие предусмотрено уголовным законом и требует неотложных следственных действий, соответственно сотрудник органов дознания передает данное дело сотрудникам органов следствия;
3. Сотрудники дознания могут проводить свою профессиональную деятельность совместно с работниками из оперативно-розыскных структур в том случае, когда уголовное дело передано следователю, а виновный, совершивший незаконное преступное деяние еще остается на свободе и его личность не выявлена;
4. Совместная деятельность дознавателя и оперативно-розыскных сотрудников осуществляется по поручению следователя;
5. В дальнейшем сотрудники дознания и следствия взаимодействуют в процессе работы;
6. Обращаются за помощью для проведения экспертиз к экспертно-крими-налистическим подразделениям.
Сотрудники органов следствия пользуются процессуальными документами, где содержатся поручения и постановления, если принимается решение об организации совместной деятельности с другими правоохранительными структурами.
Следователь - это, прежде всего государственный служащий, который проводит предварительные расследования по уголовным делам, а также иные действия, входящие в его компетенцию. К тому же, следователь может расследовать преступления не только уголовного характера, но и политического, экономического. Согласно уголовного-процессуальному кодексу, следователь должен принять решение о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, но, прежде проводятся предварительные расследования (Уголовно-процессуальный кодекс., Электр. ресурс).
Органы следствия осуществляют свою профессиональную деятельность почти со всеми подразделениями правоохранительных органов. Например, со-
общение о преступлении в первую очередь поступает в дежурную часть. Соответственно, следственные органы совмещают свою работу с дежурной частью, а содействие данных структур происходит с момента поступления информации о незаконном деянии (Шимовский,1965). Дежурная часть обязана незамедлительно отреагировать на поступившее сообщение о готовящемся преступном деянии, либо уже совершившийся.
Немало важных задач обязаны выполнить сотрудники дежурной части полиции:
1. После поступления сообщения о правонарушении должна быть организована взаимодействующая группа подразделений, которая состоит из сотрудников следствия, оперативно-розыскных подразделений, экспертов-криминалистов и остальных сотрудников, необходимых для выезда на осмотр места произошедшего преступления или задержания злоумышленника;
2. Сотрудник дежурной части подключает к выездной организованной группе работников патрульно-постовых служб, а при необходимости - дорожно-па-трульную службу, поскольку их задача - пресечение и выявление преступления, обеспечение охраны правопорядка;
3. Дежурный информирует другие органы внутренних дел о состоявшемся преступлении;
4. О выезде следственно-оперативной группы на место преступного деяния сотрудник дежурной части должен уведомить начальника отдела полиции или ответственного от руководства.
Если граждане обратились в полицию с заявлением о преступлении, то данное заявление регистрируют в книге учета происшествий, где в обязательном порядке указывают дату, время подачи заявления и заносят информацию о лице, от которого было подано заявление. Там же указывают номер и дату возбуждения уголовного дела. В случае отказа о возбуждении уголовного дела обязательно пишут номер проверочного материала.
Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает сроки рассмотрения сообщения или заявления о происшествии. Сотрудники органов следствия должны принять меры о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно кодексу - самой первой стадией уголовного процесса является возбуждение уголовного дела, поскольку это дает основание для необходимых следственных действий (Уголовно-процессуальный кодекс., Электр. ресурс).
После получения информации о совершенном преступлении, следователи начинают работу с осмотра места происшествия, обнаружения и сбора информации, доказательств. Например, на месте происшествия сотрудник следственного органа выявляет признаки следов преступления - на жертве, орудии преступления, либо на каком-нибудь объекте и даже на самом преступнике. Сотрудники следственных органов обращаются за помощью к специалистам-криминалистам, которые могут определить в результате лабораторных исследований, кому принадлежат отпечатки пальцев и т.д. Благодаря содействию экспертно-криминали-
стического подразделения, у следователей отображается полная и правильная криминалистическая информация о месте осмотра, которая заносится в протокол.
К тому же, данный сотрудник в ходе рассмотрения следов преступлений выдвигает и разрабатывает свои версии о случившемся преступлении и согласовывает их со следственными органами. Заключение специалиста, согласно настоящему кодексу, является важной категорией доказательств по уголовным делам.
Руководит следственно-оперативной группой следователь. Он выезжает на место преступления, проводит тщательный контроль за деятельностью группы, контролирует весь процесс их работы, согласовывает организацию работы. Все поручения и указания следователя обязаны выполнять все участники организованной группы.
На этом этапе работы необходимо:
1) всю информацию, в том числе все данные об осмотре места происшествия, сложить воедино, провести анализ полученных результатов и принять решение о дальнейших действиях.
2) в соответствии с результатами осмотра места происшествия и оперативных данных, принять необходимые меры для задержания виновного (Орздоев, 2010).
Следователь при организации своей деятельности взаимодействует с оперативными сотрудниками через дежурную часть. В случае необходимости, следователь также через оперативного дежурного может привлечь к совместной работе и других специалистов из экспертно-криминалистических структур.
В процессе работы следователь может взаимодействовать и с другими органами полиции. Например, с неведомственной охраной, с инспекторами по делам несовершеннолетних, с паспортно-визовой службой. Инспекторы по делам несовершеннолетних помогают следствию в случаях, когда преступление совершил несовершеннолетний. Они предоставляют соответствующую характеристику о виновном. Инспекция проводит профилактические мероприятия с несовершеннолетними лицами, чтобы в дальнейшем данные лица не совершали незаконные деяния.
Таким образом, для успешного раскрытия преступления, а иногда и для его предотвращения, для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения следственным органам необходимо тесно взаимодействовать с другими правоохранительными структурами, ведь абсолютно перед всеми правоохранительными органами стоит одна и та же задача - борьба с преступлениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) //Президент России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9217 (дата обращения: 11.02.2023).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
№ 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 11.02.2023).
Орздоев Р.В. (2010) Организация деятельности следователя с дежурной частью органа внутренних дел и с участниками следственно-оперативной группы) при производстве осмотра места происшествия //Российский следователь, № 16. С.31—33.
Шимовский Б.В. (1965) К вопросу о функции следователя в советском уголовном процессе // Правоведение. — Л.: ЛГУ, № 2, С. 175-178.
Борискова Дарья Александровна - магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Гулый А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел: 8-977-125-88-68, Эл. адрес: dashulya.boriskova@mail.ru
Boriskova Darya Alexandrovna is a master's student at the Faculty of Law of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Gulyy A.A., Candidate ofLegal Sciences Associate Professor of the Department of Criminal Law and Special Disciplines of the Moscow University of the Humanities.. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel: 8-977-125-88-68, Email: dashulya.boriskova@mail.ru
Для цитирования:
Борискова Д.А. Организация взаимодействия органов следствия с другими структурами. 2023. № 5. С. 4-8. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.5.1