Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / коммунальное хозяйство / организация обращения с ТКО / раздельное накопление ТКО / переработка ТКО / municipality / public utilities / organization of MSW handling / separate collection of MSW / MSW recycling

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алексей Николаевич Иванов, Татьяна Алексеевна Мясникова

Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами в настоящее время более чем актуальна на всей территории России. Часть регионов являются лидерами антирейтинга по объемам накопленных отходов, в пятерку которых по итогам 2021 года вошел Краснодарский край. Основными причинами этого стали возрастающие темпы производства и потребления у населения, тяжелая адаптация организационного механизма обращения с ТКО, несовершенство транспортно-логистической сети и недостаточное количество объектов инфраструктуры обработки и утилизации отходов. Эти причины находятся в системном взаимодействии и требуют комплексного решения. В статье представлен анализ обращения с ТКО в Краснодарском крае в период 2019-2021 годов, описаны проблемы организации обращения с ТКО в части муниципалитетов региона, предложена концепция пилотного проекта системы раздельного накопления ТКО в сельской местности на примере Кореновского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Алексей Николаевич Иванов, Татьяна Алексеевна Мясникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN MUNICIPALITIES AND THE REGION IN SOLVING PROBLEMS OF UTILIZATION SOLID MUNICIPAL WASTE

The problem of solid municipal waste management is currently more than urgent throughout Russia. Some regions are the leaders of the anti-rating by the volume of accumulated wastes, the Krasnodar Territory is in the top five of them according to the results of 2021. The main reasons are increasing production and consumption rates of the population, difficult adaptation of the organizational mechanism of MSW management, imperfect transport and logistics network and insufficient number of waste treatment and recycling infrastructure facilities. These causes are in system interaction and require a comprehensive solution. The article presents the analysis of MSW handling in the Krasnodar Krai in 2019-2021, describes the problems of MSW handling organization in some municipalities of the region, offers the concept of a pilot project of separate MSW accumulation system in rural areas on the example of Korenovsky municipal district.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ»

Научная статья

УДК 628.477

ББК 65.441

И 19

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-24-31

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ

ОТХОДОВ

(Рецензирована)

Алексей Николаевич Иванов1

Татьяна Алексеевна Мясникова2

1,2Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

1alexzfun7@mail.ru

2ormx@mail.ru

Аннотация. Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами в настоящее время более чем актуальна на всей территории России. Часть регионов являются лидерами антирейтинга по объемам накопленных отходов, в пятерку которых по итогам 2021 года вошел Краснодарский край. Основными причинами этого стали возрастающие темпы производства и потребления у населения, тяжелая адаптация организационного механизма обращения с ТКО, несовершенство транспортно-логистической сети и недостаточное количество объектов инфраструктуры обработки и утилизации отходов. Эти причины находятся в системном взаимодействии и требуют комплексного решения. В статье представлен анализ обращения с ТКО в Краснодарском крае в период 2019-2021 годов, описаны проблемы организации обращения с ТКО в части муниципалитетов региона, предложена концепция пилотного проекта системы раздельного накопления ТКО в сельской местности на примере Кореновского муниципального района.

Ключевые слова: муниципальное образование, коммунальное хозяйство, организация обращения с ТКО, раздельное накопление ТКО, переработка ТКО.

Для цитирования: Иванов А.Н., Мясникова Т.А. Организация взаимодействия муниципальных образований и региона в решении проблем утилизации твердых коммунальных отходов // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2022. Вып. 3 (305). С. 24-31. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-24-31

Original Research Paper

ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN MUNICIPALITIES AND THE REGION IN SOLVING PROBLEMS OF UTILIZATION SOLID MUNICIPAL WASTE

Aleksey N. Ivanov1

Tatiana A. Myasnikova2

1,2Kuban State University, Krasnodar, Russia

1alexzfun7@mail.ru

2ormx@mail.ru

Abstract. The problem of solid municipal waste management is currently more than urgent throughout Russia. Some regions are the leaders of the anti-rating by the volume of accumulated wastes, the Krasnodar Territory is in the top five of them according to the results of 2021. The main reasons are increasing production and consumption rates of the population, difficult adaptation of the organizational mechanism of MSW management, imperfect transport and logistics network and insufficient number of waste treatment and recycling infrastructure facilities. These causes are in system interaction and require a comprehensive solution. The article presents the analysis of MSW handling in the Krasnodar Krai in 2019-2021, describes the problems of MSW handling organization in some municipalities of the region, offers the concept of a pilot project of separate MSW accumulation system in rural areas on the example of Korenovsky municipal district.

Keywords: municipality, public utilities, organization of MSW handling, separate collection of MSW, MSW recycling.

For citation: Ivanov A.N., Myasnikova T.A. Organization of interaction between municipalities and the region in solving problems of utilization solid municipal waste // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2022. No. 3 (305). P. 24-31 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-24-31

Актуальность проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Российской Федерации в настоящее время трудно переоценить. В условиях существующих темпов производства и потребления в современном обществе, при отсутствии отлаженного механизма переработки и утилизации ТКО и несовершенной системе государственного регулирования данного вопроса наносится существенный вред окружающей среде, а также имеют место значительные экономические потери вследствие захоронения большого количества отходов, которые можно перерабатывать.

По исследованиям аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в 2021 году в России было сгенерировано 47,4 млн т твердых коммунальных отходов при этом Краснодарский край занял четвертое место после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, произведя 1,8 млн т ТКО, что составило 3,8 % в общероссийском объеме [7].

Анализ данных по объемам образования ТКО и обращения с ними

в Краснодарском крае за трехлетний период с 2019 по 2021 год, публикуемых Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ), приведенных в таблице 1, показывает увеличение объема образования отходов с 0,97 млн т в 2019 году до 1,83 млн т в 2021 году [5].

По сравнению с 2019 и 2020 годами отмечается пятикратное увеличение объема обработанных отходов в 2021 году (до 0,55 млн т), однако их доля от совокупного количества отходов, накопленных на начало 2021 года (6,74 млн т) и образованных в 2021 году (1,8 млн т) составляет лишь 6,4 %. Еще 0,014 млн т (0,17 %) утилизировано. Основная же часть -7,26 млн т (84%) ТКО Краснодарского края в 2021 году была отправлена на захоронение (таблица 1).

Ввиду отсутствия единой методики расчета экономических потерь от захоронения непереработанных отходов трудно говорить о количестве потерянных активов, однако,

следует отметить экономические последствия, которые, по мнению Бай-рак А.Н., наступают при таком нерациональном отношении к ТКО. В их числе потери от неиспользования сырья вторичной переработки, альтернативная стоимость земель, используемых под места захоронения, затраты на ликвидацию ущерба от

попадания фильтрата в почву и водные источники, затраты на ликвидацию пожаров, затраты на очистку водоемов, медицинские расходы на восстановление здоровья населения, снижение отдачи человеческого капитала за счет потери здоровья населения и сокращения продолжительности жизни [2].

Таблица 1

Обращение с ТКО в Краснодарском крае в 2019-2021 годах

Показатель Отчетный период

2019 2020 2021

Наличие ТКО на начало отчетного периода, т Нет данных 5 421 600 6 735 953

Образовано ТКО за отчетный период,т 974 295 1 435 587 1 828 607

Направлено на обработку, т 180 939 85 604 553 732

Направлено на обезвреживание Нет данных 0 0

Направлено на утилизацию, т 17 947 3 845 14 311

Направлено на захоронение, т Нет данных 957334 7 259 822

Накоплено на конец отчетного периода, т Нет данных 5 927 321 1 214 661

Для извлечения экономических выгод и предотвращения вышеуказанных потерь необходимо в короткое время системно решить комплекс практических задач организационного, логистического, экономического и социального характера.

Вторичная переработка отходов возможна только после их сортировки, производить которую гораздо проще и дешевле на этапе возникновения отходов нежели в сортировочных пунктах. Решением этой задачи может стать переход к раздельному накопления ТКО, при этом необходимыми условиями являются наличие заводов по переработке ТКО, отлаженной логистической сети и высокая культуры обращения с отходами у населения.

Кириллова А.Н. и Му-синова Н.Н. выделяют ряд

организационно-экономических мероприятий для решения проблемы раздельного накопления и переработки ТКО, структурированных в организационном, экономическом, правовом и информационном механизмах. К мероприятиям организационного механизма отнесены организация раздельного сбора и сортировки ТКО, организация пунктов сбора макулатуры, стеклотары и др., организация вывоза ТКО из частного сектора, организация строительства заводов и полигонов, разработка регламентов межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, организация дополнительного профессионального образования кадрового состава в сфере обращения с ТКО, наделение муниципалитетов полномочиями по контролю за деятельностью региональных операторов.

Экономический механизм включает предоставление льгот по кредитам и займам на строительство объектов инфраструктуры раздельного накопления отходов, экономическое стимулирование раздельного сбора ТКО, стимулирование участия бизнеса и населения в работе по сортировке и переработке ТКО, льготное налогообложение предприятий переработки отходов, государственные дотации и субсидии на реализацию проектов, государственно-муниципальное частное партнерство. В мероприятия правового механизма включены введение правовых требований к таре и упаковке, соответствующих стандартам экологии, введение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в составляющие оплаты за содержание жилого помещения, лицензирование деятельности в области обращения с ТКО, введение порядка увеличения нормативов утилизации отходов от использования товаров, ответственность за соблюдение правил раздельного накопления ТКО физическими и юридическими лицами. Неотъемлемой частью сопровождения организационного, экономического и правового механизмов являются мероприятия информационного механизма, включающие проведение просветительной работы по технологиям обращения с ТКО, финансовая поддержка муниципальных печатных изданий, включение в вузовские и школьные программы и программы дошкольных учреждений учебных занятий по проблемам обращения с отходами, организация обучения кадров сферы ЖКХ и органов местного самоуправления, общественный контроль экспертов и населения [3].

Результаты анализа данных по обращению с ТКО в Краснодарском крае, приведенных в таблице 1, демонстрируют наличие серьезных проблем, решение которых возложено в первую очередь на региональные власти и требует организационных преобразований, экономических и временных затрат.

По данным Министерства ТЭК и ЖКХ вывоз твердых коммунальных отходов с территорий населенных пунктов региона осуществляют 6 региональных операторов, которые распределены согласно действующей территориальной схемы обращения с ТКО на территории Краснодарского края на 10 зон, и порядка 30 мусоровывозящих предприятий (в зонах, где не утвержден тариф региональному оператору или региональный оператор не определен) [4].

На территории Краснодарского края действуют 11 включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) объектов захоронения ТКО, 12 объектов обработки ТКО, 5 объектов перегрузки, а также 5 объектов захоронения ТКО, срок использования которых истекает в 2023 году. Запланировано проведение реконструкции, переоснащение либо строительство порядка 35 объектов системы обращения с отходами производства и потребления во всех 10 зонах края, которые вводятся в эксплуатацию на этапе 2023-2030 годов.

Среди нерешенных вопросов по организации обращения с ТКО в регионе, в число которых входит реализация комплекса мер по раздельному накоплению ТКО в поселениях, строительство и реконструкция объектов переработки, накопления и утилизации ТКО, выведение из эксплуатации существующих объектов накопления ТКО с исчерпанным ресурсом, рекультивация мест захоронения, выделяются два вопроса, отсутствие решения по которым влечет ряд неблагоприятных последствий для жителей 12 муниципальных образований с общей численностью населения 798,97 тыс. чел. (14 % населения края) [6]. В настоящий время не утверждены тарифы на вывоз ТКО для Тихорецкой зоны (Белоглинский, Кры-ловский, Новопокровский, Павловский, Тихорецкий районы) - 280,71 тыс. чел. (4,9%) и Мостовской зоны

(Лабинский, Отрадненский, Мо-стовской районы) - 225,55 тыс. чел. (4,0%), а также не определен региональный оператор по Усть-Лабинской зоне (Усть-Лабинский, Тбилисский, Выселковский и Коре-новский районы) - 292,71 тыс. чел. (5,14%) [6].

Результаты данной статистики позволяют говорить о том, что основная проблема вывоза ТКО в поселениях муниципалитетов этих зон носит в первую очередь логистический характер, приводящий к дополнительным экономическим издержкам и дискомфорту населения. Для вывоза отходов, вследствие отсутствия региональных операторов (либо неут-вержденных тарифов для региональных операторов), в муниципалитетах вышеуказанных зон привлечены около 30 мусоровывозящих организаций. Экономические взаимоотношения между этими организациями и населением возникают непосредственно и исключают поступление средств в бюджеты поселений.

В число полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами [1].

Даже такой узкий перечень полномочий требует определенного объема финансирования и отсутствие поступлений в бюджет от населения за оплату вывоза ТКО остро

ощущается при реализации этих полномочий.

Рассматривая в качестве примера муниципалитеты Усть-Лабинской зоны, в которой не определен региональный оператор, обратимся к статистике.

В таблице 2 представлены данные о количестве населения в муниципальных образованиях Усть-Лабинской зоны, количестве мест (площадок) накопления ТКО и их размещении на территориях муниципалитетов.

Анализ данных статистики показывает, что в Выселковском, Кореновском, Тбилисском и Усть-Лабинском муниципальных районах, входящих в Усть-Лабинскую зону ТКО, места (площадки) накопления отходов распределены неравномерно и располагаются преимущественно в районных центрах, при этом количество площадок на 10 тыс. чел. населения составляет в ст. Выселки - 25 площадок, г. Коренов-ске - 144 площадки, ст. Тбилисской

- 24 площадки, г. Усть-Лабинске

- 44 площадки. На территориях остальных населенных пунктов муниципалитетов Усть-Лабинской зоны размещено площадок от общего числа: в Выселковском районе

- 50% (50 площадок на 36,1 тыс. чел.), в Кореновском районе - 6% (40 площадок на 43,3 тыс. чел.), в Тбилисском районе - 10% (7 площадок на 22,4 тыс. чел.) и Усть-Лабинском районе - 42% (118 площадок на 63,5 тыс. чел.) [5, 6].

Основную часть населения вышеуказанных районов составляет население сельских территорий вне районных центров (более 56 % от общей численности), которые характеризуются низкой плотностью заселения и значительными расстояниями между населенными пунктами. Объемы производства ТКО этих сельских территорий, основную часть которых составляют отходы производства и потребления населением, ненамного отличаются от объемов ТКО районных центров.

Таблица 2

Распределение мест (площадок) накопления ТКО в муниципалитетах

Усть-Лабинской зоны

Муниципальный район Население Население районного центра Население остальных территорий Общее кол-во контейнерных площадок, шт. Площадок в районном центре, шт. Площадок в остальных поселениях, шт.

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. % шт. % шт. % шт. %

Выселковский 56,1 100 20,0 35,5 36,1 64,5 100 100 50 50 50 50

Кореновский 85,8 100 42,5 49,5 43,3 50,5 655 100 615 94 40 6

Тбилисский 48,1 100 25,7 53,4 22,4 46,4 68 100 61 90 7 10

Усть-Лабинский 102,9 100 37,6 36,5 65,3 63,5 283 100 165 58 118 42

При отсутствии регионального оператора в Усть-Лабинской зоне проблема вывоза ТКО с сельских территорий муниципалитетов решается посредством привлечения мусоровывозящих организаций, которые производят сбор ТКО в поселениях 1-2 раза в неделю. Сбор отходов, накапливаемых в домохо-зяйствах, производится пакетным способом (пакеты с отходами выставляются перед домовладениями в день вывоза). Такой способ имеет ряд недостатков, основными из которых являются отсутствие специальных мест накопления ТКО, что может привести к разбросу отходов животными и воздействием ветра; исключение возможности разделения отходов, так как они вывозятся в одном бункере; необходимость складировать отходы на территории домохозяйств в течении продолжительного времени.

Возвращаясь к вопросам организации комплексного обращения с ТКО в Краснодарском крае в перспективе создания системы раздельного накопления и переработки отходов видится возможное решение.

Система обращения с ТКО региона является иерархической и имеет несколько уровней:

1) уровень поселения;

2) муниципальный;

3) территориально-логистический (10 зон);

4) региональный.

При реализации комплексного системного подхода к решению вопроса раздельного накопления ТКО степень сложности его решения тем выше, чем выше уровень иерархи в системе, особенно в условиях отсутствия практического опыта в данной области. Иными словами, реализовать пилотный проект по раздельному накоплению и переработке ТКО в муниципальном образовании, используя организационный, экономический, правовой и информационный инструментарий, описанный выше, заведомо проще нежели начинать с территориально-логистического уровня (уровня зоны) накопления твердых коммунальных отходов.

На этом фоне неблагоприятная ситуация с вывозом отходов с территорий сельских поселений Коре-новского района, накапливаемых пакетным способом, создает предпосылки к нестандартному решению вопроса раздельного накопления ТКО.

В состав Кореновского района входит 1 городское поселение с численностью населения 42,5 тыс. чел.

и 9 сельских поселений общей численностью 43,3 тыс. чел. со средней плотность 4,8 тыс. чел. на одно поселение [6].

При условной потребности в одной площадке раздельного накопления ТКО на 150 человек населения мы получаем необходимость в 25-40 площадках на каждое сельское поселение. При сортировке отходов на 4 категории (бытовые отходы, бумага, стекло, пластик) и оценке интенсивности накопления отходов по категориям, потребуется 3-5 единиц специализированного автотранспорта для вывоза отходов по графику. Важно добавить, что подобный проект предполагает наличие узла временной концентрации разделенных отходов, наличие которого создаст новые рабочие места, и высокой культуры обращения с ТКО населения, которая формируется применением инструментов организационного, экономического, правового и информационного механизмов.

Проблемой организационного характера при реализации подобного проекта станет необходимость контроля на всех этапах формирования системы раздельного накопления ТКО, поскольку проведение такого контроля необходимо осуществлять местными властями, полномочия которых в данной сфере сильно ограничены действующим законодательством [1]. Проблемами экономического характера, которые потребуют дополнительных поступлений к средствам бюджетов поселений, станут затраты на обустройство

мест раздельного накопления ТКО, строительство узла временной концентрации разделённых отходов и логистические затраты. Также потребуют решения вопросы необходимости правильного разделения отходов на категории населением сельских поселений - культура обращения с ТКО.

При всех экономических и организационных издержках при потенциальной реализации подобного проекта в Кореновском муниципальном районе появится возможность практической апробации становления и функционирования системы раздельного накопления ТКО в сельских поселениях, дальнейшее развитие которой позволит сформировать подходы к решению подобных вопросов как в других муниципалитетах, так и на территориально-логистическом уровне.

Выводы.

Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края актуальна и требует комплексного системного подхода к ее решению.

Основными задачами являются решение транспортно-логистическо-го вопроса сбора ТКО на территории части муниципалитетов региона, сокращение объемов захоронения непереработанных отходов, строительство и модернизация объектов инфраструктуры хранения, вторичной переработки и захоронения ТКО.

Решение данных задач позволит сократить экономические потери, создать новые рабочие места и улучшить экологию в регионе.

Примечания:

дерации: Федеральный закон №№2 131-ФЗ от 0(5.10.2003. "ШИ,: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19109/ca8d072548e11b6410ade66708f79a2d96077553/.

2. Байрак А.Н. Повышение эффективности рециклинга твердых коммунальных отходов (на материалах г. Новосибирска): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Байрак Анастасия Николаевна. Барнаул, 2022. 129 с.

3. Кириллова А.Н., Мусинова Н.Н. Организационно-экономический механизм управления системой обращения с твердыми коммунальными отходами // Развитие отраслевого и регионального управления. 2018. С. 65-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: официальный сайт. URL: https:// mintekgkh.krasnodar.ru/.

5. Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: официальный сайт. Территориальная схема обращения с ТКО на территории Краснодарского края. Приложения. URL: https://mintekgkh.krasnodar.ru/activity/ sfera- obrashcheniya- s-tvyerdymi-kommunalnymi- otkhodami /.

6. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края. Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики, Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; отв. за выпуск Отдел сводных статистических работ и общественных связей Краснодарстата. Краснодар, 2022. 206 с.

7. Finexpertiza: [сайт]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2022/nakop-musora/.

References:

1. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ca8d072548e11b6410ade66708f79a2 d96077553 /.

2. Bayrak A.N. Improving the efficiency of solid municipal waste recycling (based on the materials of Novosibirsk): dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Bayrak Anastasia Nikolaevna. Barnaul, 2022. 129 p.

3. Kirillova A.N., Musinova N.N. Organizational and economic mechanism of management of the solid municipal waste management system // Development of sectoral and regional management. 2018. Pp. 65-69.

4. Ministry of Fuel and Energy Complex and Housing and Communal Services of Krasnodar Territory: official website. URL: https://mintekgkh.krasnodar.ru/.

5. Ministry of Fuel and Energy Complex and Housing and Communal Services of Krasnodar Territory: official website. Territorial scheme of handling MSW on the territory of the Krasnodar Territory. Applications. URL: https://mintekgkh. krasnodar. ru/activity/sfera- obrashcheniya- s -tvyerdymi-kommunalnymi-otkhodami/.

6. Socio-economic situation of urban districts and municipal districts of Krasnodar Territory. Statistical Collection / Federal State Statistics Service, Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea; responsible for the release of the Department of Summary Statistical Works and Public Relations of the Krasnodar State Statistics Service. Krasnodar, 2022. 206 p.

7. Finexpertiza: [website]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2022/nakop-musora/.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; одобрена после рецензирования 25.07.2022; принята к публикации 01.08.2022. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 18.07.2022; approved after reviewing 25.07.2022; accepted for publication 01.08.2022.

© А.Н. Иванов, Т.А. Мясникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.