Научная статья на тему 'Организация выявления и сопровождения одарённых детей в образовательных учреждениях'

Организация выявления и сопровождения одарённых детей в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2766
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ОЛИМПИАДЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / EDUCATION / GIFTED CHILDREN / OLYMPIADS / SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN / RESEARCH AND EDUCATIONAL CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчин Максим Александрович, Соловьева Татьяна Сергеевна

В статье на основании данных статистики и социологических опросов проведён анализ возможностей региональной системы образования по выявлению и сопровождению одарённых детей, выявлены проблемы в этой сфере, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of detecting and supporting gifted children in educational institutions

The article analyzes the opportunities of the regional educational system in revealing and supporting gifted children on the basis of statistical data and sociological surveys. Certain problems in this sphere have been revealed and solutions proposed.

Текст научной работы на тему «Организация выявления и сопровождения одарённых детей в образовательных учреждениях»

УДК 37.032(470.12) ББК 65.497.4(2Рос-4Вол)

© Головчин М.А., Соловьева Т.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье на основании данных статистики и социологических опросов проведён анализ возможностей региональной системы образования по выявлению и сопровождению одарённых детей, выявлены проблемы в этой сфере, предложены пути их решения.

Образование, одарённые дети, олимпиады, дополнительное образование детей, научнообразовательный центр.

Работа с одарёнными детьми является приоритетной государственной и общественной задачей во многих странах мира. В 1988 году при Совете Европы была создана международная неправительственная организация «Евроталант» с целью координации работы с одарёнными детьми на общеевропейском пространстве. В 1995 году в Варшаве состоялась II Международная научно-практическая конференция по проблемам одарённости. На ней были приняты обращения к ООН и правительствам стран Европы, в которых участники конференции призвали страны Европейского сообщества поддержать международные программы «Одарённые дети Европы» и «Дети XXI века» [6].

Помимо традиционных форм развития детских талантов (реализация допол-

нительного образования, предметные и творческие олимпиады и конкурсы, формирование сети специальных школ для учащихся с определённым типом одарённости (в области науки, искусств и др.), за рубежом существуют программы обязательной диагностики детей на признаки гениальности (от интеллектуальных тестов на IQ до международных программ

- TIMSS, PISA, PIRLS) [6].

Для России проблема развития детских талантов особенно актуальна в условиях значительного сужения возможностей для воспроизводства человеческих ресурсов в последнее время. Особую остроту данной проблеме придаёт тот факт, что на фоне своих сверстников из других стран дети и молодёжь из России показывают весьма скромные результа-

ты по уровню своих творческих и интеллектуальных возможностей. В 2009 году средний балл российских школьников по обследованию PISA составил 459 баллов (из 1000 возможных), что соответствует 41 - 43 месту среди 65 стран. Причём с 2000 по 2009 г. данный показатель не изменился в лучшую сторону [2, с. 198].

В то же время в нашей стране также накоплен немалый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. В Российской Федерации созданы специализированные учебно-научные центры и школы для одарённых детей; специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности; лицеи, гимназии, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны; центры дополнительного образования и технического творчества. Помимо этого активно проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах, осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции [4].

Поставленная в условия выживания в период проведения социально-экономических преобразований российская школа была вынуждена справляться с нависшими над ней функциональными проблемами, отодвинув на задний план вопросы развития детской одарённости. В последние же годы выявлению и поддержке талантливых детей стало уделяться всё больше внимания на государственном уровне. В 2010 году Правительством Российской Федерации была принята Комплексная программа модернизации образования «Наша новая школа» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р), главной задачей которой являлось создание современной школы, способствующей

раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [8, с. 75-80]. В 2012 году был создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России [4]. В этом же году Президентом РФ была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, основными направлениями которой стали:

- учёт результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам;

- повышение заинтересованности работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи;

- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях;

- стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи;

- разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи;

- развитие сети образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности; детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ;

- развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, формирование

национального реестра именных стипендий, премий, грантов для одарённых детей и молодёжи [4].

Основным направлением выявления и поддержки талантливых детей является организация конкурсов, олимпиад, фестивалей различного уровня для выявления одарённых детей в различных сферах деятельности. В 2012 году во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном этапе приняли участие 66,5% обучающихся (в 2011 году - 63,7%). Наибольшую активность проявили Чувашская Республика, Красноярский и Ставропольский края, Челябинская, Кировская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ (свыше 80% от всех обучающихся). На муниципальном и региональном уровнях процент участников олимпиад сравнительно невысок: 29,9 и 5,2% соответственно. На данных этапах лидерами являются Санкт-Петербург, Брянская, Тамбовская и Кировская области, Республика Калмыкия [8, с. 75-80].

Дополнительным инструментом выявления талантов являются очные и дистанционные олимпиады, наиболее эффективно использующиеся в Сибирском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах [8, с. 75-80].

Важным направлением является создание и организация работы центров поддержки одарённых детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах. В рамках данного направления все федеральные и национальные исследовательские университеты организовали соответствующие центры поддержки одарённых детей, однако, как подчёркивается в докладе «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году», «необходимо обратить внимание на важность выявления наиболее эффективной модели работы подобных центров» [8, с. 89].

Действенным инструментом выявления потенциальных талантов является также разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей. Данный норматив в настоящий момент законодательно установлен только в 17 регионах России, в остальных же ещё предполагается реализация этого направления [8, с. 89].

Основными препятствиями в выявлении и поддержке талантов являются: дефицит квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно работать с одарёнными детьми; низкая мотивация учителей в поддержке одарённых (талантливых) детей школьного возраста; недостаток квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей; слабое развитие системы дистанционного обучения в рамках сопровождения одарённых школьников; ограниченность ресурсов в селе, в том числе кадровых, и, как следствие, невысокий уровень общеобразовательной подготовки у обучающихся сельских и отдалённых школ и др. [8, с. 96-101]. Особенно актуальны данные проблемы для регионального уровня.

Анализ развития системы мер по поддержке талантливой и одарённой молодёжи в Вологодской области показал, что в регионе данная работа проводится достаточно результативно. Так, удельный вес школьников, участвующих в олимпиадах и программах поддержки одарённых детей, превышает среднероссийские значения (в 1,2 и 24 раза соответственно). Более того, регион занимает лидирующие позиции среди других субъектов Федерации по доле охваченных государственными программами поддержки талантливых детей. За период 2010 - 2012 гг. этот индикатор вырос с 0,54 до 46% (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели поддержки талантливой и одарённой молодёжи в образовательных учреждениях за 2010 - 2012 г.

Показатель РФ СЗФО Вологодская область

2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г.

Доля выпускников 11 (12) классов, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании с награждением золотой и серебряной медалью, в % н. Д. 7,6 н. Д. 6,8 н. Д. 5,5

Удельный вес обучающихся, принявших участие во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников, в % 42,1 49,7 49,0 51,4 41,0 60,6

Доля обучающихся, которым созданы все современные условия для занятий творчеством, в % 14,1 39,8 18,4 48,1 3,8 31,4

Источник: Данные мониторинга Комплексной программы модернизации образования «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmo.ru

В регионе созданы и функционируют региональный банк данных одарённых детей, в который включены победители и призёры Всероссийской и межрегиональных олимпиад школьников и информационный портал по работе с одарёнными детьми. Разработана модель региональной системы выявления и поддержки одарённых детей (утв. приказом департамента образования Вологодской области от 7 сентября 2012 года № 1728), принят региональный комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов на 2012 - 2013 годы (утв. приказом департамента образования Вологодской области от 12 мая 2012 года № 1016) [3].

На областном уровне создана система мер материальной поддержки талантливых и одарённых детей и молодёжи в форме стипендий и премий губернатора области (к примеру, премиальный фонд «100 юных талантов Вологодчины»). В 2012 году размер премии из средств регионального бюджета составил 3000 руб., что в 3 раза больше, чем в 2010 году [3].

Анализ показал, что по итогам

2012 года Вологодская область резко

улучшила свои позиции по доле одарённых обучающихся, которым была оказана государственная поддержка [7, с. 75-80].

Сопровождениюи развитию талантов способствуетииспользованиев регионах новых организационных форм научнообразовательной деятельности. Примером может служить Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий, созданный в 2003 году на базе Института социальноэкономического развития территорий Российской академии наук. НОЦ ИСЭРТ РАН тесно взаимодействует с Детско-юношеским центром «Единство» - муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, которое осуществляет отбор наиболее одарённых детей из школ г. Вологды в общегородские группы для подготовки в области экономики, обеспечивает участие школьников в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Структура научно-образовательного центра существенно расширяет возможности для индивидуализации образования, создаёт предпосылки для проявления и развития творческих способностей молодёжи [5, с. 95].

В то же время организация работ по сопровождению и развитию талантов детей в регионе характеризуется наличием ряда недостатков. В частности, это касается возможностей молодёжи пользоваться современными условиями для занятия творчеством. Позиции Вологодской области по данному показателю ниже уровня по РФ на 8%, а по СЗФО - на 17%. Вологодская область отстаёт от Ленинградской области (региона-«лидера» по данному показателю) на 57%, что серьёзно отражается на конкурентных позициях региональной системы образования [10]. Кроме того, обеспеченность школьников современными актовыми залами и творческими мастерскими не отражена в качестве индикатора

развития сферы образования в стратегических документах, определяющих образовательную политику в Вологодской области на ближайшую перспективу [3].

Особенно остро вопрос материальнотехнического оснащения процесса поддержки и развития талантов и одарённости стоит в муниципальных районах. Так, в первый год реализации проекта «Наша новая школа» (2010) помещения творческих студий отсутствовали в 17 из 28 районов области. За два последующих года положение улучшилось лишь в 5 муниципалитетах (табл. 2).

В 4 районах (Чагодощенском, Между-реченском, Кичменгско-Городецком и Сямженском) положение кардинально

Таблица 2. Удельный вес детей и молодёжи, имеющих возможность пользоваться помещениями студий для занятий творчеством в школах, по районам Вологодской области

Район 2010 г. 2012 г. 2012 к 2010 г., +/-

1. Территории, на которых произошли положительные изменения

Харовский 4,9 52,7 47,8

Шекснинский 4,9 39,5 34,6

Кадуйский 0,0 33,0 33,0

Вытегорский 0,0 28,0 27,9

Кирилловский 0,0 11,9 11,9

Вашкинский 0,0 2,5 2,5

Белозерский 0,0 0,4 0,4

2. Территории, на которых ситуация не изменилась

Бабушкинский 0,0 0,0 0

Великоустюгский 0,0 0,0 0

Верховажский 0,0 0,0 0

Вожегодский 0,0 0,0 0

Вологодский 0,0 0,0 0

Грязовецкий 0,0 0,0 0

Никольский 0,0 0,0 0

Нюксенский 0,0 0,0 0

Тарногский 0,0 0,0 0

Усть-Кубинский 0,0 0,0 0

Устюженский 0,0 0,0 0

Череповецкий 0,0 0,0 0

3. Территории, на которых произошли негативные изменения

Сокольский 1,7 1,1 -0,7

Чагодощенский 3,9 0,0 -3,9

Бабаевский 11,6 2,6 -9,1

Междуреченский 14,9 0,0 -14,9

Тотемский 22,9 0,4 -22,5

Кичменгско-Городецкий 36,4 0,0 -36,4

Сямженский 68,0 0,0 -68,0

Источник: Данные мониторинга КПМО «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmo.ru

ухудшилось. Здесь в 2010 году студиями для занятий творчеством могли пользоваться от 4 до 68% школьников. В 2012 году такая возможность полностью исчезла, причиной чего является разрушение образовательной инфраструктуры территорий вследствие оптимизации сельских школ.

Аналогичная ситуация наблюдается и в обеспеченности школ области актовыми залами. В 2012 году в школах 4 муниципальных районов (Вожегодский, Тар-ногский, Сямженский, Белозерский) эти помещения отсутствовали вообще. За период 2010 - 2012 гг. удельный вес школь-

ников, имеющих возможность проводить творческие мероприятия в актовых залах, снизился в 8 районах (табл. 3).

При этом сохраняются значительные диспропорции в материально-техническом оснащении школ между городом и селом: так, если по сельским территориям в среднем показатель обеспеченности детей современными условиями развития способностей и одарённости составляет 27%, то в городах - 45% [10]. Подобная тенденция может негативно сказаться на процессе обучения в сельских школах, важным элементом которого является постоянное аппелирование

Таблица 3. Удельный вес детей и молодёжи, имеющих возможность пользоваться помещениями актовых залов для занятий творчеством в школах, по районам Вологодской области

Район 2010 г. 2012 г. 2012 к 2010 г., +/-

1. Территории, на которых произошли положительные изменения

Череповецкий 24,0 93,7 69,6

Вашкинский 7,6 72,6 65,0

Чагодощенский 23,6 87,2 63,6

Бабаевский 11,6 45,6 34,0

Грязовецкий 35,1 66,2 31,1

Вытегорский 4,1 32,0 27,9

Тотемский 30,0 52,7 22,7

Кадуйский 63,3 77,9 14,6

Устюженский 34,6 40,8 6,1

Шекснинский 80,8 86,2 5,3

г. Вологда 48,8 52,6 3,8

Бабушкинский 35,7 38,7 3,0

Великоустюгский 16,8 19,5 2,7

Усть-Кубинский 82,9 84,2 1,3

Кичменгско-Городецкий 44,3 45,1 0,8

Верховажский 9,0 9,7 0,7

Харовский 56,8 57,4 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Территории, на которых ситуация не изменилась

Вожегодский 0,0 0,0 0,0

Тарногский 0,0 0,0 0,0

3. Территории, на которых произошли негативные изменения

Нюксенский 19,9 18,5 -1,4

Никольский 5,6 2,3 -3,3

Сокольский 30,0 26,1 -4,0

Сямженский 4,1 0,0 -4,1

Белозерский 6,9 0,0 -6,9

Вологодский 30,0 23,0 -7,0

Междуреченский 83,5 65,7 -17,9

Кирилловский 42,9 11,9 -30,9

Источник: Данные мониторинга КПМО «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmo.ru

120

100

80

60

40

20

100

79,2

48,2

60,2 54,8

51,2

64,6

76,6

76,6 65,8 61,4

65 61,2 60 2 65,3 67,5 54,6

82

76,2 72 75,8

78,5

64,4 65,3

37,6

■ »Удельный вес участников, в % от общей численности школьников

—♦—Удельный вес победителей и призёров, в % от числа участников

5

Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по районам Вологодской области в 2012 году

Источник: Данные мониторинга КПМО «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmo.ru

к традициям, настоятельная потребность включения обучающихся в процесс активного творчества.

Возможность развития творческих способностей у детей школьного возраста ограничивает сокращение сети учреждений дополнительного образования. За период 2007 - 2010 гг. доля организаций этого вида в Вологодской области и детей, занимающихся в них, сократилась на 11% (с 88 до 78 ед. и с 64 тыс. до 56 тыс. чел. соответственно) [10, с. 28-29]. В меньших объёмах стала проводиться работа кружков и секций в школах. Так, согласно данным социологического опроса, проведённого среди обучающихся школ региона1, внеурочные занятия не посещают 27% старшеклассников, а 44% делают это крайне редко.

Сложившаяся ситуация обостряется недостаточной эффективностью системы выявления талантливых детей и диагностики результатов одарённости, причи-

1 Опрос был проведён ИСЭРТ РАН в IV квартале 2011 года. В исследовании приняли участие 679 старшеклассников из г. Вологды, Череповца и 8 районов Вологодской области (Бабаевского, Великоустюгского, Вожегодского, Грязовецкого, Кирилловского, Никольского, Тарногского и Шекснинского).

ной чего является неразвитость олимпи-адного движения в ряде муниципальных территорий. Так, если в Великоустюском и Верховажском районах во Всероссийской олимпиаде школьников принимали участие более 85% всех обучающихся, то в Чагодощенском районе эта цифра составляла 38% (рисунок).

Несмотря на то, что в 2012 году Вологодская область по эффективности участия во Всероссийской олимпиаде школьников находилась на третьем месте среди регионов СЗФО (после г. Санкт-Петербурга и Республики Карелия), доля победителей на всех этапах конкурса в Устюженском, Бабушкинском, Вожегод-ском, Сямженском, Тотемском, Нюксен-ском, Вытегорском, Великоустюгском и Верховажском районах не превышала 9% от числа участников.

Стоит также отметить, что отдавая предпочтение Всероссийской олимпиаде, многие школы игнорируют очные и заочные дистанционные олимпиады, проводимые сторонними организациями и учреждениями. В 2012 году в этих конкурсах приняли участие лишь 8%

вологодских школьников. В ряде муниципальных районов (Тарногском, Устю-женском, Никольском) участие детей в этих мероприятиях минимально (менее 2% от числа всех обучающихся). Это свидетельствует о недостаточной степени информированности образовательных учреждений, расположенных на этих территориях, о возможностях использования подобного ресурса для поддержки талантливых школьников [7].

Таким образом, создание условий для работы с одарёнными детьми, проживающими и обучающимися в муниципальных районах области, на настоящий момент

является важной задачей региональной образовательной политики. В современных условиях решение данной задачи возможно за счёт внедрения дистанционных курсов, позволяющих развивать творческие способности школьникам, проживающих на отдалённых территориях, а также повышения квалификации педагогов по выявлению и сопровождению талантов и одарённости. Целесообразным также является создание информационного банка данных о проводимых на территории Российской Федерации олимпиадах школьников, конкурсах и грантах для одарённых детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления [Текст] / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.

2. Головчин, М.А. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России [Текст] / М.А. Головчин, Т.С. Соловьева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 5 (23). - С. 197-205.

3. Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области в

2013 г.: утверждён Постановлением Правительства области от 25 февраля 2013 г. № 199 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».

5. Леонидова, Г.В. Генерализация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 90-100.

6. Лунякова, Л.Г. Одарённые дети - ресурс человеческого потенциала современной России [Электронный ресурс]: материалы интернет-конференции «Дети и молодёжь», март 2010 г. / Л.Г. Лунякова. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33372755

7. Наша новая школа [Электронный ресурс]: сайт мониторинга КПМО. - Режим доступа: http:// www.kpmo.ru

8. О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р (ред. от 05.12.2011) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

9. О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году [Текст]: доклад / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013. - 414 с.

10. Образование в Вологодской области в 2007 - 2011 г. [Текст]: стат. сборник. - Вологда: Вологда-стат, 2012. - 90 с.

11. Шабунова, А.А. Оценка развития образования в муниципальных территориях [Текст] / А.А. Шабунова, М.А. Головчин // Проблемы развития территории. - 2012. - Вып. 1 (57). -С. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.