Научная статья на тему 'Тенденции развития сети общеобразовательных организаций в Вологодской области'

Тенденции развития сети общеобразовательных организаций в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
344
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОЛИЧЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOL EDUCATION / POPULATION / NUMBER OF STUDENTS / THE NUMBER OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS / EDUCATIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Петровна, Иванова Марина Игоревна

Образование ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс его перманентного поступательного развития. Именно уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и прочих основополагающих социальных благ. А они, в свою очередь, обеспечивают суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе. Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Однако в системе школьного образования на протяжении последних десяти лет происходит реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (организаций). Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития системы школьного образования в Вологодской области. В статье представлен анализ системы школьного образования в Вологодской области. В ходе исследований, проведенных автором, было выявлено, что за анализируемый период наблюдалась тенденция снижения численности населения в большей части административно-территориальных единиц Вологодской области. Основная убыль численности населения в районах связана с демографическим спадом и миграционными процессами. Это привело к убыли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а следовательно, и к сокращению количества школ в регионе. Сделан вывод о том, что реализация мероприятий, предусмотренных программами, позволила внести вклад в развитие школьного образования, однако остается множество проблем, требующих модернизации развития школьного образования на территории Вологодской области, решения которых можно достичь путем реализации комплекса мер, основными из которых являются развитие производственной и социальной инфраструктур сельских территорий, оптимизация малочисленных общеобразовательных школ, введение системы дистанционного обучения в малонаселенных районах, расширение автопарка школьного транспорта для перевозки обучающихся, модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. Для написания статьи были использованы следующие методы исследования: статистический, сравнения, анализа. Материалы могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами, студентами, а также всеми интересующимися проблемами развития системы школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Петровна, Иванова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Trends of the Network of General Educational Organizations in the Vologda Oblast

Education is a key sphere of functioning of the society, and the most important source of its permanent progressive development. It is the level of the quality of education that motivates the development of science and culture, intelligence and spirituality, the development of the economy, civil society and other fundamental social benefits. And they, in turn, ensure the sovereignty, power and independence of the state and its international standing in the world community. Today the society is going through a stage of profound fundamental transformations, which lead to the fact that education, knowledge, and intelligence become the dominating resource for the development of both the new economy and society as a whole. However, the system of school education is characterized by the reshaping of general education institutions network that has been going over the last ten years. The aim of the study is to identify trends and problems of the development of the school system in the Vologda Oblast. The article presents an analysis of the system of school education in the Vologda Oblast. The author’s research revealed that over the review period there had been a decreasing trend in the population base in most of the administrative-territorial entities of the Vologda Oblast. The population decline in the regions mainly occurs due to the demographic decline and migration processes. This resulted in a decrease in the number of students in general education institutions, and consequently, in a decrease in the number of schools in the region. The paper concluded that the implementation of the activities provided by the programs had made it possible to contribute to the development of school education, but there are still many problems that require modernization of the development of school education in the Vologda Oblast. Those issues might be resolved with the help of full range of measures, such as the development of technical and social infrastructure of rural areas, the optimization of small secondary schools, the implementation of a distance education system in sparsely populated areas, the growth of school vehicle fleet meant to transport students, the modernization of the material and technical resources of educational institutions. The following research methods were used when writing this article: statistical method, method of comparison, and method of analysis. The materials can be used by researchers, postgraduates, college undergraduates, as well as by all those interested in the development of the school system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сети общеобразовательных организаций в Вологодской области»

Гуманитарные науки

УДК 378.147 ББК 60.657.4

© Кузнецова Е.П., Иванова М.И.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

КУЗНЕЦОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА

Институт социально-экономического развития территорий

Российской академии наук

Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а

E-mail: [email protected]

ИВАНОВА МАРИНА ИГОРЕВНА

Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина Россия, 160555, г Вологда, c. Молочное, ул. Панкратова, д. 9 E-mail: [email protected]

Образование - ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс его перманентного поступательного развития. Именно уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и прочих основополагающих социальных благ. А они, в свою очередь, обеспечивают суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе. Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Однако в системе школьного образования на протяжении последних десяти лет происходит реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (организаций). Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития системы школьного образования в Вологодской области. В статье представлен анализ системы школьного образования в Вологодской области. В ходе исследований, проведенных автором, было выявлено, что за анализируемый период наблюдалась тенденция снижения численности населения в большей части административно-территориальных единиц Вологодской области. Основная убыль численности населения в районах связана с демографическим спадом и миграционными процессами. Это привело к убыли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а следовательно, и к сокращению количества школ в регионе. Сделан вывод о том, что реализация мероприятий, пред-

усмотренных программами, позволила внести вклад в развитие школьного образования, однако остается множество проблем, требующих модернизации развития школьного образования на территории Вологодской области, решения которых можно достичь путем реализации комплекса мер, основными из которых являются развитие производственной и социальной инфраструктур сельских территорий, оптимизация малочисленных общеобразовательных школ, введение системы дистанционного обучения в малонаселенных районах, расширение автопарка школьного транспорта для перевозки обучающихся, модернизация материально-технической базы образовательныхучрежде-ний. Для написания статьи были использованы следующие методы исследования: статистический, сравнения, анализа. Материалы могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами, студентами, а также всеми интересующимися проблемами развития системы школьного образования.

Школьное образование, население, численность обучающихся, количество общеобразовательных учреждений, уровень образования.

Образование является главным ресурсом устойчивого и динамичного развития общества, одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и благосостояние граждан. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на протяжении последних десяти лет в России происходит реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (организаций). Данные процессы были обусловлены довольно сложным финансовым положением школ, особенно сельских, устаревшей материально-технической базой, слабым кадровым обеспечением, отсутствием или недостаточным развитием современных коммуникаций и транспортных средств и, как следствие, низким качеством образования.

Под реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений стали понимать оптимизацию районной системы образования, которая бы обеспечила повышение качества образования за счет более эффективного использования мате-

риально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации [1; 4].

В связи с высокой актуальностью данной проблемы целью исследования стало выявление в ходе изучения системы школьного образования в Вологодской области тенденций и проблем его развития.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- выявление демографических тенденций развития Вологодской области;

- анализ состояния школьного образования в Вологодской области;

- выделение проблем, присущих школьному образованию в Вологодской области;

- предложение мероприятий, направленных на устранение выявленных проблем в системе школьного образования в Вологодской области.

По данным Росстата, на январь 2016 года численность населения области составила 1187660 жителей [16]. При этом за 2011-2015 годы наблюдается тенденция ее снижения на 1%, что на фоне прироста населения по РФ (на 2,5%) и СЗФО (на 1,5%) расценивается отрицательно (рис. 1).

За анализируемый период наблюдается сокращение населения в большей

2015 ■ 1188 ■ 13852

2013 ■ 1193 13801

2011 ■ 1198 ■ 13660

ВО СЗФО РФ

Рис. 1. Динамика численности населения по РФ, СЗФО и Вологодской области и их соотношение за 2011-2015 гг., тыс. чел.

Источник: Население. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

Шекснинский Череповецкий Чагодощенский Харовский Устюженский Усть-Кубинский Тотемский Тарногский Сямженский Сокольский Нюксенский Никольский Междуреченский Кич-Городецкий Кирилловский Кадуйский Грязовецкий Вытегорский Вологодский Вожегодский Верховажский Великоустюгский Вашкинский Белозерский Бабушкинский Бабаевский г. Череповец г. Вологда

2013 ■ 2015

Рис. 2. Динамика численности населения по районам Вологодской области за 2011-2015 гг.

Источник: Население. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

0

части административно-территориальных единиц Вологодской области, за исключением г. Вологды и г. Череповца (рис. 2) [6].

Основная убыль численности населения в районах связана с демографическим спадом, об этом свидетельствует отрицательное сальдо естественного прироста (рис. 3) [9]. Также повлияли и миграционные процессы, которые наблюдаются в большинстве муниципальных районов, в некоторых из них, таких как Грязовецкий, Кич-Городецкий,

Вожегодский и Великоустюгский, отток населения достигает 200-400 человек в год (рис. 4) [22].

Целесообразно отметить, что к основным показателям школьного образования относятся количество школ, в том числе в расчете на количество населения и на количество детей, и динамика численности обучающихся. В исследовании данные показатели рассчитаны не только в абсолютном значении, но и в сравнении с показателями по РФ в целом и по СЗФО [17; 21; 23].

Шекснинский

Череповецкий

Чагодощенский

Харовский

Устюженский

Усть-Кубинский

Тотеме кий

Тарногский

Сямженский

Сокольский

Нюксенский

Никольский

Междуреченский

Кич-Городецкий

Кирилловский

Кадуйский

Грязовецкий

Вытегорский

Вологодский

Вожегодский

Верховажский

Великоустюгский

Вашкинский

Белозерский

Бабушкинский

Бабаевский

2013 2015

-400

-350

-150

-100

0

50

Рис. 3. Динамика естественной убыли (прироста) населения по районам Вологодской области за 2011-2015 гг.

Источник: Население. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

Шекснинский

Череповецкий

Чагодощенский

Харовский

Устюженский

Усть-Кубинский

Тотеме кий

Тарногский

Сямженский

Сокольский

Нюксенский

Никольский

Междуреченский

Кич-Городецкий

Кирилловский

Кадуйский

Грязовецкий

Вытегорский

Вологодский

Вожегодский

Верховажский

Великоустюгский

Вашкинский

Белозерский

Бабушкинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бабаевский

200 2013

0

Рис. 4. Динамика миграционной убыли (прироста) населения по районам Вологодской области за 2011-2015 гг.

Источник: Население. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

Вследствие сокращения населения, а также активных миграционных процессов в большинстве районов идет сокращение численности обучающихся. При этом в Кич-Городецком, Никольском, Вожегодском, Вашкинском, Харовском, Междуреченском и Белозерском районах отрицательная динамика в 2011-2015 гг. достигает 25-30% (рис. 5).

Анализ структуры общеобразовательных учреждений по РФ, СЗФО и Вологодской области свидетельствует о повсеместном сокращении школ на территории РФ, СЗФО и Вологодской области, за исключением частных на общеобразовательном уровне (табл. 1) [7; 15]. В области за 2011-

2015 годы наибольшее сокращение произошло в Верховажском, Тотемском, Никольском, Усть-Кубинском, Междуреченском и Устюженском районах (на 50% и более). Негативная тенденция вызвана принятием областной целевой программы «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Вологодской области в 2010 г.» [3].

Спад численности населения в муниципалитетах и оптимизация кадров в системе образования вызвали сокращение общеобразовательных учреждений в области на 36%. Наибольшее сокращение (в два раза и более) произошло в Верховажском, Тотемском, Никольском, Междуреченском и Устюженском районах (рис. 6).

Сокольский Нюксенский Никольский Междуреченский Кич-Городецкий Кирилловский Кадуйский Грязовецкий Вытегорский Вологодский Вожегодский Верховажский Великоустюгский Вашкинский Белозерский Бабушкинский Бабаевский

3000 4000

2011 2012 2013 2014

0

Рис. 5. Динамика численности обучающихся в общеобразовательных школах по районам Вологодской области за 2011-2014 гг.

Источник: Образование. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

Таблица 1. Количество и структура общеобразовательных учреждений по РФ, СЗФО и Вологодской области и их динамика за 2011-2015 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г., %

РФ, общеобразовательные, в т. ч.: 49469 47146 45746 44436 43979 88,9

государственные и муниципальные 48804 46459 45031 43716 43228 88,6

частные 665 687 715 720 751 112,9

СЗФО, общеобразовательные, в т. ч.: 3693 3556 3473 3369 3303 89,4

государственные и муниципальные 3616 3489 3405 3297 3226 98,2

частные 77 67 68 72 77 100

ВО, общеобразовательные, в т. ч.: 538 512 494 467 432 80,3

государственные и муниципальные 538 512 494 467 432 80,3

частные - - - - - 0

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Проведенный анализ обеспеченности школ учителями по РФ, СЗФО и Вологодской области показал, что в России их количество сократилось незначительно

(0,1%), а по СЗФО и Вологодской области и вовсе наблюдается положительная динамика. Этому способствовало принятие целевой программы «Развитие обра-

Шекснинский Череповецкий Чагодощенский Харовский Устюженский Усть-Кубинский Тотемский Тарногский Сямженский Сокольский Нюксенский Никольский Междуреченский Кич-Городецкий Кирилловский Кадуйский Грязовецкий Вытегорский Вологодский Вожегодский Верховажский Великоустюгский Вашкинский Белозерский Бабушкинский Бабаевский

20 30

2011 2013 ■ 2015

Рис. 6. Количество общеобразовательных учреждений по районам Вологодской области за 2011-2015 гг.

Источник: Образование. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

0

зования в Вологодской области на 20112015 гг.» [8; 20].

В то же время сокращение количества общеобразовательных учреждений вызвало рост среднего количества учителей на одну школу по области на 22%, что выше показателей по РФ и СЗФО (16%) (табл. 2).

На основании результатов изучения состояния школьного образования в Вологодской области можно сделать вывод, что с 2011 по 2015 год наблюдается повсеместное сокращение численности обучающихся, а также общеобразовательных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Принятие на территории Вологодской области в 2010 году областной

целевой программы «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Вологодской области на 2010 год» [13], в 2011 году долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы» [8], включающей подпрограмму «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах», с 2007 года стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года [5; 10; 19] позволило внести вклад в развитие школьного образования, однако остается множество проблем, требующих модернизации

Таблица 2. Обеспеченность школ учителями по РФ, СЗФО и по Вологодской области за 2010-2014 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Динамика, %

Количество учителей, тыс. руб.

РФ 1053,0 1034,5 1029,4 1031,7 1052,2 -0,08

СЗФО 85,5 87,2 87,6 87,6 88,3 +3,27

ВО 9,1 9,0 9,1 9,2 9,2 +1,10

Количество общеобразовательных школ, ед.

РФ 51657 49469 47146 45746 44436 -13,98

СЗФО 3811 3693 3556 3473 3369 -11,60

ВО 563 538 512 494 467 -17,05

Среднее количество учителей на школу, чел.

РФ 20,4 20,9 21,8 22,6 23,6 + 15,69

СЗФО 22,4 23,6 24,6 25,2 26,2 + 16,96

ВО 16,2 16,7 17,8 18,6 19,7 +21,60

Источник: Образование. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

развития школьного образования на территории Вологодской области.

Основными проблемами негативной тенденции являются демографический спад и отток населения из районов в более развитые административно-территориальные единицы области [3; 11].

Решения выявленных проблем можно достичь путем реализации комплекса мер, основными из которых являются

развитие производственной и социальной инфраструктур сельских территорий, оптимизация малочисленных общеобразовательных школ, введение системы дистанционного обучения в малонаселенных районах, расширение автопарка школьного транспорта для перевозки обучающихся, модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аликина, Е. Б. Оптимизация школ Пермского края: плюсы и минусы [Текст] / Е. Б. Аликина, О. Г. Иванова, А. А. Кальсина // Вестник Пермского научного центра. - 2016. - № 2. - С. 28-33.

2. Вяземский, Е. Е. Современная система образования в Великобритании [Текст] / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. - 2010. - № 6. - С. 68-84.

3. Головчин, М. А. Образование: региональные проблемы качества управления [Текст] : монография / М. А. Головчин, Г. В. Леонидова, А. А. Шабунова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.

4. Головчин, М. А. Роль системы образования в социально-экономическом развитии территорий [Текст] / М. А. Головчин, Т. С. Соловьева // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С. 67-78.

5. Головчин, М. А. Участие гражданских институтов в решении проблем региональной системы образования [Текст] / М. А. Головчин // Проблемы развития территории. - 2015. - № 2. - С. 87-98.

6. Гулин, К. А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов [Текст] / К. А. Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. -№ 4. - С. 42.

7. Гутникова, Е. А. Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципалитетов [Текст] / Е. А. Гутникова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 2. - С. 34-45.

8. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы» : утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 4 октября 2010 г. № 1132 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/460300279

9. Зубаревич, Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация [Текст] / Н. В. Зубаревич. -М. : Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/79d98ab0c15af433ffc39eee86f1c76b48dced89

11. Лебедев, О. Е. Результаты школьного образования в 2020 г. [Текст] / О. Е. Лебедев // Вопросы образования. - 2009. - № 1. - С. 40-60.

12. Население. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

13. Областная целевая программа «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Вологодской области в 2010 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.pravo.ru/ document/view/15010802/33445139

14. Образование. Вологодская область. Базы данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru

15. Общее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologda-oblast.ru/o_regione/ obrazovanie/obshchee_obrazovanie

16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.gks.ru

17. Перевозный, А. В. Условия эффективности дифференциации современного школьного образования [Текст] / А. В. Перевозный // ЗПУ - 2012. - № 1. - С. 205-210.

18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015. -1266 с.

19. Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года : утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 3 марта 2009 г. № 398 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/424083439

20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647

21. Шабунова, А. А. Оценка развития образования в муниципальных территориях [Текст] / А. А. Шабунова, М. А. Головчин // Проблемы развития территории. - 2012. - № 1. - С. 91-99.

22. Шабунова, А. А. Общественное развитие и демографические вызовы современности [Текст] / А. А. Шабунова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - C. 7-12.

23. Якушева, С. Д. Развитие современной системы школьного образования в России [Текст] / С. Д. Якушева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 9. - С. 149-159.

24. Knowledge and Skills for Life: First results from the OECD Programme for International Student Assessment. - OECD, 2001. - P. 264.

25. Richter, R. Lifestyle and Social structure: Processes of individualization in Eastern Europe countries [Text] / R. Richter // Revija za sociologyju. - 2002. - № 3-4. - P. 169-180.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Кузнецова Екатерина Петровна - инженер-исследователь отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний лаборатории инновационной экономики. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.

Иванова Марина Игоревна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Вологодская государственная молочно-хозяйствен-ная академия имени Н.В. Верещагина. Россия, 160555, г. Вологда, c. Молочное, ул. Панкратова, д. 9. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 52-53-23.

Kuznetsova E.P., Ivanova M.I.

DEVELOPMENT TRENDS OF THE NETWORK OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE VOLOGDA OBLAST

Education is a key sphere of functioning of the society, and the most important source of its permanent progressive development. It is the level of the quality of education that motivates the development of science and culture, intelligence and spirituality, the development of the economy, civil society and other fundamental social benefits. And they, in turn, ensure the sovereignty, power and independence of the state and its international standing in the world community. Today the society is going through a stage of profound fundamental transformations, which lead to the fact that education, knowledge, and intelligence become the dominating resource for the development of both the new economy and society as a whole. However, the system of school education is characterized by the reshaping of general education institutions network that has been going over the last ten years. The aim of the study is to identify trends and problems of the development of the school system in the Vologda Oblast. The article presents an analysis of the system of school education in the Vologda Oblast. The author's research revealed that over the review period there had been a decreasing trend in the population base in most of the administrative-territorial entities of the Vologda Oblast. The population decline in the regions mainly occurs due to the demographic decline and migration processes. This resulted in a decrease in the number of students in general education institutions, and consequently, in a decrease in the number of schools in the region. The paper concluded that the implementation of the activities provided by the programs had made it possible to contribute to the development of school education, but there are still many problems that require modernization of the development of school education in the Vologda Oblast. Those issues might be resolved with the help of full range of measures, such as the development of technical and social infrastructure of rural areas, the optimization of small secondary schools, the implementation of a distance education system in sparsely populated areas, the growth of school vehicle fleet meant to transport students, the modernization of the material and technical resources of educational institutions. The following research methods were used when writing this article: statistical method, method of comparison, and method of analysis. The materials can be used by researchers, postgraduates, college undergraduates, as well as by all those interested in the development of the school system.

School education, population, the number of students, the number of general education institutions, educational level.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kuznetsova Ekaterina Petrovna - Research Engineer at the Department of Scientific and Technological Development and Knowledge Economics. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.

Ivanova Marina Igorevna - PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Economics and Management. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Vologda State Dairy Farming Academy named after N.V. Vereshchagin. 9, Pankra-tov Street, Molochnoe, Vologda, 160555, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7 (8172) 52-53-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.