Научная статья на тему 'Организация внеучебной деятельности студентов вуза в рамках деятельности ресурсного центра французского языка'

Организация внеучебной деятельности студентов вуза в рамках деятельности ресурсного центра французского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путырская Ольга Германовна, Богоявленская Юлия Валерьевна, Плотникова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеучебной деятельности студентов вуза в рамках деятельности ресурсного центра французского языка»

Кроме этих приемов исполнения, в практике игры на некоторых инструментах (флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе) применяются специфические штрихи: двойное и тройное staccato - прием исполнения быстро следующих друг за другом отрывистых звуков. В основе этого приема лежит регулирование подачи струи выдыхаемого воздуха в инструмент, осуществляемое попеременно передним концом языка и его спинкой. Практическое выполнение этого приема связывается с произношением слогов: ту-ку или та-ка. Тройное staccato отличается от двойного лишь тем, что в этом случае произносятся не два, а три слога (ту-ту-ку или та-та-ка). Применяется этот прием преимущественно исполнителями на медных инструментах в тех случаях, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).

Выразительность музыкальной динамики сродни речевой. И от способа звукоизвлечения, исполнения штрихов во многом зависит характер музыки и раскрытие того или иного музыкального образа.

Список литературы

1. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. - В кн.: Методика обучения игре на

духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966. -Вып. 2. - С. 182-210.

2. Докшицер Т. Штрихи трубача. - В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1976. - С. 48-70.

3. Мозговенко И. О выразительности штрихов кларнетиста // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. М.: Музыка, 1964. -Вып.1. - С. 79-107.

4. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254с.

5. Скобелев А.Т. О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков. - М., 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian-trombone.com/?page=pedagogika&nnews=18

6. Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. - М.: Музыка, 1987. - 174с.

7. Титов Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции // Дисс. канд. искусствоведения. -Ростов-на-Дону, 2002. - 219с.

8. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М.: Музыка, 1984. - 216с.

9. Харитонов А. Звукоизвлечение на медных духовых инструментах как артикуляционно-штрихо-вой феномен. - М.: Водолей, 2010. - 144с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В связи с быстро меняющейся экономической и политической ситуацией в мире, глобализацией и многими другими процессами, происходящими в обществе, требования к качеству подготовки выпускника как к результату образовательного процесса также меняются.

Современная педагогическая наука реагирует на эти процессы и находится в активных поисках новой модели выпускника вуза. Образование становится ориентированным на получение современных ключевых компетенций как способности не столько воспроизводить академические знания, сколько создавать новые знания в рамках практической деятельности, как способности применять передовые технологии для решения новых сложных задач [см., например Корниенко П.А., 2005].

Модернизация образования в России характеризуется целым рядом направлений, к которым можно, например, отнести интеграционные процессы в мировое образовательное сообщество, ориентацию современных программ на практические результаты, отражение культурных европейских ценностей в идеях непрерывного образования. [Дружинина 2010:3]. Традиционный образовательный процесс обновляется за счет разработки и внедрения широкого спектра инновационных форм,

Путырская Ольга Германовна

доцент, к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург Богоявленская Юлия Валерьевна доцент, к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург Плотникова Мария Вячеславовна

к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург

средств, методов и технологий, исследователи ищут пути и способы его совершенствования.

Одним из таких способов, на наш взгляд, является внеучебная деятельность, под которой в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования понимается «деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.» [http].

Статус внеучебной деятельности на сегодняшний день, несомненно, возрастает на всех этапах обучения в образовательных учреждениях любого типа. В контексте внедрения новых образовательных стандартов, внеучеб-ная деятельность становится неотъемлемым компонентом образовательного процесса наряду с аудиторной работой и преследует те же цели, что и учебная, а именно: практическую, общеобразовательную, воспитательную, развивающую, стратегическую. Думается, что помимо вышеназванных целей, напрямую коррелирующих с целями

обучения в рамках аудиторной деятельности, внеучебная деятельность может преследовать и другие цели:

1) координационную (осуществление связи между образовательными учреждениями разного уровня и координация их деятельности)

2) профориентационную (повышение статуса учебного заведения и, тем самым, привлечение абитуриентов);

3) интеграционную (международное сотрудничество в сфере образования);

4) организационную (организация включенного образования, под которым понимается вид обучения студентов-филологов в стране изучаемого языка, а также помощь студентам в осуществлении проектов международного уровня).

Решением проблемы реализации данного комплекса целей в языковом вузе может стать организация внеучебной деятельности в рамках работы ресурсного центра иностранного языка. Учитывая тенденции практической направленности обучения в свете внедрения ФГОС в систему высшего образования, активно обсуждаемые в современной образовательной среде, деятельность такого центра может способствовать решению обозначенной задачи в сфере языкового педагогического образования. В качестве примера можно привести деятельность Ресурсного центра французского языка Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

Ресурсный центр французского языка был создан в 2006 году после вхождения УрГПУ в Сеть российских университетов - партнеров Посольства Франции в России, которое определило первоначальные задачи Центра: продвижение французского языка в учебном заведении, налаживание контактов с французскими университетами и распространение информации о получении высшего образования во Франции.

Однако все это время Центр активно развивался. Его деятельность стала охватывать как целый комплекс мер по продвижению французского языка и культуры в Уральском регионе, так и широкий спектр форм внеучеб-ной работы со студентами и школьниками. Отвечая на поставленные Посольством задачи, а также ориентируясь на собственное понимание концепции Ресурного центра, его руководство определило следующие направления и формы своей деятельности.

Направления, в рамках которых реализуется деятельность Ресурсного центра Направление 1. Налаживание контактов и сотрудничества с университетами Франции, другими учебными заведениями и организациями.

Данное направление позволяет осуществить прежде всего интеграционную цель, но также - опосредованно - профориентационную, поскольку поднимает статус российского университета и создает его положительный имидж. Реализация направления принимает различные формы, и в первую очередь, форму организации стажировок французских магистров, обучающихся по направлению «Didactique en FLE ».

Развитие данного направления позволяет также реализовать еще одну цель - координационную

Направление 2. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей ИИЯ

Разработка данного направления сориентирована на выполнение организационной цели внеучебной деятельности и проходит в форме сотрудничества с национальным агентством «CampusFrance»: Ресурсный центр организует презентации представителя агентства, а также сам консультирует студентов, желающим продолжить обучение во Франции.

Для подтверждения уровня знаний, осуществления академической мобильности и получения возможности продолжения обучения в магистратуре французских вузов Центр проводит консультации студентов по специфике и содержанию международных экзаменов на знание французского языка DELF-DALF, принимаемых в Екатеринбурге французской стороной на базе Альянс Франсез.

Центр знакомит студентов с типами академической мобильности, помогает студентам ИИЯ оформить документы и участвовать в программе « Partir comme assistant ». Отобранные Посольством Франции студенты работают в течение года в качестве преподавателей русского языка в одном из лицеев или университетов Франции. Ежегодно данной возможностью пользуется от одного до пяти студентов и выпускников института.

Направление 3. Организация культурно-массовых мероприятий для широкой аудитории с целью активизации интереса к французскому языку, развития творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

Организация деятельности центра в указанном направлении позволяет реализовать сразу несколько целей:

1) координационную, так как к организации мероприятий привлекаются партнеры центра - различные образовательные и культурные учреждения;

2) профориентационную, поскольку в мероприятиях центра регулярно принимают участие учащиеся средних школ и колледжей города и Уральского региона;

3) а также одну из важнейших целей обучения - развивающую.

Активизация внеучебной деятельности студентов происходит через применение такой формы как участие студентов в культурно-массовых мероприятих, что способствует развитию их творческих, коммуникативных способностей, навыков исследовательской работы, расширяет кругозор. Участие в мероприятиях дает возможность самовыражения, позволяет продемонстрировать собственные достижения и создает такую необходимую для обучения ситуацию успеха. У студентов складывается положительное эмоциональное отношение как к профессиональным дисциплинам, так и к событиям, происходящим в Институте иностранных языков. Все это обеспечивает высокую мотивацию, способствует вовлечению студентов в различные виды деятельности, помогает связать теорию с практикой.

Для реализации деятельности в данном направлении центр регулярно проводит как городские, так и региональные, всероссийские мероприятия, открытые для школьников и студентов, имеющих разный уровень владения языком. Эти мероприятия уже имеют свою историю, организуются в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями и, как правило, получают поддержку Посольства Франции в России.

Ресурсный центр поддерживает активность студентов ИИЯ и способствует участию в мероприятиях, организуемых Посольством Франции в России и Альянс Фран-сез.

К другим формам внеучебной деятельности относится организация занятий группы творческих студентов - французского театра « Arc-en-ciel », а также студенческая и преподавательская редколлегии, которые работают над созданием электронного педагогического инструментария «Города Франции» в рамках сотрудничества с педагогическим изданием «Французский язык» (Издательский Дом «Первое сентября»).

Для поддержания мотивации и чувства успешности студентов в кабинете Центра создана выставка «Достижения студентов Института иностранных языков» -наиболее значимые дипломы и грамоты студентов, занявших призовые места в различных конкурсах и мероприятиях всероссийского, областного и городского масштабов.

Таким образом, Ресурсный центр является многообразным воплощением внеучебной деятельности студентов, осуществляет необходимую связь между средними

учебными заведениями и вузом, а также решает многие задачи, связанные с международным и межуниверситетским сотрудничеством.

Вовлеченность в разные виды внеучебной деятельности в ее многочисленных и разнообразных формах создает у студентов фоновые знания, дополняющие знания и умения, которыми они овладевают в ходе учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773 (Дата обращения: 2.03.2014)

2. Корниенко П.А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам: дис. . канд. пед.наук. — М., 2005. -185 с.

3. Дружинина Р.В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе : дис. . канд. пед. наук. — СПб., 2010. -262 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА, СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рочев Валерий Павлович

доктор медицинских наук, профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, РФ.

Яницкая Татьяна Евгеньевна

директор, муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 9 У111 вида", заслуженный учитель РФ, Пермь, РФ

Рочева Людмила Ивановна

учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N9 У111 вида", Пермь, РФ.

В настоящее время актуальным является исследование нейрофизиологических механизмов, причин нарушений, разработка новых способов оценки и улучшения основных свойств памяти как здоровых, так и больных учащихся. Эта актуальность связана прежде всего с тем, что основные свойства памяти и других функций вышей нервной деятельности являются зеркальным отображением тонких механизмов психологической деятельности личности, ее способности к воспитанию, обучению и другим видам умственной работы. Доказано, что определяется прямая корреляционная связь между основными свойствами различных типов памяти и уровнем одаренности личности. У лиц с высокими уровнями познавательных процессов выявляются большие способности к умственной деятельности. И наоборот, у лиц с низкими свойствами памяти часто отмечаются несущественные успехи в учебной и других видах умственной работы [7].

В литературе имеются работы, в которых установлена связь между величинами неспецифической резистентности организма (НРО), состоянием соматического и психологического здоровья [4, 6, 9]. Однако недостаточно

исследование взаимосвязи между величинами НРО и объемами слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Из литературы известно, что в патогенезе, который отражает механизмы возникновения и развития различных заболеваний, большую роль играет изменение уровня НРО [1, 8]. Величина НРО отражает устойчивость (сопротивляемость) организма к факторам и явлениям окружающей среды, в том числе к умственной перегрузке у учащихся, дефициту физической активности и питанию, микробам, токсическим веществам и др. Большую роль в механизме возникновения и течения различных заболеваний играет изменение уровня реактивности (реакции, приспособляемости) организма. Реактивность - способность организма как целого отвечать изменениям жизнедеятельности организма на воздействие окружающей среды [1, 8].

Цель исследования - изучение взаимозависимости между величинами НРО и объемами слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.