Научная статья на тему 'Проектный метод освоения студентами специальности " Дополнительный инструмент"'

Проектный метод освоения студентами специальности " Дополнительный инструмент" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / ФОРТЕПИАНО / СТРУКТУРА / STRUCTURE / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (LEGATO / MUSICAL LANGUAGE (LEGATO / STACCATO) / FORTEPIANO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умурзакова Алия Исламетдиновна

Рассматриваются вопросы проектного метода обучения, а также методики преподавания дисциплины «дополнительный инструмент» (фортепиано) в вузе; анализируются существующие концепции формирования музыкальной культуры и профессиональной компетенции будущего специалиста, рассматривается творческая работа над музыкальным произведением как основным звеном учебного процесса в школе; глубоко анализируются труды известных ученных и педагогов в области проектного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Method of Mastering “Additional Instrument” Programme by Students

Issues of project learning method and teaching “Additional Instrument” (Piano) course at higher school are discussed. The existing concepts of forming a musical culture and professional competence of future specialists are analyzed. Creative work with a piece of musical is viewed as the major element of school curriculum. Works by eminent scholars and educationalists in project learning are reviewed.

Текст научной работы на тему «Проектный метод освоения студентами специальности " Дополнительный инструмент"»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147 ББК 74.480.26

А.И. Умурзакова

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ « ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Рассматриваются вопросы проектного метода обучения, а также методики преподавания дисциплины «дополнительный инструмент» (фортепиано) в вузе; анализируются существующие концепции формирования музыкальной культуры и профессиональной компетенции будущего специалиста, рассматривается творческая работа над музыкальным произведением как основным звеном учебного процесса в школе; глубоко анализируются труды известных ученных и педагогов в области проектного метода обучения.

Ключевые слова: проектный метод, фортепиано, структура, музыкальная культура, субъект, музыкальное образование, музыкальный язык (legato,staccato).

Отечественная высшая образовательная сфера переживает не лучшие времена... Возникший глубокий кризис, охватив всю систему, потребовал срочного кардинального пересмотра и обновления целей и задач, разработки новой структуры, содержание которой ориентировано на современные требования жизни общества. В конструировании современной реальности - культуре, образованию и науке отведены ключевые роли; ибо от них зависит социальный статус человека, в них заключены возможности сознательного регулирования и изменения его социального положения. Вместе с тем, совершенно очевидно, что присутствующая в стране стратификация превалирования одних социальных групп над другими, с характерными для них внутренними связями, высоким уровнем вовлеченности в них субъектов, не может не отразиться на музыкальной культуре и искусстве, пропагандирующих «вечные» ценности, так как невозможно в одночасье внедрить в сознание субъекта идеи прав «свободной» и творческой личности. В настоящее время, в обществе отдается предпочтение профессиям,

необходимым в сфере бизнеса, экономики, политики, в то время, как профессия «учитель музыки» является одной из непопулярных, а между тем, недооценка значения и роли музыкального образования могут привести страну к печальным последствиям. Весь многовековой опыт педагогического наследия указывает на необходимость целостного развития личности, ее гуманитарного и технического мышления, индивидуальности и инициативы, опора на которые может обеспечить достижение материальных благ. С высоты сегодняшнего времени можно констатировать, что одной из важнейших задач в образовательной сфере является формирование всесторонне развитой личности, оптимально сочетающей высокий профессионализм с индивидуальными потребностями, умеющей использовать средства искусства для творческой переработки и создания новой действительности.

Именно поэтому сегодня музыкальному образованию в высшей школе отведено одно из приоритетных мест, по своему значению не уступающее таким сферам, как экономика, политика, биз-

I

ф

0

1

.0 I

_0

ф

о

о

о

0

1 _0

го ^

ф

с

о

I

ф

н о

к

ф

о со о о

ч: о

ф

о ^р

а

го ш о

нес. Не случайно президентом нашей страны Н. Назарбаевым уделяется пристальное внимание разработке стратегии вхождения Казахстана в мировое сообщество как одной из конкурентоспособных стран мира, обладающей необходимыми ресурсами - инфраструктурой, альтернативной энергетикой, информационными технологиями, обеспечивающими выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Взятый страной курс невозможно осуществить, не имея соответствующего интеллектуального потенциала, следовательно, необходимо воспитать новый кадровый состав, способный осуществлять внедрения. Жизнь на фоне жесткого отбора, конкуренции за рабочие места, диктуя свои правила, выдвинула на первый план новые требования к профессиональной подготовке специалистов, существенно отличающихся от прежних ее законов и правил. Стране необходимы люди, обладающие реформаторским мышлением, способные избирать новые стратегии - грамотные, гибкие, мобильные и др.

В процессе перестройки всей образовательной системы Казахстана произошли кардинальные изменения, имеющие для нас как положительные, так и отрицательные последствия. К отрицательным моментам нововведений следует отнести то, что относительно большой процент профессорско-преподавательского состава был безвозвратно утрачен, в то время, как пришедшие им на смену специалисты-новички не могут восполнить этот пробел, так как не обладают достаточными знаниями, умениями, навыками, практикой и опытом. Особенную тревогу вызывает ситуация, сложившаяся в сфере музыкального образования вузов. Так, в советское время на этом поприще трудилось много специалистов, прошедших высшую специальную профессиональную подготовку. Для многих путь в профессию начинался с 6-7 лет, включал базово-профильную (базово-специальную), средне-специальную, высшую, академическую подго-

товку. Если сравнить со специалистами, работающими в общеобразовательной школе на сегодняшний день, то многие из них являются дилетантами, имеющими «за плечами» только обучение в институте, университете, академии. В настоящее время на подготовку специалиста фактически затрачивается меньше времени, включая трехступенчатую структуру - бакалавриат, магистратуру, докторантуру. Безусловно, можно пропагандировать необходимость овладения специальностью за максимально короткие сроки, но будет ли такая подготовка будущих специалистов более эффективной, нежели в прежние времена? Какие в нее необходимо вносить кардинальные изменения и с чего их начинать? К сожалению, настоящая ситуация в области образовательной сферы напоминает басню И.А. Крылова о Лебеде, Раке и Щуке. Поэтому решать эти вопросы, как многие, требующие незамедлительного ответа, необходимо уже сегодня, и решать их нужно правильно, ибо от этого будет зависеть судьба не только культуры, образования, но и всей нации.

Не менее важным фактором, требующим пристального внимания при составлении образовательных маршрутов, является современный контингент абитуриентов, стремящихся получить высшее образование, среди которого особое положение занимают переселенцы, вернувшиеся в Казахстан из Китая, либо проживающие в КНДР, но обучающиеся в нашей республике. Образовательный уровень многих из них глубоко отличен от выработанных в Казахстане стандартов базовой подготовки. Безусловно, сущностная основа искусства является мощнейшим средством для выработки национальных чувств на фоне самопознания, осознания индивидуальности, приверженности традициям, знания специфики национальной культуры. К сожалению, многие из ныне действующих программных требований сознательно «заужены» и зациклены на «национальных доктринах», в то время, как, по

нашему мнению, следует решать данные проблемы значительно шире, в направлении межнациональной интеграции, глубокого приобщения к мировым духовным ценностям и общечеловеческим идеалам.

Каждый человек должен иметь возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, поэтому ориентация на «средний» показатель в этом вопросе в педагогической практике должна отсутствовать. Если обратиться к программным требованиям многих ныне действующих дисциплин, то в большинстве своем они ориентированы на студентов, не обладающих предварительной начальной музыкальной подготовкой, в то время, как в контингенте обучающихся оказываются также лица, закончившие музыкальную школу, колледжи и др. Следовательно, прежде всего, в этом вопросе должен осуществляться дифференцированный подход к приобретаемым студентами знаниям, умениям, навыкам, другими словами, - необходимо решать проблему соответствия программных требований дисциплины формируемому индивидуальному уровню профессиональной компетенции будущего специалиста.

В связи с этим, целью освоения предмета «Дополнительный инструмент» является удовлетворение растущих потребностей и интересов каждой отдельной личности в получении качественного высшего образования через предоставление максимальных возможностей, активное самостоятельное участие в выборе содержания, форм, сроков и методов обучения, согласно требованиям кредитной системы и технологии обучения.

Дисциплина «Дополнительный инструмент» (фортепиано) предполагает овладение студентами исполнительскими знаниями музыкальных произведений на основе отработки практических умений и навыков. Основным звеном учебного процесса в классе является творческая работа над музыкальным произведе-

нием, поэтому каждое занятие должно обеспечивать практическую готовность будущего специалиста исполнять произведения различной степени сложности разных форм, стилей, жанров. Особое значение придается накоплению опыта исполнительской деятельности, приобретаемому в процессе «вхождения» личности в художественно-образное пространство музыкального произведения и его воплощение в соответствии с композиторским замыслом. Сам процесс познания строится от целостного восприятия музыкального произведения к изучению его деталей, составных элементов изложения музыкального языка, технических моментов восприятия, рефлексивного обобщения и интерпретации.

Анализируя существующие концепции формирования музыкальной культуры и профессиональной компетенции будущего специалиста заметим, что для них характерной чертой является раскрытие художественной ценности и значимости академической музыки путем осознания интонируемого личностного смысла музыкальных произведений. В связи с этим большим значением будет обладать отбор репертуара, призванного расширить интонационно-слуховой исполнительский запас знаний, умений, навыков обучающихся, так как включаемый в него ранее неизвестный комплекс средств музыкально-художественной выразительности требует наиболее полного раскрытия эмоционально-образного содержания исполнения музыкального произведения.

На основании интегративного подхода к музыкальному искусству, объединяющего различные стороны деятельности: познавательной, ценностно-ориентаци-онной, художественно-коммуникативной, творчески-преобразовательной -для эффективного освоения курса «Дополнительный инструмент» предлагается метод проектного освоения музыкального произведения, призванный активизировать самостоятельную деятельность студентов, осваивающих му-

I

ф

0

1

.0 I

_0

ф

о

о

о

0

1 _0

го ^

ф

с

о

I

ф

н о

о:

ф

о ш

о о

С!

о

ф

о с

го m о

зыкальные произведения на основе поиска самостоятельных путей и способов решения технических и художественных задач, выдвижения собственных оценочных и контрольных мер выполнения творческого проекта. Исходя из определений новейшего психолого-педагогического словаря, проектный метод - один из методов исследования личности, основанный на выявлении проекций (перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты) в данных эксперимента с последующей интерпретацией [5, с. 633]. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк, согласно которому, проектный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее исполнителем [цит. по 4]. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Данный метод призван обеспечить развитие ассоциативного, творческого, экспрессивного мышления и способностей субъекта деятельности. В свою очередь Н.В. Кузьмина считает, что проектировочные педагогические способности формируются в процессе достижения искомых конечных результатов и состоят в особой чувствительности личности к способам создания продуктивных технологий. К ним она относит три вида чувствительности - чувство объекта, меры или такта, причастности [6]. Таким образом, метод проектов позволяет студентам проявлять все свои сущностные творческие силы и возможности, осуществлять комплексные действия рефлексивного контроля и оценки, поиска и нахождения решений, возникающих в процессе решения проблемных ситуаций.

Фортепиано - инструмент, обладающий богатым материалом для соответствующей учебно-образовательной практики студентов. На рубеже XVIII в. композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавиш-

ном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 г. итальянец Бартоломео Кристофори, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано» [4].

Самое замечательное в фортепиано -это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиа-

но оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски [4].

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач, - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката [4].

Часто спрашивают, чем отличается пианино от рояля или чем отличается пианино от фортепиано?

Фортепиано и пианино - это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано - это тоже один и тот же инструмент. Фортепиано - общее название для них. Так же, как под духовыми подразумевают саксофоны, тромбоны, трубы. Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму [2].

Пианино - инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента.

У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, в отличие от пианино, устанавливается на

трёх ножках. Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах.

Помимо размера имеется еще одно ключевое отличие. В рояле существует особый механизм, называющийся «механизмом двойной репетиции» («репетиция» - повторение) - он создан для того, чтобы легко можно было бы проигрывать быстро повторяющиеся нажатия на клавиши, что также незаменимо на концертах, где требуется максимально продемонстрировать своё мастерство [2].

Изучение нотного материала со всеми характеристиками звукового воплощения произведения на уровне музыкального языка, в котором запечатлён индивидуальный почерк композитора, мировоззренческие качества, особенности технологии его творчества, могут создавать представления о нотном тексте как определённой «методологической гипотезе», нуждающейся в обязательном толковании и разъяснении, концепции «текста как мыслящего устройства», текста как структуры порождения нового, вторичного смысла [3]. В связи с этим нотный текст музыкального произведения обладает «резервом неправильностей», «полем неопределенностей», позволяющим ему «вписываться в текст культуры», претерпевать изменения, исходящие из поиска новых условий его интерпретации [6].

Преподавание дисциплины предполагает выполнение планируемых индивидуальных творческих заданий учебного практикума, в соответствии с которым преподавателю отведена роль тьютора, исполняющего роль академического консультанта по освоению конкретной дисциплины и выполнению самостоятельной работы. Учебный процесс не ставит своей конкретной целью проведение студентов через всевозможные существующие проблемные ситуации, а предполагает развитие умений конструирования и моделирования их в условиях, близких к реальной жизни. Так, создание любой проектной модели предусматривает опо-

I

ф

0

1

.0 I

_0

ф

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

0

1 _0

го ^

ф

с

о

I

ф

н о

к

ф

о со о о с! о

ф

о С

го со о

р

ру на музыкальное мышление, память, имеющийся профессиональный запас знаний, умений, навыков будущих специалистов. В данном направлении тьютору необходимо тщательно следить за ходом выполнения проектного задания, избегая «механического зазубривания нотного текста», свидетельствующего об излишней автоматизации двигательно-моторной сферы в ущерб слуховому-аналитическому его восприятию.

В период осуществления практической деятельности студентам предлагалось выполнить комплекс практических заданий, разработанных и направленных на формирование исполнительских умений и навыков. В основу данного комплекса была заложена идея проектности самостоятельной деятельности студентов. Студентам были предложены следующие виды самостоятельной работы:

• разработать проект разучивания и исполнения музыкального произведения;

• разработать план мероприятий по анализу содержания нотного материала исполняемого произведения;

• проанализировать имеющиеся собственные ресурсы, необходимые для успешного решения исполнительской задачи;

• изучить имеющийся исполнительский опыт решения подобных задач;

• представить собственную интерпретацию музыкального произведения. В процессе выполнения проектного

задания студенты испытывали различные затруднения. Наиболее типичными из них были: нехватка активности гармонического мышления, ослабленность внутреннего слуха, отсутствие моторной памяти, слухо-моторных сопряжений, отсутствие синхронности между двигательными и слуховыми представлениями, нехватка пианистических умений, отсутствие координаций между пальцами и др. Другими словами, затруднения были двух видов, касающиеся пианистической техники и художественно-образной интерпретации. Здесь можно привести пример работы над этюдами. Техническое

воспитание должно идти по пути использования возможно большого разнообразия фортепианной фактуры: во-первых, это разносторонне развивает его технические навыки, во-вторых выявляет индивидуальные качества студента, которыми педагог может руководствоваться при выборе технического репертуара. Не следует перегружать начинающего сухими инструктивными эмоционально непривлекательными произведениями.

Знаменитому пианисту Иосифу Гофману был задан вопрос: «Существует ли несколько способов игры на фортепиано и чем отличается техника одного пианиста от техники другого?» Ответ Гофмана гласил: «Техника - это общее определение, под которым понимаются: гаммы. арпеджио, двойные ноты, октавы, ^аШ^ассаШ, динамические оттенки. Все это необходимо для достижения совершенной техники» [1].

Изучение этюдов распадается на несколько этапов. Сначала необходимо тщательное музыкальное освоение -грамотная, с правильной фразировкой игра в медленном темпе по частям и целиком. Затем переходят к исполнению этюда в более подвижном темпе, объясняя студенту все недостатки игры. Третий этап - работа над сложными элементами, упражнения. И лишь после этого рекомендуется окончательное объединение отдельных эпизодов в целом наряду с дальнейшим прибавлением темпа и продолжением работы над необходимыми упражнениями [2].

В целом, проектный метод в освоении студентами специальности «Дополнительный инструмент» показал, что у них вырабатывается ценностное отношение к музыкальным произведениям, повышается профессиональный интерес, готовность к проявлению собственной позиции в решении вопросов музыкальной проблематики. Библиографический список:

1. Гофман И. Вопросы и ответы. - М.,

1929.

2. Коган Г. Вопросы пианизма. Советс-

кий композитор. - М., 1963.

3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст: семиосфера-исто-рия. - М., 1999.

4. Мельникова Н.И. Фортепианное исполнительское искусство как культурнотворческий феномен. -Новосибирск, 2002.

5. Новейший психолого-педагогиче-

ский словарь. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

6. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

УДК 378.147 ББК 74.480.278

А.А. Алабугин, Р.А. Алабугина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Рассматривается опыт организации научно-исследовательской работы студентов. Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, методические подходы к организации научно-исследовательской работы студентов.

Задача формирования научно-исследовательских компетенций поставлена в программах профессиональной подготовки бакалавров и магистров любой направленности. При этом научно-исследовательская работа студентов (НИРС) становится одной из инновационных ролей учебно-научной деятельности вуза. Это заставляет профессорско-преподавательский состав активизировать: индивидуальную НИРС на кафедрах; работу в предметных кружках и студенческих научных секциях кафедр; написание студентами рефератов на заданную тему; выполнение научных исследований во время учебных, производственных и преддипломных практик; выполнение курсовых и дипломных проектов по реальной научной и производственной тематике; участие студентов в выполнении госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ, договоров о научно-техническом сотрудничестве с предприятиями, организациями и фирмами; участие обучающихся в научных конференциях, семинарах, смотрах-конкурсах научных работ, научно-технических

выставках и предметных олимпиадах и многое другое.

Опыт убеждает нас в том, что важно (опираясь на принцип единства и преемственности учебного процесса и научных исследований) не только определить содержание научно-исследовательской проработки студентами, в идеале, каждой осваиваемой темы, но и оптимизировать методику организации этого элемента учебного процесса. Так, можно констатировать сохраняющуюся до сих пор методическую неопределенность в подходах к организации и последующему оцениванию результатов научно-исследовательских работ студентов, что приводит к снижению эффективности усилий, затраченных и преподавателями, и студентами.

В нашем опыте решение этой актуальной проблемы основано на методах педагогики и андрологии [1].

Прежде всего, профессорско-преподавательский состав кафедры определился с требованиями к оформлению конкурсных работ. Это важно для того, чтобы выдержать единый подход в подготовке работ.

ш

0 н

1

ф

5

о ю го ср

о _0

Ф

н го ш о

4

ф

5

о

т го

го

I

го ср о

_0 ч

о

X

ч о с

о ф

т

S

ч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.