Научная статья на тему 'Особенности исполнения музыкальных штрихов на тромбоне'

Особенности исполнения музыкальных штрихов на тромбоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения музыкальных штрихов на тромбоне»

личностное саморазвитие); деловое и межличностное общение «студент-студент», «студент-группа», «студент-преподаватель» и др.

Теоретический анализ позволяет предположить, что применение рассмотренных выше подходов и принципов обеспечит эффективную подготовку будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников на основе дифференцированного подхода.

На основе изложенных концептуальных положений, считаем, что подготовку будущих учителей к обучению младших школьников на основе дифференцированного подхода следует рассматривать как достаточно специфическую и сложно структурированную педагогическую систему, состоящую из различных компонентов, элементов и их функциональных взаимосвязей, которые требуют обоснованного выявления и теоретического моделирования, а также нахождения системообразующих факторов для педагогического управления процессами его формирования и развития.

Анализ дефиниций термина «готовность к деятельности» позволяет определить готовность будущего учителя начальной школы к обучению младших школьников на основе дифференцированного подхода как сложное, динамическое, целостное личностное образование, представляющее единство мотивационно-ценностного, содержательно-гностического, процессуального, исследовательско-рефлексивного компонентов, профессиональных качеств и способностей, наличие и степень сформированности которых обеспечивают результативность воспитания, образования и обучения младших школьников.

Список литературы:

1. Бондаревская Е., Кульневич С. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : [Електронний ресурс]. - Режим доступа http://uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnik/2_9. htm

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. -539 с.

3. Енциклопед1я освгги / Акад. пед. наук Укра!ни; го-ловний ред. В.Г. Кремень. - К.: Юршком 1нтер, 2008. - 1040 с.

4. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

5. Зязюн I. А. Фшософ1я педагопчно! якосп в систем! неперервно! освгга // Вюник Житомирського державного ушверситету 1меш 1вана Франка. - 2005. -№ 25. - С. 13-18.

6. Проектирование образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и кредитно-мо-дульной системы зачетных единиц / Под ред. Е. И. Моисеева и В. В. Тихомирова. -http://www.academy.fsb.ru/icccs/1251 /v_01.doc, 20.07.2006 р.

7. Фокин Ю.Т. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Т. Фокин. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

8. Яковлев Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством образования: Дис. ... д-ра пед. паук. - Челябинск, 2000. - 418 с.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШТРИХОВ НА ТРОМБОНЕ

Штрих в музыке - это приём исполнения, сочетающий определённый характер извлечения, ведения и соединения звуков, то есть он включает в себя всю длительность звука, от начала звука до его окончания [1, 2, 8]. Штрих является одной из форм внешнего проявления артикуляции и определяет качество музыкальной ткани [7].

Музыкальные штрихи чрезвычайно разнообразны и изменчивы, их тончайшие нюансы почти не поддаются объяснению [3]. В конечном счёте, штрихи являются средством музыкальной выразительности [4]. Определённый штрих может и должен выполняться только определённым способом - тем, на основании которого он классифицирован. Иначе сама идея штрихов и их классификации теряет всякий смысл. Если выполнение (способ звукоиз-влечения) меняется, - значит, меняется штрих. В ситуации, когда звучание какого-либо конкретного штриха (то есть акустический результат применения определённой технологии) не удовлетворяет исполнителя, ему надо не пересматривать концепцию данного штриха, изменять технологию его выполнения, а просто применить (выбрать) другой штрих. Если в арсенале исполнительских

Пронин Борис Александрович

Специалист института музыки МГУКИ

средств музыканта есть всеобъемлющая и детально разработанная система штрихов, то в ней всегда найдётся необходимая замена [9].

Мнения относительно исполнения каждого штриха у разных авторов расходятся. Однако можно выделить и определить общие характеристики данных штрихов.

1. Detache - прием исполнения, характеризующийся отчетливым (но не резким) толчком языка при атаке отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной подачи выдыхаемого воздуха. В нотной записи обычно особых обозначений не имееет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука. Атака твёрдая, ведение ровное, окончание «естесственное», слитность-разделён-ность.

2. Marcato - прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных (акцентированных) звуков. Осуществляется при помощи резкого, актированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.

Атака твёрдая и акцентированная, ведение угасающее, окончание без участия языка, разделён-ность.

3. Marcatissimo. Атака более чёткая и отрывистая, чем в marcato.

4. Martele - исполнение отдельных друг от друга, акцентированных и в то же время выдержанных на одной динамике звуков. Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определённое, даже резкое, с участием языка. Martele - ударный штрих. По своей природе он близок к штриху staccato, но от staccato его отличает более жёсткое и более тяжёлое звучание [2, 9].

5. Staccato - прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха. Атака более острая и чёткая, ведение, окончание без участия языка, разделённость [1, 2, 9].

6. Staccatissimo является разновидностью staccato -прием исполнения отдельных, максимально отрывистых звуков. Атака очень твёрдая, окончание c участием языка, максимальная краткость.

7. Non legato - прием несвязного, несколько смягченного исполнения звуков. Достигается за счет смягченного толчка языка, который слегка прерывает движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие паузы между звуками [1]. Атака мягкая, сходна со слогами ту, та, ти; ведение; окончание без участия языка, разделённость [8, 6]. Non legato является разновидностью стаккат-ного штриха, только в сторону большей протяжённости звука, чем staccato. Non legato - это полустаккато [2].

8. Portato - прием исполнения мягко подчеркнутых, слигованных и полностью выдержанных звуков. Осуществляется при помощи предельно мягких толчков языка, почти не прерывающих движение выдыхаемой струи воздуха. Атака мягкая, слитность. Portato - это единственный штрих, который может быть результатом комбинирования мягкой основной атаки с мягкой вспомогательной (слоги: да-га) [9].

9. Legato - прием связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении

первого звука; остальные звуки на большинстве медных духовых инструментах исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ играющего. Плавное соединение, слитность. Legato -самый сложный штрих на тромбоне. На других медных духовых инструментах легато достигается автоматически - за счёт клапанов, у тромбона автоматически получается только в случае противохода: движение кулисы вверх - нота вниз или движение кулисы вниз - нота вверх. Если же движение кулисы совпадает с движением мелодии: кулиса вверх - нота вверх, кулиса вниз - нота вниз, автоматически получится глиссандо. Поэтому для того, чтобы получилось легато в данном случае, используется язык. В настоящее время на смену полностью языковому легато, которое использовалось в 20-30 годы, пришло так называемое комбинированное. В его основе лежит следующий принцип. Все интервалы доступные для исполнения в натуральном (без помощи языка) легато, именно так и играются. Во всех глиссандирующих интервалах используется ле-гатная артикуляция. Большинство наиболее заметных современных тромбонистов применяют этот приём для исполнения легато, о чём свидетельствуют в частности их мастер-классы. Обязательное условие исполнения хорошего легато, непрерывное и гладкое ведение дыхания. Одинакового восприятия на слух натурального и языкового легато добиться непросто. Однако тромбонист, который этого достиг, отличается умением играть настолько мягкое, гладкое и красивое легато, что никто из приверженцев старого способа сравниться с ним не сможет. И недаром натуральное легато так называется, оно близко природе инструмента. Главная задача начинающего - ежедневная работа над интервалами, которые возможно играть двумя приёмами с языком и без оного, стараясь максимально приблизить приём легатной артикуляции к натуральному легато (рис. 1). Рекомендуется значительную часть ежедневных занятий отводить игре легато, поскольку именно они способствуют развитию гибкости амбушюра [5].

Рисунок 1. Упражнения на legato.

10. Маркированное legato. Акцентированное соединение за счёт активного толчкообразного действия дыхательных мышц.

11. Glissando предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на

инструменте. Среди медных духовых инструментов натуральное глиссандо является возможным только для тромбона и достигается плавным движением кулисы. Виды глиссандо: глиссандо к ноте, от ноты, между нотами.

Кроме этих приемов исполнения, в практике игры на некоторых инструментах (флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе) применяются специфические штрихи: двойное и тройное staccato - прием исполнения быстро следующих друг за другом отрывистых звуков. В основе этого приема лежит регулирование подачи струи выдыхаемого воздуха в инструмент, осуществляемое попеременно передним концом языка и его спинкой. Практическое выполнение этого приема связывается с произношением слогов: ту-ку или та-ка. Тройное staccato отличается от двойного лишь тем, что в этом случае произносятся не два, а три слога (ту-ту-ку или та-та-ка). Применяется этот прием преимущественно исполнителями на медных инструментах в тех случаях, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).

Выразительность музыкальной динамики сродни речевой. И от способа звукоизвлечения, исполнения штрихов во многом зависит характер музыки и раскрытие того или иного музыкального образа.

Список литературы

1. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. - В кн.: Методика обучения игре на

духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966. -Вып. 2. - С. 182-210.

2. Докшицер Т. Штрихи трубача. - В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1976. - С. 48-70.

3. Мозговенко И. О выразительности штрихов кларнетиста // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. М.: Музыка, 1964. -Вып.1. - С. 79-107.

4. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254с.

5. Скобелев А.Т. О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков. - М., 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mssian-trombone.com/?page=pedagogika&nnews=18

6. Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. - М.: Музыка, 1987. - 174с.

7. Титов Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции // Дисс. канд. искусствоведения. -Ростов-на-Дону, 2002. - 219с.

8. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М.: Музыка, 1984. - 216с.

9. Харитонов А. Звукоизвлечение на медных духовых инструментах как артикуляционно-штрихо-вой феномен. - М.: Водолей, 2010. - 144с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В связи с быстро меняющейся экономической и политической ситуацией в мире, глобализацией и многими другими процессами, происходящими в обществе, требования к качеству подготовки выпускника как к результату образовательного процесса также меняются.

Современная педагогическая наука реагирует на эти процессы и находится в активных поисках новой модели выпускника вуза. Образование становится ориентированным на получение современных ключевых компетенций как способности не столько воспроизводить академические знания, сколько создавать новые знания в рамках практической деятельности, как способности применять передовые технологии для решения новых сложных задач [см., например Корниенко П.А., 2005].

Модернизация образования в России характеризуется целым рядом направлений, к которым можно, например, отнести интеграционные процессы в мировое образовательное сообщество, ориентацию современных программ на практические результаты, отражение культурных европейских ценностей в идеях непрерывного образования. [Дружинина 2010:3]. Традиционный образовательный процесс обновляется за счет разработки и внедрения широкого спектра инновационных форм,

Путырская Ольга Германовна

доцент, к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург Богоявленская Юлия Валерьевна доцент, к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург Плотникова Мария Вячеславовна

к. филол. наук, УрГПУ, Екатеринбург

средств, методов и технологий, исследователи ищут пути и способы его совершенствования.

Одним из таких способов, на наш взгляд, является внеучебная деятельность, под которой в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования понимается «деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.» [http].

Статус внеучебной деятельности на сегодняшний день, несомненно, возрастает на всех этапах обучения в образовательных учреждениях любого типа. В контексте внедрения новых образовательных стандартов, внеучеб-ная деятельность становится неотъемлемым компонентом образовательного процесса наряду с аудиторной работой и преследует те же цели, что и учебная, а именно: практическую, общеобразовательную, воспитательную, развивающую, стратегическую. Думается, что помимо вышеназванных целей, напрямую коррелирующих с целями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.