Научная статья на тему 'Взаимосвязь между уровнем неспецифической резистентности организма, слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья'

Взаимосвязь между уровнем неспецифической резистентности организма, слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рочев Валерий Павлович, Яницкая Татьяна Евгеньевна, Рочева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между уровнем неспецифической резистентности организма, слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Ресурсный центр поддерживает активность студентов ИИЯ и способствует участию в мероприятиях, организуемых Посольством Франции в России и Альянс Фран-сез.

К другим формам внеучебной деятельности относится организация занятий группы творческих студентов - французского театра « Лгс-еп-с1е1 », а также студенческая и преподавательская редколлегии, которые работают над созданием электронного педагогического инструментария «Города Франции» в рамках сотрудничества с педагогическим изданием «Французский язык» (Издательский Дом «Первое сентября»).

Для поддержания мотивации и чувства успешности студентов в кабинете Центра создана выставка «Достижения студентов Института иностранных языков» -наиболее значимые дипломы и грамоты студентов, занявших призовые места в различных конкурсах и мероприятиях всероссийского, областного и городского масштабов.

Таким образом, Ресурсный центр является многообразным воплощением внеучебной деятельности студентов, осуществляет необходимую связь между средними

учебными заведениями и вузом, а также решает многие задачи, связанные с международным и межуниверситетским сотрудничеством.

Вовлеченность в разные виды внеучебной деятельности в ее многочисленных и разнообразных формах создает у студентов фоновые знания, дополняющие знания и умения, которыми они овладевают в ходе учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий [Электронный ресурс] // Шр://81аМаП.е^.ги/са1а^.а8рх?Са1а^Ы=773 (Дата обращения: 2.03.2014)

2. Корниенко П.А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам: дис. . канд. пед.наук. — М., 2005. -185 с.

3. Дружинина Р.В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе : дис. . канд. пед. наук. — СПб., 2010. -262 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА, СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рочев Валерий Павлович

доктор медицинских наук, профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, РФ.

Яницкая Татьяна Евгеньевна

директор, муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 9 У111 вида", заслуженный учитель РФ, Пермь, РФ

Рочева Людмила Ивановна

учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N9 У111 вида", Пермь, РФ.

В настоящее время актуальным является исследование нейрофизиологических механизмов, причин нарушений, разработка новых способов оценки и улучшения основных свойств памяти как здоровых, так и больных учащихся. Эта актуальность связана прежде всего с тем, что основные свойства памяти и других функций вышей нервной деятельности являются зеркальным отображением тонких механизмов психологической деятельности личности, ее способности к воспитанию, обучению и другим видам умственной работы. Доказано, что определяется прямая корреляционная связь между основными свойствами различных типов памяти и уровнем одаренности личности. У лиц с высокими уровнями познавательных процессов выявляются большие способности к умственной деятельности. И наоборот, у лиц с низкими свойствами памяти часто отмечаются несущественные успехи в учебной и других видах умственной работы [7].

В литературе имеются работы, в которых установлена связь между величинами неспецифической резистентности организма (НРО), состоянием соматического и психологического здоровья [4, 6, 9]. Однако недостаточно

исследование взаимосвязи между величинами НРО и объемами слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Из литературы известно, что в патогенезе, который отражает механизмы возникновения и развития различных заболеваний, большую роль играет изменение уровня НРО [1, 8]. Величина НРО отражает устойчивость (сопротивляемость) организма к факторам и явлениям окружающей среды, в том числе к умственной перегрузке у учащихся, дефициту физической активности и питанию, микробам, токсическим веществам и др. Большую роль в механизме возникновения и течения различных заболеваний играет изменение уровня реактивности (реакции, приспособляемости) организма. Реактивность - способность организма как целого отвечать изменениям жизнедеятельности организма на воздействие окружающей среды [1, 8].

Цель исследования - изучение взаимозависимости между величинами НРО и объемами слуховой и зрительной памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Материал и методы исследований. Изучение взаимосвязи между величинами НРО и объемами зрительной и слуховой памяти было проведено у 40 детей и подростков СКОУ N 9 г. Перми в возрасте от 8 до 15 лет, их них у 23 мальчиков и 17 девочек с первого по седьмой класс. Это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся по программе специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа УШ вида".

Методика оценки величины НРО. В результате исследований для оценки состояния здоровья у учащихся нами был разработан новый экспресс-способ, основанный на определении гуморальных факторов иммунитета в слюне, позволяющий оценить состояние соматического и психологического здоровья как у здоровых, так и больных детей и подростков. Принцип метода основан на том, что величину НРО у учащихся оценивали по величине титров антител (ТА) в слюне в реакции пассивной гемагглютина-ции (РПГА) к шигеллам Зонне, Нькестл или Флекснера с использованием коммерческих антигенных эритроцитар-ных диагностикумов [4, 6, 9]. Способ отличается простотой исполнения, высокой точностью и 100%-й безопасностью для обследуемого, так как для забора слюны не требуются специальных условий.

Учет реакции проводили по 4-х крестной системе. Абсолютной величиной ТА считали последнее разведение слюны, в которой РПГА оценивали в 3 или 4 креста.

В результате исследований установлено, что метод отличается простотой исполнения, высокой точностью и 100% безопасностью для обследуемых лиц. Для забора

слюны не требуются специальные условия.

Методики исследования объемов слуховой и зрительной памяти. Для изучения индивидуальных объемов различных типов памяти (слуховая и зрительная) использовали способы, описанные в литературе [2-3, 5, 7].

При статистической обработке результатов исследований с использованием программ "ЕхсеП", вычисляли среднюю арифметическую (М), среднюю ошибку (±т), достоверность различий по Стьюденту (Р) и коэффициент ранговой корреляции (г).

Результаты исследований и их обсуждение

Связь между уровнем НРО и объемом слуховой памяти у школьников с ограниченными возможностями состояния здоровья отражена в табл. 1. Как видно из табл. 1, средняя величина ТА в слюне у 40 детей и подростков составляет 121±75, индивидуальные показатели колеблются от 2 до 2048. С учетом величин ТА слюны, взаимосвязи между этими показателями и уровнем заболеваемости обследуемых была разработана новая классификация величины НРО у детей, согласно которой всех обследуемых делили на 5 групп: к первой группе отнесли лиц с очень низкой величиной НРО (ТА равнялись 2 и менее, ко второй группе - с низкой (4-8), к третьей - со средней, оптимальной (16-64), к четвертой - с высокой (128-256) и к пятой с очень высокой (512 и выше). При этом установлено, что высокие уровни резервных возможностей состояния здоровья определяются у учащихся третьей группы со средней величиной НРО. По мере снижения или, наоборот повышения уровня НРО снижаются резервные возможности организма [4, 6].

Таблица 1

Взаимозависимость между уровнем НРО и объемом слуховой памяти у школьников с ограниченными возможностями _состояния здоровья_

Обследованные ТА в слюне (М±т) Величина НРО Объем слуховой памяти в баллах

Группа по величине ТА в слюне число абс. число (М±т) в % к показателю учащихся 3 группы в

I 5 2±0* 2-2** очень низкая 1.6±0.19* 1-3 55

II 11 6±1* 4-8 низкая 2.6±0.10* 2-3 90

III 14 38±4 16-64 средняя 2.9±0.08 1-3 100

1У 8 208±16* 128-256 высокая 2.5±0.24 1-3 96

У 2 1280±964 512-2048 очень высокая 1.5±0.63 1-2 52

Всего 40 121±75 2-2048 средний показатель 2.5±0.07* 1-3 86

Примечание: * по сравнению с показателями обследуемых 3 группы со средней (оптимальной) величиной НРО; ** в числителе - средняя величина, в знаменателе - колебания индивидуальных показателей.

Установлено, что средний объем слуховой памяти у всех обследуемых составляет 2.5 балла, индивидуальные показатели колеблются от 1 до 3 баллов. При этом установлено, что наибольший объем слуховой памяти определяется у учащихся 3 группы со средней величиной НРО и составляет 2.9 балла, что на + 16% выше по сравнению со

средним объемом 40 учащихся. По мере снижения или повышения уровня НРО по сравнению с показателями лиц 3 группы наблюдается тенденция к снижению объема слуховой памяти. Наиболее низкие объемы этой памяти опре-

деляются у учащихся с очень низкой и очень высокой величиной НРО и равняются соответственно 1.6±0.19 и 1.5±0.63 баллам.

Результаты исследований связи между уровнем НРО и объемом зрительной памяти у школьников с ограниченными возможностями состояния здоровья введены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что средний объем зрительной памяти у всех обследуемых составляет 2.8 балла, индивидуальные показатели колеблются от 1 до 3 баллов. При этом установлено, что наибольший объем слуховой памяти

определяется у учащихся 2, 3 и 4 групп с низкой, средней и высокой величиной НРО и составляет 2.9 балла, что на + 3% выше по сравнению со средним объемом 40 учащихся. По мере снижения или повышения уровня НРО по сравнению с показателями лиц 3 группы наблюдается тенденция к снижению объема зрительной памяти. Наиболее низкие объемы зрительной памяти определяются у учащихся с очень низкой и очень высокой величиной НРО и равняются соответственно 2.6±0.19 (на - 7% к среднему показателю) и 2.0±0.00 баллам (на - 29% к среднему объему).

Таблица 2

Взаимозависимость между уровнем НРО и объемом зрительной памяти у школьников с ограниченными возможно_стями состояния здоровья_

Обследованные ТА в слюне (М±т) Величина НРО Величина слуховой памяти в баллах

Группа по величине ТА в слюне число абс. число (М±т) в % к показателю учащихся 3 группы

I 5 2±0* 2-2 очень низкая 2.6±0.19 2-3 90

II 11 6±1* 4-8 низкая 2.9±0.10 2-3 100

III 14 38±4 16-64 средняя 2.9±0.08 1-3 100

1У 8 208±16* 128-256 высокая 2.9±0.12 1-3 100

У 2 1280±964 512-2048 очень высокая 2.0±0.00* 1-2 69

Всего 40 121±75 2-2048 средний показатель 2.8±0.04 1-3 97

Примечание: * по сравнению с показателями обследуемых 3 группы со средней (оптимальной) величиной НРО; ** в числителе - средняя величина, в знаменателе - колебания индивидуальных показателей.

Заключение. Таким образом, полученные результаты исследований позволяют методику определения величины НРО использовать для оценки объемов зрительной и слуховой памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Апробирован и использован для исследования взаимосвязи между объемами зрительной и слуховой памяти, величинами НРО у учащихся с ограниченными возможностями метод, отличающийся простотой исполнения, точностью, экономичностью и безопасностью для обследуемых.

2. Выявлено, что относительно высокие объемы слуховой памяти определяются у испытуемых со средними величинами НРО. По мере снижения или, наоборот повышения величин НРО отмечается снижение объемов слуховой памяти. Установлено, что высокие объемы зрительной памяти установлены у лиц с со средними, низкими и высокими величинами НРО, а лиц с очень низкими и очень высокими величинами НРО определяются низкие объемы зрительной памяти.

Список литературы

1. Адо А. Д., Ишимова Л. М Патологическая физиология. М.: Медицина, 1980. 520 с.

2. Битякова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сборник методических материалов для администрации, педагогов и

школьных психологов. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск" , 1997. 112 с.

3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. М. , 1974.; М., 1976. Т.2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: "Просвещение", 1996. 352 с.

4. Оценка неспецифической защиты организма по определению гуморальных факторов в слюне (методические рекомендации) / В.А. Черешнев, В.П. Рочев, Л.А. Мозговая, М.В. Черешнева. Пермь, 1998. 20 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: "Просвещение", 1996. 352 с.

6. Принципы оценки естественной резистентности организма в норме и при патологии(методические рекомендации) / Л.А. Мозговая, В.П. Рочев, М.В. Черешнева, Т.П. Новожилова. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000. 14 с.

7. Рочев В.П., Рочева Л.И., Яницкая Т.Е. Основы внимания и памяти (виды, механизмы, способы оценки и улучшения внимания и памяти). Пермь: ПОИПКРО, 1996. 70 с.

8. Сиротинин Н. Н. Реактивность и резистентность организма / Многотомное руководство по патологической физиологии. М.: Медицина, 1966. Т. 1. С. 346-373.

9. Способ психологической диагностики в норме и патологии / В.П. Рочев, Л.А. Мозговая, Т.П. Новожилова, О.В. Куркина, Р.В. Паклин: патент 2195173 Российская Федерация. N 2001108049/14; заявл. 26.03.2001; опубл. 27.12.2002 Бюл. № 36. 5 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.