Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной деятельности как инструмент эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в вузах России'

Организация внеаудиторной деятельности как инструмент эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АССОЦИАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ФЕСТИВАЛИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ASSOCIATIONS OF FOREIGN STUDENTS / FESTIVALS / SOCIOCULTURAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Г.В., Батурина Л.А.

Статья посвящена описанию некоторых практических методов воспитательной внеаудиторной работы с иностранцами; проанализированы возможные формы взаимодействия с ассоциациями иностранных студентов, а также особенности организации участия граждан зарубежных стран в межвузовских всероссийских фестивалях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Г.В., Батурина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной деятельности как инструмент эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в вузах России»

Воробьёва Г.В.1, Батурина Л.А.2 ©

1,2К.ф.н., доцент кафедры русского языка факультета подготовки иностранных специалистов, Волгоградский государственный технический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена описанию некоторых практических методов воспитательной внеаудиторной работы с иностранцами; проанализированы возможные формы взаимодействия с ассоциациями иностранных студентов, а также особенности организации участия граждан зарубежных стран в межвузовских всероссийских фестивалях.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, ассоциации иностранных студентов, фестивали, социокультурная адаптация.

Keywords: extracurricular activities, associations of foreign students, festivals, sociocultural adaptation.

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что воспитательная работа с учащимися подготовительного факультета должна вестись с первых дней пребывания студентов в России; эта внеаудиторная деятельность должна быть последовательной, планомерной и интенсивной. Ориентирами в ней выступают понятия мультикультурности современного общества, толерантности, открытости, интернационализма. А главной задачей воспитательной деятельности является успешная адаптация иностранного гражданина к условиям жизни и учёбы в России, создание такой творческой и доброжелательной атмосферы, которая позволит студенту адекватно освоить российские социальные и культурные модели поведения, нормы, ценности. «Успешное управление учебно-воспитательным процессом для иностранных студентов является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения иностранных студентов, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками» [1, 113].

Важное место во внеаудиторной работе с иностранными учащимися занимают контакты с объединениями студентов по принципу землячеств. В Волгоградском государственном техническом университете на данный момент можно назвать 3 наибольших по численности союза - это Ассоциации вьетнамских, нигерийских и арабских студентов. Все эти объединения, базируясь в ВолгГТУ, включают в свой состав и студентов других вузов (Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного архитектурностроительного университета). Каждая из ассоциаций имеет свою внутреннюю структуру, избранное руководство, план долгосрочной деятельности.

Основными направлениями работы объединений иностранных студентов являются:

- помощь землякам в адаптации к условиям жизни и обучения в Волгограде;

- решение проблемных вопросов, конфликтов в национальных сообществах;

- сохранение культурных традиций своего народа в другой стране (например, ассоциациями организуются совместные встречи национальных, религиозных праздников, культурные выставки и т. д.);

- поощрение лучших в учёбе, творчестве, спорте студентов;

- создание позитивного образа своей страны в глазах жителей Волгограда, в первую очередь - студенческой молодёжи.

©© Воробьёва Г.В., Батурина Л.А., 2014 г.

Ассоциации иностранных студентов уже хорошо зарекомендовали себя крупными мероприятиями, которые имели межуниверситетский, городской масштаб. Фестиваль «Вечное очарование культуры Вьетнама» проходил в 2012 году в волгоградском Дворце спорта, собрал много гостей, получил широкое освещение в средствах массовой информации. Вьетнамская ассоциация сотрудничает на постоянной основе с Волгоградской областной общественной организацией культурного развития «Дом Дружбы», с органами городского управления, отвечающими за национальную политику, результатом чего является участие вьетнамских студентов в проведении Дня Волгограда, мероприятий, приуроченных к Дню России, и т. д.

В ВолгГТУ стало традиционным проведение в начале мая каждого года Недели культуры Нигерии, которая включает в себя спортивные мероприятия (турниры по футболу, волейболу), культурную выставку, обучающие семинары, конкурс «Мисс Африка», заключительный концерт. Самая молодая из перечисленных выше Ассоциация арабских студентов активно работала в течение 2013-2014 учебного года, организуя экскурсии (в Элисту и на Баскунчак), инициируя собрания членов Ассоциации в связи с важными исламскими праздниками. Также в Волгоградском музыкальном театре был проведён вечер выпускников, целью которого было поздравить арабских студентов, окончивших в 2014 году бакалавриат и магистратуру.

Организация подобных масштабных мероприятий требует огромной подготовительной работы, в которой нужно всесторонне содействовать лидерам землячеств: результатом в данном случае является укрепление межнациональных связей, межкультурного взаимодействия, повышение дисциплины в студенческой среде, рост социальной, общественной активности учащихся. Также представляется необходимым стимулировать процесс объединения разнонациональных контингентов в общую Ассоциацию иностранных студентов Волгограда, которая могла бы курировать как образовательную, так и социально-бытовую, культурнодосуговую, правовую стороны жизни студентов.

Скажем о ещё одном важном аспекте воспитательной внеаудиторной работы со студентами из зарубежных стран. Представляя Волгоградский государственный технический университет, команды иностранных учащихся принимают участие в региональных и всероссийских фестивалях, таких, как, Фестиваль иностранных студентов вузов Юга России (Калмыкия, апрель каждого календарного года), Каспийский форум иностранных студентов (Астрахань, сентябрь). Такие поездки невозможны без большой планомерной подготовки, но польза от них представляется несомненной. Престижно представить свой вуз на подобном уровне; очень важно, чтобы студенты - участники этих программ смогли перенять чужой опыт и поделиться собственными идеями, наработками в сфере реализации воспитательнообразовательных проектов для иностранцев. Ключевое значение имеет и налаживание дружеских связей с другими университетами как на уровне преподавательского состава, так и в среде самих студентов.

Серьёзное участие в межвузовских фестивалях предполагает тщательную предварительную работу над образом, имиджем команды. Так, должна быть представлена символика университета, факультета: флаг команды, определённые типовые элементы одежды (футболки с логотипами, шарфы, головные уборы), значки, плакаты, баннеры. В современной ситуации медийного общества обязательно нужно располагать несколькими видеороликами, слайд-шоу об университете, обучении иностранцев в ВолгГТУ, деятельности ФПИС, организации культурного досуга студентов. Хорошо иметь записи концертных выступлений талантливых иностранных учащихся, видеоотчёты об участии команды ВолгГТУ в внутривузовских и волгоградских фестивалях, культурных проектах.

Команда для участия в фестивале формируется, исходя из ряда критериев. Желательно, чтобы были представлены и молодые люди, и девушки из разных стран, говорящие на разных языках, обучающиеся как на подготовительном отделении, так и на основных курсах (и младших, и старших, в магистратуре, аспирантуре). В команде обязательно должны быть артисты, умеющие профессионально выступать на сцене в вокальном, танцевальном (или иных) жанрах. Капитаном должен стать человек, который сможет представить свою команду, выступить в роли лидера в психологических тренингах, играх. Как минимум одного из

участников команды необходимо ориентировать на публичное выступление с докладом по теме, заявленной для обсуждения на фестивале.

Каждый из участников команды на фестивале будет представлять свою страну, свой этнос. Хорошо, если у ребят есть национальные костюмы; они должны уметь рассказать, сколько студентов из их страны обучается в университете, какие проблемы у них возникают в учёбе и в социально-бытовой жизни, как студенческие объединения помогают решать эти вопросы и т.д. Именно поэтому закономерен предварительный отбор участников команды и с точки зрения того, как они владеют русским языком, насколько успешны в учёбе, и по принципу общественной активности кандидата, его способностей представить своих земляков, ассоциации иностранных студентов.

В современных условиях внеаудиторной работы с зарубежным контингентом, когда постоянно приходится органично встраиваться в достаточно разноплановые мероприятия, необходимость существования в вузах творческих групп с участием иностранцев абсолютно ясна. В их состав должны входить как преподаватели, готовые взять на себя ответственность за подготовку и выступление команды, так и студенты из разных стран мира. Процесс разработки идей, сценариев выступления, репетиций номеров должен быть непрерывным, сопровождаясь технической поддержкой служб университета (например, студенческого телевидения в ВолгГТУ). Конечно же, необходим механизм поощрения студентов, активно работающих в творческой группе, как материального, так и статусного (объявление благодарности, вручение грамот, призов).

Литература

1. Батурина Л.А., Воробьёва Г.В. - Некоторые приёмы адаптации американских студентов во время прохождения краткосрочных курсов русского языка // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 12 № 2 (105). - С. 113 - 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.