Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ВЕДЕНИЕМ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ВЕДЕНИЕМ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ И ВЕДЕНИЕМ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖА-НИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ВЕДЕНИЕМ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

В настоящей статье рассмотрен процесс организации управления подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня; выявлены и обоснованы основные закономерности работы руководителя по организации принятия решения на подготовку и проведение операции РСЧС (ГО) регионального уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING MANAGEMENT OF THE REGIONAL LEVEL RSCHS (GO) PREPARATION AND CONDUCT OPERATION

This article describes the process of managing prevention and response operations preparation and conduct at the regional level, reveals the main regularities of the organization head work at decision-making on response operations preparation and prevention conduct at the regional level

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ВЕДЕНИЕМ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ»

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 3 (65) УДК 351.862

Организация управления подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

В.В. Абрамов

Аннотация

В настоящей статье рассмотрен процесс организации управления подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня; выявлены и обоснованы основные закономерности работы руководителя по организации принятия решения на подготовку и проведение операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

Ключевые слова: управление подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня; сущность и содержание управления подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня.

Organization of Training Management of the Regional Level RSChS (GO) Preparation and Conduct Operation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

V. Abramov

Abstract

This article describes the process of managing prevention and response operations preparation and conduct at the regional level, reveals the main regularities of the organization head work at decision-making on response operations preparation and prevention conduct at the regional level.

Key words: response operations conduct and prevention management at the regional level; the nature and content of prevention response operations management training and conduct at the regional level.

29.05.2020

Под «организацией управления подготовкой и ведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня» будем понимать совокупность процессов или действий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами РСЧС (ГО) регионального уровня.

Целью организации управления операциями РСЧС (ГО) регионального уровня является обеспечение наиболее эффективного использования сил, средств и ресурсов в любых условиях обстановки, связанных с появлением опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1, 3, 4].

Основным содержанием организации управления подготовкой и проведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня является создание и применение системы управления, а также ее

совершенствование (развитие) в зависимости от конкретных условий.

Для обеспечения управления подготовкой и проведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня создается соответствующая система управления, включающая в себя совокупность функционально связанных органов управления, пунктов управления, систем связи, автоматизированных систем и средств автоматизации управления, а также специальных систем, обеспечивающих получение, сбор, идентификацию, обработку, хранение, передачу и защиту информации, циркулирующей в системе управления [1].

Организация управления подготовкой и проведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня включает в себя: организацию и создание системы управления; определение состава и создание группировки РСЧС (ГО) регионального уровня; организацию подготовки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня к выполнению задач по предназначению и достижению цели операции; организацию координации и взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня; организацию всестороннего обеспечения процесса подготовки и проведения операции.

Вопросы совершенствования организации управления подготовкой и проведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня достаточно подробно рассмотрены в [1, 2, 3, 4, 5]; при этом совершенствование системы управления в данных работах рассматривается путем повышения эффективности функционирования и совершенствования элементов, образующих в совокупности рассматриваемые системы управления. Этот процесс в основном затрагивает организационно-техническое направление повышения эффективности функционирования систем управления.

В настоящей статье подробно рассмотрен вопрос именно совершенствования управления подготовкой и проведением операций РСЧС (ГО) регионального уровня посредством совершенствования самого процесса управления.

Управление операцией РСЧС (ГО) регионального уровня представляет собой процесс целенаправленной деятельности должностных лиц органов государственного управления субъектов Российской Федерации, служб и других органов управления по: поддержанию постоянной готовности группировки РСЧС (ГО) регионального уровня; подготовке и проведению операций и различных форм действий и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Управление операцией РСЧС (ГО) регионального уровня включает:

уяснение поставленной задачи; непрерывный поиск, сбор, изучение, отображение и анализ данных об обстановке; оценкау обстановки;

принятие решения на подготовку и проведение операции;

планирование действий группировки РСЧС (ГО) регионального уровня;

доведение задач до подчиненных формирований;

организацию и поддержание взаимодействия;

подготовку группировки органов управления и должностных лиц органов государственного управления субъектов Российской Федерации к действиям различного уровня и непосредственное руководство ими;

организацию и проведение мероприятий по всем видам обеспечения;

организацию контроля и помощи подчиненным руководителям, органам управления, формированиям различного уровня [1, 2, 5, 6].

Уяснение поставленной задачи — начальный этап работы руководителя РСЧС (ГО) регионального уровня (далее — руководитель) по принятию решения на подготовку и проведение операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

В процессе уяснения поставленной задачи руководитель должен понять: цель предстоящей операции, замысел старшего начальника и содержание полученной задачи; роль группировки в выполнении задачи вышестоящей инстанции и свое место в оперативном построении группировки РСЧС (ГО) федерального уровня; задачи соседей и условия взаимодействия с ними; особенности полученной задачи и сроки готовности к ее выполнению.

В результате уяснения поставленной задачи определяется: какие предварительные распоряжения, кому и когда отдать, как организовать дальнейшую работу по принятию решения и подготовке операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

На основе уяснения задачи руководитель производит: расчет времени, определяет методы и режим работы органов управления. Определяет: какие и кому необходимо отдать предварительные распоряжения; какие экстренные меры принять. Устанавливает время готовности группировки РСЧС (ГО) регионального уровня к предстоящим действиям.

В ходе принятия решения основной проблемой, с которой сталкивается руководитель, является получение соответствующей информации. Причем информация оказывает порой решающее значение на весь процесс принятия решения и его результативность.

После уяснения поставленной задачи руководи-тельприступает к оценке обстановки.

Оценка обстановки составляет одну из важных сторон деятельности всех органов управления, начальников служб и руководителей формирований, входящих в состав группировки РСЧС (ГО) регионального уровня.

При оценке обстановки выявляются факторы и условия, затрудняющие или облегчающие выполнение задач, и определяются мероприятия по ослаблению действия неблагоприятных и эффективному использованию положительных факторов обстановки. Недостаточная ясность обстановки, отрывочность, а иногда и противоречивость сведений о чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) не освобождают руководителя от обязанности на основе полученной задачи и имеющихся данных об обстановке своевременно принять твердое и смелое решение и настойчиво проводить его в жизнь. Откладывать принятие решения до выяснения

обстановки, до получения новых, более полных данных о ЧС — значит проявлять пассивность, нерешительность; дать возможность расшириться очагу ЧС; увеличить потери населения и материальный ущерб.

Оценка обстановки заключается в последовательном изучении и анализе имеющихся данных об элементах обстановки: очаге ЧС, своих силах, среде действий и времени.

В процессе оценки обстановки руководитель уясняет [3]:

обстановку, сложившуюся в результате опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ее возможное развитие и последствия;

состав, местонахождение и состояние группировки РСЧС (ГО) регионального уровня, взаимодействующих сил, их возможности, оперативное построение группировки, необходимость создания резерва сил и средств, предназначение резерва;

наиболее важные районы, где необходимо сосредоточить основные усилия группировки РСЧС (ГО);

степень разрушения городов, населенных пунктов, организаций;

возможную радиационную, химическую, биологическую и другие виды обстановки;

предварительные данные о потерях персонала организаций, населения и о причиненном материальном ущербе;

ориентировочный объем предстоящих АСДНР, какие первоочередные мероприятия необходимо провести по защите населения;

влияние на выполнение задач местности, дорожной сети, метеорологических условий, времени года и суток.

Далее руководитель операции вырабатывает (определяет) замысел действий, в котором отражаются следующие вопросы:

цель предстоящих действий; районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий;

последовательность, способы проведения АСДНР и выполнения мероприятий защиты;

группировка сил, которую необходимо создать в районе проведения операции, оперативное построение группировки и порядок ее применения; эшелонирование группировки и резерв. Решение представляет собой основную форму управленческой деятельности, а выработка и реализация решения составляют основное содержание процесса управления. Решение руководителя является основой управления подготовкой и ведением операции. От того, насколько обоснованным и продуманным является процесс выработки управленческого решения, в решающей степени зависит качество принимаемых решений. Управленческое решение не может быть эффективным без согласования интересов различных группировок и формирований, которые оно затрагивает.

Решение должно согласовываться и утверждаться старшим начальником. В решении, основу которого

составляет замысел действий, руководитель указывает [3]:

краткие выводы из оценки обстановки; объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;

состав сил, привлекаемых для ликвидации последствий возникновения ЧС;

задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным при проведении операции; задачи, решаемые силами старшего руководителя; порядок всестороннего обеспечения; организация взаимодействия и управления. Решение руководителя оформляется на карте (плане, схеме). К решению прилагаются: пояснительная записка (замысел) и необходимые расчеты; таблицы, графики; справочные и другие материалы.

Процесс доведения решения до исполнителей играет также важную роль. От качества выполнения этой задачи зависит эффект коллективных действий по реализации решения руководителя.

При принятии решения на проведение операции руководителю, принимающему решение, целесообразно применять параллельный метод работы. Суть этого метода заключается в том, что основные работы по принятию решения, постановке задач и планированию действий осуществляются одновременно на всех уровнях управления. При этом методе работа в подчиненных органах управления по подготовке к выполнению задач начнется сразу после получения предварительных распоряжений от старшего органа управления.

Планирование — процесс определения целей и задач группировки РСЧС (ГО) регионального уровня на определенную перспективу и разработка способов их достижения. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой, — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, планирование находится во взаимосвязи с прогнозированием и реализацией планов, т.е. они рассматриваются не раздельно, а как взаимосвязанные части единого процесса управления.

В ходе планирования операции необходимо придерживаться следующих принципов:

ориентация на конкретные существующие организационную и функциональную структуры реализации формируемых планов (созданная система управления, состав группировки сил, оперативное построение группировки, порядок применения эшелонов группировки и т.п.);

комплексность планов;

альтернативность формирования планов (разработка базовых вариантов плана, ориентированных на наиболее вероятное пессимистическое или оптимистическое развитие планируемых действий и выбор варианта, максимально соответствующего реальной обстановке);

детальная проработка вопросов обеспечения действий и вопросов взаимодействия в соответствующих приложениях;

рациональное сочетание процессов формирования плана «снизу» и «сверху» путем обеспечения

вышестоящими руководителями и органами управления исходных данных для планирования нижестоящим руководителям и органам управления и предоставления нижестоящими органами управления необходимой информации вышестоящим органам управления для принятия соответствующих решений;

ответственность (вплоть до уголовной) исполнителей и руководителей за качество разработки планов и принимаемых управленческих решений и их реализацию;

типизация содержания и процедур формирования оперативных планов (разработка и использование типовых методов и средств планирования, что обеспечивает уменьшение количества и форм разрабатываемых планов);

непрерывность, т. е. процесс планирования должен быть скользящим (в каждый момент времени анализируется реализованная часть планов и готовится основа для принятия планов на будущий период);

адаптивность — возможность изменения планов путем внесения изменений, соответствующих реально складывающейся обстановке;

ориентация разработанных планов на первоочередное использование местных ресурсов;

синергизм — взаимное усиление планирующих мероприятий.

При планировании операции РСЧС (ГО) регионального уровня будет задействовано большое количество руководителей и органов управления на различных уровнях. Это будут территориальные органы управления РСЧС и ГО, в зависимости от места проведения операции и охваченной ей территории, от субъекта РФ до местных органов управления, чьи силы и средства будут привлекаться при проведении операций, и органы управления военного командования.

Из всего множества органов управления, задействованных при проведении операции, выделяются два основных типа:

органы управления субъектов Российской Федерации;

органы управления федеральных министерств. В свою очередь органы управления субъектов Российской Федерации подразделяются на: территориальные, функциональные и отраслевые [3].

Планирование в этих органах будет осуществляться по единым нормам, определяемым вышестоящими органами управления.

Организация взаимодействия между органами управления составляет одну из основных функций управления.

Взаимодействие при подготовке и проведении операции организуется во всех органах управления РСЧС (ГО) регионального уровня по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации являются решение на подготовку и проведение операции и указания по взаимодействию.

Под «взаимодействием» понимается: согласование по целям, задачам, месту, времени и способам; выполнение задач различных группировок и формирований, входящих в РСЧС (ГО) регионального уровня для достижения

цели операции. Осуществляется между различными группировками и формированиями субъектов Российской Федерации и федеральными министерствами.

Взаимодействие при проведении операции РСЧС (ГО) регионального уровня организует орган управления субъекта Российской Федерации с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории [4].

Порядок организации взаимодействия предусматривает определение: перечня задач взаимодействующих органов; сроков совместных действий и их последовательности; районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных сил и средств; состава группировки и ее оперативного построения.

Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения АСДНР.

План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается обычно на карте с пояснительной запиской и приложением необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных.

Организация всестороннего обеспечения подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня — комплекс мероприятий, направленных на: поддержание группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня в высокой готовности, сохранение их боеспособности; создание благоприятных условий для организации, своевременной подготовки и проведения АСДНР, повышение эффективности их проведения, успешного выполнения поставленных задач, а также на недопущение или предупреждение внезапного возникновения ЧС [1, 2, 4, 5].

Основными видами обеспечения подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня являются [1, 2, 3, 4, 5, 6]: инженерное обеспечение;

радиационная, химическая и биологическая защита; медицинское обеспечение; противопожарное обеспечение; транспортное обеспечение; материальное обеспечение; техническое обеспечение; топогеодезическое обеспечение; финансовое обеспечение; морально-психологическое обеспечение. Инженерное обеспечение подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня является важнейшим видом обеспечения и направлено на успешное проведение эвакуационных мероприятий, АСДНР в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на ликвидацию последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Радиационная, химическая и биологическая защита населения представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий группировки

РСЧС (ГО) регионального уровня, направленных на обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности населения в условиях угрозы и возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также при реализации опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

Медицинское обеспечение представляет собой систему научно обоснованных, организационных, лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпиде-мических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения и личного состава формирований, своевременное оказание медицинской помощи и лечение пораженных.

Противопожарное обеспечение представляет собой совокупность мер инженерно-технического и организационного характера, направленных на профилактику пожаров, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и создание условий для успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

Транспортное обеспечение — это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию всех видов транспортных средств для перевозок, в целях подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

Материальное обеспечение — это комплекс мероприятий по организации и осуществлению снабжения группировки РСЧС (ГО) регионального уровня всеми видами материальных и технических средств для выполнения поставленных задач. Материальное обеспечение организуется и осуществляется в целях бесперебойного снабжения группировки всем необходимым для выполнения предстоящих задач, включая средства связи и строительные материалы, технику, приборы радиационной и химической разведки, медицинское оборудование, средства защиты, продовольствие, воду и т. п.

Техническое обеспечение—это комплекс мероприятий, включающих: эксплуатацию техники; эвакуацию неисправной (поврежденной, застрявшей, затонувшей, опрокинутой) техники; ремонт (восстановление) поврежденных (неисправных) образцов техники; обеспечение их техническим имуществом (запасными частями и агрегатами) и проведение технической и специальной подготовки. Техническое обеспечение осуществляется в целях содержания всех видов автомобильной, инженерной и другой специальной техники в исправности и постоянной готовности к выполнению задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топогеодезическое обеспечение—вид специального обеспечения и комплекс мероприятий, а также организационная и практическая деятельность органов управления, формирований по созданию запасов различной топогеодезической информации, обеспечению ею штабов и управлений для изучения и оценки местности при принятии решений, планировании и ведении АСДНР,

организации управления и взаимодействия, а также для эффективного применения систем и комплексов вооружения и специальной спасательной техники.

Финансовое обеспечение — это комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня, других организаций и учреждений в денежных средствах.

В ходе реализации мероприятий руководитель обязан контролировать этот процесс. Контроль должен своевременно давать объективную и точную картину процесса их исполнения. И это составляет сущность обратной связи в процессе управления.

Контроль исполнения решения руководителя осуществляется по всем принятым решениям. В ходе контроля проводится качественная и количественная оценка результатов исполнения; выявляется положительный опыт деятельности подчиненных и определяются причины неудач.

Контроль и проверка исполнения должны осуществляться целенаправленно и систематически, охватывать все стороны деятельности подчиненных органов по выполнению поставленных перед ними задач. При всех обстоятельствах особое внимание должно уделяться проверке: состояния системы оповещения; организации боевого (оперативного) дежурства; состояния пунктов управления; боевой и мобилизационной готовности органов управления, группировок, а также наличия и состояния средств коллективной и индивидуальной защиты населения.

Литература

1. Гражданская оборона. Изд. 2-е, перераб. / МЧС России. М.: АГЗ МЧС России, 2018.— 400 с.

2. Гражданская защита. Энциклопедия. Т. 1-4 / Под общ. ред. С.К. Шойгу / МЧС России. М., 2007.

3. Гуманитарные операции МЧС России / Под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: «КРУК -Престиж», 2002. 400с.

4. Основы организации и ведения ГО в современных условиях / Под общ. ред. С. К.Шойгу / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005. 520 с.

5. Военный энциклопедический словарь / Ред. комис. А.Э. Сердюков (пред.) и др. / МО РФ. М.: Военное изд-во, 2007. 831 с.

6. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учеб. пособ. для органов упр. РСЧС / Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. М.: КРУК, 2002.

Сведения об авторе

Абрамов Владимир Васильевич: к. в. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: abramov2007@inbox.ru SPIN-код — 2225-3206.

Information about the author

Abramov Vladimir V.: Candidate of Military Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: abramov2007@inbox.ru SPIN-Kog — 2225-3206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.