Научная статья на тему 'Организация управления инвестиционными и инновационными потоками на промышленном предприятии'

Организация управления инвестиционными и инновационными потоками на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления инвестиционными и инновационными потоками на промышленном предприятии»

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ И ИННОВАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

А.В. Сельсков, к.э.н., доцент ГОУ ДПО ГАСИС

Процесс самофинансирования инвестиционной деятельности промышленного предприятия может быть осуществлен как на микроуровне, на уровне предприятия и его подразделений, на уровне отдельного, например, научного подразделения НИОКР, так и на макроуровне, когда предприятие сформировало вокруг себя систему инвестиционных предприятий с целью создания нового инновационного производства (внешнего проекта).

Инвестиционный цикл образует внутренний инвестиционный поток. Эта стадия характерна для таких этапов состояния рынка и жизненного цикла предприятия на микроуровне, когда инвестиционный поток направлен на продукт, улучшение его параметров точности, качества и т.п. На микроуровне инвестиционные потоки ориентированы на товар.

Если часть выручки от реализации готового продукта можно направить на внешний относительно предприятия проект, тогда такой инвестиционный поток будем именовать внешним относительно головного предприятия-инвестора. Внешний инвестиционный поток характерен для таких стадий состояния рынка и жизненного цикла предприятия на макроуровне, когда инвестиционный поток направлен на создание инновационного производства, либо его диверсификации.

Управление инвестиционным потоком на микроуровне заключается в формировании инвестиционных ресурсов на уровне соответствующих подразделений промышленного предприятия. Формирование инвестиционных потоков производится на уровне научного подразделения НИОКР как вне, так и внутри него, при управляющем воздействии со стороны аппарата управления цикл на инвестиционный цикл.

В результате реализации товара инвестиционный поток подразделяется на внутренний, ориентированный на инновационный товар, на пополнение инвестиционных ресурсов, и внешний, ориентированный на макроуровень, на развитие инновационного производства.

Оборачиваемость ИК объясняется наличием инвестиционного потенциала, инвестиционной привлекательности, которые обеспечиваются соответствующими состояниями рынка и жизненного цикла промышленного предприятия. Постоянное присутствие в обороте товарных инновационных разработок обеспечивает конкурентоспособность товара, его позиционирование на рынке.

Наряду с необходимостью управления инвестиционными потоками промышленное предприятие нуждается в эффективном управлении инновационными потоками. Содержание инновационных потоков диктует рынок, его текущее и анализ перспективного состояния рис. 1. Связь (я) содержит информацию о свободных нишах на рынке сбыта, о текущих и будущих потребностях заказчика, требуемых параметрах инновационных разработок. Аппарат управления формирует решение о введении или об отказе от новой инновационной разработки на основании внешних условий и внутренних возможностей промышленного предприятия.

В случае положительного решения формируется управленческое воздействие (У) [1] и связь (Ь) включает очередной проект в группу инновационных разработок ОКБ.

На основании разработки проектно-конструкторской документации, опытное производство начинает освоение нового инновационного продукта. В случае если опытный образец не соответствует требуемым параметрам, он передается на доработку в ОКБ, связь (с), которая функционирует до достижения заданных параметров.

На следующем этапе опытный прибор проходит стадию испытаний и сертификации. Испытания могут быть климатическими, на пожаро - взрывобезопасность, долговечность, вибростойкость и т.п. В случае несоответствия

характеристик жизнестойкости прибор возвращается в ОКБ для ликвидации выявленных недостатков, связь (ф.

Государственная сертификация обеспечивает гарантии метрологического контроля, соответствие международным стандартам качества, гарантийного обслуживания, сервисного ремонта на местах экологической безопасности и т.д. [2]. В случае отрицательного результата сертификации при подготовке инновации в серийное производство прибор вновь возвращается в ОКБ для соответствующих изменений параметров и доработок, связь (ф.

В процессе серийного производства этап управления инновацией не завершается, т.к. возможны элементы повышения эффективности технологических цепей, которые небыли учтены на предыдущих этапах, возможны замены применяемых материалов на более технологичные. В результате срабатывает обратная связь (е), где аппарат управления принимает решение о внедрении в производство новых усовершенствований, требующих перестройки производственных линий, приводящих либо к удешевлению конечного продукта, либо улучшающих его качественные характеристики.

Инновационный серийный продукт, через связь (!:), оказывает обратное воздействие на рынок, определяя степень его насыщенности и востребованности данного типа товара. Таким образом, морально устаревшее оборудование вытесняется из рынка. В результате происходит насыщение рынка произведенным научно-техническим уровнем инвестиционных разработок и, как следствие, возникает потребность в инновационных разработках более высокого уровня в сравнении с предыдущим. Эту тенденцию определяет, формулирует и предоставляет аппарату управления отдел маркетинга через обратную связь (а). Таким образом, замыкается цикл инновационного потока, обеспечивающий непрерывный рост научно-технического потенциала инновационного продукта.

Связь (§) - формирует поток недостатков, выявленных в процессе эксплуатации прибора, упущенные на ранних этапах изготовления, производства и совершенствования инновации.

Кругооборот инновационного потока при активном воздей-

ствии рыночных условий, обеспечивает рост научно-технического потенциала промышленного предприятия и НТП в целом.

Цикл оборачиваемости инновационного потока (инновационный цикл) проходит через подразделение НИОКР. Инвестиционный цикл также включает в свою цепь научное подразделение предприятия. Управленческий цикл определяет направление инновационной деятельности, снабжает ее необходимыми ресурсами на уровне НИОКР. Следовательно, все три цикла пересекаются в научном центре ответственности промышленного предприятия.

Научное подразделение предприятия является центром пересечения управленческих, инвестиционных и инновационных потоков. Управленческий цикл обеспечивает управляющее воздействие на инвестиционную деятельность и на направления инновационной политики. Инвестиционный цикл снабжает научный сектор компании необходимыми инвестиционными ресурсами. Аппарат управления также нуждается в определенном наборе ресурсов: информационных, финансовых и пр. Инновационный цикл, благодаря управляющим воздействиям и ресурсному обеспечению, насыщает рынок текущим научно-техническим уровнем продукции, и тем самым, оказывает влияние на рост технического уровня потребностей рынка, что и переводит систему (ARB) на новый качественный научно-технический уровень.

Научное подразделение промышленного предприятия при взаимодействии с внешней средой с рынком, представляет собой центр ответственности за непрерывный рост научно-технического потенциала предприятия и уровня инновационного продукта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Котлер Ф., Маркетинг менеджмент. Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, Изд-во «Питер», 2002 г.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М: Изд-во «ЮНИТИ», 2003 г.

ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА С УЧЕТОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Н.А. Румачик, соискатель к.э.н. ГОУ ВПО Ставропольского государственного университета

Статья посвящена необходимости реструктуризации автотранспортного комплекса. Приведены особенности российских АТП, описана сложившаяся кризисная ситуация, определены проблемы. Разрешение проблем автор видит в структурных преобразованиях путем реализации программы реструктуризации.

Процессы приватизации и акционирования серьезно повлияли на условия и эффективность работы транспорта. Повышение транспортных издержек, недопустимо высокий износ технических средств, растущие «пробки» на автомобильных дорогах убеждают в том, что транспорт России продолжает находиться в кризисном состоянии. Одна из главных причин неудовлетворительного состояния транспортного комплекса в целом на завершающем этапе реформ видится в ошибочной стратегии и тактике реформирования отрасли, которые в начале 1990-х гг. принимались и приводились в жизнь без тщательной научной проработки и технико-экономических обоснований. В современных условиях хозяйствования сложилась ситуация, в которой большинство автотранспортных предприятий (АТП) работают убыточно. Реформы, происходящие на автомобильном транспорте, привели к разгосударствлению (приватизации, акционированию и т.д.) АТП и соответственно уменьшению доли государственных предприятий и увеличению количества частных организаций. К тому же в России вопросы реструктуризации первоначально ассоциировались с процессами приватизации, в частности, с изменением структуры активов.

Стремительное возрастание интереса к реструктуризации автотранспортных предприятий и отдельным ее направлениям остро ставит проблему оценки ее инвестиционной привлекательности и экономической эффективности. Тем не менее, процесс реструктуризации предприятия до сих пор остается недостаточно изученным. Это делает постановку проблемы актуальной, и вызывают необходимость проведения исследований, ориентированных на углубленное изучение экономической эффективности проводимых реструктуризационных преобразований АТП, а также поиска направлений их повышения.

Острота проблемы реструктуризации предприятий транспорт-

ного комплекса в современных условиях обусловлена рядом причин: хроническая неплатежеспособность, повышение финансовых рисков, развитие конкурентной борьбы между предприятиями в различны сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово-экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние годы.

Реструктуризацию АТП (кроме предприятий муниципального транспорта) должны разрабатывать и внедрять самостоятельно, без какой-либо поддержки государства, у которого нет четких программ. Основное предназначение городского пассажирского транспорта заключается в транспортном обслуживании населения, перевозке пассажиров в места назначения с наименьшими затратами и с приемлемым комфортом. Муниципальный транспорт предоставляет такого рода услуги путем обеспечения гибкости тарифов, приемлемых для оплаты проезда населения, относящегося к разным социальным слоям, льготных условий оплаты проезда.

Современное состояние пассажирского транспорта не соответствует требованиям, предъявляемым реформой к транспортной системе. Тенденция развития пассажирского автобусного транспорта на ближайшие годы не подтверждает ожиданий прироста перевозок.

Функционирование муниципального пассажирского транспорта сегодня сопряжено с множеством трудностей: устаревшим подвижным составом, появлением частных предприятий перевозчиков, ужесточением конкурентной борьбы, недостаточным поступлением дотаций из бюджета за перевозку льготных категорий граждан, применяемыми традиционными методами хозяйствования, неравными экономическими условиями в сравнении с другими участниками транспортного рынка. Эти факторы ведут к сокращению обслуживающих материальных и сопутствующих им потоков, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.