Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРИЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫРУЧКА / РЕАЛИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ / УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретина Т.С.

В статье рассматривается малое предпринимательство - понятие, нормативно-правовая база, хозяйствующие субъекты РФ, схема простой формы бухгалтерского учета. Детально описаны схемы простой и упрощенной форм бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

М.: Экономисть, 2013г. - 618с. 89. Ивашкевич, В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / Бухгалтерский учет, 2012г. - №5.-С. 17-22.

8. Ивашкевич, В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции./В.Б. Ивашкевич М.: Финансы, 2014г.- 159с.

9. Кондраков, Н.Д. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.Д. Кондраков. -М.: ИНФРА - М, 2012г. - 640с

10. Маслова И.А., Савина О.Э. Нормативный метод учета затрат и формирования себестоимости / Управленческий учет. - 2012г. -№ 5. - С.77-82с.

11. Петрова, В.И. Системный анализ себестоимости / В.И. Петрова. — М.: Финансы и статистика, 2010г. - 173с.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая - М.: Инфра-М, 2009г. - 536 с.

13. Селезнева Н.Н Финансовый анализ./Н.Н Селезнева А.Ф. Ионова - М.: Проспект, 2006г. - 624с.

Веретина Т.С. магистрант 3 курса факультет «очно-заочный» кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация. В статье рассматривается малое предпринимательство - понятие, нормативно-правовая база, хозяйствующие субъекты РФ, схема простой формы бухгалтерского учета. Детально описаны схемы простой и упрощенной форм бухгалтерского учета.

Ключевые слова: малое приедпринимательство, пормативное регулирование, выручка, реализация готовой продукции, себестоимость, калькуляция, учет затрат на производство.

Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом - это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития. С 1 января 2008 г. вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). В этом Законе установлены основные направления поддержки малого предпринимательства в РФ. Данный правовой акт направлен на регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В Законе № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [5].

Понятия «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» предполагают количественную определенность, позволяющую отделить их от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого и среднего бизнеса. В современной экономике применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. Трудности же заключаются в следующем: во-первых, объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики не сопоставимы; во-вторых, в разных странах существуют различия в методике расчета наиболее часто используемых показателей, таких как объем продаж, оборот, стоимость активов, размер уставного капитала и др.; в-третьих, законодательно различаются критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству. В экономической литературе по проблемам малого бизнеса и в нормативных законодательных актах при определении субъектов малого предпринимательства, как правило, руководствуются количественными характеристиками. С точки зрения размеров субъектов бизнеса законодательство и официальная статистика выделяют следующие категории субъектов хозяйствования (Рисунок 1).

Крупные предприятия

Иные хозяйствующие субъекты

Субъекты Субъекты среднего

малого предпринима- предпринимательства

тельства

Прочие субъекты предпринимательства

Матые предприятия - юридические лица Крестьянские (фермерские) хозяйства Индивидуачьные предприниматели

+ *

Микропредприятия

Рисунок 1. Хозяйствующие субъекты в РФ

Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 увеличило размер годовой выручки для малых компаний - 800 млн руб. вместо прежних 400 млн руб. А Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ изменил размер доли учредителей в компании. Теперь доля сторонних организаций в уставном капитале малой фирмы может быть не более 49%. Раньше лимит составлял 25%. Средняя численность работников по-прежнему не должна превышать 100 человек. Чтобы считаться субъектом малого предпринимательства, нужно соответствовать одновременно всем трем критериям.

Критерии, по которым определяют субъект малого предпринимательства в 2015 году:

1) Выручка от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не может быть больше 800 млн руб. Критерий применим и к организациям, и к предпринимателям.

2) Состав учредителей (актуально только для организаций). Требования к долям участия в уставном капитале такие:

- суммарная доля участия в уставном капитале компании РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов не должна превышать 25%;

- суммарная доля участия сторонних организаций (иностранных и российских) должна составлять не более 49%

3) Средняя численность работников за предшествующий календарный год средняя численность работников организации или предпринимателя не должна превышать 100 человек включительно.

От организации процесса производства зависит финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (который в целях налогообложения корректируется в соответствии с действующим законодательством). Следовательно, огромное значение приобретает управление затратами, объемом выпуска продукции, ее качеством и конкурентоспособностью.

Управление затратам на малом промышленном предприятии является сложным процессом. Он означает по своей сущности управление всей деятельностью фирмы, так как охватывает практически все производственных процессов в организации. Оптимальная организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий базируется на процессе сбора и обработки данных о функционировании всех его подразделений. Основным источником такой информации и является учет затрат на производство продукции.

Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Нормативно-правовую базу, регулирующую жизнедеятельность субъектов малого предпринимательства, можно представить в виде схемы (Рисунок 2)

Рисунок 2. Нормативно-правовая база малого предпринимательства

Затраты на проведение всех видов ремонтов основных средств в случае их проведения собственными силами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим видам затрат (материалы, оплата труда и др.), а в случае проведения работ подрядным способом — включаются в состав общехозяйственных расходов.

Для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), учитываемых на счете 20 «Основное производство», применяется Ведомость учета затрат на производство по форме № В-3.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях, и непосредственно из отдельных первичных документов.

В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы).

По окончании месяца и подсчета всех затрат итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг.

При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 90 «Продажи». На малых предприятиях при принятии к учету готовой продукции вместо счета 43 «Готовая продукция» предусмотрено использование счета 41 «Товары».

По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) — На склад (счет 41 «Товары»), реализацию (счет 90 «Продажи») и др.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 «Основное производство» в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме № В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее - Книга учета фактов хозяйственной деятельности) по форме № К-1. Наряду с ней

для учета расчетов по оплате труда с работниками малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8 (Рисунок 3).

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Рисунок 3. Схема простой формы бухгалтерского учета

Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати организации. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять данную форму учета. Она предполагает его ведение в следующих регистрах бухгалтерского учета:

1) форма № В-1 по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений;

2) форма № В-2 по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям;

3) форма № В-3 по учету затрат на производство;

4) форма № В-4 по учету денежных средств и фондов;

5) форма № В-5 по учету расчетов и прочих операций;

6) форма № В-6 (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате»;

7) форма № В-6 (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке»;

8) форма № В-7 по учету расчетов с поставщиками;

9) форма № В-8 по учету оплаты труда;

10)форма № В-9 - шахматная ведомость.

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета

Использованные источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011г. N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) - ФЗ «О бухгалтерском учете» / Опубликовано 09.12.2011г. /Принят Государственной Думой 22.11.2011г./ Одобрен Советом Федерации 29.11.2011 г. - 20с.

2. Положение по бухгалтерскому учету 06.05.1999г. N10/99. (ред. от 27.04.2012г.) - ПБУ «Расходы организации»/ Опубликовано 16.06.1999г. /Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. - 5с.

3 Положение по бухгалтерскому учету от 06.10.2008г. N1/2008 (ред. от 18.12.2012г.) - ПБУ «Учетная политика предприятия» /Опубликовано 03.11.2008 г. / Утверждено приказом Минфина РФ от 18.12.2012г. - 5с.

4. Положение по бухгалтерскому учету от 06.05.1999г. N9/99 (ред. от 27.04.2012г.) - ПБУ «Доходы организации» / Опубликовано 16.06.1999г. / Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. - 5с.

5. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил комиссионной торговли / Опубликовано 19.06.1998г. / Утверждено Правительство РФ от 06.06.1998г. - 140с.

6.Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / И.В. Анциферова. -М.: Перспектива, 2009. - 358 с.

7.Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. — М.: Экономисть, 2013г. - 618с. 89. Ивашкевич, В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / Бухгалтерский учет, 2012г. - №5.-С. 17-22.

8. Ивашкевич, В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции./В.Б. Ивашкевич М.: Финансы, 2014г.- 159с.

9. Кондраков, Н.Д. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.Д. Кондраков. -М.: ИНФРА - М, 2012г. - 640с

10. Маслова И.А., Савина О.Э. Нормативный метод учета затрат и формирования себестоимости/Управленческий учет. - 2012г. -№ 5. - С.77-82с.

11. Петрова, В.И. Системный анализ себестоимости / В.И. Петрова. — М.: Финансы и статистика, 2010г. - 173с.

12. Селезнева Н.Н Финансовый анализ./Н.Н Селезнева А.Ф. Ионова - М.: Проспект, 2006г. - 624с.

Верховцева К.А. бакалавр, студент 1 курса магистратуры Томский государственный университет

Россия, г. Томск

КРИЗИС В ОРГАНИЗАЦИИ: ОПАСНОСТЬ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Кризисные явления преследуют человека на протяжении всей его жизни: это и возрастные кризисы, экономические кризисы, кризисы в семье. Для многих людей само понятие «кризиса» носит строго негативный характер, мы привыкли ассоциировать его с чем-то плохим, непонятным, возможно, губительным. Однако в китайском языке есть слово, состоящее одновременно из двух иероглифов: один означает «опасность», другой -«случай, возможность». Какое же слово является симбиозом двух таких противоположных вещей? Правильно, кризис. Таким образом, китайский язык может передать некую двусторонность данного понятия. Но обо всём по порядку.

Понятие «кризис» имеет латинские корни и означает «приговор». Относя данное слово к организации, мы понимаем под ним ситуацию некой нестабильности, отклонения от нормы. Кризис в организации - явление прогнозируемое, существует целый ряд признаков, при помощи которых можно диагностировать кризисную ситуацию: сложности в управлении, уход клиентов/поставщиков/партнеров, проблемы с целеполаганием, не достигаются цели. При этом нет ни одной компании в мире, которая бы не сталкивалась на пути своего развития с кризисами.

Любая компания развивается по уже известным этапам, поддается выявленным законам - законам жизненного цикла. Наиболее подробной моделью жизненных циклов является модель И. Адизиса, сравнившего развитие организации с развитием человека (рис.1). Кризисы являются неотъемлемой частью развития организации - переход с одного этапа на другой непременно сопровождается кризисом. Таким образом, можно выделить промежуточный кризисы в организации (на рисунке пунктирные линии в фазе роста) и кризис как полноценную стадию жизненного цикла (на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.