Научная статья на тему 'СЕБЕСТОИМОСТЬ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ'

СЕБЕСТОИМОСТЬ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ / УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО / РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретина Т.С.

В статье рассматривается понятие себестоимость, источники информации, необходимые для проведения анализа себестоимости. Подробно описана последовательность анализа себестоимости по мнению Савицкой Г.В. и Селезневой, отражен общий показатель себестоимости продукции, корторым является показатель затрат на рубль товарной продукци.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕБЕСТОИМОСТЬ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

Веретина Т.С. магистрант 3 курса факультет «очно-заочный» кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк

СЕБЕСТОИМОСТЬ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАЛОМ

ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие себестоимость, источники информации, необходимые для проведения анализа себестоимости. Подробно описана последовательность анализа себестоимости по мнению Савицкой Г.В. и Селезневой , отражен общий показатель себестоимости продукции, корторым является показатель затрат на рубль товарной продукци.

Ключевые слова: экономический анализ, себестоимость, калькуляция, учет затрат на производство, расходы организации, товарная продукция, анализ себестоимости

Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и продажу продукции, работ, услуг. Она складывается из всех затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и продажу.

Анализ себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации. При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов [8].

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

Источником информации для проведения финансового анализа

являются стандартные формы бухгалтерской отчетности:

- Баланс (форма № 1);

- Отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2).

Для проведения углубленного анализа необходимы дополнительные

данные. Можно выделить четыре основных позиции, по которым требуется дополнительная информация:

1. Доля постоянных затрат в себестоимости (в затратах на реализованную продукцию).

Наиболее значимую информацию для анализа дает разделение затрат (отраженных в форме №2) на переменную и постоянную составляющие. Удобно описывать структуру затрат, задавая долю постоянных затрат в составе затрат на реализованную продукцию.

Выделение постоянных и переменных затрат позволяет провести анализ безубыточности, оценить динамику изменения цен на реализуемую продукцию и потребляемые в процессе производства материалы (рассчитать ценовой коэффициент), определиться с причинами убытков от основной деятельности (рост переменных или постоянных затрат).

Источником информации о доле постоянных затрат в себестоимости может стать форма 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)". Однако, информация данной формы может потребовать дополнительной обработки, например, разделения затрат материалов, топлива, энергии на переменную и постоянную составляющие; выделения доли затрат на реализованную продукцию из общей суммы затрат периода.

Нередко предприятия имеют подобные формы отчетности - ведомости общехозяйственных, общецеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, которые оформляются каждым из цехов (производств, служб) организации.

На основании ведомостей по каждому цеху (службе, производству) выделяются постоянные затраты, списанные на себестоимость продукции данного периода. Просуммировав их, можно оценить общую сумму постоянных затрат предприятия, включенную в себестоимость произведенной продукции в данном периоде. Зная, какая доля произведенной продукции была реализована, можно определить величину постоянных затрат, включенную в себестоимость реализованной продукции.

Если ведомости общецеховых, общезаводских расходов и т.п. содержат элементы затрат, являющиеся, по сути, переменными, необходима дополнительная обработка этих документов. Например, ведомости общецеховых расходов могут содержать заработную плату вспомогательных рабочих, определяемую на сдельной основе.

В этом случае заработная плата вспомогательных рабочих является переменной величиной, и ее необходимо отнести к переменным затратам периода.

2. Общая величина амортизации основных фондов и нематериальных активов.

Для оценки состояния имущества и построения отчета о движении денежных средств необходимо знать общую величину амортизации основных фондов и нематериальных активов, начисленную на каждую анализируемую отчетную дату.

Источником информации о величине амортизационных отчислений по основным фондам и нематериальным активам на определенную отчетную дату может служить справка к разделу 3 "Амортизируемое имущество" (приложение 5 к бухгалтерскому Балансу).

3. Сумма начисленных за период процентов за привлеченные источники финансирования.

Для анализа финансового рычага и построения косвенного отчета о движении денежных средств необходима информация о сумме процентов за привлеченные источники финансирования, начисленных в каждом интервале анализа. Желательно из общей суммы выделить проценты, уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, и проценты, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

4. Среднесписочная численность работников. Фонд оплаты труда.

Для проведения анализа эффективности труда необходимы данные о

среднесписочной численности работников и сумме заработной платы, начисленной в каждом из рассматриваемых периодов.

Информация о численности и заработной плате работников может быть получена, например, с использованием приложения к Балансу № 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ", формы № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".

Перечень дополнительных данных может расширяться в зависимости от задачи, поставленной при проведении анализа.

Продолжительность периода анализа определяется периодичностью подготовки отчетных данных и может варьироваться от месяца до года. При использовании программ автоматизированного бухгалтерского учета периодичность подготовки информации и, следовательно, продолжительность периода анализа могут составлять несколько дней.

От степени достоверности исходных данных зависит достоверность результатов финансового анализа и, следовательно, корректность принимаемых управленческих решений.

Себестоимость продукции представляет собой затраты организации на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов и доходов, а также выступают одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов [12]. Различные авторы предлагают различную последовательность в анализе себестоимости. Русак Н.А предлагает следующую последовательность, представленную на

рисунке 1 [6].

Савицкая Г.В. предлагает следующую последовательность:

- анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции;

- анализ затрат на рубль товарной продукции;

- анализ себестоимости сравнимой товарной продукции;

- анализ себестоимости важнейших изделий;

- анализ прямых материальных затрат;

- анализ прямых трудовых затрат; -анализ косвенных затрат;

-определение резервов снижения себестоимости продукции

Рисунок 1. Последовательность анализа себестоимости

Селезнева Н.Н. предлагает такую последовательность анализа себестоимости продукции, как по следующей схеме:

1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2) проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по этим статьям производится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат в этом случае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные

компоненты, формирующие его структуру;

3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень [12].

Экономический анализ себестоимости предусматривает несколько этапов. На первом этапе устанавливается, как выполнен план по себестоимости и изменились затраты по сравнению с предшествующими периодами, на втором - определяются отклонения фактической себестоимости от плановой, на третьем - выявляются конкретные производственные причины отклонений затрат от плановых норм, намечаются пути их устранения.

Для проведения анализа себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок, имеющиеся в плановом отделе, отделе организации труда и заработной платы, техническом и других отделах организации [8].

Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на рубль товарной продукции. Выполнение плана по этому показателю анализируют сравнением фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный год, с плановыми затратами. Достоинства показателя следующие: его универсальность, так как он может определяться по всем отраслям и на всех уровнях управления; прямая и наглядная связь себестоимости с прибылью от основного производства. Однако этот показатель, взятый в «чистом виде», не отражает действительного снижения или повышения себестоимости, так как на его величину влияют и факторы, не зависящие от качества работы коллектива предприятия. Поэтому для правильной оценки результатов в процессе анализа необходимо выявить действие как субъективных, так и объективных факторов, перечень которых и их взаимосвязь отражает модель факторной системы. Обобщающую информацию о системе показателей себестоимости можно представить в виде рисунка 2.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является анализ затрат на рубль товарной продукции (УЗ). Он показывает какое количество затрат приходится на один рубль товарной продукции и исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем (ТП):

л т 3 V"1 ИкЗи

У3 = — или У- ,

ТП ^ ИкЦи (1.1)

где Ик - количество изделий в натуральных показателях;

Зи или Си - затраты или себестоимость одного изделия (единицы

продукции);

Ци- цена одного изделия

Полная себестоимость товарной продукции

I

действующая цена

Показатели себестоимости

I

по фактич

плану ески

плановая цена

Затраты на

рубль продукции

/

\

по плану фактически

С ебестоимость

единицы отдельных видов продукции

V

по плану

V

V

фактиче за

ски пред.

год

действующая плановая

цена цена

Рисунок 2. Система показателей себестоимости продукции

На этот синтетический показатель оказывает влияние множество факторов, связанных с формированием, как числителя, так и знаменателя.

Использованные источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011г. N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) - ФЗ «О бухгалтерском учете» / Опубликовано 09.12.2011г. /Принят Государственной Думой 22.11.2011г./ Одобрен Советом Федерации 29.11.2011 г. - 20с.

2. Положение по бухгалтерскому учету 06.05.1999г. N10/99. (ред. от 27.04.2012г.) - ПБУ «Расходы организации»/ Опубликовано 16.06.1999г. /Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. - 5с.

3 Положение по бухгалтерскому учету от 06.10.2008г. N1/2008 (ред. от 18.12.2012г.) - ПБУ «Учетная политика предприятия» /Опубликовано 03.11.2008 г. / Утверждено приказом Минфина РФ от 18.12.2012г. - 5с.

4. Положение по бухгалтерскому учету от 06.05.1999г. N9/99 (ред. от 27.04.2012г.) - ПБУ «Доходы организации» / Опубликовано 16.06.1999г. / Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. - 5с.

5. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил комиссионной торговли / Опубликовано 19.06.1998г. / Утверждено Правительство РФ от 06.06.1998г. - 140с.

6.Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / И.В. Анциферова. -М.: Перспектива, 2009. - 358 с.

7.Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. —

М.: Экономисть, 2013г. - 618с. 89. Ивашкевич, В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / Бухгалтерский учет, 2012г. - №5.-С. 17-22.

8. Ивашкевич, В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции./В.Б. Ивашкевич М.: Финансы, 2014г.- 159с.

9. Кондраков, Н.Д. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.Д. Кондраков. -М.: ИНФРА - М, 2012г. - 640с

10. Маслова И.А., Савина О.Э. Нормативный метод учета затрат и формирования себестоимости / Управленческий учет. - 2012г. -№ 5. - С.77-82с.

11. Петрова, В.И. Системный анализ себестоимости / В.И. Петрова. — М.: Финансы и статистика, 2010г. - 173с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая - М.: Инфра-М, 2009г. - 536 с.

13. Селезнева Н.Н Финансовый анализ./Н.Н Селезнева А.Ф. Ионова - М.: Проспект, 2006г. - 624с.

Веретина Т.С. магистрант 3 курса факультет «очно-заочный» кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация. В статье рассматривается малое предпринимательство - понятие, нормативно-правовая база, хозяйствующие субъекты РФ, схема простой формы бухгалтерского учета. Детально описаны схемы простой и упрощенной форм бухгалтерского учета.

Ключевые слова: малое приедпринимательство, пормативное регулирование, выручка, реализация готовой продукции, себестоимость, калькуляция, учет затрат на производство.

Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом - это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития. С 1 января 2008 г. вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.