Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЛАН СЧЕТОВ / РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёшина О.В.

В условиях постоянных изменений налогового законодательства меняются и требования, предъявляемые к организации системы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В статье осуществлен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет в малом бизнесе. Систематизированы требования по организации и ведению бухгалтерского учета у субъектов малого бизнеса при применении общей либо упрощенной систем их налогообложения. Обоснована необходимость и обязательность составления первичных документов, рассмотрен перечень и порядок составления регистров бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности в соответствии с выбранной формой организации бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алёшина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 330

О.В. Алёшина

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

В условиях постоянных изменений налогового законодательства меняются и требования, предъявляемые к организации системы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В статье осуществлен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет в малом бизнесе. Систематизированы требования по организации и ведению бухгалтерского учета у субъектов малого бизнеса при применении общей либо упрощенной систем их налогообложения. Обоснована необходимость и обязательность составления первичных документов, рассмотрен перечень и порядок составления регистров бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности в соответствии с выбранной формой организации бухгалтерского учета.

Ключевые слова: предприятие малого бизнеса, общая система налогообложения для малого бизнеса, упрощенная система налогообложения для малого бизнеса, первичные документы, план счетов, регистры бухгалтерского учета, отчетность.

Стремительное развитие малого предпринимательства выступает одним из основных направлений по экономическим преобразованиям в нашей стране. В концепции по его дальнейшему развитию необходимо предусмотреть как формирование общих предпосылок по развитию рынка, а именно совершенствование таких направлений как: рыночная инфраструктура, мотивационный механизм, так и специальной государственной системы поддержки. Научная новизна данной работы заключается в разработке инновационных форм ведения учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса с использованием мирового опыта.

Предприятие малого бизнеса - это особый вид предпринимательства, который опирается на деятельность небольших компаний, которые формально не входят ни в какие объединения [4].

Основное направление по развитию малого предпринимательства - это процесс по получению достоверной информации, которая необходима в целях управления малым предпринимательством. Такую информацию возможно получить только за счет организации эффективной системы бухгалтерского учета на малом предприятии.

Основной фактор, который влияет на формирование учета в малом бизнесе - это существующая система его налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут один из двух вариантов налогообложения: общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса является первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

Отсюда можно сделать вывод о том, что бизнесменам, вне зависимости от выбираемой ими системы налогообложения, необходимо обязательно осуществлять учет своих доходов.

В соответствии с п. 6 приказа Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» малым предприятиям предложено применять одну из следующих систем регистров (форм) бухгалтерского учета:

а) единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий;

б) журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

в) упрощенную форму бухгалтерского учета, установленную Типовыми рекомендациями. Согласно Типовым рекомендациям, упрощенная форма бухгалтерского учета может реализовываться в двух вариантах:

а) в виде простой формы бухгалтерского учета;

б) в виде формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия [3].

© Алёшина О.В., 2019.

Простая форма удобна для предприятий, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц) и нет производства с большими затратами материальных ресурсов. Она предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год.

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости.

Например, если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги [1].

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия чаще применяется малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К числу регистров при данной форме относятся следующие ведомости:

1) «Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений» — форма №

В-1;

2) «Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям» — форма № В-2;

3) «Ведомость учета затрат на производство» — форма № В-3;

4) «Ведомость учета денежных средств и фондов» — форма № В-4;

5) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — форма № В-5;

6) «Ведомость учета реализации» — форма № В-6 (оплата);

7) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — форма № В-6 (отгрузка);

8) «Ведомость учета расчетов с поставщиками» — форма № В-7;

9) «Ведомость учета оплаты труда» — форма № В-8;

10) «Ведомость (шахматная)» — форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.

Критериями выбора системы счетоводства являются потребности и масштабы производства и управления, а также численность работников [2].

Малым предприятиям, занятые в материальной сфере производства, чаще используют регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства.

Малые предприятия, занятые торговлей или посреднической деятельностью, используют регистры упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяют отдельные регистры для учета ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных ценностей, финансовых активов и т.п.), из единой журнальноордерной формы счетоводства.

Малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) применяют упрощенной формы бухгалтерского учета.

Таким образом, порядок ведения учетной регистрации и форм учетных регистров на предприятиях малого бизнеса зависит от особенностей предпринимательской деятельности, применяемой системы налогообложения и выбранной системы применения счетов бухгалтерского учета.

Так же основным направлением организации учета является обобщение учетной информации и составления финансовой отчетности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предприятия малого бизнеса составляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Малые предприятия могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям. Так же они могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов пред-принимательств.

Рассмотрим особенности методологии учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса в сфере торговли, в автотранспортной отрасли и в строительстве.

Основное внимание на предприятиях малого бизнеса в сфере торговли отводится документальному оформлению учета поступления товаров в соответствии с договорами поставки, договорами мены, в виде вклада в уставный капитал, а также документальному оформлению процесса реализации товаров, его налогообложения, которое бывает трех видов (общая система, УСН и ЕНВД) и порядку отражения на счетах бухгалтерского учета. Как правило, управленческий учет в связи с большим количеством торговых операций ведется в автоматическом режиме с применением информационных систем (1С, Парус, и т.п.).

Для автотранспортного предприятия - это осуществление порядка по документальному оформлению выполненных автотранспортных услуг, который заключаются в правильном ведении путевого листа, порядка его оформления, особенностей оказания услуг при транспортировке грузов и пассажиров, объекте учета затрат, налогообложении транспортного предприятия и калькулировании себестоимости транспортных услуг. Порядок налогообложения для автотранспортного предприятия, как правило, общий. Система управленческого учета основывается на учете количества поездок и перевозок грузов и на основании этого расчета стоимости контрактов на перевозку.

Для предприятий малого бизнеса в области строительства - это особенности порядка учета затрат по осуществлению строительных работ подрядным и хозяйственным способом, особенности налогового учета НДС. Налогообложение, как и в случае с автотранспортом, общее. В целях оперативного учета применяются информационные системы по калькулированию себестоимости строительно-монтажных работ.

Статистический учет во всех рассматриваемых сферах деятельности на предприятиях малого бизнеса ведется при помощи специализированных статистических форм отчетности, но конкретизированных под конкретный вид деятельности.

На основании изучения особенностей учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса можно выделить основные проблемы, которые заключаются в отсутствии эффективных информационных систем для ведения оперативного учета, несовершенство законодательства по бухгалтерскому учету и налоговому учету.

Необходимы действенные мероприятия по реформированию российской системы бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса, основанные на опыте европейских стран. Формирования новой модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета в нашей стране может стать отправной точкой для идеальной системы бухгалтерского учета и налогообложения. С экономической точки зрения совершенствование системы налогового, бухгалтерского учета и отчетности улучшит инвестиционный климат, ускорит экономический рост и производительность экономики, и увеличит налоговые поступления в бюджет. Эта реформа может стать лучшим решением проблем общей системы учета и отчетности, одновременно являясь справедливой и одинаково применяемой ко всем юридическим лицам. Более того, такая реформа уменьшит значение таких компромиссных решений как упрощенная система налогообложения, которые могут быть оправданы в условиях существования сложной и неэффективной системы, но теряют смысл при оптимальном решении проблемы. Также это даст возможность лучшего решения проблем, традиционно связанных с упрощенной системой налогообложения (уклонение от налогов, фиктивная самозанятость, коррупция и т.д.).

Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса на современном этапе совершенствования отечественной учетной системы имеет ряд особенностей:

- предприятия малого бизнеса обязаны организовать ведение достоверного бухгалтерского учета, однако его организация зависит от ряда факторов деятельности организации (наличия наемных работников, численности работающих, от выбранной системы налогообложения, от регистрации фирмы, как плательщика НДС и т.д.);

- ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий. Поэтому целесообразно привлекать высококвалифицированных специалистов в бухгалтерскую службу или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации;

- в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, для малых предприятий актуально максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Поэтому закономерно возникает потребность в унификации требований к представляемой финансовой отчетности от предприятий малого бизнеса. В связи с чем, целесообразно перенимать опыт от зарубежных стран.

Библиографический список

1.Карсетская Елена: Упрощенка 6%. Практическое пособие для малых предприятий - М.: АйСи Групп, 2019. -

128 с.

2.Кондраков Н.П., Кондраков И.Н.: Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие / М.: Проспект, 2015 г. - 640 с.

3.Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л.: Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебник - М.: Проспект, 2012 г. - 248 с.

4.Сысоева Г.Ф., Малецкая И.П. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности: Учебник для магистров - М.: Юрайт, 2016. - 424 с.

АЛЁШИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Институт экономики, менеджмента и права ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.