Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок русского языка и литературы / интегративный подход / учебная деятельность учащихся / задачи / ожидаемые результаты. / lesson of the Russian language and literature / integrative approach / learning activities of students / tasks / expected results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарбулова Сауле Траровна

формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения требует целенаправленной организации учебно познавательной деятельности и установочной конкретизации взаимосвязанных задач. Роль учителя в организации учебной деятельности учащихся заключается в обеспечении обратной связи и достижения ожидаемых результатов. Ожидаемые результаты обучения могут быть успешными только в том случае, когда на уроке организована активная рече мыслительная деятельность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарбулова Сауле Траровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE CLASSES IN SCHOOLS WITH A NON-RUSSIAN LANGUAGE OF TEACHING

the formation of the communicative competence of students in the classes of the Russian language and literature in schools with a non-Russian language of teaching requires a purposeful organization of educational and cognitive activities and the establishment of specific interrelated tasks. The role of the teacher in organizing the learning activities of students is to provide feedback and achieve the expected results. The expected learning outcomes can be successful only when active speech and cognitive activities are organized in the classroom.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ

ОБУЧЕНИЯ Жарбулова С.Т.

Жарбулова Сауле Траровна - кандидат педагогических наук, кафедра русского языка и литературы, Кызылординский университет имени Коркыт ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения требует целенаправленной организации учебно-познавательной деятельности и установочной конкретизации взаимосвязанных задач. Роль учителя в организации учебной деятельности учащихся заключается в обеспечении обратной связи и достижения ожидаемых результатов. Ожидаемые результаты обучения могут быть успешными только в том случае, когда на уроке организована активная рече-мыслительная деятельность учащихся.

Ключевые слова: урок русского языка и литературы, интегративный подход, учебная деятельность учащихся, задачи, ожидаемые результаты.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE CLASSES IN SCHOOLS WITH A NON-RUSSIAN

LANGUAGE OF TEACHING Zharbulova S.T.

Zharbulova Saule Trarovna - Candidate of Pedagogical Sciences,

DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, KYZYLORDA UNIVERSITY NAMED AFTER KORKYT ATA, KYZYLORDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the formation of the communicative competence of students in the classes of the Russian language and literature in schools with a non-Russian language of teaching requires a purposeful organization of educational and cognitive activities and the establishment of specific interrelated tasks. The role of the teacher in organizing the learning activities of students is to provide feedback and achieve the expected results. The expected learning outcomes can be successful only when active speech and cognitive activities are organized in the classroom. Keywords: lesson of the Russian language and literature, integrative approach, learning activities of students, tasks, expected results.

УДК37. 372.881.1

Организация учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения является основной задачей учителя русского языка и литературы. Ее значение подчеркивается в Типовых правилах деятельности организации образования по уровням образования: «...создание условий для развития функциональной грамотности учащихся через освоение образовательных программ, направленных на формирование и развитие компетентной личности» [1].

Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения как учебный предмет это деятельность, не автоматизированное механическое воспроизведение путем использования цифровых образовательных ресурсов, а активное личностно-деятельностное освоение знаний и умений необходимых для коммуникативных компетенций. Это значит на уроке русского языка и литературы учащиеся должны быть активными не формально, а по существу поставленной учебной задачи искать и находить, осознавать и решать вопросы, выдвигаемые литературой. Кроме того, важно учитывать возможные трудности учащихся в освоении русского языка и литературы, связанные с недостаточным уровнем языковой компетенции. Поэтому важно организовывать дифференцированную работу с учащимися и использовать подходы, направленные на формирование и развитие языковой и межкультурной компетенции учащихся.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся на русского языка литературы, необходимо знать не только содержание, но и присущие ей особенности. Какова же специфика учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения?

Благодаря интегративному подходу русского языка с литературой как учебной дисциплины учащиеся выполняют различные виды рече-мыслительной деятельности, такие как: мыслительные операции анализа и синтеза, конкретизации и обобщения. Комплексность и систематизированность рече-мыслительной деятельности направлена на обеспечение познание и восприятие, анализ и оценка художественного произведения, что определяет характер и особенности всей деятельности учащихся, связанной с процессом формирования функциональной грамотности и коммуникативной компетенций. Учитель с самого начала

организационной работы должен представлять себе ожидаемый результат. Так как в основу характеристики учебной деятельности учащихся положены взаимообусловленность знаний и деятельности, взаимосвязь важнейших процессов познания художественного слова - восприятие, анализ и оценка, изучение произведения в единстве формы и содержания. Эти принципы определяют способ организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения.

В процессе изучения адаптированного учебного текста художественного произведения перед учителем встают следующие задачи: во-первых, на материале текста освоить грамматику русского языка, во-вторых, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, в-третьих, формировать их умения воспринимать и оценивать идейное содержание текста, развивать языковые компетенции. Здесь мы видим, что процесс формирования функциональной грамотности происходит через критическое чтение и письмо. Учитель не должен забывать о том, что акцентирование внимания на решение предметной первой задачи, нельзя упрощать учебно-познавательную деятельность учащихся по освоению художественного содержания произведения. Сложность интегративного подхода русского языка и литературы как учебного предмета в школе с нерусским (с казахским языком обучения) языком обучения заключается в том, что соблюдать единство и взаимосвязь в решении задач состоит в такой организации учебно-познавательной деятельностью учащихся, которое помогает ученикам открывать для себя глубину идейного содержания произведения и в то же время осознавать языковую конструкцию текста, овладевая навыками и умениями критического оценивания. Здесь акцентируется внимание на организацию содержательного и языкового анализа художественного произведения и самостоятельной работы учащихся с текстом.

Хронометраж урока русского языка и литературы иницирует организовать самостоятельную работу учащихся только при условий умения работать с текстом и выраженных навыков анализирования языковых единиц речи. Так как организация учебно-познавательной деятельности учащихся должна быть обеспечена результатом решения поставленных учебных задач. В зависимости от возрастных особенностей учащихся, от характера осваиваемых компетенции уровень сложности и виды работы над текстом различны. На всех уровнях изучения русского языка и литературы в школе для формирования умений восприятия и оценки художественного текста важнейшими становятся развитие монологической устной и письменной речи учащихся. Эти виды речи предполагают активную работу воображения и рече-мыслительных операций, которая характеризуется аналитической и оценочной деятельности учащихся. Например на практике мы систематический используем исследовательский метод, который способствует обеспечению качества выполнения самостоятельной работы с учебным текстом. В классе можно организовать индивидуальную или парную работу, также мы часто практикуем командную работу с текстом. Учащиеся вовлекаются в творческий процесс познания через личностно-деятельностный подход. Учитель создает условия для «погружения» в текст, так как ставит перед учениками дифференцированные задачи с пошаговым условием выполнения. Разрабатывая дифференцированный подход, учитель обращает внимание не только на уровень языковой подготовленности, но и учитывает личностные возможности учащихся (умение рисовать, умение составлять алгоритм текста, навыки выразительного чтения, навыки публичного выступления и т.д.). Задания по учебному тексту должны быть краткосрочными, т.е. выполнение и оценивание должно быть на уроке,чтобы учащиеся могли критический проанализировать как свои собственные действия, так и мотивированные учебные действия других.

Необходимо учитывать возможные трудности учащихся в освоении русского языка и литературы, связанные с недостаточным уровнем языковой компетенции. Поэтому важно организовывать дифференцированную работу с учащимися и использовать подходы, направленные на формирование и развитие межкультурной компетенции учащихся. В целом, учебная деятельность на уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения требует особого внимания к языковой и культурной специфике учащихся, использование соответствующих методов и технологий обучения, а также гибкость и дифференцирование работы с учащимися.

Таким образом, учитель создает благоприятные педагогические условия для выраженной обратной связи учитель-ученик, что обеспечивает достижения ожидаемых результатов по условно акцентированным задачам.

Список литературы /References

1. Типовые правила деятельности организации образования по уровням образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/ (дата обращения: 10.05.2023).

2. Жарбулова С.Т. Интегрированное обучение русскому языку в школах с нерусским языком обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3.

3. Ядровская Е.Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе: учебное пособие для вузов-Москва: Юрайт, 2021.

4. Зязюна И.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед.спец учебн. заведений. М.: просвещение, 2009.

5. Жарбулова С.Т. Использование коллаборативной работы в формировании профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», Москва, 2016, январь «1» (43) 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.