Научная статья на тему 'Расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации'

Расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ИНТРИГА / МОТИВАЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / STUDY / INVESTIGATION / ACADEMIC INTRIGUE / MOTIVATION / PROBLEM-BASED LEARNING / BUSINESS GAME / CASE-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Иван Иванович, Алексеева Лилиана Эрнстовна

Представлены идея организации и методика проведения расследования на интегрированном уроке русского языка и литературы. Раскрыта этимологическая природа понятий «изучение», «расследование», «исследование», а также обосновано категориальное место расследовательской деятельности учащихся в системе школьного образования. Выявлены компоненты расследовательской деятельности учащихся проблемное обучение, деловая игра, исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with organization and methodology of students' research work at an integrated Russian language and literature lesson. It describes the etymological nature of the terms “study”, “investigation”, “research” and a category place of students' research work in the system of school education. The authors identify the components of research work of students, which are problem-based learning, business gameand research work. The positive aspects of organization of students' research work in the classroom, the methodological techniques and approaches to its implementation are under consideration.

Текст научной работы на тему «Расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации»

И.И. ПАВЛОВ, Л.Э. АЛЕКСЕЕВА (Якутск, с. Туора-Кюель)

расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации

Представлены идея организации и методика проведения расследования на интегрированном уроке русского языка и литературы. Раскрыта этимологическая природа понятий «изучение», «расследование», «исследование», а также обосновано категориальное место расследовательской деятельности учащихся в системе школьного образования. Выявлены компоненты расследовательской деятельности учащихся - проблемное обучение, деловая игра, исследовательская деятельность.

Ключевые слова: изучение, расследование, учебная интрига, мотивация, проблемное обучение, деловая игра, кейс-технология.

Стандарт современного школьного образования требует реализации деятельностно-го подхода, способствующего применению школьниками усвоенных знаний и умений в решении задач в новой ситуации. В связи с этим перед учителем поставлена цель поиска путей и условий по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Таким образом, возникает необходимость грамотного отбора учебного материала и использования эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить постепенное всестороннее развитие учащихся на каждом уроке всех предметов школьного образования.

Процесс формирования универсальных учебных действий, являющихся основой становления личности, вызывает определенные сложности у учителей. Учителя часто жалуются на то, что современные школьники не хотят учиться, их ничто не интересует, у них низкая мотивация. Как показывает опыт, такая реакция обусловлена тем, что большинство детей мотивировано на учебу внешними мотивами, такими как оценка, обязательство перед учителем, родителями, поднятие личного рейтинга успешности среди сверстников и др. к сожалению, внутренняя мотивация, исходящая от самой интеллектуальной потребности уча-

кие науки -

щегося, наблюдается не у каждого. возникает вопрос и некоторое противоречие. Г.М. Анохина утверждает, что любопытство, потребности в общении, самостоятельном познании, активности, реализации субъектности заложены в человеке природой [1, с. 4]. Однако куда все эти качества ребенка пропадают? Для выявления причины данной проблемы следует проанализировать этапы становления личности ребенка в современном обществе, смены мотивов, установления у него ценностных ориентиров, возникновения интеллектуально-духовных потребностей. увы, из-за расширения информационного пространства у современных детей есть огромное количество легкой информации, порой ненужной, а иногда даже вредной. В вязи с этим школьные предметы потеряли свою познавательную функцию. Если раньше можно было заинтересовать школьника, применяя такие простые приемы, как игра, загадки или кроссворд, то в наше время такой трюк не всегда увенчается успехом. Этому также способствует наблюдаемая у детей акселерация. Выделенные общественные явления подталкивают частично пересмотреть подход к установлению, активизации мотивации к учебному процессу.

Мотивация - это не механическое соединение цели с мотивом, это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями. Это качественное образование воплощает в себе и энергетические, и регулятивные свойства. В мотивации человек осознает мотив и наделяет волевыми усилиями достижение цели [2].

одним из подходов, сочетающих в себе содержание предмета и познавательный интерес, можно считать так называемую расследовательскую деятельность учащихся на уроке.

Школьная практика показывает, что учителя с этапа «изучения» сразу переходят на этап «исследования». Возможно, некоторые проблемы, наблюдаемые в ходе постановки школьного исследования, могут быть связаны с отсутствием истинной мотивации детей к данному процессу. В связи с этим нами рассматривается возможная трансформация учебно-поисковой логики учащихся, способствующей, вероятно, установлению их положительной мотивации и преобразованию отношения к учебному процессу, что станет отправной точкой для построения индивидуального образовательного маршрута. По нашему

О Павлов И.И., Алексеева Л.Э., 2018

мнению, переходной формой от первого к последнему выступает процесс расследования.

Итак, изучение (study) предполагает разбор уже существующего знания и овладение им. Исследование (research) же направлено на проникновение вглубь изучаемого процесса (явления) и формирование на этой основе нового и, как правило, относительно универсального знания. А расследование (investigation) нацелено на поверхностное осмысление фактов и генерирование выводов, имеющих значение лишь в контексте данного момента и данных обстоятельств.

Разбирая эти понятия, можно представить этапы усвоения учебного материала в следующей логической последовательности: изучение - расследование - исследование.

Предлагаемый нами вариант расследовательской деятельности учащихся включает компоненты трех разных педагогических действий: проблемное обучение, деловая игра и исследовательская работа (см. табл. 1 ниже).

Проанализировав этимологический аспект и возможность реализации предлагаемого педагогического акта в учебной практике, можно дать следующее определение понятию «расследовательская деятельность учащихся» (РДУ): это вид педагогического акта, представленный цепочкой причинно-следственных связей, основанных на осмыслении фактов (улик) и генерировании выводов (доказательств) с применением научных методов исследования. Ключевым моментом РДУ является подача и н т р и г и в постановке проблемы расследования. В классическом понимании слово интрига зачастую означает некие корыстные способы достижения цели путем манипуляциями другими людьми. в нашем же случае интрига (учебная) применяется для до-

стижения образовательных целей путем манипуляции действиями обучающихся в ходе расследовательской деятельности [5, с. 22].

Теоретический обзор и определение концептуального подхода позволяют нам выдвинуть следующие возможные положительные стороны РДУ:

- исходящая изнутри мотивация учащегося, представленная желанием «распутать» интригу расследования;

- «порционные» расследования, позволяющие за короткое время разрешать поставленные проблемы, следовательно, достигать цели образования;

- интегративный характер расследований, охватывающий понятия из разных областей естественнонаучного цикла;

- исполняемые учащимися разные роли и особенности проведения расследований, способствующие правильному выбору будущей профессии;

- вовлечение большого количества учащихся путем организации коллективного общения во время расследования [Там же].

В качестве примера разработан интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Дело о порче произведения искусства». Урок представлен основными этапами ведения расследования учащимися и требует их разделения на четыре группы: эксперты по орфографии, эксперты по морфемике, эксперты по пунктуации, эксперты по фонетике.

урок-расследование с элементами кейс-

технологии в 6-м классе по теме «Дело о порче произведения искусства»

Класс: 6-й.

Тип урока - повторительно-обобщающий, комбинированный.

Таблица 1

Компоненты расследовательской деятельности учащихся

Проблемное обучение Деловая игра исследовательская работа

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации -проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций [4, с. 66]. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций [4, с. 61]. Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовать означает искать что-то неизвестное, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым [3, с. 6].

Постановка проблемной ситуации инсценировка вымышленного сюжета Применение методов научного исследования

расследовательская деятельность учащихся (рДУ)

Дидактическая цель: создать условия для комплексного применения знаний и формирования умений средствами системы учебных заданий для практической работы.

Цели по содержанию:

Образовательные

- проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;

- определить уровень овладения умениями по данной теме.

Развивающая

- развитие орфографической зоркости.

Воспитывающая

- воспитание любви и уважения к русскому языку.

Оборудование урока: ноутбуки на парте, проектор, телевизор, тексты для каждого ученика, экран, кейсы.

Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю Стас Янковский

Мотивация и актуализация

Компоненты учебной мотивации. Формировать и развивать мотивацию - не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Ожидаемые результаты

Эмоциональный (зависит от внешних признаков обучения - визуального и организационного):

1) любопытство, удивление;

2) конструктивное сомнение, удовлетворение, радость;

3) уверенность в себе, гордость.

целевой (необходимо учить ставить цели

на усвоение новых знаний: изучение свойств, анализ, составление алгоритма):

1) хочу знать, что это такое;

2) хочу изучить, проанализировать;

3) хочу совершенствовать знания, самостоятельно выполнить задание.

Деятельностный (выполнение практических заданий):

1) умение находить новое;

2) поиск решения задач, конструирование понятия;

3) выполнение заданий продуктивного характера;

кие науки -

4) мотивационные основы обучения русскому языку ведут к метапредметным результатам, т.е. освоению обучающимися УУД (универсальных учебных действий); познавательным (общеучебным); коммуникативным (умение выражать мысли); регулятивным (умение ставить цели) и личностным (развитие личностных качеств, научного мышления, ценностной ориентации).

Опережающие задания:

1) познакомиться с историей Герострата;

2) чтение статьи «12 самых громких случаев порчи великих произведений искусства» (сайт World of Art);

3) словарная работа.

ход урока

Мотивационный этап

Цели: развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия.

Деятельность учителя. Видеоряд: картины русских пейзажистов, подобранные по теме «Времена года» (П.И. Чайковский «Времена года»). Стихотворения каких поэтов подошли бы к этому микрофильму? Дома вы прочитали статью «12 самых громких случаев порчи великих произведений искусства», а также познакомились с историей герострата. Какая черта характера заставляет людей совершать преступления подобного рода?

А как можно испортить литературное произведение?

Деятельность учащихся. Учащиеся называют имена А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, И.А. Бунина, А.А. Фета. Завистливые люди совершают такие преступления. Именно таким человеком был Герострат. - Переписать с ошибками. -Читать, допуская орфоэпические ошибки. -Исказить смысл произведения.

Этап введения в учебную задачу № 1 «наблюдатель» (он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения.

Цели: постановка учебной задачи, представленной в виде истории криминального характера, которую необходимо тщательно расследовать. При расследовании данного дела детям приходится оперировать знаниями, полученными ранее, и добывать новые знания опытно-экспериментальным путем.

Деятельность учителя. В Москве проживает человек, обладающий уникальным талантом. Это Александр Сергеевич Пушкин. Его глубоко возмутил факт небрежного обраще-

ния с текстом художественного произведения - стихотворения «Зимнее утро». Стихотворение было напечатано в газете «Московский вестник» с грубейшими орфографическими и пунктуационными ошибками. Тем самым было нанесено оскорбление великому поэту. Господин Пушкин обратился за защитой чести и достоинства в сыскную полицию. Он пожелал остаться неизвестным.

обращение к учащимся.

Представьте себе, что мы с вами работники сыскной конторы в Москве. К нам поступило исковое заявление от человека, которого вы все знаете. Он хочет остаться инкогнито. Единственно, что нам известно об этом господине, - это то, что он является гениальным мастером слова.

2. Для определения вашей компетентности, необходимой при расследовании этого запутанного дела, вам надо заполнить анкеты (проверка домашнего задания, представленного в виде словарной работы). Расследование, сыскное, правомерность, достоинство, замысливший, корректор, урон, сей, истец, компетенция, взоры, вьюга, мгла.

3. Давайте прочитаем исковое заявление.

Деятельность учащихся. Индивидуальная

и групповая работа в форме диалога (работа в малых группах, обучающие игры), цель которого - активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний, т.е. школьники расследуют запутанное дело. Главным здесь является не столько опознание языковых фактов, сколько их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле. Данные методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.

Этап сбора информации по по-с тавл е н но й з адаче

Цель: определение путей решения проблемы.

Деятельность учителя. Итак, наши действия? Правильно. В первую очередь, необходимо составить план расследования. По материалам дела, перед нами человек, который обладает уникальным талантом. Каждое его произведение - это шедевр истинного искусства. При создании этих шедевров он пользуется эпитетами, метафорами, сравнениями. Кто он

по характеру деятельности? Да, он может быть как писателем, так и поэтом. Перед нами слова, которые помогут окончательно разобраться в установлении личности истца. Михайлов-ское, осень, солнце, богатыри, пейзаж, мороз. Да, к нам обратился с просьбой расследовать запутанное дело сам великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Деятельность учащихся. Учащиеся разрабатывают план расследования.

1. Получить точные сведения об истце.

2. Определиться с учебными материалами, необходимыми для качественной работы.

3. Выяснить суть жалобы, проверить правомерность заявления.

4. Определить степень и характер порчи произведения искусства

5. Найти виновника данного происшествия, выяснить его личность.

6. Исправить ошибки, допущенные ответчиком господином Ошибкиным.

7. Вынести обвинительное заключение.

Для достижения результатов нам нужно

проанализировать материалы дела, включающие документы, раскрывающие личность истца, улики, при необходимости обращаясь к кейсам с учебниками, справочниками.

Этап решения задачи. Деление на рабочие группы по 3-5 человек, в которых есть ведущий (он организует обсуждение вопроса), аналитик (он подвергает сомнению идеи и формулировки), протоколист (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении).

Цель: решение задач с использованием технологии кейсов.

Деятельность учителя. Что нужно нам для того, чтобы своевременно решить поставленную перед нами задачу? Услуга каких экспертов нам понадобится? Вам самим придется выступить в качестве экспертов. работа ведется в парах. Итак, вы выяснили правомерность поступившего к нам заявления. Теперь приступаем к выполнению 3-го пункта нашего плана, согласно которому нам необходимо определить степень и характер порчи произведения искусства. Правильно. И нам опять понадобятся услуги экспертов. На этот раз вам придется разделиться на четыре группы: эксперты по орфографии, эксперты по морфеми-ке, эксперты по пунктуации, эксперты по фонетике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность учащихся. Чтобы правильно и быстро решить задачу, ученикам необходимы кейсы, учебники, эксперты. Экспер-

ты - это компетентные специалисты в какой-нибудь профессиональной деятельности. -Нам понадобится услуга экспертов в области орфографии и пунктуации.

При решении поставленной задачи учащиеся пользуются кейсами. Сначала, работая в парах, они находят ошибки в поэтическом тексте, тем самым доказывают правомерность искового заявления А.С. Пушкина.

Они обосновывают свое решение тем фактом, что ошибки искажают суть текста, мешают его восприятию. они недопустимы в печатных изданиях. Язык требует бережного отношения к себе.

Класс разделяется на четыре группы: эксперты по орфографии, эксперты по морфеми-ке, эксперты по пунктуации, эксперты по фонетике.

1. Эксперты по орфографии находят орфографические ошибки, классифицируют их, затем определяют виды орфограмм, которые помогают избегать досадных ошибок.

2. Вторая группа занимается морфемным разбором слов желтела, знаешь, нетерпеливого, утреннему.

3. Эксперты по пунктуации находят пунктуационные ошибки, исправляют их, определяют тип ошибок.

4. Четвертая группа занимается фонетическим разбором слов чудесный, прелестный, вьюга, пятно, утреннему.

Группы при работе пользуются кейсами, для этого у них есть ноутбуки.

Этап реализации

Цель: развитие практических навыков, коммуникативных и мыслительных компетенций.

Деятельность учителя. Организация защиты карт экспертными группами. обсуждение результатов работ. какого стиля речи нам необходимо придерживаться при подготовке обвинительного заключения? Вы совершенно правы. Мы должны опираться на знания особенностей официально-делового стиля. Ребята, мы справились с поставленной задачей. Теперь проанализируем нашу работу.

«Ассоциация». Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую - которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую - на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одно-му-два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комменти-

рует свои картинки последним, подводя итоги урока.

«Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак + на тех островах, на которых вы сегодня побывали: о. Страха, Познания, уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

Деятельность учащихся. Отчет о проделанной работе. Аргументация выводов. Доказательство вины господина Ошибкина. Подготовка обвинительного заключения. рефлексия групп.

Материалы и задачи расследования

Исковое заявление

Прошу защитить честь мою и достоинство, которым нанесен значительный урон по вине безграмотного господина, замыслившего порчу моего произведения. Стихотворение «Зимнее утро» было напечатано в № 8 газеты «Московский вестник». Господин Ошиб-кин Антиграф Антиграфович, который служит корректором, допустил великое множество ошибок, тем самым наведя тень на мое честное имя. Примите меры по привлечению к ответственности данного господина, дабы не допустить преступного распространения безграмотности в Российской Империи.

Номер газеты «Московский вестник» со стихотворением

Морос и сонсе, день чудестный! Еще ты дремлеш друг прелестный-Пора красавица проснись Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной авроры, Звездою севера явись!

Вся комната янтарным блеском Озарена.Веселым треском. Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаеш: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Вечор, ты помнишь, вйуга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное питно, Сквозь тучи мрачные, жилтела, И ты печальная сидела-А нынче... погляди в окно:

Скользя по утренему снегу, Друг милый предадимся бегу Нетирпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берек, милый для меня.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1996.

- Кейс «Правила»

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок (5-7-е классы). М., 2013 (см. табл. 2).

Инструкции по выполнению работ

Орфографический анализ: найти орфографические ошибки, классифицировать их и определить виды орфограмм, знание которых помогает избегать досадных ошибок. По результатам работы необходимо заполнить классификационную карту (см. табл. 3).

Морфемный анализ: разобрать слова по составу, заполнить карту (см. табл. 4).

Фонетический анализ: сделать фонетический разбор слов и заполнить фонетическую карту (см. табл. 5).

Пунктуационный анализ: прочитать внимательно текст стихотворения, найти пунктуационную ошибку, определить ее тип, затем сформулировать правило и заполнить карту (см. табл. 6).

Таблица 2

Анкета для заполнения (словарная работа)

Слова Толкование слова Устаревшее слово Профессионализмы Книжная лексика Нейтральная лексика

Расследование

Сысское

Правомерность

Достоинство

Замысливший

Корректор

Урро

Сей

Истец

Компетенция

Взоры

Вьюга

Мгла

Таблица 3

Классификационная карта

№ Слова, где были допущены ошибки Большая буква и кавычки в именах собственных Проверяемая безударная гласная в корне слова Слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса Непроизносимая согласная в корне слова и в сочетаниях -СН- и -ЗН- Ь после шипящих в конце глаголов

Таблица 4

Определительная карта

Слова Приставка Корень Суффикс Окончание

желтела

знаешь

ннmeцneцu6осo

утреннему

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Газета «Московский вестник», № 8 Автор: A.C. Пушкин Корректор: A.A. Ошибкин

Документы, необходимые для расследования дела

- Кейс «Учебники» (содержит в себе альтернативные учебники по русскому языку 6-го класса)

- Кейс «Словари»

Русский орфографический словарь / отв. ред. В.В. Лопатин. М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2007.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.

Еремина Е.А. Виды разборов на уроках русского языка. 5-11 классы. СПб.: Паритет, 2010. 2-е изд., испр.

Таблица 5

Фонетическая карта

чудесный прелестный вьюга пятно утреннему

Транскрипция

Количество слогов

Гласный ударный

Гласные безударные

Согласные звонкие

Согласные твердые

Согласные звонкие

Согласные глухие

Таблица 6

Пунктуационная карта

Предложение с пунктуационной ошибкой Тип ошибки Правило

Обвинительное заключение

Господин Ошибкин Антиграф Антиграфо-вич 1803 года рождения, проживающий в городе Москве, совершил преступление, квалифицируемое как порча произведения искусства, допустив напечатание стихотворения господина A.C. Пушкина в газете «Московский вестник» за 1838 год (№ 8) с грубыми орфографическими и пунктуационными ошибками. Вина доказана полностью. Все документы, подтверждающие вину, прилагаются.

Таким образом, организуя расследовательскую деятельность учащихся на уроке, можно создать благоприятную рабочую атмосферу, основанную на активизации положительной мотивации школьников к учебному процессу.

список литературы

1. Анохина Г.М. Учителю о мотивации к учебной деятельности: науч.-метод. пособие. Воронеж: Научная книга, 2017.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: учебник-тетрадь для учащихся средней школы. М., 2005.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.

5. Павлов И.И., Данилова М.П. Расследования учащихся на уроке биологии // Биология в школе. 2017. № 5. С. 20-26.

* * *

1. Anohina G.M. Uchitelju o motivacii k uchebnoj dejatel'nosti: nauch.-metod. posobie. Voronezh: Nauch-naja kniga, 2017.

2. Kovalev V.I. Motivy povedenija i dejatel'nosti. M.: Nauka, 1988.

3. Savenkov A.I. Put' v neizvedannoe: Kak razvit' svoi issledovatel'skie sposobnosti: uchebnik-tetrad' dlja uchashhihsja srednej shkoly. M., 2005.

4. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie. M., 1998.

5. Pavlov I.I., Danilova M.P. Rassledovanija uchashhihsja na uroke biologii // Biologija v shkole. 2017. № 5. S. 20-26.

Students' research work at Russian language and literature lessons as the factor of positive motivation

The article deals with organization and methodology of students' research work at an integrated Russian language and literature lesson. It describes the etymological nature of the terms "study", "investigation", "research" and a category place of students' research work in the system of school education. The authors identify the components of research work of students, which are problem-based learning, business gameand research work. The positive aspects of organization of students' research work in the classroom, the methodological techniques and approaches to its implementation are under consideration.

Key words: study, investigation, academic intrigue, motivation, problem-based learning, business game, case-technology.

(Статья поступила в редакцию 29.11.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.