Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ)'

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1188
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЯЗЫКОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Виктория Юрьевна

В статье дается методологическое обоснование идеи реализации когнитивного подхода в обучении русскому языку, даны основные определения: «когнитивная деятельность», «когнитивная компетентность», «когнитивные умения». Обозначены принципы, на которых базируется когнитивный подход в обучении, это принципы сознательности и активности, развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории с практикой. Основными целями когнитивного обучения признаны следующие три: формирование языкового сознания и метаязыкового сознания, развитие лингвистического мышления, воспитание средствами языка. Рассмотрены развивающие, проблемные и коммуникативные методы и приемы развития когнитивных способностей учащихся в процессе лингвистического анализа поэтического текста. Лингвистический анализ поэтического текста производится с помощью языковых поисковых задач, которые помогают учащимся применить полученные на уроках лингвистические знания и осознать функции разнообразных языковых явлений в тексте. Лингвистические поисковые задачи составляются в соответствии с темой урока русского языка и опираются на достижения когнитивной лингвистики. Лингвистическая семантика направляет внимание учащихся на лексическое значение незнакомых слов, которое они определяют с помощью контекста, помогает осознать влияние отдельных слов на выразительность поэтического языка и смысл всего текста. Функциональная лингвистика раскрывает роль определенных языковых единиц в художественном тексте. Коммуникативная лингвистика позволяет строить речевое высказывание или письменный текст с определенным набором языковых единиц в зависимости от речевой ситуации. Системная лингвистика помогает учащимся понять уровневую структуру языка, осознать связи единиц языка между собой. Реализация когнитивного подхода в обучении служит развитию языкового сознания, т. е. способствует осознанному пользованию языком и речью, рефлексии собственной деятельности. В результате такого обучения углубляются языковые знания учащихся, которые могут применять их в новой ситуации, а значит, развивается их творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макарова Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE APPROACH IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF WORKING WITH POETIC TEXT)

The article provides a methodological substantiation of the idea of implementing a cognitive approach in teaching Russian language, and gives the main definitions of the notions “cognitive activity”, “cognitive competence”, “cognitive skills”. The principles on which the cognitive approach to teaching is based are the ones of consciousness and activity, developing and educating learning, systematicity and consistency, the relationship between theory and practice. The following three goals are recognized to be leading for cognitive learning: the formation of linguistic consciousness and metalanguage consciousness; the development of linguistic thinking; education by means of language. Developing, problematic and communicative methods and techniques for developing students’ cognitive abilities in the process of linguistic analysis of a poetic text are taken into consideration. Linguistic analysis of a poetic text is carried out using language search problems that help students apply the linguistic knowledge gained in the classroom and understand the functions of various linguistic phenomena in the text. Linguistic search tasks are compiled in accordance with the topic of the Russian language lesson and are based on the achievements of cognitive linguistics. Linguistic semantics directs students’ attention to the lexical meaning of unfamiliar words, which they define with the help of context; it helps to understand the influence of individual words on the expressiveness of poetic language and the meaning of the entire text. Functional linguistics reveals the role of certain linguistic units in a literary text. Communicative linguistics allows to build a speech utterance or written text with a certain set of linguistic units, depending on the speech situation. Systemic linguistics helps students to understand the level structure of the language, to understand the connections between language units. Implementation of the cognitive approach in teaching serves the development of linguistic consciousness, i.e. promotes conscious use of language and speech, helps to reflect one’s own activity. As a result of such training, the language knowledge of students is deepened, they can apply it in a new situation, which indicates development of their creative potential.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ)»

^^^ [методика]

В. Ю. Макарова doi: 10.24412/1811-1629-2021-2-88-97

КОГНИТИВНЫЙПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ)

VICTORIA IU. MAKAROVA COGNITIVE APPROACH IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF WORKING WITH POETIC TEXT)

Виктория Юрьевна Макарова

Кандидат педагогических наук, доцент ► Vikmak1976@yandex.ru

Московский педагогический государственный университет

119435, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1

Victoria Iu. Makarova

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor

Moscow State Pedagogical University, Moscow119435 Moscow, Malaya Pirogovskaya street, 1, building 1

В статье дается методологическое обоснование идеи реализации когнитивного подхода в обучении русскому языку, даны основные определения: «когнитивная деятельность», «когнитивная компетентность», «когнитивные умения». Обозначены принципы, на которых базируется когнитивный подход в обучении, это принципы сознательности и активности, развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории с практикой. Основными целями когнитивного обучения признаны следующие три: формирование языкового сознания и метаязыкового сознания, развитие лингвистического мышления, воспитание средствами языка. Рассмотрены развивающие, проблемные и коммуникативные методы и приемы развития когнитивных способностей учащихся в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

Лингвистический анализ поэтического текста производится с помощью языковых поисковых задач, которые помогают учащимся применить полученные на уроках лингвистические знания и осознать функции разнообразных языковых явлений в тексте. Лингвистические поисковые задачи составляются в соответствии с темой урока русского языка и опираются на достижения когнитивной лингвистики. Лингвистическая семантика направляет внимание учащихся на лексическое значение незнакомых слов, которое они определяют с помощью контекста, помогает осознать влияние отдельных слов на выразительность поэтического языка и смысл всего текста. Функциональная лингвистика раскрывает роль определенных языковых единиц в художественном тексте. Коммуникативная лингвистика позволяет строить речевое высказывание или письменный текст с определенным набором языковых единиц в зависимости от речевой ситуации. Системная лингвистика помогает учащимся понять уровневую структуру языка, осознать связи единиц языка между собой.

Реализация когнитивного подхода в обучении служит развитию языкового сознания, т. е. способствует осознанному пользованию языком и речью, рефлексии собственной деятельности. В результате такого обучения углубляются языковые знания учащихся, которые могут применять их в новой ситуации, а значит, развивается их творческий потенциал.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика; когнитивный подход в обучении; когнитивная компетенция; когнитивные способности, языковое сознание; языковое мышление; лингвистический анализ художественного текста.

The article provides a methodological substantiation of the idea of implementing

a cognitive approach in teaching Russian language, and gives the main definitions of the notions "cognitive activity", "cognitive competence", "cognitive skills". The principles on which the cognitive approach to teaching is based are the ones of consciousness and activity, developing and educating learning, systematicity and consistency, the relationship between theory and practice. The followingthree goals are recognized to be leading for cognitive learning: the formation of linguistic consciousness and metalanguage consciousness; the development of linguistic thinking; education by means of language. Developing, problematic and communicative methods and techniques for developing students' cognitive abilities in the process of linguistic analysis of a poetic text are taken into consideration. Linguistic analysis of a poetic text is carried out using language search problems that help students apply the linguistic knowledge gained in the classroom and understand the functions of various linguistic phenomena in the text. Linguistic search tasks are compiled in accordance with the topic of the Russian language lesson and are based on the achievements of cognitive linguistics. Linguistic semantics directs students' attention to the lexical meaning of unfamiliar words, which they define with the help of context; it helps to understand the influence of individual words on the expressiveness of poetic language and the meaning of the entire text. Functional linguistics reveals the role of certain linguistic units in a literary text. Communicative linguistics allows to build a speech utterance or written text with a certain set of linguistic units, depending on the speech situation. Systemic linguistics helps students to understand the level structure of the language, to understand the connections between language units. Implementation of the cognitive approach in teaching serves the development of linguistic consciousness, i.e. promotes conscious use of language and speech, helps to reflect one's own activity. As a result of such training, the language knowledge of students is deepened, they can apply it in a new situation, which indicates development of their creative potential.

Key words: cognitive linguistics; cognitive approach to teaching; cognitive competence; cognitive abilities; linguistic consciousness; linguistic thinking; linguistic analysis of a literary text.

Введение

Когнитивный подход в обучении русскому языку для школы базируется на принципах сознательности и активности, развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории с практикой. Принцип сознательности недаром назван первым, потому что именно сознательность в обучении ведет к пониманию сути языковых явлений, их взаимосвязи в системе языка, функционирования в речи, а конкретно в собственном высказывании и в тексте.

Одним из первых методистов, говоривших о необходимости активизировать самостоятельную деятельность учащихся, совместив обучение, воспитание и развитие, был русский ученый Федор Иванович Буслаев. В 1844 году Ф. И. Буслаев издал сочинение «О преподавании отечественного языка» в двух томах, в котором он описывал свое видение обучения — «методу» преподавания родного языка. Ф. И. Буслаев создал полноценную методическую систему преподавания родного языка, и идеи этого труда актуальны до сих пор. Методист считал, что преподавание должно строиться на постоянной практике (на упражнениях), тексты следует брать из лучших образцов классической литературы, а сам процесс обучения должен привести к осознанному применению правил грамматики. Ученик, по мнению ученого, еще до школы обладает грамматическими умениями, а задача школы — привести его знания в систему, научить их осознавать и в нужный момент пользоваться ими. Приобретя лингвистические знания и умения, он должен «потом уже возвыситься» до осознания форм и законов языка [Буслаев 2019: 35-39].

Многие педагоги и после Ф. И. Буслаева также говорили о ключевой роли языка в познании мира, ведь именно язык дает детям первые представления об окружающей действительности и лежит в основе обучения всем остальным предметам. Осмысление самих явлений языка и особенностей их функционирования в тексте развивает лингвистическое мышление учащихся, формирует свой взгляд на мир через язык (лингвистическое мировоззрение), а приобщение к языковым знаниям и овладение языковыми умениями постепенно становится частью сознания учащихся. Об этом рассуждали в своих научных трудах К. Д. Ушинский, М. Т. Баранов и современные ученые-методисты: Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина, Т. В. На-польнова, Э. В. Криворотова, О. Е. Дроздова и др.

Принципы, цели и задачи когнитивного обучения русскому языку

Сознательность, активность и развитие — основные «киты» когнитивного обучения, на которых должна строиться вся методическая система русского языка.

Принципы, на которых базируется когнитивный подход, диктуют и цели обучения русскому языку. И одной из первых целей должно стать формирование языкового сознания как части лингвистического мировоззрения. М. Т. Баранов, автор учебников по русскому языку для школы и вуза, подчеркивал важность формирования у школьников лингвистического мировоззрения, т. е. взгляда на «язык как объективную часть мира ...коммуникативную систему» [Методика 2001: 23]

Сейчас это не указывается во ФГОС и ПООП, но многие ученые-методисты продолжают традицию, заложенную в трудах Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского и М. Т. Баранова, расширяя понятие «лингвистическое мировоззрение» с разных сторон: аксиологической, подразумевающей формирование ценностного отношения к языку и речи (А. Д. Дейкина), развитие языковой личности в процессе обучения (Н. М. Шанский), активизация познавательной активности учащихся в процессе обучения русскому языку (Т. В. Напольнова), развитие лингвистического мышления (Э. В. Криворотова), русский язык как метапредмет, средство познания мира (О. Е. Дроздова).

Рассмотрим связь когнитивного подхода в обучении русскому языку в школе с современными тенденциями в лингвистике. Когнитивная лингвистика ставит на первый план человеческое познание, изучает механизмы его осуществления через когнитивные способности: умение работать с языковой информацией (воспринимать, запоминать, пользоваться ею в нужный момент), помогает устанавливать связи (причинно-следственные, исторические и другие) между языковыми процессами, осуществляет ментальные операции с языковыми конструкциями, помогает осуществлять анализ и сравнение концептов — языковые, культурные (этнокультурные), ментальные представления людей об окружающей действительности, изучает механизмы восприятия и порождения устной и письменной речи, описывает правила языковой логики, порождение языковой интуиции, догадки, характеризует процесс

погружения в другой язык (на всех этапах его изучения) и т. п.

Следовательно, с точки зрения когнитивной лингвистики, цели обучения должны быть другими в отличие от ФГОС и программ, которые ориентируются на ФГОС:

• формирование языкового сознания и ме-таязыкового сознания: что включает в себя «взгляд на мир через язык» [Дроздова 2019: 6], отражение внеязыковой действительности в ментальных языковых образованиях, постижение частных языков различных наук (литературы, истории, биологии и др.), рассмотрение языка через призму определенной этнокультуры;

• развитие лингвистического и критического мышления, ставящее во главу угла осознанное владение языком и речью, что в свою очередь требует развития всех когнитивных способностей человека: логики, воображения, памяти, креативности, мыслительных и коммуникативных умений;

• воспитание средствами языка (гражданско-патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое и др.) особенно важно для воспитания любви к своей стране, своему народу, своему языку, чтобы не только сформировать полноценную языковую личность, но «получить» на выходе из школы настоящего Человека, способного и мыслить, и сопереживать. Эмоциональный и социальный интеллект также важен, как и другие виды интеллекта (в психологии их выделяют от 8 до 10 видов).

Все три цели возможно реализовывать лишь в том случае, если на первом месте в обучении будет стоять ценностное отношение к языку, — это, по А.Д. Дейкиной, — «мысль о языке как духовной культуре»[Дейкина 2019: 49]. Воспитание духовно-нравственное, эстетическое и эмоциональное способствует «активному овладению и владению языком, осознанию роли языка для личностного развития, выработке и поддержанию норм в использовании языка в речевой коммуникации его но-

сителей, потребности в совершенствовании личностью своей языковой компетентности и целесообразной речевой активности» [Дейкина 2019 :30].Бережное отношение к родному языку, понимание языка в контексте русской культуры как его неотъемлемой части, осознание богатства и красоты средств языка, силы слова и способности правильно пользоваться языковыми и речевыми возможностями следует формировать с начальной школы и развивать в средних и старших классах.

Методы и приемы когнитивного обучения. Понятие когнитивной компетенции в школьном образовании

Основными методами и приёмами когнитивного направления в обучении русскому языку могут служить развивающие, проблемные и коммуникативные. Развивающее обучение базируется на проблемном, поэтому основными методами будут проблемный вопрос, создание проблемной ситуации, решение поисковых (познавательных) задач, исследовательский метод (активного поиска), эвристическая беседа, среди коммуникативных — решение речемысли-тельных задач (термин Е. И. Пассова), конструирование (реконструирование) диалога, высказывания, дискурса, письменного первичного и вторичного текста.

В программах по русскому языку и во ФГОС развитие определенных качеств личности в процессе обучения неразрывно связано с овладением различными компетенциями: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Овладение данными компетенциями должно обеспечивать и развитие языковых, лингвистических, коммуникативных и культуроведческих умений [Программа 2020].

Сравним школьное образование в Германии, где «для учебного плана каждого образовательного учреждения разрабатываются следующие компетенции деятельности — Ьапё1и^8котре1еп2 (готовность, способность решать задачи, оценивать результаты), рег8опа1котре1ем — личностные компетенции (готовность, способность оценивать пути развития в различных областях жизнедеятельности),

когнитивные компетенции — 8аеЬкотре1еп2 (способность думать и действовать эффективным способом, развивая познавательные, функциональные компетенции) и социальные компетенции — во21аекотре1ем (способность действовать нравственно, ответственно, развитие «я» — концепции)» [Потанина 2011]. Как видим, в учебных программах Германии обязательно присутствует когнитивная компетенция.

Рассмотрим понятие когнитивной компетенции в школьном образовании России.

Когнитивной компетенции во ФГОС нет, однако есть познавательные УУД, которые подразумевают формирование и развитие общепредметных умений, связанных с умением ставить и достигать свои цели, осознавать свои действия (их последовательность и результат), выражать свои мысли устно или письменно, систематизировать полученные знания, умения читать и понимать прочитанное, трансформировать вычлененную из текста информацию в соответствии с заданием, выдвигать гипотезу, строить доказательство, делать выводы и т. п. Также в научных трудах современных ученых РФ описывается познавательная и учебно-познавательная компетенция (Т. В. Иванова, И.А. Зимняя, В. Л. Кошелева, А. А. Пинский, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, Т. В. Шамардина).

Однако с нашей точки зрения, понятие когнитивная компетенция шире, поскольку включает не только процесс познания, но и процесс осознания полученных знаний, восприятие, осмысление, хранение и переработку информации, активную мыслительную деятельность, направленную на поиск оптимального решения, рефлексию собственной и чужой деятельности. Остановимся на следующем определении: «Когнитивная компетенция — это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения. Таким образом, когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения студента, представляет следствие его развития и саморазвития» [Пантелеева 2015: 1447].

На основе данного определения можно выделить следующие когнитивные умения:

• добывать знания, пополнять их;

• осознанно применять знания, пользоваться сформированными умениями в нужной ситуации;

• планировать дальнейшие шаги (действия), обдумывать гипотезы;

• наблюдать, делать выводы, принимать решения;

• создавать и менять алгоритм действий;

• оценивать результат своей деятельности.

Перечисленные когнитивные умения развиваются в результате применения когнитивного обучения в процессе учебной деятельности.

Сущность когнитивного подхода в обучении — обеспечить понимание, как и для чего используются в речи языковые единицы, развить осознанное отношение к языку. Обращаясь к поэтическому тексту на уроке русского языка, учитель предлагает не только прочитать текст и сделать его анализ, но и выявить языковые единицы, осознать их взаимосвязь, функции, роль в построении «ткани произведения».

Реализация когнитивного подхода на уроках русского языка через обращение к художественному тексту

Рассмотрим направления когнитивного подхода, связанные с предъявлением художественного текста в качестве дидактического материала на уроке.

Когнитивный подход в обучении можно разделить на следующие направления: семантический, функциональный, коммуникативный, системный [Дейкина 2019: 104].

Семантико-когнитивное направление «от языка к смыслу» можно положить в основу анализа художественного текста. Разные методы: метод компонентного анализа лексического значения, анализ лексико-семантических единиц, который может быть положен в основу познания фрейма, описательный, сопоставительный, сравнительный методы — возможно использовать как при анализе лексики / лексической сочетаемости слов художественного текста,

так и при выявлении основных концептов текста.

Если рассматривать когнитивно-функциональное направление в лингвистике, представителями которого являются Т. Б. Алисова, Ф. Брюно, Е. С. Кубрякова, И. И. Мещанинов и др., то функционирование языковых единиц в тексте нужно связать с объектами внеязыковой действительности, их ментальными репрезентациями в тексте и общекультурными концептами, отражающими языковую картину мира.

В рамках функционально-коммуникативного направления уместно говорить о тексте как речевом произведении, об особенностях вовлечения языковых знаний в речевую деятельность, об отборе соответствующих средств языка для составления собственного высказывания или текста.

Системная лингвистика (системология по Г. П. Мельникову) обязана своим появлением Ф. де Соссюру, рассматривающему язык как уровневую систему. Также различные взаимосвязи между языковыми единицами как элементами языковой системы описывались в трудах Р. Якобсона, Г. П. Мельникова, М. А. К. Хал-лидея и др. В художественном тексте все уровни языка взаимосвязаны, и легче всего построить такие лингвистические задания, которые помогут учащимся осознать их роль в создании «ткани» произведения.

Теоретические положения каждого направления по-разному реализуются в практике преподавания русского языка. Учитывая специфику нашего исследования, рассмотрим пример работы с поэтическим текстом на уроке русского языка — конспект урока по русскому языку на тему: Заглавие. Основная мысль текста. Урок усвоения новых знаний 5, 6 класс (в зависимости от УМК)

Цели урока: познакомить с понятиями «тема» и основная мысль (или идея) текста; научить определять тему и основную мысль текста, разводить их; развивать умение озаглавливать текст, развивать коммуникативные умения учащихся. Способствовать развитию лингвистического мышления и когнитивных способно-

Планируемые образовательные результаты:

Виды универсальных учебных действий

Личностные • стремление создавать собственное монологическое высказывание, соблюдать в процессе его создания основные нормы русского литературного языка и правописания. • формирование уважительного отношения к культуре, языку, людям. • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия: восприятие текста как произведения искусства, потребность в самовыражении через слово. • стремление к личностному развитию: приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные • познавательные: • смысловое чтение: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ; • умение устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • регулятивные: • определение степени успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка); • коммуникативные: • оформление своих мыслей в устной и письменной форме; • построение монологического высказывания и обоснование своей точки зрения.

Предметные • развитие устной и письменной речи учащихся: отвечать на вопросы, строить собственное связное монологическое высказывание. • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области: • знать и уметь различать тему и основную мысль произведения; озаглавливать текст, осознавать значение заглавия для дальнейшего понимания смысла текста; • уметь выразительно читать, анализировать текст. • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения. • развитие понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической синонимии и использование их в собственной речи.

стей учащихся: памяти, мышления, воображения, речи.Воспитать интерес к русской поэзии, к родному языку;

Технологии: проблемного обучения, диалогового взаимодействия, личностно ориентированного обучения.

Методы обучения: творческий (рассуждение о текстах с составлением собственного высказывания, решение проблемных задач), эвристиче-

ская беседа, построенная с помощью проблемных вопросов, исследовательский (самостоятельный поиск ответа на поисковые задачи).

Виды учебной деятельности на уроке: ^ выразительное чтение стихотворений, выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение их значения, устные и письменные

ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге;

^ характеристика лирических героев, их нравственная оценка,

^ умение давать трактовку произведению, ориентируясь на прочитанное, основную мысль автора.

Ход урока

Мотивация учащихся. Сегодня мы с вами, дети, познакомимся с одним из стихотворений Н. Гумилева — «Капитаны».

Для начала расскажу немного о самом поэте.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) был ярким представителем литературы Серебряного века, его творчество можно назвать особенным. В его стихах много запоминающихся и загадочных образов. Основными темами стихов Н. Гумилева были любовь, искусство, жизнь и смерть. Кроме того, в его творчестве встречаются и «географические» стихи, например, про Африку, где он неоднократно бывал. У него практически невозможно найти стихи на политические темы. Это кажется странным, т. к. он был добровольцем и участником Первой мировой войны. Состоял в браке с известной поэтессой — Анной Ахматовой. У них был сын — Лев, но в 1914 году супруги развелись. Поездки за границу, арест и война не помешали Николаю Степановичу Гумилеву написать множество стихов и пьес, которые и по сей день остаются актуальными и будоражат умы читателей.

На доске записано новое понятие: Серебряный век — название периода в русской литературе конца XIX — начала XX века.

Учитель выразительно читает вслух отрывок из стихотворения «Капитаны» Н. Гумилева. На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель, Чья не пылью затерянных хартий, — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь

Актуализация знаний. Постановка целей

урока

Что такое тема текста? Основная мысль? На примере данного отрывка покажите разницу между темой / основной мыслью = идеей. Тема: романтика путешествий. Идея: жизнь — бурное море, в котором нужно быть «дерзким» капитаном с «уверенным взглядом». Задание учащимся: чему будет посвящен сегодняшний урок?

Первичная проверка понимания.

Форма работы: коллективная, устная. Вид работы: решение лингвистических поисковых задач.

К данному тексту мы составили языковые задания, которые иллюстрируют разные направления в лингвистике.

Лингвистическая семантика помогает учащимся определить лексическое значение слов, увидеть возможные вариации их значения в зависимости от контекста, осознать влияние отдельных слов на смысл всего текста. Покажем это на следующем примере: задача 1. Объясните значение слов: «мальстремы», «хартия», «дерзостный». Подберите к данным словам синонимы, сравните подобранные вами синонимы с авторскими. Почему поэт подобрал именно эти слова для описания мореплавателей?

Функциональная лингвистика раскрывает роль определенных языковых единиц в тексте. На примере того же стихотворения можно раскрыть функции имен прилагательных в речи (при описании пейзажа) Задача 2. Какие прилагательные помогают поэту нарисовать окружающий пейзаж? Выпишите их. Подберите 2-3 прилагательных к слову «море». Сделайте вывод: для чего используются прилагательные в тексте?

Коммуникативная лингвистика исследует различия в функционировании языкового явления в разных коммуникативных ситуациях; покажем, как в зависимости от цели коммуникативного высказывания меняются и предложения по цели высказывания. Задача 3. Представьте, что вы видите перед собой отважных капитанов. Обратитесь к ним с призывом к отплытию. Какие слова помогут вам в этом? Какие предложения по цели высказывания и по интонации вы используете?

Первичное усвоение новых знаний.

Прочитайте отрывок из стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Куропатки». Объясните на примере данного отрывка тему текста. Отражает заголовок тему или главную мыль текста? *(Для желающих, творческое здание: продолжите текст так, чтобы в нем появилась новая мысль, например, о взаимовыручке птиц. Предложите свой заголовок с учетом изменения текста). Форма работы: коллективная, устная.

«Целая семейка молодых куропаток — штук двадцать — столпилась в густом жнивье. Они жмутся друг к дружке, роются в рыхлой земле, счастливы. Вдруг их вспугивает собака — они дружно, разом взлетают; раздается выстрел — и одна из куропаток, с подбитым крылом, вся израненная, падает — и, с трудом волоча лапки, забивается в куст полыни».

Проблемное усвоение новых знаний

Форма работы: индивидуальная (текст на доске или на партах) письменная. Вид работы: решение лингвистических поисковых задач, составленных в соответствии с темой урока и направлениями когнитивной лингвистики. Системная лингвистика поможет учащимся осознать внутрипредметные связи единиц языка и межпредметные связи, т. е. связь языка с другими науками. Проиллюстрируем это в следующей задаче.

Задача 1. Прочитайте выразительно следующее стихотворение. Попробуйте определить его название или предложить свое. Определите тему и основную мысль в следующем тексте:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

По плечу молодцу всё тяжёлое.

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

И.С. Никитин.

Задача 2. (Лингвистическая семантика).

Объясните значения слов в тексте: «пашня», «ракиты», «пахарь», «соха». Как называются такие слова? Ко всем ли из них можно современные синонимы? Что помогают описать эти слова?

Задача 3. (Функциональная лингвистика). Обратите внимание на выделенные слова. Какое языковое средство выразительности использует поэт? Допишите свои слова, составив словосочетания со словами: .+ облака; кудри +.; макушки +...(коммуникативная лингвистика) Можно ли включить полученные словосочетания в предложения и составить текст? Запишите текст, озаглавьте его.

Первичное закрепление.

Давайте заполним таблицу по итогам наших наблюдений.

Форма работы: коллективная, письменная.

Автор, название Тема стихотворения Основная мысль (идея) стихотворения

1.

Рефлексия.Поведение итогов урока.

Какую тему мы сегодня с вами изучали? Какой вид работы вам показался легким / интересным? С какими трудностями вы столкнулись? Что осталось непонятным?

Домашнее задание. Определите тему и основную мысль в следующих произведениях: «Я пришел к тебе с приветом.» (А. А. Фет), «Анчар» (А. С. Пушкин).

Выводы к уроку: когнитивный подход на данном уроке реализуется с помощью построения поисковых (проблемных) задач на языковом материале, которые направлены на лингвисти-

ческий анализ текста. В ходе урока развиваются разные компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная и когнитивная.

Поскольку обучение всегда опирается на овладение не только определенными знаниями, но и умениями, мы выявили следующие

текстовые когнитивные умения:

• воспринимать, обрабатывать, запоминать и воспроизводить в определенный момент нужную информацию из текста;

• генерировать в своем воображении идеи, моделировать — создавать и трансформировать образы, слова, фразы, тексты, менять свои представления, преобразуя окружающую действительность;

• выявлять смысл в слове, предложении, тексте, определять причинно-следственные связи между разными явлениями, строить рассуждение на основе тезиса, выдвигать гипотезу, подбирать необходимые для аргументации собственной позиции языковые факты в исходном тексте и др.;

• реконструировать текст (переделывать исходный текст и создав ать св ой вторичный текст на его основе), сравнивать тексты разных стилей и т. п.;

• строить собственное высказывание, связанное с интерпретацией текста, оценкой героев (событий) текста и т. п.;

• решать проблемные задания, поисковые лингвистические задачи, направленные на осмысление разнообразных языковых явлений, понимать их функции в тексте;

• составлять устное / письменное высказывание (ответ) на лингвистическую тему, осмысленно употреблять слова и выражения в собственной речи, владеть языковыми средствами выразительности и т. д.

Выводы

Таким образом, поэтический текст используется в качестве средства познания языка и функций его единиц в речи; на его основе рассматриваются различные языковые единицы и их функции в произведении, осуществляется приобщение к русской культуре. Анализ, редактирование и конструирование текста помогают учащимся

овладеть различными видами речевой деятельности.

Поисковые лингвистические задачи дают учителю возможность совместить процесс актуализации знаний с объяснением нового материала, а учащимся помогают осваивать приемы логического мышления, способствуют развитию их устной и письменной речи, активизируют самостоятельность учащихся в освоении языковых явлений.

Следовательно, реализация когнитивного подхода в обучении позволяет учащимся осознать, как пользоваться имеющимися языковыми знаниями и применять их в новой, измененной ситуации, учит рефлексии собственной деятельности, развивает творческие способности.

ИСТОЧНИКИ:

Методика 2001 — Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.

Программа 2020 — Программа курса «Русский язык». 5-9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 80 с. (ФГОС. Инновационная школа).

Русский язык 2015 — Русский язык. 5 класс. Учебник для общеообразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2015. 192 с.

ЛИТЕРАТУРА

Буслаев 2019 — Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 266 с.

Дейкина 2019 — Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. Москва: МПГУ, 2019. 210 с.

Дроздова 2019 — Дроздова О. Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку. Русский язык в школе. 2019, (1): 3-9.

Пантелеева 2015 — Пантелеева З. В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации». Молодой ученый. 2015, (11 (91)): 1446-1450. URL: https://moluch.ru/archive/91/19310/ (дата обращения: 10.06.2020).

Потанина 2011 — Потанина О.В. Формирование когнитивной компетенции слушателей подготовительных курсов вузов. Автореферат дис.на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Т. Ульянова, 2011.

REFERENCES

Буслаев 2019 — Buslaev F. I. On teaching the Russian language. Moscow, Yurait Publ., 2019. 266 p. (in Russian).

Дейкина 2019 — Deikina A. D. Axiological methods of teaching the Russian language. Moscow, MPGU Publ., 2019. 210 p. (in Russian).

Дроздова 2019 — Drozdova O.E. Axiological approach as a source of meta-subject teaching of the Russian language. Russkii iazyk v shkole. 2019, (1): 3-9. (in Russian).

Пантелеева 2015 — Panteleeva Z.V. Technology for measuring the levels of formation of cognitive and professional competencies of a student in the discipline "Economics of organization". Molodoi uchenyi. 2015, (11 (91)): 14461450. URL: https://moluch.ru/archive/91/19310/ (accessed: 10.06.2020).

Potanina O.V. (2011) Formation of cognitive competence of students of preparatory courses of universities. Extended abstract of candidate's thesis, Pedagogical. Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, 2011. (in Russian)

[хроники]

Алексей Варламов встретился с преподавателями РКИ

Известный российский писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века, ректор Литературного института, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», вице-президент РОПРЯЛ, профессор Алексей Николаевич Варламов провел 23 апреля творческую встречу в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена.

Встреча состоялась в Зимнем саду Фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федоровны Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Событие состоялось в рамках международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», проводимой Институтом русского языка как иностранного данного университета.

На встрече Алексей Николаевич Варламов рассказал о чертах современной литературной ситуации в России, о творческой свободе автора, о преемственности литературной традиции, о поколении молодых писателей, которые обучаются в Литературном институте, о своем интересе к жанру писательской биографии. Гость встречи поделился воспоминаниями о своей студенческой юности на отделении РКИ Московского государственного университета, рассказал о первых пробах и ошибках на ниве преподавания русского языка как иностранного, о возможностях исполь-

зования текстов литературных произведений в преподавании русского языка.

Органичным продолжением творческой встречи стала презентация нового учебного пособия по чтению для иностранных учащихся «Круговорот», содержащего адаптированные тексты и системы упражнений по работе с ними. В пособие вошли тексты современных российских писателей: Игоря Гамазина, Дмитрия Ермакова, Сергея Протасова, Евгения Шкловского, Евгения Чешир-ко, Алексея Варламова, Захара Прилепина, Наринэ Абгарян. Пособие увидело свет в этом году в издательстве «Русский язык. Курсы». От имени авторского коллектива новинку представила доцент Института русского языка и культуры Московского государственного университета Наталья Вадимовна Варламова, которая поделилась с коллегами методическими находками и наблюдениями.

Книга вызвала живой интерес участников встречи. Обсуждение вопросов и тем, озвученных на встрече с А.Н. Варламовым и Н.В. Варламовой, продолжилось и после официального окончания творческой встречи.

Мероприятие проходило в очно-дистанционном формате и сопровождалось трансляцией на проекте Good Russian. С полной видеозаписью трансляции можно ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/uUc5zr2C7KU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.