Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в Актюбинской области Казахстана в годы Великой Отечественной войны'

Организация учебного процесса в Актюбинской области Казахстана в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Актюбинская область / Великая Отечественная война / народное образование / педагогический состав / организация учебной работы / учебно-воспитательная работа / школа / Aktobe region / Great Patriotic War / national education / pedagogical staff / organization of educational work / teaching and educational work / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич

Фрагментарные сведения, имеющиеся в средствах массовой информации о проблеме школьного образования в годы Великой Отечественной войны на территории Актюбинской области Казахстана, побудили автора к поиску архивной документации о военной истории, содержащей интересный фактический материал, который в последующем может быть использован исследователями для углубленного изучения проблемы. В статье освещается народное образование в годы Великой Отечественной войны на примере одного учебного года. Исследование дает возможность проследить на конкретном историческом опыте развитие общеобразовательной школы в трудных условиях войны, раскрыть проблемы образовательных учреждений, выявить основные направления в работе школы. В статье прослежен процесс перестройки учебно-воспитательной работы в условиях военного времени. Отмечено идейно-политическое и патриотическое воспитание молодежи. Показано значение охвата всех детей школьного возраста обязательным обучением. Раскрыта деятельность педагогического состава в условиях военного времени, отражена роль учительства в реализации программы всеобуча. Актуализируется проблема кадровой политики в области образования. С помощью новых источников восстанавливается объективная история Актюбинской области в суровые годы военных испытаний. Наличие статистических данных позволило нам определить динамику развития образовательной сферы в рассматриваемый период. Особого внимания заслуживает характеристика государственной политики руководства школой в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков. Дана оценка работе актюбинских педагогов, сумевших справиться в столь нелегкое время и выполнить поставленную советским правительством задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN THE AKTOBE REGION, KAZAKHSTAN, DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The fragmentary information available in the mass media about the problem of school education during the Great Patriotic War in the territory of the Aktobe region of Kazakhstan prompted the author to search for archival documentation of military history containing interesting factual material that researchers can later use to study the problem in depth. The article highlights the national education during the Great Patriotic War on the example of one academic year. The study makes it possible to trace the development of a comprehensive school under hard war conditions, to uncover the problems of educational institutions, and to identify the main directions in the work of the school. The paper traces the process of restructuring the educational work in wartime. The ideological, political and patriotic education of young people was highlighted. The importance of involving all school-age children in compulsory education is shown. The activity of the teaching staff in wartime is revealed; the role of teachers in the implementation of the universal education program is reflected. The problem of the personnel policy in the sphere of education is being updated. With the help of new sources, the objective history of the Aktobe region in the harsh years of war is being restored. The availability of statistical data allowed us to determine the dynamics of the development of education in the period under consideration. Special attention should be paid to the characteristics of the state policy of school leadership in the spiritual, moral and patriotic education of children and adolescents. An assessment of Aktobe teachers’ work who managed to cope with the task set by the Soviet government in such a difficult time was made.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в Актюбинской области Казахстана в годы Великой Отечественной войны»

DOI 10.24411/2223-0564-2019-10106 В.С. Ешпанов УДК 94:38

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Фрагментарные сведения, имеющиеся в средствах массовой информации о проблеме школьного образования в годы Великой Отечественной войны на территории Актюбинской области Казахстана, побудили автора к поиску архивной документации о военной истории, содержащей интересный фактический материал, который в последующем может быть использован исследователями для углубленного изучения проблемы. В статье освещается народное образование в годы Великой Отечественной войны на примере одного учебного года. Исследование дает возможность проследить на конкретном историческом опыте развитие общеобразовательной школы в трудных условиях войны, раскрыть проблемы образовательных учреждений, выявить основные направления в работе школы. В статье прослежен процесс перестройки учебно-воспитательной работы в условиях военного времени. Отмечено идейно-политическое и патриотическое воспитание молодежи. Показано значение охвата всех детей школьного возраста обязательным обучением. Раскрыта деятельность педагогического состава в условиях военного времени, отражена роль учительства в реализации программы всеобуча. Актуализируется проблема кадровой политики в области образования.

С помощью новых источников восстанавливается объективная история Актюбинской области в суровые годы военных испытаний. Наличие статистических данных позволило нам определить динамику развития образовательной сферы в рассматриваемый период. Особого внимания заслуживает характеристика государственной политики руководства школой в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков. Дана оценка работе актюбинских педагогов, сумевших справиться в столь нелегкое время и выполнить поставленную советским правительством задачу.

Ключевые слова: Актюбинская область, Великая Отечественная война, народное образование, педагогический состав, организация учебной работы, учебно-воспитательная работа, школа

Vladimir S. Eshpanov

school organization and management in the aktobe region,

KAZAKHSTAN, DuRING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract

The fragmentary information available in the mass media about the problem of school education during the Great Patriotic War in the territory of the Aktobe region of Kazakhstan prompted the author to search for archival documentation of military history containing interesting factual material that researchers can later use to study the problem in depth. The article highlights the national education during the Great Patriotic War on the example of one academic year. The study makes it possible to trace the development of a comprehensive school under hard war conditions, to uncover the problems of educational institutions, and to identify the main directions in the work of the school. The paper traces the process of restructuring the educational work in wartime. The ideological, political and patriotic education of young people was highlighted. The importance of involving all school-age children in

Ешпанов Владимир Сарсембаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры социальногуманитарных дисциплин Актюбинского университета им. Сактагана Баишева (Актобе, Казахстан), e-mail: [email protected]

Vladimir S. Eshpanov, Dr. Sc. (History), Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Aktobe University Named after Saktagan Baishev (Aktobe, Kazakhstan), e-mail: [email protected]

compulsory education is shown. The activity of the teaching staff in wartime is revealed; the role of teachers in the implementation of the universal education program is reflected. The problem of the personnel policy in the sphere of education is being updated.

With the help of new sources, the objective history of the Aktobe region in the harsh years of war is being restored. The availability of statistical data allowed us to determine the dynamics of the development of education in the period under consideration. Special attention should be paid to the characteristics of the state policy of school leadership in the spiritual, moral and patriotic education of children and adolescents. An assessment of Aktobe teachers’ work who managed to cope with the task set by the Soviet government in such a difficult time was made.

Key words: Aktobe region, Great Patriotic War, national education, pedagogical staff, organization of educational work, teaching and educational work, school

Великая Отечественная война внесла коррективы в систему народного образования Актюбин-ской области с учетом предшествующих военных лет, что не могло не сказаться в новом 1943-1944 учебном году. Война затронула осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения школ из западных районов в восточные, уход учителей в армию, вовлечение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на фронт их родителей.

К началу 1943-1944 учебного года численность учеников города Актюбинск составляла 5433, на конец учебного года - 3926. За отчетный период выбыло из школ по следующим причинам: за выездом родителей - 998, переведено в другие школы - 6, исключены - 11, по болезни - 83, устроились на работу - 184, из-за отсутствия одежды и обуви - 242, поступили в ФЗО -62, по другим причинам - 13. Количество не обучавшихся в этом учебном году составило 242 человека, учеников, возвращенных в школу за год, - 103 [1].

В целях исполнения закона о всеобуче в школах были проведены следующие мероприятия. Каждая школа перед началом учебного года переписала детей дошкольного возраста в своем микрорайоне и выделила тех, кто не имел возможности посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. В течение каждой четверти учителя проводили подворные обходы для выявления неохваченных школой детей. Тяжелые условия зимы снизили посещаемость школы учениками, но в основном учащиеся посещали школу удовлетворительно, только в конце 3-й четверти в связи с оттепелью и разливом воды отмечалось резкое понижение посещаемости из-за отсутствия соответствующей обуви. Городской отдел образования Актюбинской области через городскую детскую комиссию оказал следующую помощь детям

фронтовиков. Им было выдано: 728 пар обуви, верхнего платья - 950 комплектов, стеганок -325 штук, теплых шапок - 2000 штук, меховых бурок - 50 пар, тапочек - 50 пар, валенок -40 пар. Несмотря на эти мероприятия, школы города имели отсев из-за отсутствия одежды и обуви, т.к. полученные товары не могли удовлетворить потребности всех нуждающихся. Городской отдел в течение отчетного периода проверял по разделу всеобуча все школы города, на что имеются специальные акты исследования [2]. По приказу отдела образования охваченные школой дети были прикреплены к школам своего района и классам. Учебный год в классах начался не в одно время: для 1-5 классов с 1 сентября, а для 6-10 классов с 1 октября. Это объясняется участием учеников старших классов в сельхозработах. Дисциплина учащихся была удовлетворительной, хотя были исключения по школам за грубое нарушение правил поведения. Например, из школы № 11 были исключены 4 учащихся, из школы № 14 - 1, из школы № 13 - 5, из школы № 9 - 1. Школы города в основном работали в две смены заисключением №№ 10, 11, 13, которые имели следующий распорядок дня: первая смена с 8.00 часов утра до 12.00 часов дня, вторая -с 12.00 до 14.30 и третья - с 15.00 и до 20.00 часов вечера. По школам был введен караул с учащимися 7-9 классов [3].

В 1943-1944 учебном году в Актюбинске в собственных зданиях занимались следующие школы: №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14. Помещения школ №№ 7, 8, 9, 10, 13 частично использовали военные организации и другие учреждения. Например, в школах № 9 и № 13 второй этаж был занят военной частью, на втором этаже школы № 10 располагалось общежитие ФЗО. Школьных зданий, занятых другими организациями, не было. Из вышеизложенного видно, что большинство школ города не располагали своими здания-

ми полностью, что отрицательно сказывалось на учебно-воспитательной работе [4].

Ограниченность учебных помещений по ряду школ не дала возможности своевременно и полностью развернуть кружковую и другую внеклассную работу. Все школы города, кроме № 8, нуждались в капитальном ремонте. Хотя к началу учебного года они были подготовлены, но во всех школах был проведен только текущий ремонт, лишь в школе № 8 - капитальный. К концу года большинство из них пришли к разрушению. В течение января и февраля школьные здания почти не отапливались из-за отсутствия топлива, что отрицательно отразилось на всей работе школ. Кроме Курашасайской и школы № 8 при комбинате НКВД, все остальные школы не получали топлива полностью. Из-за отсутствия света в январе и частично в феврале 1944 года уроки в школах с двумя и тремя сменами приходилось сокращать. В сильные морозы в школах №№ 4, 6, 7, 9, 10, 11, 13 длительность учебных уроков составляла 30-40 минут [5].

К началу 1943-1944 учебного года и до конца учебного года школы недостаточно были обеспечены учебными пособиями, учебниками и программами, особенно не хватало учебников по английскому языку для 5-7 классов, географии для 9 класса, литературе для 7 класса, естествознанию для 9 класса, истории для 5-8 классов, задачников для 3-4 классов, книг для чтения для 1 класса на русском и казахском языках. Большие перебои наблюдались в снабжении тетрадями. В 1-й четверти школы выдавали тетради всем классам, но в недостаточном количестве. В течение 2-й четверти большинство школ не имели тетрадей, а письменные работы выполняли на обрывках бумаги, устаревших учебниках и газетах, отсутствие тетрадей сорвало намеченные письменные работы по русскому языку, литературе и математике. В начале 3-й и 4-й четвертей тетрадями школы снабжались достаточно. В течение 1-й четверти школы ощущали большой недостаток в программах Наркомпроса, они были получены только во время январских каникул, но в недостаточном количестве.

Всего по городу Актюбинск работало 167 учителей: с высшим образованием - 34 педагога, с незаконченным высшим - 52, со средним - 75, с незаконченным средним - 6.

Таким образом, мы видим, что существенной проблемой была нехватка квалифицированных кадров в системе образования. Данный аспект

привлекал значительное внимание органов образования и государственных органов власти.

Учителя работали по государственным программам Наркомпроса и производственным планам, утвержденным общегородскими методическими объединениями. На методических совещаниях все программы были пересмотрены, планы уточнены. По всем предметам и школам программы выполнены. В течение 3-й четверти были небольшие отставания по школам №№ 8, 9, 10, 13 из-за болезни учителей [6].

Во всех школах города и области была установлена пятибалльная цифровая система. Социалистическое соревнование было прекращено по разделам учебно-воспитательной работы после приказа Наркомпроса. При проверке школ и инспектировании (через посещение уроков, личный опрос учащихся, беседы с директорами и завучами, а также с преподавателями, проверку классных журналов и письменных работ учащихся) было выявлено выполнение пятибалльной системы и объективность оценок [7].

Результаты проверки показали, что во всех школах проведены педсоветы, на которых обсуждались вопросы о введении пятибалльной системы. Это заметно улучшило качество работы учителей и дало возможность предъявить учащимся более строгие требования.

Как видим, воспитательная работа проводилась в духе советского времени, с элементами социалистического соревнования и коммунистической идеологии.

В военное время перед школой были поставлены следующие задачи:

1. Охватить всех детей школьного возраста обучением и не допускать отсева без уважительных причин.

2. Обеспечить повседневный педагогический надзор за детьми, усилить заботу об их здоровье, жизни и быте.

3. Добиться прочных знаний у учащихся по всем предметам и обеспечить их коммунистическое воспитание.

4. Развивать у учащихся благородное чувство патриотизма, любовь и преданность к Родине и жгучую ненависть к фашистам.

5. Воспитать у учащихся готовность к труду и обороне.

6. Вовлечь учащихся в общественно-практическую работу, направленную на помощь фронту, на скорейший разгром врага.

На протяжении учебного года школы работали над решением этих основных задач.

Недостатки по народному образованию, указанные в постановлении Х пленума ЦК КП(б) Казахстана, еще в большей степени имелись в школах Актюбинской области [8]. В результате неудовлетворительной работы областного, районных отделов народного образования, отсутствия должного внимания со стороны местных партийных, советских органов к делу осуществления всеобуча школьная сеть области сократилась с 711 школ в 1939-1940 учебном году до 544 в 1943-1944 учебном году. Особенно значительному сокращению подвергалась сеть казахских школ: с 424 в 1940-1941 учебном году до 334 в 1943-1944 учебном году [9]. В результате отсутствия настойчивой повседневной работы со стороны областного, районных отделов народного образования, РК КП(б) Казахстана и исполкомов райсоветов депутатов трудящихся постановления СНК СССР от 23.07.1943 г. «Об ответственности работников областного, районных отделов образования» и СНК Казахской ССР и ЦК КП(б) Казахстана от 12.08.1943 г. «О возврате учителей, работающих не по специальности, на учительскую работу» не выполнены: в области продолжали работать не по специальности 208 учителей, а возвращено в течение года на педагогическую работу только 51. В это же время из-за отсутствия учителей в ряде школ не преподавались некоторые предметы [10].

Качество учебно-воспитательной работы и знаний учащихся все еще не соответствовало требованиям правительства. Учебное оборудование школ не сохранялось должным образом, и даже крупные средние школы не имели элементарного оборудования для опытов и практической работы. Была значительно ослаблена работа по антирелигиозному и интернациональному воспитанию, имелись случаи проявления антисемитизма в школах Актюбинска [11].

Знания учащихся не были глубокими и прочными. Из 3926 учащихся г. Актюбинск не переведены в следующий класс 670 учеников, в Джурунском районе из 1164 человек - 219, в Хобдинском районе из 1540 - 213. В Темирской средней школе в 4 классе из 14 человек 8 не выполнили итоговую работу по тексту Наркомпроса по русскому языку, в 7 классе из 8 учеников - 5 и т.д. [12]. Указания о перестройке учебных работ в школах области не были полностью реализованы, а в некоторых школах часть учителей даже не

были знакомы с ними. Контроль за работой школ и учителей, практическая методическая помощь им со стороны областного, районных отделов народного образования были совершенно неудовлетворительными. Заведующие районными отделами образования и школьные инспектора редко бывали в школах и продолжали использовать командировки, не связанные с их прямой работой. Райкомы КП(б) Казахстана, исполкомы райсоветов и местные партийные органы мало занимались вопросами полного осуществления всеобуча, в лучшем случае оказывали помощь школе только в хозяйственных делах. В большинстве райсоветов не было издано обязательных постановлений о мерах воздействия на родителей, не выполняющих закона о всеобуче [13].

Основная причина большого отсева учащихся - материальные трудности, главным образом отсутствие обуви и одежды. Эти причины могли быть в значительной степени устранены при условии мобилизации всей общественности на помощь школе и учащимся. Большую помощь в этом деле оказали пришкольные участки, продукция с которых могла быть использована на горячие завтраки в школах. Несмотря на ряд указаний Исполкома райсоветов о том, чтобы каждая школа имела свой пришкольный участок, за что колхозы должны будут нести ответственность, все же большинство школ области таких участков не имели [14]. К тому же очень слабо шло возвращение учителей, работающих не по специальности. Необходимо было не позднее августа всем руководителям предприятий и учреждений передать учителей, работающих не по специальности, в введение органов народного образования.

Не все руководители районов помогали работе детских домов. К таким можно отнести руководителей Уилского, Иргизского районов. В детдомах помещались дети, потерявшие своих родителей, особенно на фронте. Казалось бы, этого достаточно для того, чтобы оказать им всемерную помощь со стороны районных организаций. В некоторых случаях пытались выйти из положения за счет детдомов. Например, часто мобилизовали рабочий скот или работников детдомов на выполнение сельскохозяйственных работ в колхозы, забывая, что каждый детдом имел свое подсобное хозяйство, начальникам было необходимо выполнять весь комплекс сельскохозяйственных работ. Плохо обстояло дело со снабжением детдомов хлебом и продтоварами.

Несмотря на ряд принятых решений Исполкома областного совета, указаний Исполкома и Обкома, детские дома не дополучали свои фонды, дети Иргизского, Уилского детдомов по несколько дней сидели без хлеба [15].

Плохо работали политпросветучреждения в аулах и селах. Культурно-массовая работа клубов и кружковая самодеятельность не стала на службу выполнения очередных сельскохозяйственных задач.

Повышение уровня образования и материально-технической базы школ области было крупнейшей социальной задачей политических органов власти, т.к. это отражало общее направление развития системы образования в стране.

Таким образом, говоря о развитии народного образования Актюбинской области в рассматриваемый период Великой Отечественной войны, следует отметить как положительные, так и отрицательные стороны. К достижениям военного времени можно отнести возвращение в систему образования трудовой подготовки школьников, вовлечение их в общественно полезную деятельность, в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства.

К недочетам можно отнести следующее: во-первых, в системе образования области наблюдались трудности, связанные с материальнотехническими и финансовыми вопросами. Во-вторых, кадровый состав образования области требовал повышения квалификации и улучшения условий работы учителей, а также для обучения учащихся. Несмотря на эти сложности, военные годы отобразили истинную картину подготовленности народного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Актюбинской области (ГААО). Ф. 281.Оп. 1. Д. 253. Л. 8.

2. ГААО. Ф. 281.Оп. 1. Д. 253. Л. 39.

3. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 253. Л. 16.

4. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 124. Л. 32.

5. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 255. Л. 17.

6. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 244. Л. 69.

7. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 244. Л. 78.

8. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 244. Л. 25.

9. ГААО. Ф. 13. Оп. 8. Д. 16. Л. 97.

10. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 27. Л. 38.

11. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 27. Л. 45.

12. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 255. Л. 49.

13. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 245. Л. 58.

14. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 260. Л. 31.

15. ГААО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 255. Л. 100.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj arkhiv Aktyubinskoy oblasti (GAAO). F. 281. Op. 1. D. 253. L. 8 [The State Archives of the Aktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 253. Page 8] (in Russ.).

2. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 253. L. 39 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 253. Page 39] (in Russ.).

3. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 253. L. 16 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 253. Page 16] (in Russ.).

4. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 124. L. 32 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 124. Page 32] (in Russ.).

5. GAAO. F 281. Op. 1. D. 255. L. 17 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 255. Page 17] (in Russ.).

6. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 244. L. 69 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 244. Page 69] (in Russ.).

7. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 244. L. 78 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 244. Page 78] (in Russ.).

8. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 244. L. 25 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 244. Page 25] (in Russ.).

9. GAAO. F. 13. Op. 8. D. 16. L. 97 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 13. Bordereau 8. Individual file 16. Page 97] (in Russ.).

10. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 27. L. 38 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 27. Page 38] (in Russ.).

11. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 27. L. 45 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 27. Page 45] (in Russ.).

12. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 255. L. 49 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 255. Page 49] (in Russ.).

13. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 245. L. 58 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 245. Page 58] (in Russ.).

14. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 260. L. 31 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 260. Page 31] (in Russ.).

15. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 255. L. 100 [The State Archives of the Aktobe Region. fund 281. Bordereau 1. Individual file 255. Page 100] (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.