ОБЗОРЫ. СООБЩЕНИЯ
Ж ¿ГЙ, Ж ЛЧ iJ% /V. ЛЧ лч Ж Ж .мс, ж .14 Ж ж ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Л".
М.Н. Фархшатов УДК 28(09)
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ ВНУТРЕННЕЙ РОССИИ ВОЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ В 1895-1896 ГГ.: ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ*
Аннотация
В статье впервые подробно освещаются история проведения Вольным экономическим обществом (ВЭО) на рубеже Х1Х-ХХ вв. первого статистического обследования традиционных школ мусульман Внутренней России и основные его результаты. Начальные народные школы, в т.ч. конфессиональные, попали в поле зрения общественности в связи с обсуждением вопроса о введении в стране обязательного всеобщего начального образования (всеобуч). Это потребовало точного знания наличной численности училищ и их доступности для населения. В 1895-1896 гг Комитет грамотности собрал путем специального анкетирования общие сведения обо всех начальных школах за 1893/1894 учебный год, а также провел 17 января 1895 г. общеимперскую их перепись. Первая часть собранных сведений была обработана и издана, материалы же школьной переписи остались неразработанными и частично сохранились в архиве ВЭО. Эти первоисточники в совокупности дают уникальную возможность проследить масштабы «мусульманского всеобуча» в стране к началу двадцатого столетия.
Ключевые слова: Российская империя, мусульмане, Вольное экономическое общество, школьная перепись, анкета, мектеб, медресе, мусульманская школа
Marsil N. Farkhshatov
STATISTICAL SURVEY OF MUSLIM SCHOOLS IN THE RUSSIAN EMPIRE
BY THE FREE ECONOMIC SOCIETY IN 1895-1896:
THE HISTORY OF ITS IMPLEMENTATION AND MAIN RESULTS
Abstract
The article deals with the history of a statistical survey of traditional Muslim schools in the Inner Russia carried out by the Free Economic Society at the turn of the 19th and 20th centuries and its main results. Primary public schools, including faith-based ones, drew public attention in connection with the discussion on the introduction of compulsory universal primary education in the country. This required precise number of schools and their accessibility to the public. In 1895-1896 the Literacy Committee collected general information about all primary schools for the 1893/1894 school year by way of forwarding special profiles and held their empire-wide census on January 17, 1895. The first part of the collected data was processed and published while materials of the school census remained unprocessed and were partially stored in the archives
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 15-11-02022 «Мусульманские школы Внутренней России: очаги традиционализма и проводники интеграции башкир и татар в имперское пространство (XVIII - начало ХХ в.)».
Фархшатов Марсиль Нуруллович, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Marsil'N. Farkhshatov, Cand.Sc. (History), Head of the Department of History and History ofCulture of Bashkortostan, Institute of History, Language and Literature of the Ufa Scientific Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: [email protected]
© Фархшатов М.Н., 2017
of the Free Economic Society. These primary sources in their entirety give a unique opportunity to trace the extent of the Muslim compulsory education in the country by the beginning of the 20th century.
Key words: Russian Empire, Muslims, Free Economic Society, school census, questionnaire, Maktab, madrassah, Islamic school
Вольное экономическое общество (ВЭО) было организовано в 1765 г. с целью «исправления земледелия и домостроительства» в стране. Его деятельность положила начало сбору цифровых сведений о многих отраслях народного хозяйства [9, с 10-16; 14, с. 36-94].
В ноябре 1893 г. секретарь Совета Комитета грамотности Вольного экономического общества В.И. Чарнолуский поднял вопрос о проведении полномасштабного изучения состояния начального образования по всей империи [8, с. 6; 9, с. 16]. Мотивом послужило полное отсутствие достоверных сведений о народных училищах. Министерство народного просвещения и Святейший Синод, которые преимущественно ведали начальными школами империи, как правило, оперировали неполными и трудносопоставимыми данными [11, с. 7, 12-14; 13, с. 7-26].
Школьной переписи предшествовала обстоятельная подготовка. Была создана особая Комиссия (после упразднения Комитета грамотности она вошла в состав Третьего отделения Общества)1, которая после многочисленных дискуссий и практических шагов решила разделить исследование на две самостоятельные части. Первая предполагала сбор общих сведений о состоянии начального образования в стране за 1893-1894 учебный год. Для этого были составлены две формы бланка: для списков училищ каждого уезда и города с 15 параграфами-вопросами на двух страницах с возможностью добавления новых страниц, смотря по числу учебных заведений (см., например, заполненный список о 78 мусульманских школах Стерлита-макского уезда Уфимской губернии [5, л. 30-36]), а также программы-анкеты в виде двухстраничной таблицы для сводных данных о положении народного образования в уездах и городах (см., например, заполненный список об 11 медресе г. Казань и 150 мектебах Казанского уезда [2, л. 50], 46 медресе и 114 мектебах Бирского уезда Уфимской губернии [4, л. 3]).
Вторая (основная) часть работ должна была заключаться в проведении 17 января 1895 г. общеимперской однодневной переписи начальных училищ. Особые бланки для такой переписи, содержащие для сельских местностей 69, а для городов 50 параграфов, рассылались напрямую в каждую школу для заполнения самими народными учителями [13, с. 27].
На местах инициативу Комитета грамотности поддержали, в т.ч. относительно учета мусульманских школ. Тем не менее не все адресаты смогли откликнуться на нее из-за отсутствия необходимых данных о мектебах и медресе. Вторым препятствием являлось неблагоприятное расположение общественного настроения среди мусульман из-за усиления надзора со стороны правительства над их традиционными учебными заведениями.
Разработка полученных материалов велась по двум направлениям: обработка 1) уездных и городских программ-анкет и списков и 2) школьных переписных бланков. К концу апреля 1898 г. в распоряжении Комиссии находились 39 345 переписных школьных бланков, что составляло более 90% всех существующих в России организованных начальных школ [13, с. 31].
Относительно «неорганизованных» начальных училищ, в т.ч. мусульманских, преобладали донесения с констатацией факта, что на местах отсутствуют достоверные сведения [3, л. 5].
Полноценных данных часто не оказывалось и у учебных властей. Об этом, например, сообщает 26 мая 1898 г. директор народных училищ Оренбургской губернии [6, л. 33 об.].
Вторая часть работы - разработка и сводка собранных данных школьной переписи по постановлению Общего собрания ВЭО была передана в состоявшую при Третьем отделении Статистическую комиссию. Результаты обследования начали публиковать с 1900 г. Во второй отдел первого тома вошли и материалы о низших «неорганизованных» училищах империи, в т.ч. о мусульманских учеб-
1 В состав Комиссии по исследованию народного образования в России входили известные специалисты и общественные деятели: К.К. Бауер, К.А. Вернер, Н.А. Окунев, В.И. Покровский, Д.И. Рихтер, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, В.И. Яковенко и др. Председателем ее был В.И. Покровский, секретарем - В.И. Чарнолуский, казначеем -Н.А. Окунев. Заведование всеми работами по обследованию начальных училищ, а также издание его результатов были поручены Г.А. Фальборку и В.И. Чарнолускому. Правила деятельности Комиссии была утверждена на заседании Общего собрания Вольного экономического общества 15 января 1898 г
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ ВНУТРЕННЕЙ РОССИИ
67
ных заведениях Европейской России - мектебах, медресе и др. Разработчики объединили все кора-нические училища в одну группу [10, с. Х]. В целом, по данным на 1 января 1894 г., по всей России училищ при мечетях числилось 12 954 с 271 046 обучающимися [10, с. XI]2. В последующие три тома издания3 сведения о мусульманских школах не вошли, скорее всего, из-за неудовлетворительного качества полученных с мест материалов, касающихся внутренней организации мектебов и медресе.
Территориально мусульманские школы страны были сосредоточены в основном в Урало-Поволжье, Крыму, Средней Азии и Казахстане, на Кавказе. По приведенным ниже сведениям о мектебах и медресе Европейской России видно, что по количеству «примечетских»4 школ лидировали Уфимская, Казанская, Таврическая и Оренбургская губернии, в которых доля мусульман в составе всего населения была значи-
тельной, соответственно 49,88%, 29,16%, 13,18% и 22,84 % [12, с. 14-15] (табл. 1).
На 1 января 1895 г. во Внутренней России мусульманских школ было всего учтено 3 294, что составляло четвертую часть (24,43%) всех «при-мечетских» школ империи. Их учительский контингент объединял 4 012 чел. Обучением было охвачено 136 822 детей (в т.ч. 32 888 девочек). По переписи 1897 г., мусульман во внутренних губерниях страны насчитывалось около 3,5 млн чел. [10, с. 14-15]. Получается, что двумя годами ранее удельный вес школьников среди них составлял около 3,83%. В дореволюционной отечественной школьной статистике норма детей школьного возраста определялась в 6-7% [7, с. 73]. Это значит, что в конце XIX столетия башкиры и татары находились уже приблизительно на полпути осуществления начального «всеобуча», что являлось притягательным примером для многих других этносов региона.
Таблица 1
Мусульманские школы Внутренней России по данным исследования Вольного экономического общества на 1 января 1895 г.*
№ п/п Губерния/ область Мектебы и медресе Учителя Учащиеся
всех женского пола
абс. %
1 Астраханская 113 142 3 293 495 15,03
2 Вятская 170 200 7 849 2 767 35,25
3 Казанская 714 1 114 33 907 12 527 36,95
4 Нижегородская 44 44 3 102 0 0
5 Оренбургская 206 215 7 562 45 0,60
6 Пензенская 90 92 2 934 628 21,40
7 Пермская 120 122 4 478 1 101 24,59
8 Самарская 241 282 13 897 3 683 26,50
9 Саратовская 108 108 6 070 0 0
10 Симбирская 128 139 5 202 325 6,25
11 Таврическая 532 585 12 370 4 549 36,77
12 Уфимская 780 882 34 177 6 583 19,26
13 Прочие** 48 87 1 981 185 9,34
Всего 3 294 4 012 136 822 32 888 24,04
* Составлена по: [10, с. 351].
** Рязанская, Тамбовская и Костромская губернии и область Войска Донского.
2 Для сравнения с другими «неорганизованными» училищами: на то же время школ грамоты ведомства Св. Синода было зафиксировано 17 207, а еврейских хедер - 13 683, соответственно с 402 152 и 201 964 учащимися [10, с. XI]. Всех же «организованных» школ в стране числилось тогда 44 545 с 5 784 865 учащимися [10, с. VII, IX].
3 Не все из 8 запланированных томов результатов обработки материалов, доставленных местными учреждениями и лицами, ведавшими делом начального образования, а также сведений, почерпнутых из печатных источников, увидели свет. Не был опубликован и анонсированный исторический очерк всероссийского исследования народного образования, впервые осуществленного Вольным экономическим обществом [10, с. V].
4 Примечетские школы объединяли в дореволюционный период традиционные учебные заведения мусульман Внутренней Россиий (мектебы и медресе), которые существовали легально и автономно за счет самих прихожан.
Материалы второй части школьной переписи, т.е. однодневной переписи начальных школ, остались не разработанными и не опубликованными. Часть из них сохранилась в фонде ВЭО в Российском государственном историческом архиве. В них содержится ценная информация, в т.ч. касающаяся образования мусульман. Сохранились переписные бланки и по отдельным мусульманским школам, в первую очередь, по городским медресе и мектебам. Например, таковые в наличии по пяти из всех шести медресе г. Оренбург, медресе при Первой и Второй соборных мечетях г. Стерлитамак.
К сожалению, переписных бланков по отдельным медресе было представлено с мест совсем немного, не все они попали в архивохранилища. Показательны сравнительные данные по двум мусульманским учебным заведениям Оренбурга - при Первой и Шестой соборных мечетях. Первое медресе было одним из известных традиционных (кадимистских, или старометод-ных) коранических школ, второе - называемое Хусаиновским по имени учредителей меценатов братьев Хусаиновых - вошло в историю как одно из самых популярных реформированных (джа-дидистских, или новометодных) учебных заведений мусульман Урало-Поволжья.
26 апреля 1896 г. ахун Альметев, заведующий медресе при Первой оренбургской мечети, сообщал, что его школа была основана в 1845 г., помещается в здании, принадлежащем приходу, подробных сведений о расходе и приходе средств не имеется, ученики - в возрасте от 9 лет и старше 60, все мужского пола, срок обучения не определен, из наличных учащихся 1-й год обучаются 5,
2-й - 26, 3-й - 14 и 4-й - 15, учебные планы отсутствуют, учитель, окончивший медресе, содержания не получает и т.д. Он также приписал, что «никаких особенных наук на других языках как кроме татарского и арабского не преподается» [1, л. 82-84 об., 117-118 об.].
В свою очередь Г. Еникеев, один из учителей Хусаиновского медресе, 30 апреля 1896 г. представил такие сведения: учебное заведение основано в 1890 г., его годовое содержание обходится в 5 тыс. руб., из них 2 490 руб. расходуются на оплату труда учителей, учащихся в возрасте от восьми и старше - 120, все мужского пола (один из них сарт по национальности, т.е. узбек), из наличных учащихся 1-й год обучаются 15, 2-й - 33,
3-й - 30, 4-й - 27, 5-й - 4, 6 й - 3, учебных дней 192 и т.д. [1, л. 120-121].
Перед нами предстают два совершенно разных училища: первое - школа, основанная на традициях, не имеющая письменно зафиксированной программы и распорядка учебного процесса, содержащаяся «миром»; второе - медресе, организованное уже на европейских началах (со своим бюджетом, учебным планом и персоналом, классно-урочной системой преподавания и т.п.).
Первое всероссийское исследование начального образования, по словам его организаторов, явилось «в полном смысле слова мирским делом», которое положило начало научной отечественной школьной статистике. Результаты обследования впервые ознакомили общественность страны с действительным положением народного образования и оказались полезными для укрепления в обществе мнения о необходимости введения в стране всеобщего школьного обучения.
Школьная перепись 1895-1896 гг. ВЭО впервые охватила также начальные училища мусульманских подданных империи. Начинание
B.И. Чарнолуского и его единомышленников по изучению мусульманских школ на более высоком уровне продолжили в начале ХХ в. многие земские учреждения, которые внесли свою лепту не только в развитие всей отечественной статистики, но и подвели общественное мнение о возможности и необходимости включения мекте-бов и медресе в государственную школьную сеть [см., например: 7].
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 91. Оп. 3. Д. 626.
2. РГИА. Ф. 91. Оп. 3. Д. 758.
3. РГИА. Ф. 91. Оп. 3. Д. 762.
4. РГИА. Ф. 91. Оп. 3. Д. 792.
5. РГИА. Ф. 91. Оп. 3. Д. 975.
6. РГИА. Ф. 91. Оп. 3. Д. 977.
7. Азаматова Г.Б. Анкеты мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии как источник по истории примечетской системы образования начала ХХ века // Проблемы востоковедения. 2015. № 4 (70).
C. 71-74.
8. Дедловская М.Ю. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.И. Чарнолуского (1865-1941) на реформирование
народного образования: автореф. дис.....канд. пед.
наук. М., 2003. 16 с.
9. Кулябко-Корецкий Н.Г. Краткий исторический очерк деятельности В. Э. общества со време-
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ ВНУТРЕННЕЙ РОССИИ
69
ни его основания, преимущественно в деле собирания и разработки статистических сведений о России и распространении знаний в населении. СПб.: Тип. В. Демакова, [1897]. 18 с.
10. Начальное народное образование в России = Enseignement primaire populaire au Russia / под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского: в 4 т. СПб.: Тип. т-ва «Народная польза», [1900]. Т. 1. ХХ. 407 с.
11. Ольденбург Ф.Ф. Народные школы Европейской России в 1892-93 году: стат. очерк. СПб.: Изд. ред. журн. «Русский начальный учитель», 1896. 91 с.
12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: Краткие общие сведения по империи: Распределение населения по главнейшим сословиям, вероисповеданиям, родному языку и по некоторым занятиям / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Паровая типо-лит. Н.Л. Ныркина, 1905. 43 с.
13. ФальборкГ.А., Чарнолуский В.И. Отчет о положении исследования народного образования в России, производимого Вольным экономическим обществом в связи с общим положением школьной статистики в России. СПб.: Тип. В. Демакова, [1898]. 43 с.
14. Ходнев А.И. История Императорского Вольного экономического общества с 1765 до 1865 года. СПб.: Тип. Тов-ва «Общественная польза», 1865. 667 с.
REFERENCES
1. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 91. Op. 3. D. 626 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 626] (In Russ.).
2. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F 91. Op. 3. D. 758 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 758] (In Russ.).
3. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 91. Op. 3. D. 762 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 762] (In Russ.).
4. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 91. Op. 3. D. 792 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 792] (In Russ.).
5. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 91. Op. 3. D. 975 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 975] (In Russ.).
6. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 91. Op. 3. D. 977 [The Russian State Historical Archives. Fund 91. Bordereau 3. Individual File 977] (In Russ.).
7. Azamatova, G.B. Ankety musul'manskikh shkol Osinskogo uyezda Permskoy gubernii kak istochnik po istorii primechetskoy sistemy obrazovaniya nachala XXveka [Questionnaires of Muslim Schools of the Osinsky District, the Perm Province, as a Source on the History of Moslem Education System of the Early 20th Century].
Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies Journal. Ufa, 2015, no. 4 (70), pp. 71-75 (In Russ.).
8. Dedlovskaya, M.Yu. Obshchestvenno-pedagogiches-kaya deyatel'nost' i pedagogicheskiye vzglyady VI. Char-noluskogo (1865-1941) na reformirovaniye narodnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Socio-pedagogical Activity and Pedagogical Views of VI. Char-nolusky (1865-1941) on the Reform of Public Education. Abstract of Ph.D. Thesis]. Moscow, 2003, 16 p. (In Russ.).
9. Kulyabko-Koretskiy, N.G. Kratkiy istoricheskiy ocherk deyatel'nosti V. E. obshchestva so vremeni yego osnovaniya, preimushchestvenno v dele sobiraniya i razrabotki statisticheskikh svedeniy o Rossii i ras-prostranenii znaniy v naselenii [A Brief Historical Sketch of the Activities of Free Economic Society Since Its Foundation, Mainly in Collecting and Processing Statistical Data on Russia and the Dissemination of Knowledge among the Population]. Saint-Petersburg, V. Demakov's printing house, [1897], 18 p. (In Russ.).
10. Nachal'noye narodnoye obrazovaniye v Rossii: v 4 t. [Elementary Public Education in Russia. In 4 Vol.]. Ed. by G. Falbork and V. Charnoluskiy. Saint- Petersburg, Narodnaya pol'za company press, [1900], Vol. 1, XX, 407 p. (In Russ.).
11. Oldenburg, F.F. Narodnyye shkoly Yevropeyskoy Rossii v 1892-93 godu: stat. ocherk [Public Schools of European Russia in 1892-93: Statistical Review]. Saint-Petersburg, Russkiy nachal'nyy uchitel' Journal press, 1896, 91 p. (In Russ.).
12. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii, 1897g.: Kratkiye obshchiye svedeniya po imperii: Raspredeleniye naseleniya po glavneyshim sosloviyam, veroispovedaniyam, rodnomu yazyku i po nekotorym zanyatiyam [The First National Census of the Russian Empire, 1897: Brief Overview across Empire: Population Distribution According to the Main Estates, Religion, Mother Tongue, and Some Economic Activities]. Saint-Petersburg, N. Nyrkin's press, 1905, 43 p. (In Russ.).
13. Falbork, G.A., Charnoluskiy V.I. Otchet o polozhenii issledovaniya narodnogo obrazovaniya v Rossii, proizvodimogo Vol'nym ekonomicheskim obshchestvom v svyazi s obshchim polozheniyem shkol'noy statistiki v Rossii [Report on the National Education Research in Russia Produced by the Free Economic Society in Connection with the General Situation of School Statistics in Russia]. Saint-Petersburg, V Demakov's printing house, [1898], 43 p. (In Russ.).
14. Khodnev, A.I. Istoriya Imperatorskogo Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva s 1765 do 1865 goda [History of the Imperial Free Economic Society from 1765 till 1865]. Saint-Petersburg, Obshchestvennaya pol'za company press, 1865, 667 p. (In Russ.).