УДК 371.2 ББК 74.202.78
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Виноградова И.А.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье описана система организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, представлено содержание и условия осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выделены урочные и внеурочные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, определены роли и функции обучающихся, педагогов и родителей.
Ключевые слова учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, проекты, учебные исследования.
Изменения в современной системе образования приводят к необходимости организации образовательного процесса с использованием различных форм урочной и внеурочной деятельности с целью создания оптимальных условий для развития учащихся и педагогов. Одним из вариантов создания таких условий является внедрение в практику образования таких форм организации учебной деятельности, как проектная и учебно-исследовательская деятельность.
В учебно-исследовательской и проектной деятельности удовлетворяются образовательные потребности обучающихся, создаются условия для развития, самореализации учащихся и педагогов.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность выступают элементами творческой среды, в которой главными являются интеллектуальная активность, инициатива самих учащихся. В проектной и учебно-исследовательской деятельности реализуются возможности творить, создавать «новое» знание, формируется познавательный интерес к изучаемому объекту и к такому способу деятельности, который способствует развитию творческого потенциала личности. Реализация в школе практики исследовательского и проектного обучения позволяет решить задачу интеграции образовательной и научной деятельности.
* Ведущий научный сотрудник лаборатории предметно-пространственной среды и проектного творчества, кандидат психологических наук, доцент.
Все указанное определяет необходимость осуществления системной работы по учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования.
Эффективность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности во многом определяется пониманием сущности и специфики проводимых форм работы в связи с этим считаем необходимым остановиться на определении того, что мы понимаем по учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
Проектная деятельность - целенаправленная деятельность, связанная с решением практической задачи, предполагающая создание некоего продукта. Проектная деятельность отличается четким следованием составленному плану, распределением ролей. Проектная деятельность ориентирована на цель и ожидаемые результаты.
Исследовательская деятельность - деятельность, предполагающая получение нового знания, поиск ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением в ходе реализации этапов исследования. Исследовательская деятельность в большей степени ориентирована на процесс поиска нового, решение исследовательской задачи.
В проектной и исследовательской деятельности реализуется потребность творить, создавать «новое» знание, формируется познавательный интерес к изучаемому объекту и к такому способу деятельности, который способствует развитию творческого потенциала личности.
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность (целенаправленная активность), направленная на овладение новым знанием путем осуществления основных этапов исследования в учебных целях и ориентированная на изменения самого действующего субъекта (учащегося), заключающиеся в формировании исследовательских навыков, навыков познания окружающей действительности.
В качестве отличительной характеристики учебно-исследовательской деятельности является получение субъективно нового знания. В основе учебно-исследовательской деятельности лежит использование учебного исследования как дидактического средства для достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).
В образовательной практике широко применяют различные виды проектов: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный проекты; монопредметный, метапред-метный (междисциплинарный) проекты.
Актуальным в современной педагогической практике является создание междисциплинарных проектов. Особенностью междисциплинарных проектов являются интеграция учебного содержания разных дисциплин, возможность использования междисциплинарных методов исследования. Междисциплинарные проекты развивают целостное миропонимание и системное мышление. Они позволяют учитывать образовательные потребности, инте-
ресы и возможности различных категорий учащихся. Вариантом успешного создания междисциплинарного проекта, в котором учащиеся с различными видами интересов, направленностей и способностей могут объединить свои усилия, может выступать совместный проект «Театр». В проекте «Театр» могут объединиться учащиеся с литературными, актерскими задатками, учащиеся с дизайнерскими наклонностями, изучающими историю, искусство. Неограниченные возможности группового взаимодействия содержит проект «Архитектура», объединяющий учащихся с интересами в области истории, архитектуры, строительства, археологии.
Возможна организация и проведение проектов по предметным областям: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Важным, в плане организации системной работы по созданию обучающимися, педагогами и родителями проектов и проведению исследований, является выделение этапов учебно-исследовательской и проектной деятельности соответствует структурной организации любой деятельности. Этапы осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности:
1. Мотивационно-целевой этап - формулируется проблема, обосновывается ее выбор, обозначается актуальность исследования или проекта, определяются тема, цель и задачи, область и предмет работы.
2. Организационный этап включает в себя определение этапов, методов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3. Содержательно-процессуальный этап заключается в реализации выдвинутой идеи, осуществлении этапов проектной и учебно-исследовательской деятельности. На данном этапе зачастую возникает необходимость в консультациях специалистов определенного профиля. В этом случае педагоги выполняют роль координаторов взаимодействия учащихся со специалистами в определенной профессиональной области.
4. Этап обработки данных предполагает использование качественных и количественных методов обработки полученных результатов. На данном этапе может потребоваться использование математико-статистических методов, что требует углубленных знаний учащихся и привлечения специалистов-математиков.
5. Интерпретационный этап предполагает объяснение полученных фактов и данных.
6. Трансляционно-оформительский этап. На трансляционно-оформитель-ском этапе возникает необходимость создания презентации. Учащиеся должны владеть навыками создания презентаций и знать критерии оценивания презентаций. С этой целью проводятся тренинговые программы «Эффективная презентация проекта», «Презентация результатов исследования» и т.п.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках археологических и исторических экспедиций, обработки архивов и мемуаров; исследований по различным предметным областям (филология, история, психология, социология и т.д.).
7. Рефлексивно-оценочный этап предполагает анализ и оценку осуществленной деятельности, осознание трудностей, проблем, препятствующих успешной реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, определение путей дальнейшего развития посредством осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности.
8. Коррекционный этап включает устранение недочетов, допущенных в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
9. Внедренческий этап завершает цикл осуществления проектной деятельности. Важность этого этапа состоит в возможности учащихся пройти весь путь от зарождения идеи до ее воплощения. Этот этап становится необходимым в плане стимулирования творчества учащихся, зарождения новых идей, разработки идеи, осознания ими смыла осуществляемой деятельности.
Эффективность прохождения этапов проектной и учебно-исследовательской деятельности зависит от сформированности универсальных учебных действий (предметных, метапредметных, личностных. Так, на мотива-ционно-целевом этапе важными являются следующие метапредметные действия: определение и формулирование цели деятельности, способов взаимодействия; осознание возможности использования результатов деятельности в личностном и профессиональном самоопределении.
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности осуществляется по модулям:
Модуль 1. «Тренинг учебно-исследовательских и проектных умений».
Содержание данного модуля может быть представлено тренинговыми и факультативными курсами «Тренинг исследовательских умений», «Методы активизации творческого потенциала», «Техники ТРИЗ», «Развиваем творческое мышление», «Развиваем логическое мышление», «Методы работы с информацией». Цель данных курсов - развитие умений видеть проблемы, умений выдвигать гипотезы, умений классифицировать, развитие навыков экспериментирования, развитие дивергентных функций мышления и т.д. Данный модуль рассчитан на учащихся 5-11 классов.
Данный модуль может реализовываться в урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности данный модуль может реализовываться
педагогом-предметником как отдельный урок или часть урока-исследования, урока-проекта.
Модуль 2. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
В рамках данного модуля учащиеся проводят учебные исследования и осуществляют проекты на интересующие, увлекательные темы. Это могут быть тематики по предметным областям школьной программы, а также по областям знания, не включенным в школьную программу. Цель данного модуля - заинтересовать учащихся, сформировать мотивацию к дальнейшему участию в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Данный модуль предназначен для учащихся 5-7 классов.
В урочной деятельности учащихся возможно использование следующих форм организации исследовательской и проектной деятельности: урок-исследование, урок-проект, урок-практикум, урок-мастерская, урок-мультипликация. Для увеличения времени на выполнение проекта или исследования возможно объединение урочного времени, выделенного на сходные предметные области: филология; общественно-научные предметы; математика и информатика; естественно-научные предметы; искусство; технология; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Во внеурочной деятельности этот модуль может быть реализован в виде мини-курсов, мини-лекций, семинаров, экскурсий, занятий в центрах по интересам.
Модуль 3. «Учебно-исследовательская и проектная деятельность».
В рамках данного модуля учащиеся проводят учебные исследования и осуществляют проекты, требующие глубоких знаний и учета всех требований, предъявляемых к исследованиям и проектам.
Цель данного модуля - формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности, организация сотрудничества с педагогами, сверстниками, представителями других организаций в ходе прохождения этапов учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной деятельности, возможность получения практико-ориентирован-ного результата проводимых исследований и проектов. Данный модуль предназначен для учащихся 8-11 классов.
В рамках данного модуля реализуются следующие формы внеурочной деятельности учащихся:
- научно-практические конференции, онлайн-конференции, конкурсы. Основная цель таких конференций - это обмен опытом, идеями. В ряде случаев участники конференций имеют возможность получить информацию, недостающую для разработки, реализации идеи. При этом следует указать, что предполагается участие учащихся не
только в школьных конференциях, но посещение конференций ученых, изобретателей, выставок научно-технического творчества молодежи. Положительный, стимулирующий эффект взаимодействия на научно-практических конференциях, онлайн-конференциях, конкурсах обусловлен тем фактом, что творчество стимулируется контактами с людьми разного статуса, разного рода занятий, разного уровня творческости;
- научные лагеря (летние, зимние, весенние). В рамках профильной смены учащиеся представляют и обсуждают результаты проектов и исследований, выполненных на базе своих образовательных учреждений;
- учебные (полевые) центры, на базе которых старшеклассники обучаются с использованием проектного подхода. Курируют деятельность данных центров образовательные организации. Полевые учебные центры представляют собой пансионаты на 50-100 человек, где дети находятся от 3 до 7 дней. Цель пребывания в таком пансионате -проведение самостоятельной исследовательской работы в природе. Во время полевого практикума дети работают индивидуально или небольшими группами. Виды выполняемых исследовательских работ - наблюдения, эксперименты в зависимости от специфики проекта. Практикумы проводят сотрудники образовательных центров. Школьные педагоги выполняют только координирующие функции. По окончании практикумов учащиеся защищают свои работы;
- исследовательские экспедиции.
Урочными формами реализации данного модуля могут выступать экспресс-исследования, экспресс-проекты.
Критерии оценивания результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Критерии оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности: четкость формулирования проблемы, цели и задач проекта (исследования), соответствие содержания проекта заявленной теме, целям и задачам; актуальность исследования / проекта, социальное и прикладное значение полученных результатов; глубина осмысления, изучения проблем проекта (исследования); выдвижение гипотез и их обоснование; оригинальность выдвинутых идей, полученных результатов; способность разрабатывать идеи; владение методами исследований, принятыми в данной науке; достаточность методов исследования, использованных в проекте, для решения поставленных автором задач; умение работать с различными источниками информации; умение делать выводы, научность, логичность исследования; применение информационно-коммуникационных технологий; степень самостоятельности в выполнении различных этапов проектной и исследовательской деятельности; степень включенности в групповую работу и
четкость выполнения отведенной роли (для групповых проектов); познавательная активность; инициативность; настойчивость в достижении результата; способность к преодолению трудностей и др.
Специфические критерии оценивания результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности определяются особенностями (различиями) этих видов деятельности.
Для проектной деятельности специфическими критериями являются: наличие продукта проектной деятельности; четкое следование этапам проектной деятельности.
Для учебно-исследовательской деятельности специфическим критерием является новизна полученных данных: новое знание, новые результаты.
Условия осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательном процессе:
- обогащение содержания и использование методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся;
- сотрудничество педагогов с учащимися, стимулирование взаимодействия между учащимися, в том числе разных возрастных категорий и обучающихся в различных образовательных учреждениях;
- использование групповых форм исследовательской и проектной деятельности. Важность групповых форм деятельности обусловлена тем, что взаимодействие между учащимися, обладающими разными точками зрения на проблему, разными стратегиями решения задач, дает стимул к творчеству;
- создание атмосферы поддержки и доверия, поощрение инициативы и самостоятельности учащихся. Креативность успешно развивается в тех видах деятельности, которые поддерживают высокую самооценку, позволяют учащимся самовыразиться, где предоставляется возможность выбора, поощряется самостоятельность. Эффективна для стимулирования творчества категория воспитательных воздействий - «поддержка самовыражения ребенка»;
- социальное признание творчества ребенка, ценности его проектной и исследовательской деятельности. Наиболее полно это условие воплощается в проектах социальной направленности. Например, проект по созданию компьютерной обучающей программы для младших школьников либо проект «Видеорегистрация с антивандальной функцией для школ»;
- развитие исследовательских умений и формирование качеств творческой личности. Реализация данного условия предполагает проведение до начала и в ходе проектной и исследовательской деятельности тренинга или обучающей программы исследовательских и творческих умений учащихся;
- изменение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Педагог, в первую очередь, должен быть педагогом-исследователем и демонстрировать исследовательское поведение во взаимодействии с учащимися. Помимо этого педагог может принимать роли педагога-тьютора (наставника), педагога-консультанта, педагога-координатора;
- изменение системы оценивания деятельности учащихся. При оценивании проектных и исследовательских работ следует использовать критерии, характерные для творческого продукта: оригинальность, продуктивность, гибкость, разработанность и др.;
- обеспечение интеграции образовательной и научной деятельности;
- обеспечение ресурсами проектной и исследовательской деятельности: материально-техническое, учебно-методическое, кадровое обеспечение, информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение.
Для эффективности групповых форм проектной и учебно-исследовательской деятельности важно распределение ролей между учащимися. В качестве варианта организации группы учащихся в проектной и исследовательской деятельности можно использовать следующую типологию:
1. Менеджер-координатор определяет общие цели, руководит процессом принятия решений, направляет группу в сторону достижения целей, анализирует и ищет благоприятные условия для реализации новых идей;
2. Генератор идей - учащийся с развитым воображением, выдвигающий разнообразные оригинальные идеи. Успех генератора идей определяется отношениями с координатором группы;
3. Аналитик (критик) - оценивает идеи, рассматривает возможные варианты, делает выводы;
4. Коммуникатор - стремится объединять и вносить гармонию в отношения между членами группы, строит взаимодействие со сверстниками, педагогами, другими образовательными и научными организациями;
5. Разработчик - преобразует планы в конкретные задачи, которые доступны для решения;
6. Контролер - соотносит цели с полученными результатами;
7. Эрудит - обладает глубокими знаниями по исследуемой проблеме.
Учащиеся 5-6 классов могут выполнять только отдельные роли в учебно-
исследовательской и проектной деятельности. В группе учащихся 9-11 классов с целях эффективности учебно-исследовательской и проектной деятельности целесообразна реализация всех указанных ролевых позиций.
В индивидуальных проектах учащимся необходимо либо сочетать все перечисленные выше роли (что достаточно трудно), либо в этот процесс больше вовлекаются педагоги и родители.
Учебные исследования и проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели (зачем я собираюсь делать этот проект, зачем необходимо проведение исследования?) и этапов работы. При этом важно, чтобы учащийся большую часть этапов осуществлял самостоятельно.
При такой организации учебно-исследовательской и проектной деятельности расширяется функциональное поле деятельности педагогов. Педагог в проектной и учебно-исследовательской деятельности может выполнять следующие функции:
- педагог-координатор обеспечивает включение проектной и исследовательской деятельности в различные виды урочной и внеурочной деятельности; организует взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, вузами, предприятиями, организаторами конференций, выставок, конкурсов. Выступает в роли координатора взаимодействия учащихся со специалистами в определенной профессиональной области;
- педагог-методист владеет высшими образцами известных в науке и практике форм и методов организации проектной и исследовательской деятельности, несет ответственность за методическую сторону организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, оказывает методическую помощь учащимся;
- педагог-исследователь осуществляет собственную научно-исследовательскую или исследовательскую деятельность, изучает эффективные способы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, сопровождает исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
- педагог-тьютор сопровождает индивидуальную образовательную программу учащегося. Его задача - помочь ребенку зафиксировать собственные познавательные интересы, определить предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу;
- педагог-консультант осуществляет консультирование в вопросах организации проектной и исследовательской деятельности, по отдельным тематикам и направлениям проектов и исследований;
- педагог-эксперт является специалистом в профессиональной области, обладает высокой профессиональной / технической экспертизой и знаниями.
Важно поднять вопрос о возможности участия некоторых родителей в проектной и исследовательской деятельности. Родители могут выступать в роли тьютора, консультанта, эксперта.
В целях эффективности учебно-исследовательской и проектной деятельности следует решать вопросы взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями. В качестве такого взаимодействия мы рассматриваем: научные ученические сообщества, сообщества ученых-исследователей, ресурсный центр наставников, центр разработок проектов учащихся, центр молодежного инновационного творчеств, международное движение в поддержку научно-технического досуга молодежи (МИЛСЕТ) и др.
Таким образом, эффективность внедрения в практику работы образовательных организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности определяется следующими условиями: понимание сущности используемых форм работы, системность включения учебных исследований и творческих проектов в урочные и внеурочные формы учебной деятельности, изменений ролей обучающихся и педагогов, взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями в вопросах организации образовательной деятельности образовательной организации.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. - СПб., 2004.
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070507.