Научная статья на тему 'Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии во внеурочное время'

Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии во внеурочное время»

Л. В. Еремеева

Мочалищенская СОШ, Республика Марий Эл

ИКТ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога — развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

Мы стремимся помочь сегодняшним школьникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни; научить их не выживать, а стать личностями, раскрывая свои способности, реализуя свои возможности, занять достойное место в обществе.

Для нас важнее не само знание, а умение им пользоваться. На мой взгляд, главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Образовательная система «Школа 2100» основана на проблемном обучении и использует ряд технологий:

• проблемного диалога;

• продуктивного чтения;

• оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Технология проблемного обучения представляет собой совокупность проблемно-поисковых методов. На этапе поиска решений можно использовать видеокамеру. Например: в 4-м классе на уроках предмета «Театр» при изучении таких тем, как «Мимика», «Жесты», «Диалог», «Монолог», «Наш театр», используются записи детских выступлений на видеокамеру. Цель — развитие умения анализировать свои выступления и адекватно оценивать свою деятельность, тем самым развивая актерское мастерство. Дети выступают в мимических сценках, читают монологи и диалоги на камеру. Просматривая отснятый материал, учащиеся видят все свои недостатки, анализируют свое выступление, тем самым развивая свои актерские таланты и речь. Мы видим, что идет использование технологий проблемного диалога с учителем и технологии оценивания учебных успехов ребенка.

Аналогично снимаются элементы урока, выступления одного учащегося или в паре, сцены из спектакля. Сейчас мы пытаемся поставить спектакль из 15 сцен, но так как учебным планом предусмотрен лишь один урок в неделю, то, конечно, полноценным он не получается. Поэтому пытаемся снять отдельные сцены, а потом соединить в видеоверсию и показать ее ребятам.

Также можно использовать видеокамеру на уроках технологии в любом классе. Поставлена проблема — научиться повязывать платки. Изучив различные способы завязывания по журналам и книгам, самостоятельно просим это сделать на ученице, с целью научить других девочек, снимая на камеру. Они, просматривая видеоматериал, оценивают правильность своей речи, т. е. насколько доступно и понятно дана ими инструкция завязывания платка. Видят свои ошибки, как речевые, так и по инструктированию, и совершенствуют свои способности. Также был отснят материал по завязыванию мужского галстука.

В 10-11-м классах на технологию выделено 0,5 часа. По программе есть одна очень важная тема «Профессиональное самоопределение», где учащиеся знакомятся с самыми распространенными, необходимыми профессиями. Чтобы расширить ряд предложенных профессий, разработан проект по созданию телевизионных программ в школе «Школьное телевидение». Данный проект был представлен на районной научнопрактической конференции учеников «Шаг в науку» в г. Звенигово и кустовой научно-практической конференции учеников «Восхождение» в п. Суслонгер.

М. В. Логинова

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола

Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии

ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В целях формирования критического мышления и умений творчески осваивать способы практической деятельности, в рамках Научного Общества Учащихся школы была создана творческая группа «Виртуальные эрудиты», состоящая из учащихся 8-9-х классов, которым нравился предмет «Химия», и они готовы были заниматься предметом дополнительно.

Ребята увлеченно готовились и участвовали в слете научных обществ «Мы вместе», в городской научнопрактической конференции по химии «Ломоносовский турнир», в «Менделеевских чтениях», был подготовлен

учебно-исследовательский проект «Научный подвиг, какой он?», а в конкурсе электронных презентаций «В содружестве наук: шаги во вселенную» была создана презентация «Одежда для космоса». Новый «Ломоносовский турнир» по химии сподвиг наших учащихся на создание действующего рабочего миниприбора «мышка -исследователь».

Работа по созданию и исследованию возможностей самодельного прибора продолжалась и после участия в «Ломоносовском турнире». Ребята сделали 13 таких миниприборов для проведения практических и лабора -торных работ на уроках химии по темам «Электролиты и неэлектролиты», «Электролиз» в 8-11-х классах. Эти приборы применялись на открытом уроке для учителей Республики и города Йошкар-Олы по теме «Электролиз» во время выполнения лабораторной работы.

Рис. 1. Достоинства «мышки-исследователя»

Рис. 2. «Мышка-исследователь»

Наш вариант прибора значительно меньших размеров, компактен, оригинален его внешний дизайн. Для его изготовления не использовались дорогостоящие материалы. Прибор изготовлен из старой мышки для компьютера , внутри которой была слегка модернизирована электросхема. Соединенные источник питания, модернизированная микросхема и светодиод помещены в сам корпус компьютерной мышки. К хвостику электропровода подсоединены графитовые стержни, извлеченные из простых карандашей, производимых на предприятиях Российской Федерации. Графитовые электроды инертные, нейтральные. Источник питания «Крона» на 9 вольт. Стоимость нашего прибора составляет около 80 рублей.

Прибор прост в применении. Нужно только опустить хвостик мыши (графитовые электроды) в раствор исследуемого вещества. Кликнуть правой или левой кнопкой мышки и придерживать ее. Прибор начинает работать сразу после его включения. Признаки электрохимических явлений, происходящих на электродах (катоде и аноде), хорошо видны невооруженным глазом.

Для изучения электропроводности и электролиза растворов солей, кислот и оснований требуется минимальный объем исследуемого раствора вещества — это маленькая пробирка или бутылочка из-под пенициллина. Прибор можно использовать многократно. Графитовые стержни (если они поломаются) и источник питания «крона» можно менять. Одновременно решается проблема утилизации устаревших проводных мышек.

1. Проверка электропроводности — определение вещества электролита. Прибор очень чувствительный. Светодиод показывает даже очень плохую проводимость дистиллированной воды. (Исследовалась дистил -лированная вода, которая используется для приготовления инъекционных растворов и продается в аптеках в стеклянных ампулах). В растворах сильных электролитов светодиод сильно раскаляется.

Рис. 3. Электропроводность Н2О (дистиллированной), Н2О (водопроводной), 5 % раствора №С1

Если раствор вещества является проводником электрического тока, то светодиод внутри мышки загорается, в противном случае — раствор вещества является проводником электрического тока. Различить сильный и слабый электролит можно по яркости свечения светодиода.

2. Электролиз растворов солей. «Мышка-исследователь» очень хороша для изучения процесса электролиза водных растворов кислот, солей и оснований. Признаки окислительно-восстановительных реакций, происходящие на графитовых инертных электродах, начинают наблюдаться сразу же после включения прибора. Время на проведение опыта — около 1 минуты.

Начало опыта Через 15 с Обнаружение щелочи в растворе

Рис. 4. Электролиз раствора иодида калия — KI (5 % раствор)

Признаки реакции: на катоде выделяется газообразное вещество, на аноде сразу образуется тяжелое вещество коричневого цвета. С помощью индикатора фенолфталеина можно обнаружить в растворе присутствие щелочи, а с помощью крахмала доказать, что коричневое вещество — это йод.

Катодный процесс: 2H2O + 2e ^ 2OH- + Ы2|

Анодный процесс: 2I- — 2e ^ I2j

Уравнение электролиза: 2KI + H2O ^ 2KOH + H2| + I2j

Руководить работой этой команды учителю и легко и трудно. Легко потому, что ребята отзывчивы на все твои предложения, и трудно потому, что планка их требований возрастает по мере того, как они овладевают новыми навыками и умениями. Приходится искать новые интересные для них проекты и вместе их решать.

Н. И. Малеева

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Английский философ Джон Локк писал, что родившийся человек — это чистая доска (tabula rasa), на которой воспитание может написать любые тексты [1, с. 189].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.