Л. В. Еремеева
Мочалищенская СОШ, Республика Марий Эл
ИКТ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога — развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.
Мы стремимся помочь сегодняшним школьникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни; научить их не выживать, а стать личностями, раскрывая свои способности, реализуя свои возможности, занять достойное место в обществе.
Для нас важнее не само знание, а умение им пользоваться. На мой взгляд, главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Образовательная система «Школа 2100» основана на проблемном обучении и использует ряд технологий:
• проблемного диалога;
• продуктивного чтения;
• оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Технология проблемного обучения представляет собой совокупность проблемно-поисковых методов. На этапе поиска решений можно использовать видеокамеру. Например: в 4-м классе на уроках предмета «Театр» при изучении таких тем, как «Мимика», «Жесты», «Диалог», «Монолог», «Наш театр», используются записи детских выступлений на видеокамеру. Цель — развитие умения анализировать свои выступления и адекватно оценивать свою деятельность, тем самым развивая актерское мастерство. Дети выступают в мимических сценках, читают монологи и диалоги на камеру. Просматривая отснятый материал, учащиеся видят все свои недостатки, анализируют свое выступление, тем самым развивая свои актерские таланты и речь. Мы видим, что идет использование технологий проблемного диалога с учителем и технологии оценивания учебных успехов ребенка.
Аналогично снимаются элементы урока, выступления одного учащегося или в паре, сцены из спектакля. Сейчас мы пытаемся поставить спектакль из 15 сцен, но так как учебным планом предусмотрен лишь один урок в неделю, то, конечно, полноценным он не получается. Поэтому пытаемся снять отдельные сцены, а потом соединить в видеоверсию и показать ее ребятам.
Также можно использовать видеокамеру на уроках технологии в любом классе. Поставлена проблема — научиться повязывать платки. Изучив различные способы завязывания по журналам и книгам, самостоятельно просим это сделать на ученице, с целью научить других девочек, снимая на камеру. Они, просматривая видеоматериал, оценивают правильность своей речи, т. е. насколько доступно и понятно дана ими инструкция завязывания платка. Видят свои ошибки, как речевые, так и по инструктированию, и совершенствуют свои способности. Также был отснят материал по завязыванию мужского галстука.
В 10-11-м классах на технологию выделено 0,5 часа. По программе есть одна очень важная тема «Профессиональное самоопределение», где учащиеся знакомятся с самыми распространенными, необходимыми профессиями. Чтобы расширить ряд предложенных профессий, разработан проект по созданию телевизионных программ в школе «Школьное телевидение». Данный проект был представлен на районной научнопрактической конференции учеников «Шаг в науку» в г. Звенигово и кустовой научно-практической конференции учеников «Восхождение» в п. Суслонгер.
М. В. Логинова
Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола
Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В целях формирования критического мышления и умений творчески осваивать способы практической деятельности, в рамках Научного Общества Учащихся школы была создана творческая группа «Виртуальные эрудиты», состоящая из учащихся 8-9-х классов, которым нравился предмет «Химия», и они готовы были заниматься предметом дополнительно.
Ребята увлеченно готовились и участвовали в слете научных обществ «Мы вместе», в городской научнопрактической конференции по химии «Ломоносовский турнир», в «Менделеевских чтениях», был подготовлен
учебно-исследовательский проект «Научный подвиг, какой он?», а в конкурсе электронных презентаций «В содружестве наук: шаги во вселенную» была создана презентация «Одежда для космоса». Новый «Ломоносовский турнир» по химии сподвиг наших учащихся на создание действующего рабочего миниприбора «мышка -исследователь».
Работа по созданию и исследованию возможностей самодельного прибора продолжалась и после участия в «Ломоносовском турнире». Ребята сделали 13 таких миниприборов для проведения практических и лабора -торных работ на уроках химии по темам «Электролиты и неэлектролиты», «Электролиз» в 8-11-х классах. Эти приборы применялись на открытом уроке для учителей Республики и города Йошкар-Олы по теме «Электролиз» во время выполнения лабораторной работы.
Рис. 1. Достоинства «мышки-исследователя»
Рис. 2. «Мышка-исследователь»
Наш вариант прибора значительно меньших размеров, компактен, оригинален его внешний дизайн. Для его изготовления не использовались дорогостоящие материалы. Прибор изготовлен из старой мышки для компьютера , внутри которой была слегка модернизирована электросхема. Соединенные источник питания, модернизированная микросхема и светодиод помещены в сам корпус компьютерной мышки. К хвостику электропровода подсоединены графитовые стержни, извлеченные из простых карандашей, производимых на предприятиях Российской Федерации. Графитовые электроды инертные, нейтральные. Источник питания «Крона» на 9 вольт. Стоимость нашего прибора составляет около 80 рублей.
Прибор прост в применении. Нужно только опустить хвостик мыши (графитовые электроды) в раствор исследуемого вещества. Кликнуть правой или левой кнопкой мышки и придерживать ее. Прибор начинает работать сразу после его включения. Признаки электрохимических явлений, происходящих на электродах (катоде и аноде), хорошо видны невооруженным глазом.
Для изучения электропроводности и электролиза растворов солей, кислот и оснований требуется минимальный объем исследуемого раствора вещества — это маленькая пробирка или бутылочка из-под пенициллина. Прибор можно использовать многократно. Графитовые стержни (если они поломаются) и источник питания «крона» можно менять. Одновременно решается проблема утилизации устаревших проводных мышек.
1. Проверка электропроводности — определение вещества электролита. Прибор очень чувствительный. Светодиод показывает даже очень плохую проводимость дистиллированной воды. (Исследовалась дистил -лированная вода, которая используется для приготовления инъекционных растворов и продается в аптеках в стеклянных ампулах). В растворах сильных электролитов светодиод сильно раскаляется.
Рис. 3. Электропроводность Н2О (дистиллированной), Н2О (водопроводной), 5 % раствора №С1
Если раствор вещества является проводником электрического тока, то светодиод внутри мышки загорается, в противном случае — раствор вещества является проводником электрического тока. Различить сильный и слабый электролит можно по яркости свечения светодиода.
2. Электролиз растворов солей. «Мышка-исследователь» очень хороша для изучения процесса электролиза водных растворов кислот, солей и оснований. Признаки окислительно-восстановительных реакций, происходящие на графитовых инертных электродах, начинают наблюдаться сразу же после включения прибора. Время на проведение опыта — около 1 минуты.
Начало опыта Через 15 с Обнаружение щелочи в растворе
Рис. 4. Электролиз раствора иодида калия — KI (5 % раствор)
Признаки реакции: на катоде выделяется газообразное вещество, на аноде сразу образуется тяжелое вещество коричневого цвета. С помощью индикатора фенолфталеина можно обнаружить в растворе присутствие щелочи, а с помощью крахмала доказать, что коричневое вещество — это йод.
Катодный процесс: 2H2O + 2e ^ 2OH- + Ы2|
Анодный процесс: 2I- — 2e ^ I2j
Уравнение электролиза: 2KI + H2O ^ 2KOH + H2| + I2j
Руководить работой этой команды учителю и легко и трудно. Легко потому, что ребята отзывчивы на все твои предложения, и трудно потому, что планка их требований возрастает по мере того, как они овладевают новыми навыками и умениями. Приходится искать новые интересные для них проекты и вместе их решать.
Н. И. Малеева
Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Английский философ Джон Локк писал, что родившийся человек — это чистая доска (tabula rasa), на которой воспитание может написать любые тексты [1, с. 189].