Л. В. Еремеева
99
Л. В. Еремеева
Мочалищенская СОШ, Республика Марий Эл
ИКТ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога — развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.
Мы стремимся помочь сегодняшним школьникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни; научить их не выживать, а стать личностями, раскрывая свои способности, реализуя свои возможности, занять достойное место в обществе.
Для нас важнее не само знание, а умение им пользоваться. На мой взгляд, главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Образовательная система «Школа 2100» основана на проблемном обучении и использует ряд технологий:
• проблемного диалога;
• продуктивного чтения;
• оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Технология проблемного обучения представляет собой совокупность проблемно-поисковых методов. На этапе поиска решений можно использовать видеокамеру. Например: в 4-м классе на уроках предмета «Театр» при изучении таких тем, как «Мимика», «Жесты», «Диалог», «Монолог», «Наш театр», используются записи детских выступлений на видеокамеру. Цель — развитие умения анализировать свои выступления и адекватно оценивать свою деятельность, тем самым развивая актерское мастерство. Дети выступают в мимических сценках, читают монологи и диалоги на камеру. Просматривая отснятый материал, учащиеся видят все свои недостатки, анализируют свое выступление, тем самым развивая свои актерские таланты и речь. Мы видим, что идет использование технологий проблемного диалога с учителем и технологии оценивания учебных успехов ребенка.
Аналогично снимаются элементы урока, выступления одного учащегося или в паре, сцены из спектакля. Сейчас мы пытаемся поставить спектакль из 15 сцен, но так как учебным планом предусмотрен лишь один урок в неделю, то, конечно, полноценным он не получается. Поэтому пытаемся снять отдельные сцены, а потом соединить в видеоверсию и показать ее ребятам.
Также можно использовать видеокамеру на уроках технологии в любом классе. Поставлена проблема — научиться повязывать платки. Изучив различные способы завязывания по журналам и книгам, самостоятельно просим это сделать на ученице, с целью научить других девочек, снимая на камеру. Они, просматривая видеоматериал, оценивают правильность своей речи, т. е. насколько доступно и понятно дана ими инструкция завязывания платка. Видят свои ошибки, как речевые, так и по инструктированию, и совершенствуют свои способности. Также был отснят материал по завязыванию мужского галстука.
В 10-11-м классах на технологию выделено 0,5 часа. По программе есть одна очень важная тема «Профессиональное самоопределение», где учащиеся знакомятся с самыми распространенными, необходимыми профессиями. Чтобы расширить ряд предложенных профессий, разработан проект по созданию телевизионных программ в школе «Школьное телевидение». Данный проект был представлен на районной научнопрактической конференции учеников «Шаг в науку» в г. Звенигово и кустовой научно-практической конференции учеников «Восхождение» в п. Суслонгер.
М. В. Логинова
Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола
Организация творческой деятельности учащихся при обучении химии
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В целях формирования критического мышления и умений творчески осваивать способы практической деятельности, в рамках Научного Общества Учащихся школы была создана творческая группа «Виртуальные эрудиты», состоящая из учащихся 8-9-х классов, которым нравился предмет «Химия», и они готовы были заниматься предметом дополнительно.
Ребята увлеченно готовились и участвовали в слете научных обществ «Мы вместе», в городской научнопрактической конференции по химии «Ломоносовский турнир», в «Менделеевских чтениях», был подготовлен