Научная статья на тему 'Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе'

Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе»

Инновации в школе

• знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

• умеет изучать опыт учителей-новаторов;

• умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

• умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

• умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

• умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

• умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

• умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

• умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности;

• проявляет активность в саморазвитии; педагога как субъекта исследовательской деятельности, который:

• понимает роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога;

• имеет знания достаточные, чтобы решать исследовательские задачи всех типов;

• с интересом относится к профессии в целом и к исследовательской деятельности в частности, считая это важным для своего будущего;

• самостоятельно ставит исследовательские задачи, регулярно участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально;

Мельникова Е.Л.,

к. психол. н., доцент АПКи ППРО

Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе

Из многочисленных проблем жизни самая человеческая -это проблема выбора. В отечественном образовании еще 10- 15 лет назад проблема выбора практически не стояла: все мы учили детей по одинаковым программам и учебникам. Однако, за последние годы ситуация изменилась кардинально. И образование начала XXI века являет собой весьма пеструю картину: одна традиционная система, две развивающие, а еще модели, комплекты, учебники нового поколения... Выбирай, не хочу.

Чем руководствуется отдельный учитель, делая свой выбор? На первом месте стоит мотив «мне само-

16

• регулярно участвует в конкурсах исследовательских работ;

• выступает с докладами на научных конференциях, семинарах;

• проявляет активность в саморазвитии;

• умеет ставить исследовательские задачи всех типов;

• умеет планировать их решение даже в сложных случаях;

• всегда или почти всегда демонстрирует умение выбрать адекватные методы исследования;

• всегда адекватно оценивает качество исследовательских программ и выявляет большинство их недостатков, если таковые имеются; директора школы как менеджера образования, который:

• знает сущность управленческой деятельности;

• знает методы разработки программ развития образовательных учреждений;

• умеет анализировать и оценивать инновационную обстановку в образовательном учреждении;

• понимает природу, движущие силы и структуру инновационных процессов;

• владеет методами проведения педагогических исследований, организации опытноэкспериментальной работы в сфере образования;

• умеет ставить перспективные цели и разрабатывать стратегию развития;

• умеет организовывать успешное освоение новшеств;

• умеет прогнозировать последствие решений по развитию образовательного учреждения.

му должно быть интересно!». А как выбирает образовательную систему школа в целом, весь педагогический коллектив? В этом случае важнейшим становится соображение преемственности. Причем само слово «преемственность» понимается просто и незатейливо: «учебники для разных звеньев написаны одними и теми же авторами». В таком житейском наблюдении есть доля истины: автор учебника, действительно, как никто другой стремится к четкой передаче эстафетной палочки от дошкольного звена к начальному, от начального - к основному. Однако, нередко от замысла автора до его реального воплощения - дистанция огромного размера.

Все дело в том, что авторы закладывают в учебниках и методических рекомендациях преемственность двух основных сторон учебного процесса: содержания и технологии. А педагогические коллективы, хорошо понимая, что такое преемственность содержания, не всегда обеспечивают преемственность технологии. И мое сегодняшнее выступление как раз и посвяще-

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Инновации в школе

но теме преемственности технологии начального и основного звена.

Первый вопрос, который в связи с этим возникает, какая же технология реализуется в образовательной системе «Школа 2100»? Ее точное научное название - проблемно-диалогическое обучение. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Иначе говоря, в образовательной системе «Школа 2100» учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес. А затем в диалоге же организует открытие знания школьниками, добиваясь подлинного понимания материала, ибо

нельзя не понимать то, что ты открыл собственной головой.

А как выглядит урок изучения нового материала в традиционной системе? Учитель сначала сам объявляет тему, и это, как правило, не вызывает у учащихся большого познавательного энтузиазма. А затем педагог лично объясняет новый материал, давая его в готовом виде, что не гарантирует понимания информации большинством класса.

Таким образом, традиционная школа - это школа учительского монолога: «я говорю - ты молчишь». Наша образовательная система - школа проблемного диалога: «ты словечко, я словечко». Причем текст диалога учителю не надо каждый раз придумывать самому. Проблемный диалог уже прописан в наших учебниках и методических рекомендациях. Проиллюстрирую эту мысль на примере русского языка.

Все еще помнят, как устроены традиционные учебники? Сначала идет название темы, затем в рамочке сформулировано новое знание ( которое учителя не совсем точно называют «правило») и ниже предлагаются упражнения на закрепление. А в учебниках Бунеевых есть еще и упражнения до рамки с обобщением, на которых вводится новой материал (с четвертого класса они помечены знаком «очки» ). Задания к этим упражнениям представляют собой текст проблемного диалога, который должен развернуть учитель на уроке. А методические рекомендации делают замысел авторов еще нагляднее и отчетливее, потому что в них текст диалога прописан вместе с ответами детей.

Приведу примеры проблемного диалога на уроках русского языка в начальной и средней школе.

Урок в 4 классе по теме «Склонение имен существительных»

Учитель Ученики

- Прочитайте предложение. - Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Найдите однородные члены в этом предложении. - Сестре, дочери.

- К какой часть речи они относятся? - Это существительные.

- Определите их род и падеж. - Женский род, предложный падеж

- Выделите их окончания (создание проблемной Выделяют окончания, испытывают удивление

ситуации предъявлением двух противоречивых фактов). (возникновение проблемной ситуации) - Эти существительные одного рода и падежа, но

- Что интересного заметили? (побуждение к осо- окончания у них разные

знанию противоречия) ( осознание противоречия) - Почему у существительных одного рода и па-

- Какой возникает вопрос? (побуждение к фор- дежа разные окончания? (учебная проблема как

мулированию проблемы) вопрос)

* Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. 4 класс.Методические рекомендации для учителя. М. ”Баласс”, 2001. С. 115.

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

17

Инновации в школе

Урок в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий»

Учитель

Ученики

- Продиктую вам список слов. Два ученика работают у доски, остальные на листочках (создание проблемной ситуации на столкновение мнений практическим заданием на новый материал )

- Задание было одно. А как вы его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия)

- Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте тему урока! (побуждение к формулированию проблемы)

Ученики у доски записывают:

Лечащий лечУщий

Дышащий дышУщий

ВидЮщий видящий

Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации)

- По разному! (осознание противоречия)

- Гласные в суффиксах действительных причастий (учебная проблема как тема урока)

Что общего у этих фрагментов? Постановка проблемы была выполнена методом побуждающего диалога: сначала учитель создал проблемную ситуацию, вызвав у учеников реакцию удивления, а потом отдельными репликами стимулировал ребят осмыслить противоречие и сформулировать учебную проблему. В результате на одном уроке ученики задали вопрос для исследования, а на другом сформулировали тему урока.

Урок в 3 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»

Учитель Ученики

- Прочитайте имена существительные в двух читают: человек дерево

столбиках. родители трамвай

учитель страна

- На какой вопрос отвечают - Кто?

существительные первого столбика?

- На какой вопрос отвечают - Что?

существительные второго столбика?

- Существительные первого столбика формулируют определение (открытие нового

называются одушевленными, второго - неодушевленными. Сформулируйте знания)

определение

Урок в 7 классе по теме «Простые и составные союзы»*

Учитель

Ученики

- Прочитайте союзы.

- В какие группы и по какому признаку вы бы их объединили?

- Как еще можно сгруппировать эти союзы?

- По аналогии с предлогами сформулируйте: какие союзы называются простыми, а какие - составными.

читают: тоже, и, но, то есть, зато, что,

потому что , а, так как .

предлагают варианты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Состоящие из одного слова и состоящие из нескольких слов.

формулируют определение (открытие нового знания )

А у этих уроков что общего? Поиск решения был выполнен методом подводящего диалога: учитель цепочкой своих вопросов и заданий помог детям самим открыть и сформулировать новое знание.

Авторы образовательной системы «Школа 2100» в учебниках и методических рекомендациях предлагают учителю, по сути, готовые проблемно-диалогические уроки и тем самым обеспечивают преемственность технологии начального и основного звена.

А как обстоит дело с преемственностью технологии в реальной школе, работающей по комплекту? Это второй вопрос моего выступления, ответить на который нам помогут результаты исследования, про-

веденного в прошлом году на базе наших школ - экспериментальных площадок. Небольшой фрагмент этого исследования представлен вам в виде анкеты (см. приложение), которая призвана выяснить, на какую технологию работы ориентирован учитель: традиционный монолог или проблемный диалог?

Сравним результаты начальной и средней школы. В вопросе 1 об отличии комплекта «Школа 2100» большинство педагогов начального звена указывают на методику подачи материала и построение учебников, а педагоги основного звена выбирают другие пункты. В вопросе 2 основную развивающую цель начальная школа видит в формировании творческих

18

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Инновации в школе

способностей, средняя школа эту цель практически игнорирует. В вопросе 3 о важнейших умениях учителя ответы а) и в), как вы заметили, взаимоисключающие. Учителя начальной школы чаще выбирают «помогать открывать знания», основное звено предпочитает «хорошо объяснять материал».

Таким образом, это исследование показало, что в настоящий момент начальная школа уже ориентирована на проблемный диалог, а среднее звено все еще тяготеет к традиционному монологу. Многочисленные наблюдения наших авторов и методистов во время посещения уроков тоже приводят к печальному выводу, что в реальной практике преемственность в технологии нарушается.

Такое положение дел всех нас (и авторов, и практиков ) - весьма беспокоит и оформляется в естественный вопрос «что делать?». Поэтому в третьей части выступления хочу рассказать об экспериментальной работе в школе № 1954 (г.Москва).

Педагогический коллектив работает по комплекту «Школа 2100» около 5 лет (начальная школа чуть дольше, средняя поменьше). За это время с содержанием обучения учителя разобраться успели, но назрел вопрос о преемственности в технологии. И было принято решение осваивать проблемный диалог всем педагогическим коллективом. В январе этого года на базе школы мы провели цикл занятий. Три дня проходили как обычно: изучали теоретические вопросы, технологию проблемного диалога, алгоритмы подготовки диалогических уроков. А четвертый день был выстроен по методическим объединениям, где просматривались и анализировались заранее отснятые видеозаписи уроков присутствующих учителей. Т.е. у каждого участника занятий была возможность посмотреть на себя со стороны и оценить, как он в действительности работает: проблемным диалогом или традиционным монологом. Видеозанятие для многих стало откровением и стимулом к изменению методики работы. Таким образом, учебный курс не только дал учителям технологические знания, но и вызвал желание применить их на практике.

Сейчас у коллектива период самостоятельного освоения проблемного диалога. Это не значит, что учителя брошены на произвол судьбы. У них есть возможность получить консультацию, подойти с конспектами, показать пробный урок. И уже заметны подвижки. Например, многие учителя впервые вместо объявления готовой темы начали создавать проблемную ситуацию и побуждать детей ее сформулировать. В апреле мы повторно сделаем видеозаписи уроков и опять проведем методические объединения с просмотром и анализом. Это даст возможность объективно оценить прогресс каждого учителя и коллектива в целом.

Конечно, вариант работы в этой школе - экспериментальный. Но он наталкивает на вывод, полезный каждому присутствующему в зале практику. Итак, болезненный вопрос преемственности снимается, ког-

да технологию проблемного диалога осваивает весь педагогический коллектив. Что конкретно для этого нужно сделать? Предлагаю следующую программу.

1 шаг: проучите на наших курсах несколько членов коллектива: завучей, руководителей методобъе-динений, учителей. Программа повышения квалификации по Образовательной системе «Школа 2100»предусматривает занятия по технологии проблемного диалога: на ознакомительных курсах в объеме 6 часов, на углубленных - в объеме 24 часов.

2 шаг: силами прошедшего подготовку ядра коллектива проведите педсовет по технологии проблемного диалога, убедите коллектив выбрать ее методической темой года.

3 шаг: организуйте углубленное изучение технологии по методическим объединениям. Предусмотрите не только групповые лекционно-практические занятия, но и самостоятельную работу учителя с литературой по проблемному диалогу.

4 шаг: организуйте зачетные открытые уроки и итоговый педсовет.

Завершая свое выступление, процитирую американского педагога Лоренца Питера: «Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Проблемный диалог - не новая технология: его давно и успешно используют лучшие педагоги страны. Но именно наша образовательная система впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю. Хочется надеяться, что в пользу проблемного диалога будет и ваш личный выбор!

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать

знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002. -

168 с.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического

обучения // Образовательная система “Школа 2100”.

Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. М.,

2003. С. 184-199.

Приложение

МИНИ-АНКЕТА

Выберите не более двух вариантов ответа.

1. На Ваш взгляд, комплект «Школа 2100» отличается:

а) содержанием обучения

б) методикой подачи материала

в) построением учебников

г) наличием методического обеспечения

2. Главный результат работы педагога - это:

а) прочные знания, умения, навыки

б) развитие интеллекта

в) развитие творческих способностей

г) воспитание личности

3 Для педагога наиболее значимым является умение:

а) хорошо объяснять новый материал

б) отрабатывать умения и навыки

в) помогать ученикам открывать знания

г) общаться с учениками

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.