Рис. 3. Электропроводность Н2О (дистиллированной), Н2О (водопроводной), 5 % раствора №С1
Если раствор вещества является проводником электрического тока, то светодиод внутри мышки загорается, в противном случае — раствор вещества является проводником электрического тока. Различить сильный и слабый электролит можно по яркости свечения светодиода.
2. Электролиз растворов солей. «Мышка-исследователь» очень хороша для изучения процесса электролиза водных растворов кислот, солей и оснований. Признаки окислительно-восстановительных реакций, происходящие на графитовых инертных электродах, начинают наблюдаться сразу же после включения прибора. Время на проведение опыта — около 1 минуты.
Начало опыта Через 15 с Обнаружение щелочи в растворе
Рис. 4. Электролиз раствора иодида калия — KI (5 % раствор)
Признаки реакции: на катоде выделяется газообразное вещество, на аноде сразу образуется тяжелое вещество коричневого цвета. С помощью индикатора фенолфталеина можно обнаружить в растворе присутствие щелочи, а с помощью крахмала доказать, что коричневое вещество — это йод.
Катодный процесс: 2H2O + 2е ^ 2OH- + Ы2|
Анодный процесс: 2I- — 2е ^ I2j
Уравнение электролиза: 2KI + H2O ^ 2KOH + H2| + I2¿
Руководить работой этой команды учителю и легко и трудно. Легко потому, что ребята отзывчивы на все твои предложения, и трудно потому, что планка их требований возрастает по мере того, как они овладевают новыми навыками и умениями. Приходится искать новые интересные для них проекты и вместе их решать.
Н. И. Малеева
Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Английский философ Джон Локк писал, что родившийся человек — это чистая доска (tabula rasa), на которой воспитание может написать любые тексты [1, с. 189].
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Немецкий психолог Вильям Штерн считает, что умственно одарен только тот, кто в состоянии легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях [2, с. 7].
Цель деятельности школы состоит в создании условий для развития способностей и индивидуальноличностных качеств учащихся в процессе осуществления деятельностного подхода и внедрения ФГОС, что создает условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивает конкурентоспособность завтрашнего выпускника на рынке труда.
Цель совместной научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы — повышение ИКТ-компетентности, изучение достижений педагогической науки, ее апробация в инновационной деятельности, адаптация в социуме, использование ИКТ в творческом саморазвитии личности. Научно-исследовательская деятельность — это инструмент взаимодействия учителя и ученика. В традиционных обучающих программах развитие креативности и коммуникативных способностей не является приоритетным. Оно лишь позволяет приобретать необходимые знания, умения и навыки. При обучении одаренных учащихся необходимы принципиально новые подходы, компьютерные обучающие и развивающие программы, методы и формы работы с применением ИКТ.
Одним из направлений работы с одаренными детьми является кружковая работа по английскому языку с использованием возможностей ИКТ. Новые учебно-методические комплекты передовых российских и зарубежных авторов, конкурсы английской песни, театральных постановок, выполнение задания на лучшего переводчика online — все это повышает мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность. Традиционные конкурсы английской песни помогают выявлять и развивать таланты ребят, их исполнительское мастерство, приобщать школьников к культуре и традициям англоязычных стран. Такая деятельность стимулирует учителей английского языка, музыкальных работников к активной творческой работе с учащимися [3, с. 4].
Целью театральных конкурсов является усиление роли театрального творчества в эстетическом воспитании подрастающего поколения, творческая самореализация учащихся [4, с. 4]. Использование в работе учителей обучающих программ и дисков, видеофильмов и роликов делают уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему живыми, интересными, эффективными.
В пятых классах, когда учащиеся уже имеют опыт работы в компьютерном классе, им предлагается просмотреть обучающий диск и выбрать понравившуюся сказку. Работая со сказкой, учащиеся сначала выполняют письменный перевод, затем создают образы персонажей сказки. Знакомство с компьютерными программами: Word, Excel Corel Draw — дает большой простор фантазии учащихся в создании презентаций в Power Point. Подбор иллюстраций к действиям сказочных персонажей вызывает бурю эмоций, а озвучивание сказки выливается в создание ролевой игры, которая затем разыгрывается на сцене для малышей — благодарных зрителей — учащихся групп продленного дня.
В процессе работы с учащимися формируется группа учеников, которая начинает соперничать друг с другом, стараться выполнить работу как можно лучше, чтобы заслужить похвалу учителя. Как считает академик В. И. Андреев, формулируя психологические законы творческого саморазвития, необходимо искать в себе такого учителя — творческую личность! Ваше творческое саморазвитие и становление как творческой личности возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью [5, с. 90].
Перед педагогами школы стоят 3 основные задачи:
1) разработать теоретическую, практико-ориентированную систему работы с одаренными детьми;
2) провести диагностику и мониторинг раннего выявления одаренности учащихся в школе и создать электронный банк данных;
3) использовать применение полученных данных в профориентационной работе классных руководителей с родителями, а также в ежедневной и кропотливой работе психолога.
Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности школьников.
Список использованных источников
1. Локк Д. Мысли о воспитании. — М.: Мысль, 1985. — Т. 3. — 533 с.
2. Штерн В. Умственная одаренность. — СПб.: Союз, 1997. — 127 с.
3. Малева Н. И. Английские песни в марийской столице // Марийская правда. — 2012. — № 18. — С. 4.
4. Малева Н. И. Школьники рассказывали сказки на английском // Марийская правда. — 2012. — № 73. — С. 4.
5. Андреев В. И. Конкурентология. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 467 с.