УДК 372.851 ББК 74.262.21
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ГИЗЗАТУЛЛИНА Т.В. ФГБОУВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрено состояние проблемы организации творческой деятельности в процессе обучения математики. Проведен краткий анализ историография данного вопроса с точки зрения психологии, педагогики и методики обучения математики. Рассмотрены возможные способы организации творческой деятельности обучающихся основной школы и выделены требования к организации учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие творческих способностей у обучающихся на основе поэтапного углубления изучения математики в основной школе.
Ключевые слова: математика, творческая деятельность, развитие, методы организации учебно-познавательной деятельности.
Актуальность. По результатам
исследований, проведенных в рамках международного мониторингового
исследования качества школьного
математического и естественнонаучного образования и международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся, было выявлено, что ученикам нашей страны не хватает умений выявлять закономерности, делать приближенные вычисления. Обучающиеся недостаточно владеют умениями интерпретировать предложенные в задании аргументы и выводы, соотносить различные точки зрения и формулировать собственную, привлекать для решения задач информацию, изученную на уроках по другим предметам, использовать нестандартные ходы при решении практико-ориентированных задач из контрольно-измерительных материалов. Все это говорит о фундаментальности российского образования, но малой практико-ориентированности [7].
Для решения проблемы перевода знаний и умений обучающихся, приобретенных на учебных занятиях в плоскость практического применения в нестандартных условиях, необходимо развивать у них нестандартное мышление в процессе самостоятельного осуществления метапредметной связи при выполнении задач, данные в которых взяты из реальных жизненных ситуаций. Для этого можно применять на учебных занятиях
различные формы деятельности, в том числе и творческую, включать в содержания задач материал практической направленности, а также задачи, в ходе решения, которых ученикам понадобятся знания других предметов.
Цель работы. Разработка методических рекомендаций по подбору дидактического материала способствующего развития творческих умений и организации на уроке творческой деятельности. Выявить приемы и методы, позволяющие оценивать
эффективность составленного материала.
Материалы и методы. В последние годы большую популярность среди учителей обретает идея развивающего обучения. Обучение в школе признается движущей силой развития физического и психического здоровья ребенка, становление его как личности в обществе.
В России первые исследования и первые технологии развивающего обучения проводили Выготский Л.С., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Основной их идеей стало развитие интеллектуальных способностей обучающихся в процессе обучения. Выготский Л.С. об отношении обучения и развития говорил: "самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не только не могут быть правильно решены, но и поставлены" [2]. Он выдвинул гипотезу, согласно которой обучение не является развитием, но правильная организация процесса
обучения ведет за собой умственное развитие обучающихся [2]. Над идеей Выготского Л.С. плотно работали Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Гальперин П.А. Они разработали теорию, которая подтвердила идеи Выготского Л.С. и привела к тем представлениям о развитии и обучении, которыми мы пользуемся и сегодня.
Развитие личности происходит и в процессе самостоятельного овладевания обучающимися знаниями, в том числе и по математике. Над этой проблемой работали многие ученые математики, психологи и методисты. Роль математики в формировании мышления, языка и речи, научного мировоззрения исследовались в работах Дорофеева Г.В., Адамара Ж., Танеева Г.Х., Болтянского В.Г., Гнеденко Б.В, Ковалева А.Г., Колмогорова А.Н., Крутецкого В.А., Маркушевича А.И., Пойя Д. и др. Советский математик и педагог Маркушевич А.И. говорил: "развивать творческие потенции ученика можно только включая его в творческую деятельность. Никакой рассказ о ней и даже показ ее не может научить творчеству. Как бы хорошо не было поставлено сообщение учащимся готовых знаний посредством объяснительно-иллюстративного метода, оно не обеспечивает развитие творческого мышления" [14].
Проблему организации творческой деятельности впервые рассматривали с точки зрения психологии такие авторы как Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Лука А.Н., Тихомирова O.K., Рубинштейна С.Л., Дункера К., Ярошевского М.Г., Брушлинского А.В., Эсаулова А.Ф., Пономарева Я.А. и др. В процессе своей работы они прошли к выводу, что важнейшим условием развития творческих качеств личности будет включение учащихся в творческий самостоятельный процесс получения знаний; выявлены особенности различных видов познавательной деятельности, их взаимосвязь в познавательном процессе, выделены наиболее важные факторы, оказывающие воздействие на эффективность творческой деятельности. Именно эти положения лежат в основе многих исследований по поиску эффективных средств организации творческой деятельности на уроках.
Усова А.В. и Вологодская З.А. считают, чтобы обучающийся находился в постоянном развитии и познавательном интересе, необходимо, чтобы в процессе его обучения была такая обстановка, которая могла бы побудить его к творческой умственной работе, к постоянному развитию и продвижению от
знаний к умениям [13]. Крайнева С.В. и Шефер О.Р. связывают поддержания интереса к обучению и развитию творческих способностей с решением прикладных естественнонаучных задач [6]. Шефер О.Р., Кудрина В.В., Кудрина И.Ю. в своих работах рассматривают способы и методы организации обучения,
способствующего развитию самостоятельности, проанализированы особенности содействия учителя в разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам [15]. Лебедева Т.Н. исследуя особенности развития инженерного мышления утверждает, что развития творческих способностей, обучающихся лежит в основе инженерного мышления [6]. Анализ публикаций по результатам международных исследований TIMMS и PISA показывает справедливость данных выводов.
Основная цель TIMMS - проверить уровень качества математического и
естественнонаучного образования в разных странах, что позволяет сравнить их. Исследования проводят на учениках начальной и средней школы. Исследование PISA позволяет сравнить естественнонаучную, математическую и читательскую грамотность обучающихся. Последние результаты PISA показывают, что школьники России очень далеки от первого места. За все проведенные исследования, Россия ни разу не вошла по показателям результатов даже в список 20 лучших стран. В это же время результаты исследования TIMMS достаточно высоки. В 2015 году, когда проводилось последнее исследование школьники Российской Федерации заняли седьмое место по математике и четвертое по естествознанию среди 4 классов. Ученики восьмых классов оказались на шестом и седьмом местах по математике и естествознанию соответственно. Исследование показало некоторые проблемы школьного образования РФ, а именно довольно большой объем домашней работы школьников, резкое падение успеваемости после перехода в среднюю школу, а также недовольство многих учителей своей работой.
Анатолий Каспржак, директора
образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социально-экономических наук, утверждает, что подобные результаты зарубежных исследований - это наследие школы индустриального общества. Системы
обучения при которой детям выдают готовые знания, устанавливают на стереотипное мышление, не приучают к самостоятельному решению проблемы. Он считает, что тексты задач из учебников, по которым учатся дети далеки от реальности, поэтому детей сбивает с толку непривычный текст. На выходе получаем человека, который довольно много чего знает, но при этом он избегает неопределенности, боится мыслить по-иному и плохо адаптирующего в современном
быстроменяющемся мире. В то время как результативность пребывания нашего школьника в классе должна быть несколько другой [7]. Анатолий Георгиевич считает, что обучающийся станет более активно познавать мир, если поменять принцип работы учителя. Педагог в современном постиндустриальном обществе должен быть не "оракулом", возвышающимся над классом, и не "тренером", а "партнером", помогающим школьнику раскрыть его способности.
В своем интервью ректор Московского института открытого образования говорит о том, что математика в школе должна стать более практичной и интересной. В начальной школе необходимо добавлять наглядную геометрию, которая позволит развивать у обучающихся пространственное мышление. Он считает, что в кабинет математики обучающимся должно быть интересно приходить, где можно заняться чем-то очень интересным, в том числе и после уроков [7]. Для тех обучающихся, которые отстают по предмету необходим факультатив, где они могу сделать что-то своими руками, посчитать предметы вокруг, а не будут просто решать задания без осмысления. Чтобы эти дети не " выпадали" из математики, не дойдя до изучения дробей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что сегодня необходимо использовать в обучении различные формы деятельности, в том числе и творческую, что будет способствовать всестороннему развитию личности.
В ходе, проводимого нами исследования, мы опросили учителей математики школ города Челябинска, в котором приняло участие 30 человек. По результатам опроса 80% респондентов отметили, что систематически на своих уроках создают условия для организации творческой учебно-познавательной
деятельности школьников, по средствам использования различных видов заданий, направленных на формирование
метапредметных знаний и умений, создание теоретических памяток или схем. Но, к сожалению, данный опрос показал (рис. 1), что среди заданий преобладают задания открытого типа с единственно верным ответом. Что на наш взгляд, является недостаточным для того чтобы организация учебно-познавательной
деятельности школьников по средствам решения данного вида задач носила творческий характер. Отчасти этот недостаток, согласно опросу нивелируется за счет использования различных способов организации творческой деятельности на уроках, среди которых метод проектов, творческая коллективная
деятельность, игровые методы и использование ИКТ. Рассмотрим подробнее каждый из них (рис. 1).
Виды задач, решаемые на уроке
Рис. 1. Результаты опроса организации творческой деятельности на уроках математики
При этом учителя приводят примеры творческой деятельности, среди которых присутствуют в большей части работа в группах, задачи с возможностью выбора решения, игровые методы, задачи, требующие метапредметных знаний, создание
теоретических памяток или схем. По результатам исследования (рис. 1) также можно сделать вывод о том, что малая часть учителей использует задачи, которые способствуют развитию творческих способностей детей, способностям рассуждать и исследовать.
В рамках развития самостоятельности обучающегося предложим несколько примеров организации деятельности. Например, использование некоторых приложений и онлайн-сервисов такие как приложение "Математические хитрости", в процессе работы с которым обучающиеся улучшают навыки устного счета, приложение "Plickers" или "Kahoot!" для проведение фронтальных опросов обучающихся. Большую популярность обретает ведение учителем блога по преподаваемой
дисциплине в социальной сети, где выставляется интересный материал, позволяющий углубить знания учеников.
Существуют различные способы
организации творческой деятельности на уроках, среди которых метод проектов, творческая коллективная деятельность, игровые методы и использование ИКТ. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Метод проектов - это не новое явление в педагогике. Он применялся в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. Сегодня этот метод широко используется в США, Франции, Великобритании. Самая главная цель метода проектов - развивать у обучающихся творческую деятельность, формировать у них систему интеллектуальных и общетрудовых знаний. Основная суть его состоит в самостоятельном выборе и последующем выполнении труда, который будет посилен и доступен обучающемуся, а также разработке необходимых сопутствующих документов. Особенностью метода является возможность совместно творческой
деятельности учителя и обучающегося, при котором необходимый объем ложится на плечи обучающегося [14].
Проект (брошенный вперед, замысел, план [14]) - это самостоятельная творчески работа, во время выполнения которой обучающиеся переводят свои знания и умения во владения, представления конечный результат
деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. Обучающемуся хочется открытия, а не подтверждения уже известного ему знания. Организация проектной деятельности способствует формированию и развитию внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению предметной грамотностью; повышению мыслительной активности обучающихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей,
самостоятельности, потребности в
самообразовании [6, 9, 11].
Приведем примеры проектов, направленных на развитие творческих способностей, среди которых в рамках изучения математики могут быть исследовательские проекты
"Геометрические формы в искусстве",
" Симметрия в природе". Выведение геометрических свойств экспериментальным путем с последующим строгим доказательством.
Выполнять такие проекты лучше в процессе коллективной деятельности.
Для организации коллективной творческой деятельности необходимо понимать отличие ее от других форм деятельности. При данном методе организации деятельности учитель ставит задачи перед учеником не в явном виде, процесс обучения проходит как бы " самостоятельно", обучающиеся, не имея четкого результата, ставят опыты, применяют ранее усвоенные знания и получают нечто новое, неизвестное им ранее.
Основное в этой методике является тесное сотрудничество, совместная деятельность всех обучающихся, учителя и даже родителей. Они, все вместе, планируют, работаю сообща, проводят опыты и исследования, получая и отдавая новые знания, умения и навыки, извлекая всеобщую пользу. На каждой стадии групповой деятельности обучающиеся ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант. К формам групповой деятельности во вне учебного времени относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры,
коллективное планирование, коллективный анализ и др. [3]. Приведем пример организации групповой деятельности на уроке математики. Математическая игра-мозаика "Пирамида" - это набор карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Перед обучающимися стоит задача собрать карточки в пирамиду, для чего им необходимо решить около 30 примеров. Правильность сборки проверяется совпадением цветов, изображённых на разных сторонах треугольников. В классе всегда есть дети, которые хотят работать индивидуально, но и они вносят свой вклад в общую работу. Трудное задании всегда легче выполнять вместе. А если работать группой - тогда любое задание по плечу. На одном из уроков учащиеся закрепляли приёмы вычитания. Работа проводится, если некоторым детям вычисления даются с трудом. В этом случае групповая работа дает хороший результат, т.к. в процессе игры обучающиеся делятся своим опытом друг с другом.
Игра есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается огромный простор для творчества, развития самопознания, самовыражения. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается огромный простор для творчества, развития самопознания, самовыражения. Игра -это лучший способ организовать развитие на практике. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. Существует несколько форм игровой деятельности:
1. предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки -предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2. игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
3. игры, которые используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
4. игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.
5. игр - интеллектуальные (игры-упражнения, игры-тренинги), воздействующие на психическую сферу [3].
Примером игр, проводимых на уроках математики могут быть: " Перфоратор" или "Лото", когда обучающимся предлагается карточка с числами, которые они будут вычеркивать в процессе устного счета и использование оставшихся чисел для составления различных примеров. Примером командных игр можно привести "Игру в теннис", когда команды перебрасывают мяч, задавая вопрос на соответствующую тему, соответственно команда-соперник должна дать правильный ответ на вопрос.
Применение информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) предоставляет обучающимся новые средства обучения и познания; открывает доступ к разнообразным источникам информации; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков; позволяет реализовывать принципиально новые формы с применением средств мультимедиа.
Одним из последних новшеств является применение SMART-досок. Применение их на
уроке математики позволяет не только экономить время (например, изображая геометрическую фигуру на SMART-доске), но и проводить с детьми занимательные игры, которые будут способствовать развитию их творческого потенциала.
Рассмотрим некоторые нестандартные методы применения ИКТ технологий на уроках. Одним из таких можем указать применение QR кодов в процессе обучения. С их помощью можно составить детям карточку для познавательной работы, организовать игру или квест с меньшими временными затратами, организовать самопроверку знаний учащихся. Другим ярким примером может служить составление интеллект-карт, которые позволяют детям задействовать свои творческие навыки, развивать компьютерную грамотность, и при этом закреплять знания по предмету.
Среди различных приемов выполнения творческой деятельности на уроках математики большое значение имеет анализ через синтез -важнейший механизм мышления, оказывающий воздействие на успешное развитие творческих качеств личности учащегося. Он состоит в том, что "в процессе мышления объект включается в новые связи и отношения, поэтому выступает в новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается новое его содержание: он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются новые свойства" [12].
Для организации деятельности, которая будет способствовать развитию личности и творческих способностей необходимо придерживаться следующих требований:
1. не подавлять интуицию ученика, необходимо учить доверять своей интуиции, но не забывать проверять ее логикой.
2. формировать у обучающихся уверенность в своих силах;
3. в процессе обучения опираться только на положительные эмоции;
4. стремиться к максимально возможной самостоятельности обучающихся в освоении и закреплении новых знаний;
5. не допускать формирование конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства;
6. развивать воображение и способность к фантазированию, но при этом формировать умение к нахождению противоречий;
7. использовать задачи открытого типа, в которых может быть несколько ответов, для борьбы с угадыванием;
8. обучение специальным эвристическим приемам решения задач;
9. поощрять стремление обучающегося быть собой, видеть свои сильные стороны.
Еще одним видом творческой деятельности является творческий поиск, который начинается с осознания проблемы, ее постановки и заканчивается ее разрешением. Первый этап творческого поиска - это постановка проблемы [5]. Этот этап вносит оживление в процесс обучения, вовлекает учащихся в творческую деятельность. При этом необходимо, чтобы проблема была интересной, способной заставить человека думать о ней постоянно, применять различные подходы к ее решению. Рассмотрим на примере социального проекта на тему: "Как математика помогает сохранять свое здоровье?"
Первым этапом выступает осознание проблемы, ее формулировка, составление гипотезы решения. На этом этапе поставлен вопрос, могут ли математические расчеты привести к сохранению здоровья и поставлена цель: сформировать у обучающихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья.
Вторым этапом следует найти принципы решения проблемы, возможные способы решения нестандартной задачи. В нашем примере возможным способом решения будет внедрения на уроках математики задач, позволяющих узнать индивидуальные характеристики своего здоровья; задачи, формирующие у детей принципы правильного питания; а также задачи, показывающие опасность вредных привычек для здоровья. Также могут быть использованы методы анкетирования и опроса для сбора информации о привычках обучающихся.
Третьим этапом будет обоснование выбранного принципа, его развитие, доказательство сформулированной гипотезы, разработка идеи изобретения и проработка замысла. Выбранный способ будет показывать обучающимся на сколько важно соблюдать свое здоровье, продемонстрированы способы осуществления принципов сохранения здоровья. Также в процессе обучения каждый обучающийся вычислит характеристики собственного тела, что позволит индивидуализировать принципы сохранения здоровья.
Последним этапом будет практическая апробация гипотезы, а также реализация задуманного изобретения. На этом этапе разработанная методология и система задач внедряется в процесс обучения математики.
Необходимо учитывать, что понятия " творчество" и " творческая деятельность" достаточно близки. Творческой деятельности называют деятельность, при которой создается что-то новое, при этом, неважно будет ли это вещью материального мира или построением ума, чувства, появляющиеся только в самом человеке.
При организации творческой деятельности у обучающихся хорошо развивается воображение и фантазия. Для этого на подготовительном этапе желательно рассмотреть задания, влияющие на дивергентное и ассоциативное мышление с применением различных форм представления информации. Так для развития фантазии можем применять задания двух типов, которые звучат следующим образом: " Продолжите далее... " и " Измените так, чтобы..." и чаще всего требуют завершить или изменить данный им объект, который может быть представлен в виде текста или рисунка. Развитию творческого воображения
способствует построение заданий по принципу различных сочетаний стимул-реакция. Стимул может быть дан в виде информации одного типа, а реакция должна быть получена на основе информации другого типа. Пример такого задания может служить геометрическая задача, развивающая пространственное мышление (рис.2).
Задача: Перечерти в тетрадь пирамиду, изображенную на рисунке (рис. 2), так, чтобы грань БЫЛ была:
1) видимой;
2) невидимой.
м
у / л \
/ у \
У г И / /
/
0
Рис. 2. Изображение к задаче
Результаты исследования. И так, рассмотрение методов организации творческой деятельности позволяет сформулировать общие рекомендации для учителей:
1. погружения в реальную, учебно-творческую атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений;
2. включение в поисковую, научно-исследовательскую деятельность по осознанному решению учебно-творческих задач;
3. овладение самим педагогом методикой стимулирования развития творческого мышления.
На основе анализа опыта использования принципов личностно-ориентированного
обучения и личностно-ориентированного подхода, возникает возможность выработки способов их дальнейшего совершенствования и формулировки основных требований к формированию целостной личностно-ориентированной системы обучения:
1. развитие и закрепление мотивации учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов отработки учебного материала;
2. изложение нового учебного материала, направленного на преобразование уже имеющегося опыта каждого ученика;
3. обеспечение контроля, взаимоконтроля, самоконтроля и оценки не только конечного и промежуточного результатов, но и процесса учения;
4. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
5. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в общей работе класса;
стимулирование учащихся к проявлению активности;
6. использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику осуществлять выбор наиболее для него значимого;
7. поощрение стремления ученика находить свои способы работы, анализировать деятельность других учащихся;
8. постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Максимальное проявление творческих способностей учащихся заключается, на наш взгляд, в развитии механизмов осмысления, переосмысления, переживания интеллектуальных содержаний.
Выводы. Проблема развития у детей творческих способностей на уроках сегодня является актуальной. Творчество - это процесс восхождения к чему-либо новому. Под творческой деятельностью понимают " отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта"
Список литературы
1. Блейхер В.М. Расстройства мышления: учеб для вузов /В.М. Блейхер - Киев: Здоровье, 1983. - 192 с.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. - М.: Редакционно-издательский центр "Помощь", 1996. - 136 с.
3. Голованова Е.В. Творческая деятельность - продуктивная форма личностно ориентированного взаимодействия учителя и учащихся /Е.В. Голованова //Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - №4. -М., 201. - С. 151-154
4. Канянина Т. И. Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий: Дис... канд. пед. наук / Т.И. Канянина - Нижний Новгород, 2005. - 223 с.
5. Крайнева С.В. Моделирование процесса формирования учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата / С.В. Крайнева //Профессиональное образование. Столица. - 2018. - №2. - С. 29-31.
6. Крайнева С.В. Психологические особенности процесса решения прикладных естественнонаучных задач / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер //Психология обучения. - М., 2018. - С. 139-145.
7. Кузнецова О.В. Проведение массовых обследований состояния результатов обучения в последние десятилетия развития отечественной школы /О.В. Кузнецова // "Стандарты и мониторинг в образовании" -М., 2013. - С. 25-32.
8. Лебедева Т.Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов / Т.Н. Лебедева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2015. - №6. - С. 66-68.
9. Мокляк Д.С. Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся /Д.С. Мокляк, О.Р. Шефер //Профессиональное образование. Столица. - М., 2018. - №8. - С. 40-42.
10. Паршакова Е.И. Интеграция социальной сети instagram в процесс обучения иностранному языку на примере модели samr / Е.И. Паршакова // УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК. УЧЕБНИК: материалы IX Международной научно-практической конференции - М., Москва, 2019. - С. 23-25.
11. Раннева С.Р. Совершенствование подготовки обучающихся к деятельности по самообразованию в процессе обучения физике: монография /С.Р. Раннева, О.Р. Шефер //- Челябинск: "Край Ра", 2015. - 120 с.
12. Тюина Н. С. Формирование анализа через синтез как приема творческой деятельности младших школьников в обучении математике: Дис... канд. пед. наук /Н.С. Тюина - Пенза, 2003. - 162 c.
13. Усова А.В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: монография /А.В. Усова, З.А. Вологодская. - Челябинск, 1996. - 126 с.
14. Хусаинова З.И. Проектирование творческой деятельности учащихся как технология гуманитарно ориентированного обучения математике: Дис... канд. пед. наук: /З.И. Хусаинова. - Москва, 2001. - 183 c.
15. Шефер О.Р. Педагогическое содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории при подготовке обучающегося к олимпиадам по физике: монография: монография / О.Р. Шефер, В.В. Кудрина, И.Ю. Кудрина - Челябинск, 2016. - 200 с.
ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY AT MATHEMATICS LESSONS AT BASIC
SCHOOL
GIZZATULLINA T.V. FSBEI HE SUSHPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article raises the problem of organizing creative activities in the learning process. Studied the historiography of this issue from the point of view of psychology, pedagogy and methods of teaching mathematics. Possible ways of organizing creative activities are examined and requirements are proposed that allow organizing activities conducive to the development of students, as well as the stages of organizing creative activities.
Keywords: mathematics, creative activity, development, organization methods.