УДК 372.853 ББК 74
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В
КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
КУДРЯВЦЕВА К.Д. ФГБОУВО ЮУрГППУ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы по созданию и реализации условий, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по физике обучающимися гуманитарных классов.
Ключевые слова: условия, планируемые результаты обучения, обучение физике.
Актуальность. Для выяснения условий в достижении планируемых результатов в обучении физике в классах гуманитарного профиля учтем, что условие - это "совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения,
существования или изменения данного объекта". То есть, в данном контексте, условия -это то, что необходимо предпринять для обучения физике с учетом эмоциональных, психологических, физиологических и т.д. особенностей учащихся-гуманитариев.
Итак, существует две основных группы условий достижения планируемых результатов обучения физике в классах гуманитарного профиля: внешние и внутренние.
Под внешними условиями понимаются условия, создаваемые государством и подчиняющимися ему органами и учреждениями для внедрения нового подхода в обучении, как то:
• заказ государства на поставку школами кадров определенной направленности; заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей, что приводит к необходимости дифференциации обучения, появлению новых направлений получения образования;
• из вышесказанного вытекает необходимость изменения самой методики обучения физике учащихся классов различных профилей, в том числе гуманитарного, с учетом необходимой подготовки учителя, что ведет к рассмотрению так называемых внутренних условий достижения планируемых результатов в обучении физике учащихся классов гуманитарного профиля.
Внутренние условия:
• готовность и способность учителя физики реализовывать основную образовательную программу (ООП) по физике в классах гуманитарного профиля обучения;
• осознанный выбор обучающимися изучения физики в классах гуманитарного профиля;
• наличие учебно-методических комплектов, соответствующих требованию реализации ООП по физике в классах гуманитарного профиля обучения.
На основании вышесказанного рассмотрим принципы отбора содержания физического образования для классов гуманитарного профиля обучения и вытекающие из них критерии:
1. Содержание школьного курса физики должно определяться обязательным минимумом знаний по предмету. Учителю должен сформировать у школьников систему физических понятий посредством демонстрации опытов и экспериментов и проведения лабораторных занятий.
Подбирая материал к учебному занятию учителю необходимо учитывать, что экспериментальные факты, гипотеза, выдвинутая для объяснения этих фактов, модель, использованную при формулировке теории, следствия и результаты эксперимента должны быть представлены ярко с учетом истории науки.
2. Выполнение лабораторных работ обучающимися гуманитарного профиля должно быть связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности, способствующей формированию универсальных учебных действий. Возможный вариант
индивидуализации работы в лаборатории - это подбор нестандартных заданий творческого характера, выполнение которых связанно с проектной деятельностью [10] или использованием информационных технологий [3, 4, 5].
3. Реализация интеграции естественнонаучных знаний должна обеспечиваться: рассмотрением различных уровней организации вещества; показом единства законов природы, применимости физических теорий и законов к различным объектам (от элементарных частиц до галактик); рассмотрением превращений вещества и преобразования энергии во вселенной; рассмотрением как технических применений физики, так и связанных с этим экологических проблем на Земле и в околоземном пространстве; обсуждением проблемы происхождения Солнечной системы, физических условий на Земле, обеспечивших возможность возникновения и развития жизни [6, 7].
4. В связи с постоянно меняющимися целями образования возникают новые подходы к организации содержания и методов изучения предмета. Лишь овладение всеми методами в совокупности превращает учёбу в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность [7].
5. Приоритетом обучения является обеспечение современного качества образования на основе его соответствия потребностям личности, общества и государства.
6. Необходимо привить ученикам интерес к предмету. При изучении темы учитель может дать дополнительный материал для ознакомления, выходящий за рамки текста учебника. Например, при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить учащихся с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями [2].
Организация учебного процесса по физике в классах гуманитарного профиля осуществляется также с учетом особенностей гуманитарный склад мышления:
1) образный, ассоциативный характер мышления в противовес абстрактно-логическому мышлению современной науки;
2) лидирующая роль субъективного, эмоционального в противовес объективному
характеру естествознания;
3) повышенный интерес к роли человека в мире в противоположность естественной, то есть не зависящей от человека ориентации естественных наук;
4) приоритет творческого, эстетического начала, а не логически последовательного построения научных объектов и понятий [1].
Выделенные условия и особенности мыслительных процессов у учащихся-гуманитариев накладывают определенные требования к содержанию учебно-методических комплектах. В учебниках обязательно присутствуют творческие задания для лабораторных и практических работ, домашнего эксперимента, включающие подготовку сообщений и рефератов, нахождение описаний явлений природы в художественных произведениях, составление кроссвордов и др. Контроль уровня знаний проводится в форме тестирования, проверочных и контрольных работ, зачетов, защиты проектов.
Важным элементом содержания курса для "гуманитариев" являются разнообразные физические феномены, которые следует рассматривать в живом эксперименте. Суть явлений и закономерностей следует раскрывать ярко и, в то же время, просто. Обязательна правильная последовательность предъявления материала: явление => эксперимент => его осмысление => выявление закономерности.
Так же, следует выделить такой важный аспект содержания физики как история её развития и биография учёных, что позволяет представить физику не только как науку, но и как элемент культуры [9].
Задача учителя при преподавании физики в классах гуманитарного профиля обучения состоит в том, что он должен показать, как профессионально необходимы людям творческих профессий знания по физике. Но необходимо помнить, что творчество на уроке физики является лишь помощником, что любой пример должен быть подчинен внутренней логике урока.
Учет всего вышеизложенного в процессе обучения физике в классах гуманитарного профиля ведет к достижению планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных, которые определены в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования [8].
Список литературы
1. Дьякова Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля: дис. канд. пед. наук. /Е.А. Дьякова. - М, 2002. - 180 с.
2. Капралов А.И. Реализация принципа историзма в учебно-методических комплектах по физике основной школы /А.И. Капралов, О.Р. Шефер //Инновации в образовании. - 2017. - №4. - С. 46-57.
3. Крайнева С.В. О формировании компетенций студентов бакалавриата средствами информационно-коммуникационных технологий /С.В. Крайнева, О.Р. Шефер //Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2017. - №4. - С. 27-31.
4. Лебедева Т.Н. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего высшего образования: XII Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 15-21.
5. Лебедева Т.Н. Конструкторы игр как средство повышения мотивации изучения предмета / Т.Н. Лебедева // Информатика и информационные технологии: Сборник статей /рецензенты М.М. Кипнис, И.Р. Сташкевич. -Челябинск: Изд-во Цицеро, 2013. - С. 136-141.
6. Мансуров А.Н. Физика 10-11 для школ с гуманитарным профилем обучения. Книга для учителя /А.Н. Мансуров, Н.А. Мансуров. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
7. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - 2-е изд., испр. / A.B. Усова. - М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. Труды д. чл. и чл.-кор. Российской академии образования (РАО). - 309 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования /[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2365
9. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике: дис... д-ра. пед. наук/О.Р. Шефер. - Челябинск, 2004. - 375 с.
10. Шефер О.Р. Проектная деятельность как форма организации самообразования / О.Р. Шефер //Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. - Омск: ОАБИИ, 2016. - С. 274-281.
THE CONDITIONS FOR ACHIEVING THE PLANNED RESULTS OF TEACHING PHYSICS
IN CLASSES OF A HUMANITARIAN PROFILE*
KUDRYAVTSEVA K.D. UUrGPU, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article considers the problems of creation and implementation of conditions conducive to the achievement of the students planned results of development of basic educational programs in physics students of humanitarian classes.
Keywords: criteria, intended learning outcomes, teaching physics.
* Научный руководитель: д.п.н., проф. Шефер О.Р.