Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КЛИНИНГОВОЙ СЛУЖБЫВ СОВРЕМЕННОЙ БОЛЬНИЦЕ (НА ПРИМЕРЕ МКДЦ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КЛИНИНГОВОЙ СЛУЖБЫВ СОВРЕМЕННОЙ БОЛЬНИЦЕ (НА ПРИМЕРЕ МКДЦ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
MEDICAL AND PREVENTIVE TREATMENT FACILITIES / JUNIOR MEDICAL STAFF / ARCHITECTURE OF HEALTH / HEALTHCARE-ASSOCIATED INFECTION / CLEANING / OUTSOURCING / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / АРХИТЕКТУРА ЗДОРОВЬЯ / ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ / КЛИНИНГ / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хайруллин Р. Н., Куприянов Р. В.

В статье описан опыт организации труда клининговой службы в современной больнице. Отмечено, что одним из трендов при проектировании зданий современных медучреждений является рост площади здания на одного пациента. Эта тенденция вступает в противоречие с нормативными документами, определяющими штатные нормативы младшего медицинского персонала, что приводит к высокой и неравномерной нагрузке в деятельности санитарок и уборщиц медучреждения. Разделение труда и создание в структуре медорганизации специализированной службы клининга позволило выделить уборку помещений в самостоятельное направление деятельности, внедрить высокие стандарты к качеству уборки помещений и решить указанное противоречие. Результатом такого разделения труда стало повышение уровня профессионализма сотрудников клининговой службы МКДЦ, как следствие, повышение качества работ и производительности труда, что в итоге привело к снижению затрат на уборку и дало экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хайруллин Р. Н., Куприянов Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CLEANING SERVICE IN A MODERN HOSPITAL (ICDC CASE STUDY)

The experience of organization of cleaning service in a modern hospital is described in the article. It should be noted that one of the trends in designing buildings of modern medical facilities is increasing square footage per one patient. This tendency comes into contradiction to regulatory documents specifying established standards of junior medical staff work that leads to high and irregular work load for hospital attendants and cleaners of a medical facility. Labor division and creation a specialized cleaning service in the structure of the medical facility permitted to set cleaning apart into an independent area of operations, implement high standards of quality in indoor space cleaning and resolve the aforereferenced contradiction. This division of labor resulted in enhancement of degree of proficiency of cleaning service personnel in ICDC, and thus permitted amelioration of work quality and productivity of labor, which ultimately led to decrease of cleaning costs and had economic effect.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КЛИНИНГОВОЙ СЛУЖБЫВ СОВРЕМЕННОЙ БОЛЬНИЦЕ (НА ПРИМЕРЕ МКДЦ)»

Р.Н. Хайруллин,

д.м.н., генеральный директор Межрегионального клинико-диагностического центра, г. Казань, Россия, e-mail: dr.kharu@gmail.com

Р.В. Куприянов,

к.пс.н, доцент Казанского национального исследовательского технологического университета; психолог Межрегионального клинико-диагностического центра, г. Казань, Россия, e-mail: kroman1@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КЛИНИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ БОЛЬНИЦЕ (НА ПРИМЕРЕ МКДЦ)

УДК 614.2, 005.7

Хайруллин Р.Н., Куприянов Р.В. Организация труда клининговой службы в современной больнице (на примере МКДЦ)

(Межрегиональный клинико-диагностического центр, г. Казань, Россия; Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Россия)

Аннотация. В статье описан опыт организации труда клининговой службы в современной больнице. Отмечено, что одним из трендов при проектировании зданий современных медучреждений является рост площади здания на одного пациента. Эта тенденция вступает в противоречие с нормативными документами, определяющими штатные нормативы младшего медицинского персонала, что приводит к высокой и неравномерной нагрузке в деятельности санитарок и уборщиц медучреждения. Разделение труда и создание в структуре медорганизации специализированной службы клининга позволило выделить уборку помещений в самостоятельное направление деятельности, внедрить высокие стандарты к качеству уборки помещений и решить указанное противоречие. Результатом такого разделения труда стало повышение уровня профессионализма сотрудников клининговой службы МКДЦ, как следствие, повышение качества работ и производительности труда, что в итоге привело к снижению затрат на уборку и дало экономический эффект.

Ключевые слова: лечебно-профилактические учреждения, младший медицинский персонал, архитектура здоровья, внутри-больничная инфекция, клининг, аутсорсинг.

Введение

чреждения здравоохранения являются наиболее сложными сооружениями среди зданий и помещений общественного назначения. Современная больница - это высокотехнологическое здание, включающее в себя целый комплекс сложных медицинских технологий, энергоэффективных инженерных и информационных систем. Изучая процесс исторического развития медицинских объектов, Л.В. Гайкова и Н.С. Родина делают вывод, что архитектура лечебных зданий отражала «дух времени и была тесно взаимосвязана с общественными ебностями людей» [7. C. 31]. Больница сочетала в себе «профессиональ-медицинскую помощь и социально-культурное обслуживание, создание для пациентов психологически комфортной внутренней и внешней среды» [7. C. 32]. Эта тенденция прослеживается и в настоящее время. Прошедшая в 2019 году XIII Международная научно-практическая конференция «Современные инженерные системы. Архитектура здоровья» (MES-2019) отразила современные тренды в строительстве лечебных учреждений [13]. Архитекторы сейчас стремятся создать не только высокотехнологичные, красивые и функциональные здания, но еще ориентируются на создание оптимальных условий, способствующих выздоровлению больного. Причем внимание уделяется не только физическим характеристикам, таким как освещенность, температура, качество воздуха, но и социально-психологическим параметрам. Актуальной тенденцией является формирование общественных пространств в лечебном учреждении для создания коммуникационной среды для пациентов и персонала больниц. Например, в проекте Х. Ор-даса «Университетская больница имени короля Хуана Карлоса» общественные

© Р.Н. Хайруллин, Р.В. Куприянов, 2020 г.

«КС

№3 Менеджер

2020 адравоохрвнвния

зоны рассматриваются как зоны социализации. В проекте клиник и хирургического центра Университета Миннесоты М. Пукшта предложил создать открытые и гибкие рабочие пространства с акцентом на совместную работу, которые способствуют созданию чувства общности.

Как показала прошедшая конференция, один из трендов в строительстве современных больниц - это увеличение комфорта пребывания пациента в медучреждении. Этот тренд можно проследить на примере изменений норм проектирования палат для пациентов. С течением времени нормы минимальной площади палаты меняются в сторону увеличения (см. таблицу 1). В последнее время стандартом палаты пациентов становится одноместная палата площадью более 30 кв.м. с индивидуальным санузлом, где есть специальная семейная зона отдыха. Такой тип палат отражает концепцию оздоравливающей пациенто-ориентированной среды больницы, также как и общественные зоны (по материалам конференции MES: Shary Adams, HGA Architects, USA) [13].

Анализ проектов лечебных учреждений показывает, что увеличивается площадь не только палат, но увеличивается общая площадь всех типов помещений лечебного здания в расчете на одного пациента (см. таблицу 2).

Если сравнить типовой проект больницы 1989 г. и проект лечебно-диагностического корпуса 2018 года в г. Санкт-Петербург, то общая площадь на одного пациента за эти 29 лет увеличилась более, чем в два раза, причем наибольший прирост (более чем в пять раз) отмечается в категории «Общественное пространство» (таблица 2). Этот факт отражает тенденцию современной медицины: усложнение лечебных процессов и развитие высокотехнологической медицинской помощи. Все это требует новых архитектурных решений, планировочных приемов и увеличение площади, необходимой для медучреждения. Эти площади необходимо содержать в чистоте и порядке. В больнице этим занимаются санитарки и уборщицы. Нормирование труда работы санитарок и уборщиц основывается на законодательных актах, разработанных и принятых еще в СССР. Эти акты не учитывают современные тенденции в развитии медучреждений и плохо соотносятся с реальностью. Как следствие, возникает противоречие между требованиями нормативных документов и современными потребностями пациентов и медработников.

Исходя из вышесказанного, цель статьи: раскрыть специфику организации труда клининго-вой службы в современной больнице на примере

Таблица. 1.

Нормы минимальной площади палат медицинских учреждений

РФ, м2 США, Стенфорд, м2

до 1978 (СНиП 245-63) [5] до 2014 (СНиП II-69-78) [6] с 2014 (СП 158.13330. 2014) [4] с 2010 [12]

1-местные палаты 9,0 12,0 14,0 35,0

2-местные палаты 7,0 7,5 9,0 н/д

3-местные и более 7,0 7,5 8,0 н/д

Таблица 2

Соотношение видов помещений в стационарах разного года проектирования и строительства на одного пациента

Виды помещений Типовой проект «ТП 252-1-89» Общепрофильная больница, 1989 г. разработки проекта МКДЦ (400 коек), начало строительства 1987 г. — окончание - 2012 г., Лечебно-диагностический корпус г. С.-Петербург (300 коек), начало строительства 2018 г. —

(600 коек), площадь площадь на одного окончание - 2020 г. площадь

на одного пациента, м2 пациента, м2 на одного пациента, м2

Медицинская часть 44,0 66,0 102,4

Общественное пространство 4,4 6,7 23,0

Административная часть 4,3 6,5 16,7

Хозяйственная часть 25,2 37,8 66,9

Итого 78,0 116,9 209,1

енеджер № 3

здравоохранения 2020

организации службы медицинского клининга в Межрегиональном клинико-диагностическом центре (МКДЦ).

Материалы и методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов и анализ деятельности Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ).

Специфика уборки помещений в отечественных медучреждениях

К качеству уборки помещений в больницах и клиниках предъявляются особые требования. Это не только эстетическая составляющая лечебного процесса, но условие безопасности. Внутрибольнич-ные инфекции (ВБИ) - это актуальная проблема здравоохранения, по данным ВОЗ, внутриболь-ничные инфекции в мире поражают от 5 до 15% госпитализированных пациентов [14]. В России по данным Роспотребнадзора статистика ежегодно фиксирует около 7-8% ВБИ [11]. Согласно позиции ВОЗ - нельзя избавится от риска возникновения ВБИ, однако можно его минимизировать путем управления рисками возникновения и распространения ВБИ. Один из действенных методов профилактики ВБИ - это соблюдение санитарных правил и нормативов при уборке помещений. В настоящее время в России они регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [3].

Согласно профессиональному стандарту «Младший медицинский персонал», обязанности по «созданию благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации» возложены на санитарок [1]. В профессиональном стандарте описаны 4 трудовые функции младшего медицинского персонала, среди которых есть: «Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря». Таким образом, за санитарками закреплена уборка помещений в больнице. Именно качество выполнения этой функции во многом определяет риск возникновения ВБИ. Однако в организации труда санитарок существует ряд вопросов.

Первый вопрос связан с дефицитом кадров на должность санитарок. Во многом это связано с низким уровнем оплаты труда. Для решения этого вопроса в отечественных медучреждениях зачастую привлекают медсестер, которые совмещают основной вид деятельности с выполнением функций младшего медицинского персонала, в том числе занимаются уборкой помещений [8]. По нашему мнению, такое

положение дел негативно сказывается на результа тивности труда, так как:

- медсестры, совмещающие свою работу с работой санитарок, вынуждены постоянно расставлять приоритеты в своей деятельности: нужно ли сейчас заниматься уборкой, либо осуществлять медицинские процедуры. Иногда это сложно сделать, когда есть срочные задачи в разных сферах деятельности. Как следствие страдает выполнение какой-либо функции;

- выполнение непрофильных задач медсестрами затрудняет их профессиональный рост, т.к. на эти задачи расходуется время и физические ресурсы сотрудника медучреждения, которые можно было потратить на совершенствование в профильной деятельности;

- в целом снижается имидж медучреждения и авторитет медсестер, т.к. пациенты видят неэффективную организацию труда, когда сотрудник, который только что убирал помещение, начинает выполнять медицинские процедуры.

Второй вопрос - это штатные нормативы младшего медицинского персонала [2], на основе которых строится работа бюджетных медорганизаций. Они были разработаны в 1955 г. и не учитывают изменения в обществе и здравоохранении, произошедшие за 65 лет. Так, численность санитарок, согласно этому документу, определяется количеством коек и количеством отделений в больнице. Такой важный критерий, как площадь помещения - не учитывается: «Дежурные посты палатных санитарок в отделениях больниц устанавливаются в полном соответствии с числом (нормой) больных, обслуживаемых дежурным постом палатных медицинских сестер» [2]. «Должности санитарок-уборщиц устанавливаются в стационарах больниц по 1 должности санитарки-уборщицы на каждое отделение» [2]. Как сказано выше, в последние годы появились клиники нового типа, оказывающие высокотехнологическую медицинскую помощь, такие клиники отличаются по площади помещений от типовых больниц. В результате нагрузка и интенсивность работы у санитарок в разных отделениях и медучреждениях неравномерна, это снижает моральный дух в коллективе и может отразиться на качестве уборки.

Особенности комплекса зданий МКДЦ

Решение о строительстве МКДЦ было принято в 1969 г. За основу был взят типовой проект больницы 60-х годов, однако в процессе строительства МКДЦ было принято решение Кабинетом

с

#хс

Менедже,

Министров РТ по оптимизации проекта с учетом современных требований и замкнутости технологического цикла. В результате первоначальный проект больницы был преобразован и адаптирован под высокотехнологический медицинский центр по лечению болезней кровообращения, имеющий кардиологический, неврологический и сосудистый профили оказания медпомощи. Все указанные профили были подобраны как взаимодополняющие друг друга при лечении заболеваний системы кровообращения, что дало возможность оказывать комплексную медицинскую помощь коморбидным пациентам в рамках одного учреждения. Каждый профиль МКДЦ представляет полный цикл, который состоит из следующих этапов: высокотехнологическая медицинская диагностика, неотложная медицинская помощь, плановая медицинская помощь, хирургия и реабилитация. Таким образом в концепции МКДЦ был реализован системный подход к диагностике и лечению заболеваний системы кровообращения на основе концепции замкнутости технологического цикла оказания медицинской помощи.

Архитектурным воплощением этой идеи стал комплекс зданий МКДЦ, соединенных между собой переходами и имеющий большое количество входных групп, холлов и других общественных территорий. Данное архитектурное решение привело к появлению ряда организационных задач. Одна из них заключалась в том, действующие нормы в отношении штатного расписания младшего медицинского

персонала не учитывают потребности таких высокотехнологических медучреждений. Поэтому при организации деятельности МКДЦ возникла задача: как организовать качественную уборку помещений МКДЦ, площадь которой больше обычной больницы, но при этом не выйти за нормативы штатного расписания бюджетной организации и существующего фонда оплаты труда?

Другая организационная задача была связана с распределением зон ответственности. Для качественной уборки помещений необходимо было распределить ответственных за каждым помещением. Традиционная система организации труда, когда санитарка закреплена за отделением, затрудняла это сделать. Площади отделений и прилегающих к ним общественных пространств сильно отличались друг от друга (таблица 3). Это приводило к неравномерному распределению нагрузки на персонал, как следствие, это вызывало неудовлетворенность санитарок и становилось источником недовольства.

Решение этих вопросов в рамках традиционной системы организации труда было затруднительно: устаревшие нормы и низкий уровень оплаты труда приводят к дефициту кадров младшего медицинского персонала, который восполняется за счет совмещения должностей, что в свою очередь приводит к повышению нагрузки на средний медицинский персонал и негативно отражается на их непосредственной деятельности.

Таблица 3

Площадь уборки на санитарку в различных отделениях МКДЦ

Наименование отделения МКДЦ Площадь, м2 Кратность мытья в день Площадь уборки в день, м2 Кол-во санитарок Площадь уборки в расчете на 1 санитарку, м2

Кардиология 1500 3 4500 6 750

Неврология 1300 3 3900 6 650

Приемное и внебюджет 1500 2 3000 4 750

УЗИ 650 2 1300 2 650

Эндоскопия 270 2 540 1 540

КДЛ (клинико-диагностическая лаборатория) 300 2 600 2 300

ОФД1, ОФД2 (отделение функциональной диагностики) 1500 2 3000 3 1000

ФТО (физиотерапевтическое отделение) 700 2 1400 2 700

Радиоизотопы 300 1 300 1 300

РЦССЗ (Республиканский центр сердечно-сосудистых заболеваний) 20 1 20 1 20

Аптека 900 2 1800 1 1800

енеджер № 3

здравоохранения 2020

Системный подход к организации труда младшего медперсонала

Поиск решений этих задач привел к выводу о необходимости создания специальной службы, занимающейся уборкой помещений. При этом на аутсорсинг отдавать эту сферу в медорганизации было нецелесообразно, т.к. требования к обработке и дезинфекции помещений в медучреждении намного выше, чем в других общественных организациях. Поэтому было принято решение создать службу клининга своими силами на базе МКДЦ, как самостоятельного подразделения, целью которого является профессиональная уборка помещений. Проектирование службы проводилось на основе системного подхода, разработка концепции службы медицинского клининга основывалась на решении серии взаимосвязанных вопросов (таблица 4).

Создание клининговой службы происходило следующим образом: из штатного расписания всех отделений была выведена часть ставок санитарок, которых объединили в одну службу под названием «Медицинский клининг». Таким образом, сотрудник службы клининга отвечал не за уборку «своего» отделения, а у него был норматив по площади и трудоемкости уборки. Это позволило равномерно распределить нагрузку на подчиненных и четко обозначить их зоны ответственности. Во главе этой службы был поставлен руководитель, в подчинении у него 5 бригадиров, которые управляют бригадами по 15-20 сотрудников. Для осуществления деятельности клининговой службы был разработан комплект нормативных документов (таблица 5).

Создание службы клининга привело к изменению функциональных связей между санитарками и медсестрами. Сотрудники службы клининга стали

Таблица 4

Вопросы и решения при организации клининговой службы в медучреждении

Вопросы Решения

Организационно-правовой Разработка структуры службы клининга. Разработка положения о службе клининга, должностных инструкций. Разработка качественных и количественных норм уборки помещений. Оформление перевода санитарок из отделений в службу клининга. Разработка регламента взаимодействия службы клининга с другим службами и отделами.

Архитектурно-планировочные Выделение помещений для службы и хранения инвентаря.

Технические Обеспечение службы современным инструментарием для безведерочного метода уборки. Техническое вооружение службы клининга поломоечными машинами и другой техникой. Разработка требований и регламента уборки помещений с учетом нового оборудования. Обеспечение униформой сотрудников.

Обучающий Обучение персонала новой технологии уборки с использованием специального оборудования.

Информационный и коммуникационный Интеграция службы клининга в 1Т-систему планирования деятельности медорганизации, стыковка расписаний различных служб с медицинской деятельностью.

Таблица 5. Комплект документов регулирующий деятельность клининговой службы

Тип документов Документы

Положение

Положение о службе уборки. Положение о начальнике службы уборки.

Положения о бригадирах хирургического и терапевтического блока службы. Обязанности санитарки по клиническим отделениям. Обязанности санитарки по диагностическим отделениям. Режим работы санитарки в отделениях.

Положение о заработной плате персонала службы уборки. Дресс-код сотрудника отдела клининга.

Стандарты и технологии уборки помещений

Стандарты уборки различных типов помещений. Учебно-методические материалы по уборке помещений. Алгоритмы и технологии уборок различных типов помещений безведерочным методом и с использованием спецтехники (поломоечные машинь Алгоритм стирки расходного материала.

График рабочей смены сотрудника отдела клининга в отделениях. Графики регламентного обхода помещений.

Менедже,

подчиняться своему начальнику - бригадиру и перестали подчиняться медсестрам. Это привело к разделению функций «контроля качества» и «выполнение работы» по уборке помещений. Заведующий отделением или медсестра сейчас не отвечают за качество уборки в отделении, они занимаются своей основной задачей - лечением пациентов, поэтому легко могут высказать претензии по качеству уборки к службе клининга, занять принципиальную позицию и требовать исправления недостатков. В этом случае руководитель службы медицинского клининга самостоятельно решает вопросы по устранению недостатков качества уборки.

Появление отдельной службы клининга привело к разделению труда и позволило повысить профессиональную специализацию сотрудников службы. Распределение нагрузки на сотрудников, занимающихся уборкой, стало более равномерным, т.к. они прикреплены не к отделениям, а относятся к одной службе. Поэтому, если в одном отделении объем работ небольшой, то сотрудника можно отправить на уборку других помещений. Было проведено техническое перевооружение службы медицинского клининга: закуплены поломоечные машины, машины для мойки ступеней, мойки стыков между полом и стеной. Была введена специальная форма одежды, которая позволила выделить эту службу среди других сотрудников учреждения. Санитарки были обеспечены всем необходимым инструментарием для уборки, в МКДЦ начал использоваться «безве-дерочный» метод уборки, который позволил снизить трудоемкость работ, повысить производительность труда и уменьшить расход воды и дезинфекционных средств более, чем в три раза (см. таблица 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специализация и профессионализация в сфере клининга привела к появлению внутрифирменного обучения. В ходе обучения сотрудники клининга изучают специфику уборки разных типов поверхностей, использование разных видов дезсредств, технологию уборки разных типов помещений, использования

специальной техники для уборки помещений. Результатом таких изменений стало повышение требований к качеству уборки помещений.

Были разработаны новые стандарты качества уборки. Регулярные опросы удовлетворенности пациентов, оценка их лояльности [9, 10] показывают, что пациенты отмечают чистоту центра, высокое качество уборки помещений. Таким образом, вторая задача: организация качественной уборки помещений МКДЦ, площадь которой больше обычной больницы, была решена за счет внедрения современных средств труда и новой технологии уборки помещений.

Модернизация работы, технологический подход к уборке помещений, техническое вооружение позволили снизить трудоемкость работ и повысить производительность труда сотрудников клининговой службы в 1,5 раза. В результате норма уборки за смену на одного сотрудника увеличилась с 500 м2 до 750 м2. Таким образом, один сотрудник может обработать большую площадь за единицу времени, чем раньше, при этом качество уборки находится на высоком уровне. Все это привело к экономии ставок и дало возможность повысить зарплату сотрудникам службы клининга на 50%. Повышение заработной платы в 1,5 выше, чем в других аналогичных медучреждениях, привело к тому, что дефицит кадров в настоящее время практически отсутствует. Удерживая уровень оплаты труда сотрудников клининговой службы, удалось снизить текучесть кадров, сейчас она носит естественный характер.

Выводы

Современные тенденции в проектировании медучреждений - это увеличение площади на одного пациента, создание общественных пространств внутри медучреждений. Эта тенденция вступает в противоречие с нормативными документами, что приводит к высокой, неравномерной нагрузке на санитарок и уборщиц. Решение этих вопросов в рамках традиционной системы организации труда затруднительно

Таблица 6

Сравнение типов системы уборки помещений

Тип системы уборки помещений Расход рабочего раствора, л. Расход дезинфекционного средства, л. Расход воды, при приготовлении рабочего раствора, л Расход дезинфекционного средства в месяц, л Расход воды в месяц, л.

«ведерный» метод уборки на 1000 м2 100,00 0,50 99,50 15,00 2985

«безведерный» метод уборки на 1000 м2 27,00 0,14 26,86 4,20 805,8

енеджер № 3

здравоохранения 2020

и, как следствие, требует современного подхода к организации деятельности санитарок-уборщиц.

Разделение труда и создание в структуре ме-дорганизации (МКДЦ) службы клининга позволило выделить уборку помещений в самостоятельное направление деятельности и внедрить высокие стандарты к качеству уборки помещений. Это также позволило повысить статус сотрудников службы клининга, выделив их в отдельную профессиональную группу, которая обладает специализированными знаниями, навыками и вносит свой вклад в процесс лечения пациентов.

Результатом такого разделения труда стало повышение уровня профессионализма сотрудников

клининговой службы МКДЦ, как следствие, повы шение качества работ и производительности труда, что в итоге привело к снижению затрат на уборку и дало экономический эффект.

Благодарности

Авторы выражают благодарность за оказанное содействие при написании настоящей статьи: заместителю генерального директора по медсестринской работе Сафиной Аиде Вячеславовне, заместителю генерального директора по технике Мухамедьярову Ленару Наилевичу, начальнику службы медицинского клининга Манеровой Татьяне Владимировне.

1. Приказ Минтруда России от 12.01.2016 № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2016 № 40993) - Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.

2. Приказ Министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 г. № 282-м «Штатные нормативы медицинского, педагогического персонала и работников кухонь городских больниц с поликлиниками (амбулаториями), клинических больниц, больниц, входящих в состав медико-санитарных частей, а также городских больниц, временно не имеющих поликлиник, туберкулезных, инфекционных больниц и городских поликлиник (амбулаторий), существующих временно как самостоятельные учреждения» - Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.

3. СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 255 с.

4. Приказ Минстроя России от 16.12.2016 № 977/пр. «Об утверждении Изменения № 1 к СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» - Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.

5. СНиП. «СН 245-63. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» (утв. Госстроем СССР 05.06.1963) (вместе с «СНиП II-A.8-62. Строительные нормы и правила. Естественное освещение. Нормы проектирования», утв. Госстроем СССР 29.05.1962; «Глава II-B.6. Строительные нормы и правила. Искусственное освещение», утв. Приказом Госстроя СССР от 14.01.1958) - Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс. -Текст: электронный.

6. СНиП II-69—78. Часть II. Нормы проектирования. Глава 69. Лечебно-профилактические учреждения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.05.1978 № 92) - Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.

7. Гайкова Л.В., Родина Н.С. Исторический путь архитектурного развития лечебных зданий и комплексов// Творчество и современность. - 2018. - № 1 (5). - С. 18-34.

8. Голышев А.Я., Туркина Н.В., Апресян А.Ю., Карузин С.В. Опыт организации профессиональной уборки лечебно-профилактического учреждения// Медицинская сестра. -2013. - № 1. - С. 31-34.

9. Куприянов Р.В., Жаркова Е.В., Хайруллин Р.Н. Использование методики NPS для оценки лояльности пациентов (опыт МКДЦ)// Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 8. -С. 38-45.

10.Куприянов Р.В., Жаркова Е.В., Хайруллин Р.Н. Оценка удовлетворенности пациентов в медорганизации (опыт МКДЦ) //Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 42-49 11.О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019. - 254 с.

•КС

Менедже,

12.Официальный сайт WBDG (программа национального института строительных наук. США): [сайт]. URL: https://www.wbdg.org/ (Дата обращения: 10.02.2020).

13.Официальный сайт Международной конференции MES (Modern Engineering Systems): [сайт]. URL: http:// meskazan.ru/ (Дата обращения: 10.02.2020).

14.Презентация директора Европейского регионального бюро ВОЗ Жужанны Якаб на V международной конференции по вопросам безопасности пациентов "Внутрибольничные инфекции и устойчивость к антибиотикам" (Мадрид, Испания, 3 июня 2010 г.). URL: http://www.euro.who.int/ru/about-us/regional-director/ speeches-and-presentations-by-year/2010/presentation-prevention-of-health-care-associated-infections-hai-and-antimicrobial-resistance-amr-in-europe.

UDC 614.2, 005.7

Khairullin R.N., Kupriyanov R.V. Organization of cleaning service in a modern hospital (icdc case study) (Interregional Clinic and Diagnostic Center, Kazan, Russia; Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia) Abstract. The experience of organization of cleaning service in a modern hospital is described in the article. It should be noted that one of the trends in designing buildings of modern medical facilities is increasing square footage per one patient. This tendency comes into contradiction to regulatory documents specifying established standards of junior medical staff work that leads to high and irregular work load for hospital attendants and cleaners of a medical facility. Labor division and creation a specialized cleaning service in the structure of the medical facility permitted to set cleaning apart into an independent area of operations, implement high standards of quality in indoor space cleaning and resolve the afore-referenced contradiction. This division of labor resulted in enhancement of degree of proficiency of cleaning service personnel in ICDC, and thus permitted amelioration of work quality and productivity of labor, which ultimately led to decrease of cleaning costs and had economic effect.

Keywords: medical and preventive treatment facilities, junior medical staff, architecture of health, healthcare-associated infection, cleaning, outsourcing.

Здравоохранение-SQSQ

ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ИНИЦИАТИВ ПРЕДЛОЖИЛ БЫСТРЕЕ УЗАКОНИТЬ ДИАГНОСТИКУ И ЛЕЧЕНИЕ ПО ИНТЕРНЕТУ

Шонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил главе правительства Михаилу Мишустину ускорить рассмотрение поправок к законодательству, позволяющих врачам ставить диагнозы и назначать лечение дистанционно. Такая необходимость обусловлена распространением коронавируса.

«Даже при отсутствии возможности проведения дистанционного тестирования на выявление коронави-русной инфекции в любом случае возможность дистанционной диагностики и назначения лечения способна существенно снизить поток пациентов с различными группами заболеваний в лечебные учреждения, что благоприятно повлияет на эпидемиологическую ситуацию», - приводит РБК содержащиеся в письме директора ФРИИ Кирилла Варламова аргументы в пользу телемедицины. Он считает, что дистанционная диагностика повысит количество обращений к врачам и позволит выявлять потенциально опасные состояния на ранней стадии, предотвращая при этом массовые контакты пациентов. ФРИИ готов оказать экспертную и организационную поддержку при разработке законопроекта. Варламов полагает, что расширение полномочий врачей будет эффективным даже при введении лишь на период пандемии.

В марте Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения Москвы протестировал работу четырех телемедицинских сервисов. Были выявлены неполноценные сборы анамнеза, ошибочная диагностическая концепция и неправильное назначение лечения. При этом глава Минздрава Михаил Мурашко называет телемедицину ключевым направлением для всего здравоохранения, а сенаторы констатируют неготовность медиков пользоваться ее возможностями.

Источник: Медвестник.ру

енеджер № 3

здравоохранения 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.