Научная статья на тему 'Опыт внедрения профессиональных клининговых технологий в многопрофильной бюджетной городской больнице № 2 г. Краснодара'

Опыт внедрения профессиональных клининговых технологий в многопрофильной бюджетной городской больнице № 2 г. Краснодара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1724
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛИНИНГ / ТЕХНОЛОГИИ / ЛПУ / ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CLEANING / TECHNOLOGIES / HEALTH AND TREATMENT ENTITIES / INFECTION SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пенжоян Г. А., Анищук И. В., Чемсо С. Ч., Тлеуз С. Х.

В статье представлен практический опыт внедрения современных клининговых мероприятий и технологий на базе собственного структурного подразделения (Отдел санитарного обслуживания) при МБУЗ Городская больница № 2 «КМЛДО», г. Краснодар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пенжоян Г. А., Анищук И. В., Чемсо С. Ч., Тлеуз С. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of implementing professional clining technologies into multiprofile budget municipal hospital № 2 of Krasnodar city

In the article there is presented a practical experience of implementing modern clining measures and technologies on the base of own structure department (Department of sanitary service) at MBUZ Municipal hospital № 2 «KMLDO» Krasnodar.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения профессиональных клининговых технологий в многопрофильной бюджетной городской больнице № 2 г. Краснодара»



Г.А. Пенжоян,

д.м.н., главный врач МБУЗ ГБ №2 «КМЛДО», г. Краснодар, Россия И.В. Анищук,

заместитель главного врача по эпидемиологической работе МБУЗ ГБ № 2 «КМЛДО», г. Краснодар, Россия С.Ч. Чемсо,

заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом МБУЗ ГБ № 2 «КМЛДО», г. Краснодар, Россия С.Х. Тлеуз,

заведующая отделом санитарного обслуживания МБУЗ ГБ № 2 «КМЛДО», г. Краснодар, Россия

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛИНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ № 2 г. КРАСНОДАРА

УДК: 614.2; 614.2.003; 614:338ю26; 614.001.18

Пенжоян Г.А.,Анищук И.В, Чемсо С.Ч., Тлеуз С.Х. Опыт внедрения профессиональных клининговых технологий в многопрофильной бюджетной городской больнице № 2 г. Краснодара (МБУЗ Городская больница № 2 «КМЛДО», г. Краснодар, Россия).

Аннотация: В статье представлен практический опыт внедрения современных клининговых мероприятий и технологий на базе собственного структурного подразделения (Отдел санитарного обслуживания) при МБУЗ Городская больница № 2 «КМЛДО», г. Краснодар.

Ключевые слова: клининг, технологии, ЛПУ, инфекционная безопасность.

По определению ВОЗ, «каждый пациент должен получить такой комплекс медицинской помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и биологическими факторами пациента (возраст, заболевание, сопутствующий диагноз, реакция на выбранное лечение, уход и т.д.). При этом должны быть: привлечены минимальные средства, минимальный риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения при максимальном удовлетворении пациента от процесса оказываемой помощи, максимальные результаты и максимальное взаимодействие с системой медицинской помощи».

МБУЗ Городская больница № 2 «КМЛДО» (Краснодарское муниципальное лечебно-диагностическое объединение) является одним из крупнейших учреждений здравоохранения города Краснодара. В ее структуре многопрофильный стационар на 900 коек, краевой перинатальный центр, рассчитанный на 8000 родов в год, консультативно-диагностический центр (КДЦ) и поликлиника специализированного амбулаторного лечения (СКАЛ) на 1200 посещений в день. Основная цель перехода к новой организации процессов уборки в нашей больнице — обеспечение качественных условий пребывания пациента, наиболее благоприятных для его выздоровления.

Г.А. Пенжоян, И.В. Анищук, С.Ч. Чемсо, С.Х. Тлеуз, 2012 г.

Оборудование 0,5 (стир. машины, дозаторы и пр.)

млн.руб.

1,5

млн.руб.

Уборочный инвентарь (тележки, держатели мопов и пр.)

Всего 4,0 млн. рублей

2,0

млн.руб.

Ремонт и подготовка помещений

Рис. 1. Единовременные затраты при открытии клинингового центра

С прогрессом медицины объем инструментальных исследований неизмеримо растет. Если провести хронометраж по транспортировке пациентов на различные исследования, доставке в операционные, в отделение из реанимации, то затраты на эти виды работ у одной санитарки составят до 4-5 часов. Как и в любой крупной больнице, расположенной в нескольких корпусах, мы практически ежедневно сталкивались с ситуацией, когда средний и младший медицинский персонал практически всю первую половину рабочего дня выполнял не свойственные обязанности, а заменял курьеров, разводящих, чтобы принести историю болезни, забрать результаты анализов и т.д.

Поэтому без перемен в организации работы этих групп сотрудников поднять их труд по обеспечению лечебно-диагностического процесса на качественно новый уровень не представляется возможным. Концепция четкого разделения труда медицинской сестры и санитарки является важным моментом в оптимизации лечебного процесса.

Отдел санитарного обслуживания (ОСО), или клининговый центр функционирует в больнице с декабря 2009 года. Он объединил младший медицинский персонал в

отдельную штатную структуру с единым подчинением. В процессе создания отдела была проведена большая работа по определению целей и задач будущей службы, разработаны алгоритмы уборки и оценочные карты контроля, выполнены проект размещения и ремонт служебных и технологических помещений, закуплено оборудование (рис. 1).

Произведено перераспределение должностей младшего медицинского персонала, в результате чего количество санитарок в отделениях было уменьшено (всего по больнице на 69%), а высвободившиеся штатные единицы организованы в единую клининго-вую службу (рис. 2).

При организации в структуре отдела санитарного обслуживания (рис. 3) были созданы не только бригады по уборке помещений, но и транспортная бригада (по доставке пациентов на лечебно-диагностические манипуляции, в операционные, для перевода между отделениями), а также бригада администраторов для осуществления пропускного режима в стационаре.

Структура отдела:

— организационно-методическое руководство осуществляется заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом

№11 Менеджер

3013 здравоохранения '

на Инфекционная безопасность в ЛПУ

\£J

Наименование отдаления Число штатных единиц в отделении Число штатных единиц в отделе санитарного обслуживания

До реструктуризации После реструктуризации

Хирургия 02,5 35,5 67

Терапия 1 51,7 5 43,25 108,5

ИТОГО: 2 54,2 5 78,75 175,5

Рис. 2. Реструктуризация должностей младшего медицинского персонала между отделениями стационара

и заместителем главного врача по эпидемиологической работе;

— руководитель отдела координирует деятельность бригадиров, следит за качеством работ, непосредственно управляет дневными и ночными бригадирами. Для него важно умение быстро принимать решения, в том числе в экстренных ситуациях. В его функции входит и обучение персонала;

— старшая медицинская сестра руководит работой санитарных бригад, ведет учет расхода материалов и средств для уборки, контролирует обслуживание и ремонт уборочной техники и инвентаря;

— диспетчер непосредственно принимает звонки и заявки на транспортировку пациентов;

— дневные и ночные бригадиры посменно контролируют работу на объектах, управляют работой санитарок и отчитываются перед руководителем за качество работ;

— санитарки выполняют уборку закрепленных отделений в течение рабочей смены. Периодичность и продолжительность установлены алгоритмами уборки. В случае необходимости они оперативно выезжают на объект при возникновении нештатной ситуации.

— администраторы обеспечивают соблюдение пропускного режима в стационаре по системе «Тетро-геаН» — электронной системе учета доступа и контроля для посетителей и персонала;

— транспортная бригада осуществляет доставку лежачих пациентов в соответствии с заявками из отделений стационара, поступившими к диспетчеру.

Такая организация отдела (рис. 3) позволяет решить проблему нехватки кадров, так как в едином подразделении, где персонал взаимозаменяем, можно оперативно подменить заболевшего сотрудника. Круглосуточно работающая транспортная бригада, выполняющая за 24 часа около 100 перевозок лежачих пациентов, освобождает медсестер в отделениях от этих обязанностей. Качественная уборка позволяет экономить средства на ремонте помещений (при условии правильного ухода покрытия поверхностей и напольные покрытия служат в 2-2,5 раза дольше), снижает риск возникновения и распространения внутрибольничных осложнений.

На сегодняшний день о профессиональной школе клининга в медицине только начинают задумываться, поэтому развитие уборочных технологий в ЛПУ — это пока удел отдельных энтузиастов-руководителей. В настоящее время разрешено привлекать сторонние кли-нинговые компании в лечебные организации, но при экономическом анализе работа собственной клининговой службы предполагает ряд преимуществ. Расценки клининговых компаний за уборку 1 м2 составляют от 3 до 70 рублей (в среднем — 30 руб./м2). Таким образом, на однократную уборку 23 500 м2 будет истрачено 705 000 рублей.

Для клининга в ЛПУ важно не только применить ту или иную технологию при осуществлении работы в отделении, но уметь скоординировать полноценную уборку с лечебно-охранительным режимом.

Зам.главного врача по работе с сестринским персоналом и Зам. главного врача по эпид. работе

Одним из основополагающих моментов являются санитарные правила, методические указания, приказы по проведению противоэпидемических мероприятий. Но в регламентирующих документах прописаны лишь основные требования — кратность обработки и действующие вещества и концентрации. Поэтому технологии уборки тех или иных объектов, поверхностей мы разрабатывали сами.

Обучением персонала занимается руководитель ОСО. Обучение происходит как в отделе санитарного обслуживания, так и непосредственно на рабочем месте. В перспективе планируется на базе учебно-методического кабинета больницы выделить штатную единицу по обучению младшего медицинского персонала.

Рис. 3. Организационная структура отдела санитарного обслуживания

В зону обслуживания ОСО вошли подразделения общей площадью около 23 500 м2. Вся территория поделена на несколько функциональных зон (рис. 4) по степени чистоты: «асептическая» зона (процедурные и перевязочные), «чистая» зона (палаты); «условно чистая» зона (коридоры, холлы, вестибюли), «грязная» зона (санитарные комнаты, санузлы, комнаты временного хранения отходов и бельевые для отработанного белья).

Каждому сотруднику санитарной бригады выделена для уборки площадь около 1000 м2, то есть за счет увеличения нагрузки есть возможность получения достойной оплаты. При использовании легкого мобильного держателя (флаундера) с насадкой вместо обычной швабры физические усилия сведены к мини-

№11 Менеджер

3013

здравоохранения

Типичная структура ЗОНЫ

«Асептическая» зона

(процедурные и перевязочные)

«Чистая» зона

(палаты)

«Условно чистая» зона

(холлы, коридоры, вестибюли )

«Грязная» зона

(сан. комнаты, комнаты отработанного белья и отходов)

Рис. 4. Разделение функциональных зон по степени чистоты

муму, для уборки труднодоступных мест не надо нагибаться, а снимать использованные мопы можно, не касаясь их поверхности.

В соответствии с разработанными алгоритмами уборки и инструкциями по использованию уборочного инвентаря нового поколения (уборочные тележки, мопы — насадки для мытья, флаундеры — держатели для насадок, салфетки из микрофибры с цветовой маркировкой) каждое помещение убирается отдельным чистым мопом, смоченным дезинфицирующим раствором. Ведра, салфетки, сетки для сбора отработанных моп-насадок имеют четыре варианта окраски (голубой, красный, желтый и зеленый). Для стационарных подразделений используются многофункциональные уборочные комплексы, а для амбулаторных подразделений и общих территорий — двухведерные уборочные тележки.

Увлажненные дезсредством мопы готовятся заранее (необходимое их количество просчитано в соответствии с убираемой в каждом отделении площадью) и помещаются в специальные лотки на уборочной тележке. Одной моп-насадкой можно вымыть 20 м2, но в любом случае на каждое помещение моп-насадка меняется.

Поверхности обрабатываются салфетками из микрофибры различных цветов по установленным правилам (каждая салфетка складывается так, что образуются 8 рабочих сторон), что делает уборку удобной, а использование салфетки — оптимальным.

Использованная салфетка не применяется в другом помещении, ей выполняется только один определенный тип работ внутри убираемой зоны, что значительно снижает риск перекрестного инфицирования.

По окончании уборки тележка с отработанным инвентарем отправляется в отдел санитарного обслуживания для разборки и дезобработки.

Мопы и салфетки стираются в отдельных стиральных машинах, сушатся и хранятся на стеллажах до следующего использования.

Обеззараженные тележки перемещаются в чистую зону, комплектуются прошедшим дезобработку уборочным материалом, увлажняемым уже в лотках с помощью дозирующего устройства, и отправляются на следующий цикл работы.

Прием и обработка принадлежностей и оборудования после уборки , а также подготовка к дальнейшей работе осуществляются централизованно обученным этому персоналом по четкому графику с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого отделения и внутрибольничных потоков, с регистрацией в журналах технологического учета. На этом уровне полностью исключаются возможные ошибки на этапе подготовки, и уборка становится отлаженным контролируемым процессом с определенным качеством, соответствием заданному стандарту и своевременности.

В основе уборки — безотжимная технология. Ее преимущества:

Рис. 5. Экономический расчет текущих затрат на одно отделение в год

В 17 раз меньше расход хим. средств (против 1267 тысяч/год)

Экономия в 2,5 раза (против 37,8 тысяч/год)

Боле 60% экономия на оплату труда (против 240 тысяч/год)

Экономия за счет безотжимной

(против 3 тысяч/год)

На цикл больше

— снижение расхода воды примерно в 20 раз;

— автоматический дозатор дезсредств позволяет исключить контакт персонала с концентрированными дезинфектантами, контролировать концентрацию и расход дез-средств;

— облегчен труд персонала при уборке за счет эргономически выверенного оборудования. Одна санитарка за 3 часа проводит качественную уборку 60-коечного отделения;

Современная профессиональная уборка — это сложнейшая наукоемкая отрасль. Специально обученный персонал, отработанные технологии уборочных процессов, высококачественные химикаты, профессиональная уборочная техника. От того, какое впечатление оставляют санитарки на пациентов, также зависит престиж лечебного учреждения.

Для ОСО была заказана униформа с логотипом «Мастер чистоты».

Создание клининговой службы в ЛПУ за счет собственных ресурсов оказалось не только экономически выгодным (рис. 5), но и эпидемиологически эффективным. Так, по результатам сани-тарно-бактериологического мониторинга двух календарных лет (2009 и 2010 гг.) количество положительных смывов с объектов внешней среды снизилось в 5,7 раза, а число гнойно-септических осложнений уменьшилось на 0,7%.

Данная прогрессивная система уборки, наряду с повышением качества дезинфекционных мероприятий, является более экологичной и безопасной для пациентов и персонала, а также поднимает имиджевую политику на новый уровень, так как чистота помещений — это первое, на что обращает внимание пациент и что дает ему уверенность в качественном и безопасном обслуживании.

UDC: 614.2; 614.2.003; 614:338^26; 614.001.18

Penjoyan G.A., Anishuk I.V., Chemso S.Ch, Tleuz S.H. Experience of implementing professional clining technologies in multiprofile budget state hospital № 2 in Krasnodar (MBUZ Municipal hospital № 2 «KMLDO», Krasnodar, Russia).

Annotation: In the article there is presented a practical experience of implementing modern clining measures and technologies on the base of own structure department (Department of sanitary service) at MBUZ Municipal hospital № 2 «KMLDO» Krasnodar.

Keywords: cleaning, technologies, Health and Treatment Entities, infection security.

№11 Менеджер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3013 здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.