УДК 796.92.093.642
Дорогова Юлия Александровна
Деминцева Ольга Александровна
Белкина Татьяна Николаевна
Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола)
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК БИАТЛОНИСТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ С УЧЕТОМ БИОХИМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
В данной статье рассматриваются особенности проведения тренировочных сборов высшего спортивного мастерства в условиях среднегорья для биатлонисток. Показана значимость тренировочных нагрузок в условиях среднегорья с учетом биохимических показателей спортсменок.
Ключевые слова: биатлон, тренировочные нагрузки, условия среднегорья, адаптация, жизненная емкость легких, гемоглобин, молочная кислота (лактат).
Биатлон в России относится к одному из наиболее популярных видов спорта. Для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки с применением новых подходов и методов [1; 2]. Практика тренировок биатлонистов в условиях среднегорья существует уже давно, и методика их проведения разрабатывалась в разных странах на протяжении более 50 лет [3]. На сегодняшний день сформированы основные правила и подходы к тренировке в среднегорье, однако они постоянно меняются и совершенствуются. В процессе стремления к улучшению показателей в биатлоне перед тренерами возникает много проблем качественной подготовки своих воспитанников, включая изучение и применение современных методик, в том числе и проведение тренировок в условиях среднегорья [4-8].
С подготовкой в горах связано много выдающихся достижений, особенно в циклических видах спорта. При этом тренировка в большей мере проводится с целью повышения спортивных достижений в соревнованиях после возвращения в привычные равнинные условия. В спортивной практике много примеров, когда отдельные выдающиеся спортсмены или целые команды, проводившие тренировочные сборы в среднегорье, как в подготовительном периоде, так и непосредственно перед ответственными стартами, добивались значительных спортивных результатов [3]. В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня дви-
гательной подготовленности занимающихся спортом.
Для успешного и эффективного использования методики подготовки спортсменов в системе тренировочных занятий необходимо знать и учитывать общеметодические аспекты организации их проведения. Был выделен ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования тренировочных занятий. Как правило, подбор упражнений проводится по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых навыков и умений, функциональных, физических качеств.
При подборе упражнений необходимо учитывать:
- педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
- учет положительного переноса двигательного навыка;
- физиологические особенности занимающихся;
- психологические особенности;
- подготовленность группы;
- количественный состав занимающихся;
- место проведения занятия (зал, естественные условия среды) [9].
Цель данного исследования - организовать тренировочный процесс биатлонисток высшего спортивного мастерства в условиях среднегорья и выявить влияние тренировочных нагрузок с учетом биохимических показателей.
Исследование проводилось во время тренировочных сборов в августе - сентябре 2010 г. В нем приняла участие группа из 20 биатлонисток в возрасте 16-18 лет с подготовкой на уровне
первого разряда и кандидата в мастера спорта (КМС). Спортсменки были разделены на две группы: контрольную и опытную (по 10 человек в каждой). Опытная группа проводила тренировочный сбор в среднегорье - в учебно-тренировочном центре «Семинский перевал» (условия среднегорья). Контрольная группа тренировалась в Ульяновской области, то есть в условиях равнины.
Работа проводилась в три этапа.
1 этап - проведение контрольного тестирования: бег на лыжероллерах коньковым стилем (5 км) в конце июля 2010 года; эти данные взяли как исходные; также измерили показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), гемоглобина, молочной кислоты (лактата);
2 этап - тренировочный процесс;
3 этап - в сентябре 2010 года вновь проводили контрольную тренировку спортсменов после тренировочных сборов и фиксировали результаты бега на 5 км на лыжероллерах, а также показатели ЖЕЛ, гемоглобина, лактата;
4 этап - подведение итогов экспериментального исследования; обобщение всех полученных данных; оформление результатов исследования.
У обеих групп биатлонисток имелся общий план тренировок: учебно-тренировочный сбор 21 день (табл. 1), состоящий из трёх микроциклов. Каждый включал в себя 6 дней тренировок и один день отдыха.
При обработке показателей тестирования, функционального состояния спортсменок использовали непараметрические статистические
Таблица1
Дни тренировок Содержание
1 зарядка: кросс (2 км), общие развивающие упражнения (ОРУ), общая физическая подготовка (ОФП); I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (18 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; II тренировка - поход (13 км), ОРУ
2 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход с шаговой имитацией в гору (15 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом со стрельбой (10 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
3 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход с шаговой имитацией в гору (15 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (6 км), классическим ходом (6 км); кросс (1 км), ОРУ; Баня
4 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (20 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
5 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход в горы (20 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (6 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; вечерний тренаж с винтовкой
6 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (25 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; Баня
7 Отдых
8 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (15 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 20111
Окончание таблицы 1
9 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией в горы (23 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (12 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
10 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией в горы (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (15 км), кросс (1 км), ОРУ; Баня
11 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (24 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
12 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; поход в горы (7 часов)
13 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (24 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОРУ; Баня
14 Отдых
15 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с прыжковой имитацией (16 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
16 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (30 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (8 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
17 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с прыжковой имитацией (16 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (6 км), классическим ходом (6 км); кросс (1 км), ОРУ; Баня
18 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
19 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой
20 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах (контрольная тренировка) коньковым ходом (5 км), определение уровня лактата в крови, кросс (3 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; Баня
21 отдых; измерение ЖЕЛ, определение уровня гемоглобина в крови
Таблица2
Средние результаты биатлонисток в беге на лыжероллерах коньковым стилем (5 км)
Г руппы Исходные данные (мин, с) Конечные данные (мин, с) Прирост (с)
контрольная 14,87 ± 0,106 14,61 ± 0,095 26,0 ± 0,816
опытная 15,70 ± 0,126 14,41 ± 0,099 76,2 ± 1,632
Таблица3
Средние данные ЖЕЛ биатлонисток
Г руппы Исходные данные (м3) Конечные данные (м3) Прирост (м3)
контрольная 3,18 + 0,006 3,24 + 0,010 0,10 + 0,044
опытная 3,10 + 0,018 3,77 + 0,008 0,67 + 0,022
Таблица4
Средние данные содержания гемоглобина в крови биатлонисток
Г руппы Исходные данные (г/л) Конечные данные (г/л) Прирост (г/л)
контрольная 125,5 + 1,28 128,7 + 0,79 3,2 + 0,85
опытная 123,1 + 1,42 142,3 + 1,81 19,2 + 1,23
Таблица 5
Средние показатели молочной кислоты в крови биатлонисток
Г руппы Исходные данные (ммоль/л) Конечные данные (ммоль/л) Прирост (ммоль/л)
контрольная 21,5 + 0,83 24,1 + 0,75 2,5 + 0,50
опытная 21,1 + 0,43 26,9 + 0,53 5,8 + 0,25
методы: критерии Вилкоксона и Манна-Уитни [10]. Статистический анализ данных производили в программе Statistica 6.0. В процессе исследования учитывались следующие признаки: время бега на лыжероллерах, данные ЖЕЛ, уровни гемоглобина и молочной кислоты (лактата) в крови.
В таблицах 2-5 приведены средние показатели тестирования спортсменок контрольной и опытной групп.
Анализ результатов повторного тестирования (в таблицах - конечные данные) биатлонисток свидетельствует о значительном повышении показателей функциональной подготовленности. Выявлен прирост результатов в беге на лыжероллерах: контрольной группы - на 1,78%, опытной группы - на 8,95% (Р < 0,05). Результаты ЖЕЛ также увеличились в контрольной группе на 1,89%, в опытной группе - на 21,6% (Р < 0,05), уровень гемоглобина в крови контрольной группы поднялся на 2,3%, в опытной - на 15,6% (Р < 0,05). Показатели содержания лактата повысились в контрольной группе на 12%, в опытной - на 27,5% (Р < 0,05). Значительное увеличение лактата в опытной группе свидетельствует об адапта-
ции спортсменок к тренировочным нагрузкам в условиях среднегорья. Таким образом, отмечены более высокие приросты всех результатов спортсменок опытной группы. Полученные характеристики подтверждают эффективность организации тренировочного процесса биатлонисток в условиях среднегорья.
Итак, при подъёме в горы человеческий организм под воздействием климатических факторов изменяет многие свои функции. Явление умеренной гипоксии оказывает благотворное влияние на организм человека и его физические возможности. После пребывания в горах в течение 2-
3 недель по возвращении на равнину повышается работоспособность, улучшается самочувствие, ощущаются прилив сил, бодрость, энергия. В результате высотных тренировок у спортсменов заметно улучшаются показатели. После окончания тренировки в горных условиях организм спортсмена оказывается в состоянии более высокой работоспособности, чем до подъема в горы. Кроме того, в процессе тренировки в среднегорье и адаптации к гипоксии организм совершенствует способность более экономно расходовать кислород.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
295
Библиографический список
1. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. - 208 с.
2. Гибадуллин И.Г., Миронов А.Ю., Зверева С.Н. Индивидуализация тренировочного процесса биатлонистов на основе биоэнергетических типов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - №9 1. - С. 1-7.
3. Маджуга В.И. Исследование влияния многократного пребывания в среднегорье на работоспособность спортсменов (на примере биатлонистов). - М., 1972. - С. 17.
4. Кинль В.А. Биатлон. - Киев: Здоровье, 1987. -123 с.
5. Фокин В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. -264 с.
6. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Волгоград, 2006. - 42 с.
7. Дунаев К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2007. - 453 с.
8. Биатлон: книга о спорте номер один в мире: [истоки, звезды, олимпиады, чемпионаты, Кубок Мира / рук. проекта А. Ефимов; сост. Е. Расторгуев]. - Уфа: Белая Река, 2009. - 155 с.
9. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - С. 116.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.
УДК 37.013.43
Максимова Елена Александровна
кандидат педагогических наук Саратовский государственный социально-экономический университет
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТИНУУМ КАК КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье анализируется значение контекста для педагогических исследований, приводятся типы контекстов. Социокультурная ситуация рассматривается в качестве точки бифуркации историко-культурного континуума. Система профессионального образования характеризуется как социальный институт. Делается вывод о целесообразности проведения педагогических исследований с учетом историко-культурного континуума.
Ключевые слова: контекст развития образования, типы контекстов, континуум как контекст, профессиональное образование как социальный институт.
В педагогических исследованиях при построении моделей различных аспектов системы образования, с целью более глубокого анализа изучаемых процессов и феноменов, требуется учитывать культурно-исторические особенности среды, в которой данные процессы и феномены развиваются. Б.Г. Ананьев заметил по этому поводу, что историческое время, как и все общественное развитие, есть фактор первостепенного значения для индивидуального развития человека. А поскольку педагогика связана непосредственно с развитием и формированием личности, есть основания в педагогических работах учитывать как исторические, так
и культурные характеристики периода, в котором это развитие осуществляется.
Предметом нашего научного интереса является система профессионального образования, и данная статья представляет собой попытку обосновать необходимость учета историко-культурного континуума при анализе процессов профессионального образования.
За последние десятилетия в отечественной педагогической науке накоплены значительные результаты, дающие возможность анализировать профессиональное образование как сложноорганизованную систему. Целостность данной системы в проведенных исследованиях устанавлива-