Научная статья на тему 'Организация тренировочных нагрузок биатлонисток в условиях среднегорья с учетом биохимических изменений'

Организация тренировочных нагрузок биатлонисток в условиях среднегорья с учетом биохимических изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / УСЛОВИЯ СРЕДНЕГОРЬЯ / АДАПТАЦИЯ / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ / ГЕМОГЛОБИН / МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА (ЛАКТАТ) / LACTIC ACID (LACTATE) / BIATHLON / TRAINING LOADINGS / CONDITIONS OF MID-HIGHLANDS / ADAPTATION / VITAL CAPACITY OF LUNGS / HEMOGLOBIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорогова Юлия Александровна, Дёминцева Ольга Александровна, Белкина Татьяна Николаевна

В данной статье рассматриваются особенности проведения тренировочных сборов высшего спортивного мастерства в условиях среднегорья для биатлонисток. Показана значимость тренировочных нагрузок в условиях среднегорья с учетом биохимических показателей спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорогова Юлия Александровна, Дёминцева Ольга Александровна, Белкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of training loadings of female biathletes in the conditions of mid-highlands taking into account biochemical changes

The features of the training camp of female biathletes of high sports resultativeness in midhighlands are considered in this article. The importance of training loadings in conditions of midhighlands taking into account biochemical indicators of sportswomen is shown.

Текст научной работы на тему «Организация тренировочных нагрузок биатлонисток в условиях среднегорья с учетом биохимических изменений»

УДК 796.92.093.642

Дорогова Юлия Александровна

julya_dorogova@rambler.ru,

Деминцева Ольга Александровна

operaaa@rambler.ru,

Белкина Татьяна Николаевна

Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК БИАТЛОНИСТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ С УЧЕТОМ БИОХИМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В данной статье рассматриваются особенности проведения тренировочных сборов высшего спортивного мастерства в условиях среднегорья для биатлонисток. Показана значимость тренировочных нагрузок в условиях среднегорья с учетом биохимических показателей спортсменок.

Ключевые слова: биатлон, тренировочные нагрузки, условия среднегорья, адаптация, жизненная емкость легких, гемоглобин, молочная кислота (лактат).

Биатлон в России относится к одному из наиболее популярных видов спорта. Для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки с применением новых подходов и методов [1; 2]. Практика тренировок биатлонистов в условиях среднегорья существует уже давно, и методика их проведения разрабатывалась в разных странах на протяжении более 50 лет [3]. На сегодняшний день сформированы основные правила и подходы к тренировке в среднегорье, однако они постоянно меняются и совершенствуются. В процессе стремления к улучшению показателей в биатлоне перед тренерами возникает много проблем качественной подготовки своих воспитанников, включая изучение и применение современных методик, в том числе и проведение тренировок в условиях среднегорья [4-8].

С подготовкой в горах связано много выдающихся достижений, особенно в циклических видах спорта. При этом тренировка в большей мере проводится с целью повышения спортивных достижений в соревнованиях после возвращения в привычные равнинные условия. В спортивной практике много примеров, когда отдельные выдающиеся спортсмены или целые команды, проводившие тренировочные сборы в среднегорье, как в подготовительном периоде, так и непосредственно перед ответственными стартами, добивались значительных спортивных результатов [3]. В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня дви-

гательной подготовленности занимающихся спортом.

Для успешного и эффективного использования методики подготовки спортсменов в системе тренировочных занятий необходимо знать и учитывать общеметодические аспекты организации их проведения. Был выделен ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования тренировочных занятий. Как правило, подбор упражнений проводится по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых навыков и умений, функциональных, физических качеств.

При подборе упражнений необходимо учитывать:

- педагогические задачи, поставленные на данном занятии;

- учет положительного переноса двигательного навыка;

- физиологические особенности занимающихся;

- психологические особенности;

- подготовленность группы;

- количественный состав занимающихся;

- место проведения занятия (зал, естественные условия среды) [9].

Цель данного исследования - организовать тренировочный процесс биатлонисток высшего спортивного мастерства в условиях среднегорья и выявить влияние тренировочных нагрузок с учетом биохимических показателей.

Исследование проводилось во время тренировочных сборов в августе - сентябре 2010 г. В нем приняла участие группа из 20 биатлонисток в возрасте 16-18 лет с подготовкой на уровне

первого разряда и кандидата в мастера спорта (КМС). Спортсменки были разделены на две группы: контрольную и опытную (по 10 человек в каждой). Опытная группа проводила тренировочный сбор в среднегорье - в учебно-тренировочном центре «Семинский перевал» (условия среднегорья). Контрольная группа тренировалась в Ульяновской области, то есть в условиях равнины.

Работа проводилась в три этапа.

1 этап - проведение контрольного тестирования: бег на лыжероллерах коньковым стилем (5 км) в конце июля 2010 года; эти данные взяли как исходные; также измерили показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), гемоглобина, молочной кислоты (лактата);

2 этап - тренировочный процесс;

3 этап - в сентябре 2010 года вновь проводили контрольную тренировку спортсменов после тренировочных сборов и фиксировали результаты бега на 5 км на лыжероллерах, а также показатели ЖЕЛ, гемоглобина, лактата;

4 этап - подведение итогов экспериментального исследования; обобщение всех полученных данных; оформление результатов исследования.

У обеих групп биатлонисток имелся общий план тренировок: учебно-тренировочный сбор 21 день (табл. 1), состоящий из трёх микроциклов. Каждый включал в себя 6 дней тренировок и один день отдыха.

При обработке показателей тестирования, функционального состояния спортсменок использовали непараметрические статистические

Таблица1

Дни тренировок Содержание

1 зарядка: кросс (2 км), общие развивающие упражнения (ОРУ), общая физическая подготовка (ОФП); I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (18 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; II тренировка - поход (13 км), ОРУ

2 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход с шаговой имитацией в гору (15 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом со стрельбой (10 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

3 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход с шаговой имитацией в гору (15 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (6 км), классическим ходом (6 км); кросс (1 км), ОРУ; Баня

4 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (20 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

5 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: поход в горы (20 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (6 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; вечерний тренаж с винтовкой

6 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (25 км), кросс (1 км), ОРУ, ОФП; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; Баня

7 Отдых

8 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (15 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 20111

Окончание таблицы 1

9 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией в горы (23 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (12 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

10 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией в горы (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (15 км), кросс (1 км), ОРУ; Баня

11 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом с винтовкой (24 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

12 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; поход в горы (7 часов)

13 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (24 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОРУ; Баня

14 Отдых

15 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с прыжковой имитацией (16 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

16 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (30 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (8 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

17 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с прыжковой имитацией (16 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах без палок коньковым ходом (6 км), классическим ходом (6 км); кросс (1 км), ОРУ; Баня

18 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

19 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах с шаговой имитацией (18 км), ОРУ; II тренировка: бег на лыжероллерах коньковым ходом (16 км), кросс (1 км), ОРУ; вечерний тренаж с винтовкой

20 зарядка: кросс (2 км), ОРУ, ОФП; I тренировка: бег на лыжероллерах (контрольная тренировка) коньковым ходом (5 км), определение уровня лактата в крови, кросс (3 км), ОРУ; II тренировка: кросс (5 км), ОФП 5 серий, ОРУ; Баня

21 отдых; измерение ЖЕЛ, определение уровня гемоглобина в крови

Таблица2

Средние результаты биатлонисток в беге на лыжероллерах коньковым стилем (5 км)

Г руппы Исходные данные (мин, с) Конечные данные (мин, с) Прирост (с)

контрольная 14,87 ± 0,106 14,61 ± 0,095 26,0 ± 0,816

опытная 15,70 ± 0,126 14,41 ± 0,099 76,2 ± 1,632

Таблица3

Средние данные ЖЕЛ биатлонисток

Г руппы Исходные данные (м3) Конечные данные (м3) Прирост (м3)

контрольная 3,18 + 0,006 3,24 + 0,010 0,10 + 0,044

опытная 3,10 + 0,018 3,77 + 0,008 0,67 + 0,022

Таблица4

Средние данные содержания гемоглобина в крови биатлонисток

Г руппы Исходные данные (г/л) Конечные данные (г/л) Прирост (г/л)

контрольная 125,5 + 1,28 128,7 + 0,79 3,2 + 0,85

опытная 123,1 + 1,42 142,3 + 1,81 19,2 + 1,23

Таблица 5

Средние показатели молочной кислоты в крови биатлонисток

Г руппы Исходные данные (ммоль/л) Конечные данные (ммоль/л) Прирост (ммоль/л)

контрольная 21,5 + 0,83 24,1 + 0,75 2,5 + 0,50

опытная 21,1 + 0,43 26,9 + 0,53 5,8 + 0,25

методы: критерии Вилкоксона и Манна-Уитни [10]. Статистический анализ данных производили в программе Statistica 6.0. В процессе исследования учитывались следующие признаки: время бега на лыжероллерах, данные ЖЕЛ, уровни гемоглобина и молочной кислоты (лактата) в крови.

В таблицах 2-5 приведены средние показатели тестирования спортсменок контрольной и опытной групп.

Анализ результатов повторного тестирования (в таблицах - конечные данные) биатлонисток свидетельствует о значительном повышении показателей функциональной подготовленности. Выявлен прирост результатов в беге на лыжероллерах: контрольной группы - на 1,78%, опытной группы - на 8,95% (Р < 0,05). Результаты ЖЕЛ также увеличились в контрольной группе на 1,89%, в опытной группе - на 21,6% (Р < 0,05), уровень гемоглобина в крови контрольной группы поднялся на 2,3%, в опытной - на 15,6% (Р < 0,05). Показатели содержания лактата повысились в контрольной группе на 12%, в опытной - на 27,5% (Р < 0,05). Значительное увеличение лактата в опытной группе свидетельствует об адапта-

ции спортсменок к тренировочным нагрузкам в условиях среднегорья. Таким образом, отмечены более высокие приросты всех результатов спортсменок опытной группы. Полученные характеристики подтверждают эффективность организации тренировочного процесса биатлонисток в условиях среднегорья.

Итак, при подъёме в горы человеческий организм под воздействием климатических факторов изменяет многие свои функции. Явление умеренной гипоксии оказывает благотворное влияние на организм человека и его физические возможности. После пребывания в горах в течение 2-

3 недель по возвращении на равнину повышается работоспособность, улучшается самочувствие, ощущаются прилив сил, бодрость, энергия. В результате высотных тренировок у спортсменов заметно улучшаются показатели. После окончания тренировки в горных условиях организм спортсмена оказывается в состоянии более высокой работоспособности, чем до подъема в горы. Кроме того, в процессе тренировки в среднегорье и адаптации к гипоксии организм совершенствует способность более экономно расходовать кислород.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011

295

Библиографический список

1. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. - 208 с.

2. Гибадуллин И.Г., Миронов А.Ю., Зверева С.Н. Индивидуализация тренировочного процесса биатлонистов на основе биоэнергетических типов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - №9 1. - С. 1-7.

3. Маджуга В.И. Исследование влияния многократного пребывания в среднегорье на работоспособность спортсменов (на примере биатлонистов). - М., 1972. - С. 17.

4. Кинль В.А. Биатлон. - Киев: Здоровье, 1987. -123 с.

5. Фокин В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. -264 с.

6. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Волгоград, 2006. - 42 с.

7. Дунаев К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2007. - 453 с.

8. Биатлон: книга о спорте номер один в мире: [истоки, звезды, олимпиады, чемпионаты, Кубок Мира / рук. проекта А. Ефимов; сост. Е. Расторгуев]. - Уфа: Белая Река, 2009. - 155 с.

9. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - С. 116.

10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.

УДК 37.013.43

Максимова Елена Александровна

кандидат педагогических наук Саратовский государственный социально-экономический университет

maksimolena@yandex.ru

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТИНУУМ КАК КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется значение контекста для педагогических исследований, приводятся типы контекстов. Социокультурная ситуация рассматривается в качестве точки бифуркации историко-культурного континуума. Система профессионального образования характеризуется как социальный институт. Делается вывод о целесообразности проведения педагогических исследований с учетом историко-культурного континуума.

Ключевые слова: контекст развития образования, типы контекстов, континуум как контекст, профессиональное образование как социальный институт.

В педагогических исследованиях при построении моделей различных аспектов системы образования, с целью более глубокого анализа изучаемых процессов и феноменов, требуется учитывать культурно-исторические особенности среды, в которой данные процессы и феномены развиваются. Б.Г. Ананьев заметил по этому поводу, что историческое время, как и все общественное развитие, есть фактор первостепенного значения для индивидуального развития человека. А поскольку педагогика связана непосредственно с развитием и формированием личности, есть основания в педагогических работах учитывать как исторические, так

и культурные характеристики периода, в котором это развитие осуществляется.

Предметом нашего научного интереса является система профессионального образования, и данная статья представляет собой попытку обосновать необходимость учета историко-культурного континуума при анализе процессов профессионального образования.

За последние десятилетия в отечественной педагогической науке накоплены значительные результаты, дающие возможность анализировать профессиональное образование как сложноорганизованную систему. Целостность данной системы в проведенных исследованиях устанавлива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.