Спортивная педагогика
УДК 796.92.093.642
РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БИАТЛОНИСТОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Т.А.Сагиев, И.Г. Гибадуллин
Аннотация. В статье представлена авторская методика развития силовой выносливости в подготовительном периоде годичного цикла тренировки у биатлонистов 13-14 лет, суть которой заключается в акцентированном развитии мышечных групп, задействованных в современных коньковых ходах. Методика содержит микро и мезоцикловое планирование тренировочного процесса с учетом возрастных особенностей юных биатлонистов и этапов подготовительного периода, где используются разнообразные ациклические и циклические тренировочные средства и методы; показана интенсивность тренировочной нагрузки. Статья завершается экспериментальной проверкой эффективности разработанной методики при помощи общепринятых педагогических тестов и специального разработанного теста, позволяющего в целом оценить уровень гоночной выносливости, а также силовой выносливости, учитывая показатели скорости, времени, «проката» каждого цикла в подъем, а также пульс юного биатлониста после преодоления каждого подъема на протяжении всей дистанции.
Ключевые слова: юные биатлонисты, подготовительный период, динамическая силовая выносливость.
THE DEVELOPMENT OF DYNAMIC POWER ENDURANCE OF BIATHLETES OF 13-14 YEARS OLD IN THE PREPARATORY PERIOD
T. Sagiev, I. Gibadullin
Abstract. The article presents the author's method of development of power endurance in the preparatory period of the annual cycle of training of biathletes of 13-14 years, the essence of which is to accentuate the development of muscle groups involved in modern skating moves. The method contains micro and mesocyclone planning of the training process taking into account age peculiarities of young biathletes and stages of the preparatory period where the use of a variety of acyclic and cyclic training tools and methods, shows the intensity of the training load. The paper concludes with experimental verification of the effectiveness of the developed technique with the conventional pedagogical tests and a specially designed test allows to check the General level of racing endurance and power endurance given the parameters of speed, time, "rental" of each cycle in the rise and the pulse of the young athlete after overcoming each lift throughout the course.
Keywords: young biathletes, preparatory period, dynamic strength endurance.
За последнее время современные технологии улучшили скольжение лыж, что повлекло за собой повышение скорости бега, поэтому специалисты [1, с. 41, 2, с. 17, 5, с. 25] стали уделять пристальное внимание скоростно-силовым качествам биатлонистов. Известно, что чем сильнее воздействуют силы сопротивления, тем больше проявляются силовые качества у спортсмена. Так, применительно к биатлону, в качестве сопротивления выступают
мелкокалиберная винтовка весом около 4 килограмм, подъемы различной крутизны и, иногда, неблагоприятные погодные условия. В момент преодоления подъемов высокой крутизны (более 12°) высококвалифицированный биатлонист использует технику одновременного двухшажного подъемного варианта конькового хода, отличающуюся меньшей частотой смены циклов и более мощными отталкиваниями с
полной амплитудой движений, где преимущественно проявляется динамическая силовая выносливость. Если учесть тот факт, что биатлонные трассы содержат
непродолжительные равнинные участки, подъемы которых чередуются со спусками, то можно охарактеризовать гоночную деятельность биатлониста как интервальную многократно-повторяющую субмаксимальную скоростно-силовую работу с кратковременным относительным отдыхом на спусках и огневых рубежах. Поэтому гоночные состязания биатлонистов высокой квалификации, главным образом, происходят на подъемах, где успех зависит от уровня развития анаэробной силовой и скоростно-силовой выносливостей и способности организма к быстрым процессам восстановления на спусках и стрельбище.
Однако в подготовке юных биатлонистов в силу возрастных особенностей следует учитывать, что силовая выносливость уже наблюдается на подъемах средней крутизны, хотя гонка проходит без переноски оружия.
Анализ учебно-тренировочного процесса биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде помог выявить ограниченное количество использования общих и специальных средств и методов тренировки на развитие скоростно-силовых качеств [3, с. 157]. Особенностью разработанной нами методики является разнообразие специальных и общих циклических и ациклических упражнений и, соответственно, методов тренировки. На протяжении I этапа подготовительного периода силовые упражнения выполнялись с низкой интенсивностью и большими паузами отдыха. В семидневном микроцикле проводились отдельно 2 занятия для развития силовой выносливости. В первом занятии применялись циклические упражнения в подъем 30 метров повторным методом (шаговая имитация, вело, бег по песку). Во втором занятии выполнялся комплекс общих силовых упражнений с собственным весом. При разработке комплексов силовых упражнений мы учитывали тот факт, что у современных биатлонистов изменилась техника конькового хода, в частности, отталкивающие усилия стали более взрывными и пружинистыми, сократилась амплитуда движений [4, с. 26], уменьшились рычаги отталкивания рук, в беге наблюдалось высокое положение туловища спортсмена. В этой связи, значительная часть физической нагрузки перекладывается на мышцы, ранее менее задействованные, брюшного пресса, верхней части спины, груди, плеч и икроножных мышц.
На II этапе вместо силового комплекса с собственным весом применялся комплекс с отягощениями сопряженным методом. Учитывая возрастные особенности детей 13-14 лет, вес
отягощения составлял 20% от максимальных значений, на отдых отводилось 1-2 минуты. На данном этапе отличительной особенностью при выполнении циклических упражнений в подъем 60 метров являлось повышение интенсивности с помощью переменного метода. К концу упражнения пульс достигал 170-180 ударов в минуту (далее уд/мин) и снижался до 130 уд/мин после пятиминутного легкого бега. Более высокую интенсивность мы не рекомендуем, так как известно о недостатке ферментов анаэробного гликолиза у подростков.
На III этапе первое занятие отводилось комплексу силовых упражнений с отягощениями сопряженным методом, вес отягощения 30-40% от максимальных значений. Отдых составлял 2-3 минуты. Во втором занятии переменным методом использовались силовая работа на лыжероллерах на отдельные звенья тела спортсмена, а также шаговая имитация в подъем 100 метров (к концу упражнения пульс достигал 170-180 уд/мин).
С целью определения эффективности разработанной нами методики мы провели педагогический эксперимент. В состав экспериментальной (далее ЭГ) и контрольной (далее КГ) групп входили по 20 биатлонистов юношей 13-14 лет. В учебно-тренировочный процесс биатлонистов ЭГ была внедрена наша методика, биатлонисты КГ занимались по общепринятой методике [6, с. 26].
С помощью педагогических тестов выявлен исходный уровень силовых показателей в начале подготовительного периода, а также для изучения динамики проведен второй срез тестов в конце подготовительного периода.
В ЭГ прирост изучаемых показателей достоверно значимый и составляет от 20-30 %; у юношей КГ прирост силовых показателей рук менее значимый от 7 до 12%, ног - 20%, что скорее связано с малым тренировочным воздействием на плечевой пояс (табл. 1).
Таблица 1. - Сравнение показателей силовой подготовленности биатлонистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента (М±°)
Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало I этапа Конец II этапа Р Прирост(%) Начало I этапа Конец II этапа Р Прирост(%)
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 12±2 13±2 - 7,8 11±3 15±2 * 26,8
Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 37±6 42±5 * 11,9 39±5 47±6 * 17,2
Прыжки вверх из приседа на двух ногах (кол-во раз) 28±3 35±4 * 20 26±3 38±2 * 31,6
Примечание: * - достоверность различий при Р<0,05.
Разработанный нами специальный тест на лыжероллерах моделирует соревновательную технико-тактическую и функциональную деятельность биатлонистов 13-14 лет и позволяет в целом оценить уровень гоночной и
динамической силовой выносливости в подъем, регистрируя скорость, время, длину «проката» каждого цикла, а также пульс после преодоления каждого подъема на протяжении всей дистанции (таблица 2).
Таблица 2. - Сравнение показателей в специальном тесте у биатлонистов до и после педагогического эксперимента (М±°)
Показатели До эксперимента ЭГ После эксперимента ЭГ
1 круг 2 круг 3 круг 1 круг 2 круг 3 круг
Бег в подъем (время), с 1 40,0±2,9 44,0±3,2 45,2±4,2 36,7±2,2* 37,8±2,5* 39,5±2,8*
2 15,9±1,4 16,6±1,6 17,2±1,9 14,4±1,0* 14,9±0,9* 15,8±1,5*
Бег в подъем (скорость), м/с 1 3,75±0,28 3,41±0,31 3,32±0,33 4,09±0,26* 3,97±0,27* 3,80±0,28*
2 3,77±0,29 3,61±0,30 3,49±0,32 4,17±0,26* 4,03±0,26* 3,80±0,29*
Бег в подъем (кол-во циклов) 1 93±1,2 95±1,3 98±0,9 87±0,7* 88±0,7* 88±0,9*
2 37±0,7 38±0,6 38±0,7 34±0,3* 34±0,4* 35±0,5*
Бег в подъем (длина цикла), см 1 161±1,8 158±2,3 157±2,0 172±0,9* 170±1,0* 170±1,3*
2 164±4,7 157±1,6 154±4,0 176±1,1* 176±1,6* 171±1,9*
ЧСС, уд/мин 1 185±8,4 186±6,7 187±9,6 178±3,0* 182±3,7 180±5,6*
2 188±2,7 190±2,9 189±3,8 183±2,0* 183±2,2* 184±3,0*
Показатели До эксперимента КГ После эксперимента ЭГ
Бег в подъем (время), с 1 41,0±3,2 43,8±3,8 46,1±3,4 39,2±2,9 41,1±3,3* 43,8±3,8*
2 16,1±1,2 16,8±1,7 17,5±2,0 15,3±1,5* 15,9±1,8* 17,0±1,7
Бег в подъем (скорость), м/с 1 3,66±0,29 3,42±0,32 3,25±0,33 3,83±0,28 3,65±0,30 3,42±0,32
2 3,73±0,29 3,57±0,31 3,43±0,32 3,92±0,28 3,77±0,29 3,53±0,31
Бег в подъем (кол-во циклов) 1 94±1,0 96±1,2 99±1,4 90±1,0* 92±1,3* 95±1,3*
2 37±0,6 38±0,7 39±0,6 36±0,5 36±0,4* 38±0,6
Бег в подъем (длина цикла), см 1 160±2,2 156±1,7 152±2,6 167±1,2* 163±2,1* 158±1,9*
2 161±1,4 156±1,0 153±1,5 167±2,6* 167±2,2* 158±2,6*
ЧСС, уд/мин 1 187±6,2 186±5,7 186±8,3 184±4,1 187±5,0 185±6,3
2 186±2,2 188±2,6 190±3,2 187±2,3 186±2,9 188±4,1
Примечание: 1 - в подъем 10 градусов, протяженностью 150 метров; 2 - в подъем 10 градусов, протяженностью 60 метров; * - достоверность различий при Р<0,05
Из таблицы 2 видно, как у спортсменов ЭГ с достоверной значимостью возрос показатель скорости бега в подъем 60 и 100 метров за счет более мощных толчковых движений; об этом свидетельствует увеличение показателя длины проката. Высокая скорость биатлонистов ЭГ сохранялась на протяжении всей гонки, что
говорит о высоком уровне развития силовой выносливости, что трудно сказать о биатлонистах КГ.
Также следует отметить, что у биатлонистов ЭГ отмечается более редкий пульс в среднем на 5 ударов, что говорит о повышенном уровне тренированности кардиореспираторной системы.
1. Дунаев, К.С. Анализ соревновательной деятельности как фактор оптимизации процесса подготовки российских биатлонистов к ответственным стартам [Текст] / К.С. Дунаев // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№2. С. 40-43.
2. Левин, С.В. Гоночная подготовка биатлонистов-юниоров в подготовительном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.В. Левин. - Спб. - 2012. - 23с.
3. Сагиев, Т.А. Особенности тренировочной деятельности биатлонистов 13 -14 лет в подготовительном периоде в разделе скоростно-силовой подготовки [Текст] / Т.А. Сагиев, В.П. Шульпина // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», 3 (85) - Спб., 2012 С. 152 - 158.
4. Тюличева, А.Ю. Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика (методические секреты) [Текст] / Александра Тюличева ; Austrian Langlauf& Biathlon
Academy. - Санкт-Петербург : СИНЭЛ, 2017. - 56 с.
5. Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 1316 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.В. Фарбей. - Спб, 2000. - 34с.
6. Шикунов, М.И. Биатлон: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / М.И. Шикунов и др. - М.: Советский спорт, 2005. - 88 с.
Сведения об авторах:
Сагиев Талгат Абаевич (г. Омск, Россия), старший преподаватель кафедры физического
воспитания и спорта, Омский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
Гибадуллин Илдус Гиниятуллович (г. Ижевск, Россия), д-р пед. наук, профессор, директор института физической культуры и спорта имени А.И. Тихонова, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Sagiev (Omsk, Russia), senior lecturer of the Department of physical education and sport, Omsk state technical University, e-mail: [email protected]
I. Gibadullin (Izhevsk, Russia), Dr. PED. Sciences, Professor, Director of Institute of physical culture and sports named after A. I. Tikhonov, Izhevsk state technical University named after M. T. Kalashnikov, email: [email protected]