Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С ВОЙСКАМИ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 Г. - 18 НОЯБРЯ 1942 Г.)'

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С ВОЙСКАМИ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 Г. - 18 НОЯБРЯ 1942 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ / COMMUNICATIONS / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / GENERAL STAFF / СТАВКА ВГК / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / THE SUPREME GENERAL HEADQUARTERS (SGH)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шептура Владимир Николаевич

Неудачное развитие военных действий для Красной армии в начальный период войны и поражения в первых операциях показали, что одной из причин неустойчивого управления войсками была принятая в довоенное время организация связи в интересах Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК), Генерального штаба и штабов фронтов, которая не отвечала требованиям военного времени. В статье рассматривается организация связи Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба с войсками в первом периоде Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.).The failure development of military operations for the Red Army in the initial period of war and defeat in the first operations showed that one of the causes of unsustainable control of troops had been the organisation adopted in pre-war of communications in the interests of the Supreme General Headquarters (SGH), the General Staff and the Staffs of the Fronts, which did not meet the requirements of wartime. The article deals with the organisation of communications of the Supreme General Headquarters and the General Staff with troops in the first period of the Great Patriotic War (June 22, 1941 - November 18, 1942).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С ВОЙСКАМИ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 Г. - 18 НОЯБРЯ 1942 Г.)»

Большое значение имел военно-стратегический фактор, предполагавший перевес одной из сторон в набиравшей силу гонке вооружения.

В середине 1960-х годов в американском флоте при решении предполагаемых задач по нанесению ракетно-ядерных ударов началась переориентация на подводные лодки (ПЛ) с ракетами «Поларис». При этом авианосные ударные соединения (группы) намечалось использовать в качестве универсальной силы, способной к массированному применению как ядерного, так и обычного оружия2. Было введено боевое патрулирование надводных кораблей (НК) и ПЛ, базировавшихся на территории европейских стран (Холи-Лох в Шотландии, Рота в Испании)3 в различных районах Мирового океана, непосредственно расположенных вблизи СССР. Постоянно на боевом патрулировании на всех театрах одновременно находилось до 19— 20подводных лодок. Таким образом, имея развёрнутыми в океане, в районах, близких к стартовым позициям, 320—368ракет, вероятный противник мог в кратчайший срок поразить свыше 200 крупных объектов (городов-целей) на территории Советского Союза и стран социалистического содружества, что создавало постоянную угрозу внезапного развязывания ядерной войны. При этом группировки ракетных ПЛ могли быть усилены развёртыванием 12—15 ударных авианосцев с ядерным боезапасом на борту (свыше 1300единиц).

Поскольку военно-административные центры Советского Союза оказались уязвимыми с морских направлений, то сложилась такая обстановка, при которой в случае нанесения противостоящей стороной внезапных ракетно-ядерных ударов СССР не имел возможности дать достойный ответ, что неминуемо вело к поражению в возможной войне.

Нужно было учитывать и военно-теоретический фактор.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Число военных баз США к концу 1960-х годов достигло 3400. (см.: Горшков С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат, 1976. С.262).

2 См.: Вьюненко Н.П. Военно-морское искусство 1945—1970гг. М.: Воениздат, 1975. С.202.

3 Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза: В 2кн. / В.А.Золотарёв, В.С. Шломин. М.: Полигон, 2004. Кн.2. С.479.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ШЕПТУРА Владимир Николаевич —

заместитель начальника кафедры связи и информатизации Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (тел. 8-495-438-99-45)

Организация связи Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба с войсками в первом периоде Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)

С первых дней Великой Отечественной войны руководство страны испытывало трудности в управлении войсками в стратегическом и оперативно-стратегическом звеньях. Неудачное развитие военных действий для Красной армии в начальный период войны и поражения в первых операциях показали, что одной из причин неустойчивого управления войсками была принятая в довоенное время организация связи в интересах Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК), Генерального штаба и штабов фронтов, которая не отвечала требованиям военного времени.

С точки зрения организации связи Ставка ВГК и Генеральный штаб с началом войны представляли единое целое: Ставка не имела своего собственного узла связи для управления фронтами и армиями и использовала узел связи Генерального штаба. Общими у них были и проблемы.

Генерал армии С.М. Штеменко, возглавлявший тогда Оперативное управление Генерального штаба, впоследствии вспоминал о первых днях войны: «Одним из узких мест оказалась связь с фронтами, в первую очередь с Западным. Она была очень неустойчивой. Из-за частых нарушений связи мы не всегда знали обстановку с необходимыми подробностями. На неудовлетворительное состояние связи со своими войсками сетовали и штабы фронтов. Поэтому, если нам и удавалось связываться с ними, мы все равно не получали достаточно полной информации о положении войск»1.

Никаких официальных документов и руководств по организации связи в звеньях Ставка (Генеральный штаб) — фронт, фронт — армия, армия — корпус (дивизия) не существовало. Книга В. Цейтлина «Вопросы связи в стратегических операциях», изданная в 1926 году и обобщавшая опыт войск по обеспечению связи в стратегическом звене управления в Первую мировую и Гражданскую войны, уже устарела. Других теоретических трудов и исследований по организации связи, учитывающих новые направления в развитии военного искусства, не издавалось2.

К началу войны Генеральный штаб не имел даже плана организации и обеспечения управления войсками при выходе из строя в результате воздушных налётов противника здания Генштаба. Такой план был утверждён только на 16-й день войны и предусматривал использование в качестве запасных узлов связи штабов Военно-воздушных сил, Войск противовоздушной обороны страны и Военно-морского флота3.

Основным средством управления считалась проводная связь. Связь Ставки ВГК (Генерального штаба) с фронтами и военными округами, которую предполагалось осуществлять главным образом по постоянным воздушным линиям и через узлы связи Наркомата связи, только телеграфную Бодо и СТ-35, не могла в полной мере обеспечить потребности управления войсками, так как была малоприспособленной на случай войны и почти незащищённой от воздействия вражеской авиации (на глубину до 400 км и более) и диверсионных групп врага.

С некоторыми корпусами и дивизиями телеграфная связь осуществлялась только аппаратами Морзе. Вся телеграфная аппаратура в основном была гражданских образцов, конструкция которых рассчитывалась на эксплуатацию в стационарных условиях. Непосредственная телефонная связь Ставки ВГК и Генерального штаба с фронтами, округами и резервами отсутствовала, а осуществлялась только через междугородные станции узлов связи Наркомата связи и военно-оперативных узлов связи. При этом многие предприятия Наркомата связи оказались недостаточно

подготовленными для обеспечения связи Ставке ВГК (Генеральному штабу) и штабам фронтов в сложных условиях военного времени.

Перебои в работе проводной связи Ставки ВГК (Генерального штаба) в первый период Великой Отечественной войны в значительной мере объяснялись и тем, что её устойчивость в высших звеньях управления целиком зависела от состояния работы органов общегосударственной связи. А они с большим трудом справлялись со столь сложной задачей, главным образом из-за острого недостатка технического персонала и линейных рабочих для обслуживания линий, использовавшихся Генеральным штабом. Строительство, восстановление и эксплуатационное обслуживание этих линий планировалось осуществлять силами местных линейно-технических узлов, а также частей связи, которые должен был сформировать Наркомат связи после объявления мобилизации или по особому указанию правительства. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат, 1989. С. 19.

2 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Ставка — фронт. Л.: Воен. академия связи, 1961. С. 48.

3 Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Ф. 71. Оп. 296521. Д. 4. Л. 109. ХАЗАНОВ Дмитрий Борисович —

главный специалист Специализированного научно-исследовательского института приборостроения «Росатома», кандидат технических наук (123060, гМосква, ул. Расплетина, д. 1, кв. 13)

Сталинград: 23 августа 1942 года

23августа 1942года огромный город на Волге, где проживали или нашли временное убежище примерно 700тыс. человек, подвергся варварской бомбардировке, приведшей к гибели десятков тысяч мирных граждан и причинившей городу огромные разрушения.

Идея основательно разбомбить город, носивший имя И.В.Сталина, принадлежала Адольфу Гитлеру. В директиве №41 от 4апреля 1942года, когда определялись контуры будущей летней операции на южном фланге советско-германского фронта, он наметил «достигнуть Сталинграда или по крайней мере подвергнуть его воздействию нашего тяжёлого оружия с тем, чтобы он потерял своё значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций»1. Когда с Восточного фронта стали поступать победные реляции, фюрер высказался ещё более определённо: необходимо заблаговременно, т.е. до начала штурма города на Волге сухопутными войсками, разрушить его воздушными налётами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.