подготовленными для обеспечения связи Ставке ВГК (Генеральному штабу) и штабам фронтов в сложных условиях военного времени.
Перебои в работе проводной связи Ставки ВГК (Генерального штаба) в первый период Великой Отечественной войны в значительной мере объяснялись и тем, что её устойчивость в высших звеньях управления целиком зависела от состояния работы органов общегосударственной связи. А они с большим трудом справлялись со столь сложной задачей, главным образом из-за острого недостатка технического персонала и линейных рабочих для обслуживания линий, использовавшихся Генеральным штабом. Строительство, восстановление и эксплуатационное обслуживание этих линий планировалось осуществлять силами местных линейно-технических узлов, а также частей связи, которые должен был сформировать Наркомат связи после объявления мобилизации или по особому указанию правительства. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат, 1989. С. 19.
2 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Ставка — фронт. Л.: Воен. академия связи, 1961. С. 48.
3 Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Ф. 71. Оп. 296521. Д. 4. Л. 109. ХАЗАНОВ Дмитрий Борисович —
главный специалист Специализированного научно-исследовательского института приборостроения «Росатома», кандидат технических наук (123060, гМосква, ул. Расплетина, д. 1, кв. 13)
Сталинград: 23 августа 1942 года
23августа 1942года огромный город на Волге, где проживали или нашли временное убежище примерно 700тыс. человек, подвергся варварской бомбардировке, приведшей к гибели десятков тысяч мирных граждан и причинившей городу огромные разрушения.
Идея основательно разбомбить город, носивший имя И.В.Сталина, принадлежала Адольфу Гитлеру. В директиве №41 от 4апреля 1942года, когда определялись контуры будущей летней операции на южном фланге советско-германского фронта, он наметил «достигнуть Сталинграда или по крайней мере подвергнуть его воздействию нашего тяжёлого оружия с тем, чтобы он потерял своё значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций»1. Когда с Восточного фронта стали поступать победные реляции, фюрер высказался ещё более определённо: необходимо заблаговременно, т.е. до начала штурма города на Волге сухопутными войсками, разрушить его воздушными налётами.
Воплощать замысел взялся лично командующий 4-м воздушным флотом генерал-полковник В.фонРихтгофен. Он разработал план, основанный на сосредоточении усилий практически всей своей авиации на сталинградском направлении с целью оказания концентрированной и эффективной поддержки наземным войскам. Когда же наметится решающий успех в преодолении советской обороны на подступах к Сталинграду, было решено бросить на город все двухмоторные бомбардировщики. Массированный авианалёт должен был, по замыслу немецких стратегов, не только разрушить крупнейшие промышленные предприятия, но и, самое главное, вызвать панику и хаос, подорвать волю русских к сопротивлению.
К осуществлению задуманного Рихтгофен приступил во второй половине августа, приказав передать большинство частей из 4-го в 8-й авиакорпус, штаб которого находился рядом с аэродромом в Обливской.
К утру 23августа немцы располагали на сталинградском направлении более 750самолётами. В первой половине дня люфтваффе, особенно части пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, действовали исключительно активно, обеспечивая прорыв 14-го танкового корпуса 6-й армии через 60-километровый перешеек, разделяющий реки Дон и Волгу, расчищая дорогу своим танкам и мотопехоте. После того как те преодолели Татарский вал, перерезали железную дорогу Фролов — Сталинград и достигли берега Волги, начались приготовления к массированному налёту на город.
По воспоминаниям немецких лётчиков, основными авиабазами, откуда стартовали бомбардировщики, являлись Тацинская и Морозовский. Вероятно, именно на этих аэродромах формировались «костяки» будущих колонн, сюда накануне доставили специально разработанные несбрасываемые наружные контейнеры для мелких авиабомб, которые подвешивались под Ju88 и Не111, а также создали значительные запасы зажигательных авиабомб, включая новые FLAM250 и FLAM500, впервые опробованные при бомбардировках Ростова-на-Дону. Абсолютное большинство бомб составляли мелкие зажигалки — небольшие полоски обмазанной фосфором фольги или 2-килограммовой бомбы, начинённые смесью нефти, фосфора и тротила. Планировалось, что первые волны самолётов сбросят с 5-километровой высоты именно их, а каждая следующая волна самолётов будет идти выше предыдущей.
Согласно немецким источникам, в вечернем налёте на город участвовали крупные силы бомбардировочной авиации, причём «хейнкели» шли двумя группами, примерно по 45машин, а объединённое соединение «юнкерсов» насчитывало 60самолётов — ведущий самолёт пилотировал командир 76-й бомбардировочной эскадры люфтваффе майор Э.Борман2.
По подсчётам автора, в рейде приняли участие около 400самолётов, из которых 150—160 двухмоторные бомбардировщики, остальные — «мессершмитты». Если учесть, что на 20августа в составе 4-го ВФ имелось 143 боеготовых бомбардировщика (без учёта самолётов «Тактического командования "Север" 4-го ВФ»), то напрашивается вывод: Рихтгофен бросил на Сталинград практически все имевшиеся в наличии бомбардировщики Ju88 и Не111. «Свободная охота», которую вели немцы в последние дни в районе расположения аэродромов истребительной авиации 8-й воздушной армии (командующий — Герой Советского Союза генерал-майор авиации Т.Т.Хрюкин), была усилена 23августа — пары и четвёрки «мессершмиттов» практически непрерывно барражировали над ними и, по образному выражению наших лётчиков, «повесили замки на аэродромы». Однако воздушные бои в тот день всё же были, хотя большей частью оканчивались для советских лётчиков неудачно. Согласно оперсводке 8-й воздушной армии, только в воздухе было потеряно 33самолёта. Гибель многих опытных командиров, в частности,
майора Е.А.Ларионова, возглавлявшего 297-й истребительный авиационный полк (иап), также негативно сказалась на психологической устойчивости нашего лётного составах...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Т.2. М., 1973. С.322.
2 Prien J., Stemmer G. Messerschmitt Bf109 im Einsatz bei der III / Jagdgechwader 3. Eutin, 1996. S. 459; Flugbuch Wilhelm Lemke.
ЧЕРНЯХ Игорь Григорьевич —
капитан 2 ранга запаса (115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 32, корп. 1, кв. 256) «Букринский батальон»
Букринским в годы войны назывался один из плацдармов, захваченных советскими войсками осенью 1943года на правом берегу Днепра юго-восточнее Киева. Долгое время истинное значение боевых действий в этом районе обходили молчанием. Лишь в 1985году в Балыко-Щучинке на месте братской могилы был открыт мемориал в память о гибели более 200тыс. советских солдат, отдавших свои жизни для отвлечения значительных сил противника от главного направления наступления на Киев.
Вот как это было. В середине сентября 1943года войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов в основном завершили освобождение Левобережной Украины и в нескольких местах вышли к Днепру.
В ночь на 22сентября одновременно по нескольким направлениям войска Воронежского (с 20 октября 1943 г. — 1-го Украинского) фронта начали форсирование Днепра в районе букринской излучины. В центре переправлялись передовые части 3-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта П.С.Рыбалко, правее её — войска 40-й армии генерал-полковника К.С.Москаленко, а левее — соединения 47-й армии генерал-лейтенанта Ф.Ф.Жмаченко.
Противник вёл сильный артиллерийский огонь, его авиация группами по 40—50самолётов бомбила места переправ наших войск на обоих берегах реки. Борьба приняла ожесточённый и кровопролитный характер. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало удержать правобережье Днепра в своих руках и сбросить подразделения советских войск в воду. Бои за Великий и Малый Букрин шли жестокие.
Наступавшие части срочно нуждались в пополнении живой силой.
Наряду с другими источниками этим пополнением стали и жители освобождённой территории нынешнего Драбовского района Черкасской области. С 21сентября по 25октября 1943года воссозданные Ковалевский и Драбовский военкоматы проводили массовую мобилизацию мужского населения в возрасте от 17 до 50лет.