Научная статья на тему 'СТАЛИНГРАД: 23 АВГУСТА 1942 ГОДА'

СТАЛИНГРАД: 23 АВГУСТА 1942 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / СТАЛИНГРАД / STALINGRAD / АВГУСТ 1942 ГОДА / AUGUST 1942 / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / AIR DEFENCE / ПОЖАР / FIRE / СТАЛИНГРАДСКИЙ КОРПУСНЫЙ РАЙОН ПВО / THE STALINGRAD CORPS AREA OF AIR DEFENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хазанов Дмитрий Борисович

В статье рассказывается о варварской бомбардировке Сталинграда 23 августа 1942 года силами 4-го воздушного флота Германии, в результате которой город был практически полностью разрушен, анализируются причины, из-за которых противовоздушная оборона Сталинграда не смогла предотвратить массированный налёт самолётов противника.The article tells about the barbaric bombing of Stalingrad on August 23, 1942 by the 4-th Air Fleet of Germany, which resulted in the city was almost completely destroyed, and analyzes the causes, due to which the air defence of Stalingrad was unable to prevent massive raid of enemy aircraft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хазанов Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАЛИНГРАД: 23 АВГУСТА 1942 ГОДА»

подготовленными для обеспечения связи Ставке ВГК (Генеральному штабу) и штабам фронтов в сложных условиях военного времени.

Перебои в работе проводной связи Ставки ВГК (Генерального штаба) в первый период Великой Отечественной войны в значительной мере объяснялись и тем, что её устойчивость в высших звеньях управления целиком зависела от состояния работы органов общегосударственной связи. А они с большим трудом справлялись со столь сложной задачей, главным образом из-за острого недостатка технического персонала и линейных рабочих для обслуживания линий, использовавшихся Генеральным штабом. Строительство, восстановление и эксплуатационное обслуживание этих линий планировалось осуществлять силами местных линейно-технических узлов, а также частей связи, которые должен был сформировать Наркомат связи после объявления мобилизации или по особому указанию правительства. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат, 1989. С. 19.

2 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Ставка — фронт. Л.: Воен. академия связи, 1961. С. 48.

3 Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Ф. 71. Оп. 296521. Д. 4. Л. 109. ХАЗАНОВ Дмитрий Борисович —

главный специалист Специализированного научно-исследовательского института приборостроения «Росатома», кандидат технических наук (123060, гМосква, ул. Расплетина, д. 1, кв. 13)

Сталинград: 23 августа 1942 года

23августа 1942года огромный город на Волге, где проживали или нашли временное убежище примерно 700тыс. человек, подвергся варварской бомбардировке, приведшей к гибели десятков тысяч мирных граждан и причинившей городу огромные разрушения.

Идея основательно разбомбить город, носивший имя И.В.Сталина, принадлежала Адольфу Гитлеру. В директиве №41 от 4апреля 1942года, когда определялись контуры будущей летней операции на южном фланге советско-германского фронта, он наметил «достигнуть Сталинграда или по крайней мере подвергнуть его воздействию нашего тяжёлого оружия с тем, чтобы он потерял своё значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций»1. Когда с Восточного фронта стали поступать победные реляции, фюрер высказался ещё более определённо: необходимо заблаговременно, т.е. до начала штурма города на Волге сухопутными войсками, разрушить его воздушными налётами.

Воплощать замысел взялся лично командующий 4-м воздушным флотом генерал-полковник В.фонРихтгофен. Он разработал план, основанный на сосредоточении усилий практически всей своей авиации на сталинградском направлении с целью оказания концентрированной и эффективной поддержки наземным войскам. Когда же наметится решающий успех в преодолении советской обороны на подступах к Сталинграду, было решено бросить на город все двухмоторные бомбардировщики. Массированный авианалёт должен был, по замыслу немецких стратегов, не только разрушить крупнейшие промышленные предприятия, но и, самое главное, вызвать панику и хаос, подорвать волю русских к сопротивлению.

К осуществлению задуманного Рихтгофен приступил во второй половине августа, приказав передать большинство частей из 4-го в 8-й авиакорпус, штаб которого находился рядом с аэродромом в Обливской.

К утру 23августа немцы располагали на сталинградском направлении более 750самолётами. В первой половине дня люфтваффе, особенно части пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, действовали исключительно активно, обеспечивая прорыв 14-го танкового корпуса 6-й армии через 60-километровый перешеек, разделяющий реки Дон и Волгу, расчищая дорогу своим танкам и мотопехоте. После того как те преодолели Татарский вал, перерезали железную дорогу Фролов — Сталинград и достигли берега Волги, начались приготовления к массированному налёту на город.

По воспоминаниям немецких лётчиков, основными авиабазами, откуда стартовали бомбардировщики, являлись Тацинская и Морозовский. Вероятно, именно на этих аэродромах формировались «костяки» будущих колонн, сюда накануне доставили специально разработанные несбрасываемые наружные контейнеры для мелких авиабомб, которые подвешивались под Ju88 и Не111, а также создали значительные запасы зажигательных авиабомб, включая новые FLAM250 и FLAM500, впервые опробованные при бомбардировках Ростова-на-Дону. Абсолютное большинство бомб составляли мелкие зажигалки — небольшие полоски обмазанной фосфором фольги или 2-килограммовой бомбы, начинённые смесью нефти, фосфора и тротила. Планировалось, что первые волны самолётов сбросят с 5-километровой высоты именно их, а каждая следующая волна самолётов будет идти выше предыдущей.

Согласно немецким источникам, в вечернем налёте на город участвовали крупные силы бомбардировочной авиации, причём «хейнкели» шли двумя группами, примерно по 45машин, а объединённое соединение «юнкерсов» насчитывало 60самолётов — ведущий самолёт пилотировал командир 76-й бомбардировочной эскадры люфтваффе майор Э.Борман2.

По подсчётам автора, в рейде приняли участие около 400самолётов, из которых 150—160 двухмоторные бомбардировщики, остальные — «мессершмитты». Если учесть, что на 20августа в составе 4-го ВФ имелось 143 боеготовых бомбардировщика (без учёта самолётов «Тактического командования "Север" 4-го ВФ»), то напрашивается вывод: Рихтгофен бросил на Сталинград практически все имевшиеся в наличии бомбардировщики Ju88 и Не111. «Свободная охота», которую вели немцы в последние дни в районе расположения аэродромов истребительной авиации 8-й воздушной армии (командующий — Герой Советского Союза генерал-майор авиации Т.Т.Хрюкин), была усилена 23августа — пары и четвёрки «мессершмиттов» практически непрерывно барражировали над ними и, по образному выражению наших лётчиков, «повесили замки на аэродромы». Однако воздушные бои в тот день всё же были, хотя большей частью оканчивались для советских лётчиков неудачно. Согласно оперсводке 8-й воздушной армии, только в воздухе было потеряно 33самолёта. Гибель многих опытных командиров, в частности,

майора Е.А.Ларионова, возглавлявшего 297-й истребительный авиационный полк (иап), также негативно сказалась на психологической устойчивости нашего лётного составах...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Т.2. М., 1973. С.322.

2 Prien J., Stemmer G. Messerschmitt Bf109 im Einsatz bei der III / Jagdgechwader 3. Eutin, 1996. S. 459; Flugbuch Wilhelm Lemke.

ЧЕРНЯХ Игорь Григорьевич —

капитан 2 ранга запаса (115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 32, корп. 1, кв. 256) «Букринский батальон»

Букринским в годы войны назывался один из плацдармов, захваченных советскими войсками осенью 1943года на правом берегу Днепра юго-восточнее Киева. Долгое время истинное значение боевых действий в этом районе обходили молчанием. Лишь в 1985году в Балыко-Щучинке на месте братской могилы был открыт мемориал в память о гибели более 200тыс. советских солдат, отдавших свои жизни для отвлечения значительных сил противника от главного направления наступления на Киев.

Вот как это было. В середине сентября 1943года войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов в основном завершили освобождение Левобережной Украины и в нескольких местах вышли к Днепру.

В ночь на 22сентября одновременно по нескольким направлениям войска Воронежского (с 20 октября 1943 г. — 1-го Украинского) фронта начали форсирование Днепра в районе букринской излучины. В центре переправлялись передовые части 3-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта П.С.Рыбалко, правее её — войска 40-й армии генерал-полковника К.С.Москаленко, а левее — соединения 47-й армии генерал-лейтенанта Ф.Ф.Жмаченко.

Противник вёл сильный артиллерийский огонь, его авиация группами по 40—50самолётов бомбила места переправ наших войск на обоих берегах реки. Борьба приняла ожесточённый и кровопролитный характер. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало удержать правобережье Днепра в своих руках и сбросить подразделения советских войск в воду. Бои за Великий и Малый Букрин шли жестокие.

Наступавшие части срочно нуждались в пополнении живой силой.

Наряду с другими источниками этим пополнением стали и жители освобождённой территории нынешнего Драбовского района Черкасской области. С 21сентября по 25октября 1943года воссозданные Ковалевский и Драбовский военкоматы проводили массовую мобилизацию мужского населения в возрасте от 17 до 50лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.