Научная статья на тему 'РАЗВЕДКА ВВС ВМФ СССР О ДЕЙСТВИЯХ ЛЮФТВАФФЕ ЛЕТОМ 1941 ГОДА'

РАЗВЕДКА ВВС ВМФ СССР О ДЕЙСТВИЯХ ЛЮФТВАФФЕ ЛЕТОМ 1941 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮФТВАФФЕ / LUFTWAFFE / АВИАНАЛЁТ / БОМБОМЕТАНИЕ / BOMBING / ВОЗДУШНЫЙ БОЙ / БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ / BALTIC FLEET / AIR ASSAULT / AIR COMBAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наливкин Леонид Александрович

Публикуются донесения разведки ВВС ВМФ СССР о тактических приёмах немецких лётчиков летом и осенью 1941 года на советско-германском фронте - на Северном, Балтийском и Чёрном морях.The publication includes intelligence reports of the Air Force of the Soviet Navy about tactical methods of German pilots in the summer and autumn of 1941 in the Soviet-front - in the Northern, Baltic and Black Seas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВЕДКА ВВС ВМФ СССР О ДЕЙСТВИЯХ ЛЮФТВАФФЕ ЛЕТОМ 1941 ГОДА»

1 Самолёт-снаряд ФАУ-1, нем. Vergeltungswaffe (V-1), с июня 1942г. разрабатывала германская фирма «Физелер».

2 Геринг Герман Вильгельм (1893—1946) — один из главных нацистских военных преступников, рейхсмаршал, руководитель Имперского министерства авиации (1933—1945). Привлечён к суду Международного военного трибунала в Нюрнберге.

3 Более подробно см.: Орлов А.С. Секретное оружие третьего рейха. М., 1975. С. 26, 27.

4 Самсонов А.М. Крах фашистской агрессии 1939—1945 / Исторический очерк. 2-е изд., исправ. и доп. М., 1980. С. 488.

5 Самолёт «Не-111» имел максимальную скорость 386 км/час, практический потолок 7900 м, дальность полёта 2430 км.

6 Орлов А.С. Указ. соч. С. 133.

7 Гиммлер Генрих (1900—1945) — один из главных нацистских военных преступников, рейхсфюрер СС и полиции (1936). После капитуляции Германии был арестован союзными войсками.

8 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 72. Оп. 12278. Д. 521. Л. 30, 31.

9 Шелленберг Вальтер (1910—1952) — один из руководителей германской разведки, бригаденфюрер СС и генерал-майор войск СС. Осуждён Нюрнбергским международным трибуналом. В декабре 1950г. освобождён из-под ареста.

10 Орлов А.С. Указ. соч. С. 103.

* В то время средства ПВО Англии были нацелены преимущественно на территорию Северной Франции (юго-восточное направление), откуда до этого действовали немецкие самолёты-снаряды.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

НАЛИВКИН Леонид Александрович — научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда», кандидат исторических наук (E-mail: gmmobl@mail.ru)

РАЗВЕДКА ВВС ВМФ СССР О ДЕЙСТВИЯХ ЛЮФТВАФФЕ ЛЕТОМ 1941 ГОДА

Публикуемые документы Центрального военно-морского архива МО РФ находились ранее на секретном хранении. Они входят в состав машинописного дела под названием «Тактика, приёмы

и действия противника», хронологически охватывающего летне-осенний период военной кампании 1941года.

В целом объектно-предметная палитра и информационно-источниковая база документов, хранящихся в этом деле, достаточно широки. Мы ограничились лишь двумя материалами, которые были подготовлены для вышестоящего руководства разведывательными органами штаба ВВС ВМФ. При этом за рамками публикации остались те разделы, где содержатся сведения о действиях сухопутных войск противника, разделы «Отношение местного населения к войне» и «Обзор действий ВВС противника на театрах». Не приводятся также сведения о боевых действиях 9-го артиллерийского полка ВВС Черноморского флота, отражавшего как воздушные, так и наземные атаки немецко-фашистских войск. Стиль и лексика документов сохранены, орфография и пунктуация приведены к современным нормам, необходимые пояснения и исправления даются в квадратных скобках. Многоточия в угловых скобках означают пропуски и делопроизводственные пометы.

Читатель, видимо, обратит внимание на слишком общий характер обзора (особенно за первые 10дней войны) и его неоправданно оптимистический тон. Нигде не указываются ни наименования авиационных воинских частей, принимавших участие в боях с лётчиками люфтваффе, ни фамилии их командиров. Не приводятся и наши потери, хотя трудно поверить в то, что их не было, как, впрочем, и в то, что немецкие лётчики были истощены от систематического недоедания и что экипаж ДБ-3 за один бой сбил 11 немецких истребителей. Можно предположить, что руководству докладывали о том, что оно хотело услышать. В целом же публикуемые документы дают представление о характере разведданных, поступавших в Штаб ВВС ВМФ в первые недели войны.

Краткий обзор о тактических приёмах и действиях противника за 10 дней войны (22.06. —

1.07.41 года)

Авиация

1. Авиация по всем целям применяется мелкими группами и одиночными больш[ими] самолётами. Если объект атаки крупный, то высылается группа самолётов, но атаку они производят мелкими группами (в 3—6—9 самолётов).

2. При преследовании самолётов противника нашими истребителями противник, в случае невозможности уйти от погони, круто пикирует к земле (воде) и на бреющем полёте, маскируясь рельефом местности, уходит.

3. Против живой силы авиация противника используется с пикирования, применяя воющие, замедленного действия бомбы.

4. Все сбитые бомбардировщики противника на Юго-Западном фронте имеют марку «ЮНКЕРС» Ю-87 и Ю-88.

5. Экипажи самолётов главным образом состоят из унтер-офицеров и офицеров, переодетых в форму унтер-офицеров. Некоторые из лётчиков имеют возраст 17—18лет. (Подчёркнуто карандашом. — Л.Н.).

6. Ввиду недостатков [недостатка] старых опытных кадров лётчиков в немецких ВВС только девятки возглавляются старыми лётчиками. Остальные являются молодыми, необстрелянными,

легко поддаются панике. Уничтожение ведущего в девятке деморализует остальных лётчиков, которые, как правило, после этого выходят из боя или рассыпаются.

7. Авиация немцев боится наших самолётов истребителей типа МИГ-1 или ЛАГГ-1. При встрече с ними боя избегает.

8. Истребительная авиация противника (Ме-109, Ме-110) избегает встреч с нашими бомбардировщиками типа ДБ-3, т[ак] к[ак] при столкновении с ними несёт большие потери.

За один воздушный бой между ДБ-3 и истребителями противника сбито 11 истребителей противника.

Наши истребители типа И-15 довольно успешно ведут воздушные бои с немецкими истребителями типа Ме-110, Ме-109, сбивая их значительное количество и ведя борьбу иногда с превосходящим численно противником.

01.07.[19]41года девять наших истребителей типа И-15 вели воздушный бой с 14 истребителями типа Ме-110, из них сбили 5самолётов (СФ) [Северный флот].

Одна из наших частей, вооружённая самолётами И-15, сбила в воздушных боях 6 самолётов противника, не потеряв при этом ни одного и находясь в условиях частых нападений авиации противника.

9. Захваченные в плен германские лётчики имеют истощённый и усталый вид. Когда им предлагают пищу, они с жадностью на неё набрасываются.

У большинства чувствуется усталость и истощение, по-видимому, от большой лётной нагрузки и систематического недоедания. (Подчёркнуто карандашом. — Л.Н.).

10. При действиях по нашим кораблям применяются группы различного состава от 2—3 до 16самолётов, преимущественно пикировщиков типа «ЮНКЕРС» Ю-87, Ю-88.

Эффективность действий немецкой авиации по нашим кораблям флота слабая, 5—бслучаев отмеченных атак были безрезультатны. Наоборот, зенитным огнём наших кораблей [противнику] наносятся потери. Всего сбито зенитным огнём кораблей за 10 дней войны 3—5 самолётов.

Постоянное наблюдение, умелый манёвр и сильный огонь ЗА [зенитной артиллерии] не дают возможности [противнику] произвести удачную атаку.

На Северном флоте 30.06.41[года] 16—18 пикирующих бомбардировщиков дважды атаковали два наших миноносца и три катера МО-1 [«морской охотник»]. Несмотря на возможности атакующей группы, результаты атаки были ничтожны. Взрывной волной повреждена корма только одного катера (дошедшего после этого своим ходом до базы). Огнем ЗА и пулемётов кораблей сбито Зсамолёта противника.

Неоднократные атаки германской авиацией кораблей Дунайской флотилии были безрезультатны, корабли повреждения не имели.

11. Отмечен случай неудачной атаки нашего транспорта в Финском заливе одиночным самолётом-торпедоносцем не установленного типа (нет данных с флота).

12. Постановка мин с самолётов выполняется, как правило, одиночками, отмечена постановка в течение дня в одном районе 17парашютных мин весом до 500кг каждая (ЧФ) [Черноморский флот].

13. В воздушных боях наших ВВС ВМФ отмечены встречи следующих типов самолётов противника:

а) ВВС ЧФ — «Мессершмидт» [«Мессершмитт»]: Ме-109, Ме-110;

б) ВВС КБФ [Краснознамённый Балтийский флот] — Ме-109, Ме-110, «Хаукер Хартли», «Фоккер» Ф-21, «Хейнкель» Хе-112;

в) ВВС СФ — «Мессершмидт» Ме-110, о других типах истребителей данных нет. В качестве бомбардировщиков отмечены самолёты Ю-87, Ю-88.

На Западном фронте отмечено применение в качестве одиночного бомбардировщика самолёта устаре[вшего] типа Ю-52.

Отмечен случай (29.06.41года), когда два самолёта МБР-2 сбили немецкий истребитель Ме-109 (Финский залив, 15 АП) [авиационный полк]. (Подчёркнуто и слева дважды отчёркнуто карандашом. — Л.Н.).

Примечание: обзор составлен по материалам участников боёв, донесениям ВВС флотов и данным 1-го управления ВМФ

Начальник штаба Военно-воздушных сил Военно-морского флота

<...>

генерал-майор авиации

(Коробков)

«Утверждаю»

Военный комиссар ВВС

Начальник ВВС ВМФ

дивизионный комиссар

генерал-лейт[енант] авиации (Алексеев)

(Жаворонков)

[Обзор составлен в сентябре 1914 г.] <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ

МИЛЬБАХ Владимир Спартакович — профессор Михайловской военной артиллерийской академии, доктор исторических наук, доцент, полковник (E-mail: sdn9@rambler.ru)

«ПРОИЗВОЛ... ОСЛАБЛЯЛ МОГУЩЕСТВО НАШЕЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ»

«ШПИОНЫ» В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

Формирование флота на Тихом океане было важной составной частью крупных мероприятий советского правительства по укреплению обороноспособности СССР. В созданных в 1932году Морских силах Дальнего Востока (МСДВ) вводились в строй новые корабли, началось строительство береговых баз, укреплённых районов, морских портов, аэродромов, дорог и промышленной инфраструктуры.

С января 1935года Морские силы Дальнего Востока стали именоваться Тихоокеанским флотом (ТОФ), который постоянно расширялся. Так, если к концу 1932года общая численность МСДВ составляла около 8300человек, то на 1января 1937года списочный состав ТОФ включал 74337человек1.

Согласно «Перечню частей (соединений), штабов, управлений и учреждений Тихоокеанского флота» разведывательный отдел флота в 1937году насчитывал 65человек, из них командного состава — 15 и начальствующего состава — 8человек2. Несмотря на свою незначительную численность, разведывательный отдел занимал важное место в составе флота. Но печально известные события 1937—1938гг. оказали отрицательное влияние на все его структуры, в том числе и на разведывательный отдел. Его начальник капитан Зранга Сергей Викторович Ребров был арестован 7августа 1937года по подозрению в участии в антисоветском военном заговоре. Характерно, что этот арест не был согласован органами НКВД с высшим военным руководством, и приказ на увольнение Реброва с флота состоялся лишь в конце января 1938года3.

10сентября 1937года после месяца пребывания в застенках НКВД Ребров написал заявление на имя начальника особого отдела НКВД флота капитана госбезопасности В.И.Осмоловского. Оно начиналось стандартно, как многие заявления тех, кто решил «чистосердечно признаться» после усиленной обработки: «Будучи арестован и привлечён следствием как участник военно-фашистского заговора, желаю дать откровенные показания о деятельности контрразведывательной фашистской организации...». Далее он сообщал: «В организацию лично я вовлечён бывшим начальником разведотдела ОКДВА* осенью 1936года, по указанию которого проводил шпионско-вредительскую работу. Подробно показания, как осуществлялась подрывная шпионская деятельность, дополнительно на допросе»4.

Вскоре на допросе Ребров дал развёрнутые показания: «Завербован в ноябре 1936г. бывшим начальником разведотдела ОКДВА комбригом Валиным Августом Юрьевичем... При моей вербовке он сказал, что нашей задачей является обеспечить связь и передачу материалов о состоянии Красной Армии и Флота и подготовке их к войне в руки японцев. Он указал мне, что моей ближайшей задачей является подготовить это дело по линии флота»5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.