ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ю.В. Овчинников, Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»
1. История развития добровольной пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции.
До социалистической революции 1917 года ее деятельность осуществлялась в рамках Императорского Российского добровольного пожарного общества (далее - ИРПО). Год создания 1898г.
Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой и, при этом, оно находилось под покровительством особ царской семьи Романовых.
Учредительный документ - Устав Российского императорского добровольного пожарного общества утверждал император.
Считалось, что членом Императорского Российского добровольного пожарного общества быть очень престижно.
Его членами стремились стать состоятельные люди, для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы, вносимые на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались орденами, медалями, нагрудными знаками и другими «высочайшими» отличиями.
Императорское Российское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах Империи. Добровольные пожарные общества защищали от огня города и села.
К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ - 952, городских добровольных пожарных дружин -1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин - 960, других пожарных организаций - 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тыс. человек.
За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали поощрения, их страховали. В момент распада Советского Союза на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была
выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны.
Этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех происходящих пожаров.
В 90 - е годы 20 века возникновение новых социально-экономических отношений в нашей стране, приватизация имущества предприятий и организаций привели к тому, деятельность добровольной пожарной охраны пришла в состояние упадка.
Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не были установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность по сравнению с большинством европейских стран и США оказалась ничтожно мала.
2. Необходимость создания добровольной пожарной охраны в сельской местности.
Необходимость возрождения добровольной пожарной охраны наглядно показали пожары 2010 года, когда стало ясно, что без поддержки добровольцев из числа населения ликвидировать лесные пожары не удастся.
Кроме того, при своевременно проведенных превентивных мероприятиях в населенных пунктах и создании патрулей, этой ситуации можно было избежать.
Пример тому лето 2011 года, в течение которого практически все лесные пожары были ликвидированы на начальной стадии.
Основной силой при формировании патрулей и выполнении первичных мер пожарной безопасности в сельской местности являются добровольцы, не желающие сидеть сложа руки.
Развитие добровольчества рассчитано на граждан с активной жизненной позицией.
Главное, что должно стать стимулом в организации системы добровольных пожарных обществ, - высокий долг спасения людей.
Основной целью создания территориальных добровольных пожарных команд является прикрытие территории Воронежской области в соответствии с требованием статьи 76 федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В настоящее время в Воронежской области 355 населенных пунктов находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.
Комиссией правительства Воронежской области по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 07.12.2011 № 25) утвержден перечень 72 населенных пунктов, в которых необходимо создание подразделений пожарной охраны для обеспечения стопроцентного прикрытия территории Воронежской области.
При создании подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты данных населенных пунктов потребуется дополнительное финансирование из средств федерального или областного бюджетов в размере нескольких сотен миллионов.
В то же время отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в этом случае является организация добровольной пожарной охраны. Так затраты на создание и обеспечение функционирование добровольных пожарных команд в 72 населенных пунктах из средств бюджетов различного уровня и внебюджетных источников составят несколько десятков миллионов рублей.
Помимо этого, согласно предварительному расчету на обеспечение дополнительных льгот активным добровольным пожарным выпадающие доходы из областного бюджета составят до 3 миллионов рублей в год, из бюджетов поселений до 4 миллионов рублей в год, начиная с 2015 года.
3. Порядок создания добровольной пожарной охраны.
Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» определяет, что добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
При этом организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны позволяет получать финансовую и материальную поддержку от органов государственной власти и местного самоуправления.
Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.
Общественные объединения пожарной охраны создаются в три
этапа:
- организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;
- разработка проекта устава;
- государственная регистрация.
Территориальные общественные объединения пожарной охраны должны быть установленным порядком зарегистрированы в органах Минюста.
На сегодняшний день на территории Воронежской области функционируют 2 общественные организации (РОССОЮЗСПАС и ВДПО) и 4 общественных учреждения.
Учредителем Воронежского регионального общественного учреждения «Добровольная пожарная охрана Российского союза спасателей» является Воронежское региональное отделение РОССОЮЗСПАСА. 3 общественных учреждения созданы на базе органов местного самоуправления.
Непосредственно при создании подразделений добровольной пожарной охраны необходимо придерживаться следующего порядка.
В соответствии с федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» на должности начальника ДПК, бухгалтера и водителей назначаются работники добровольной пожарной охраны, действующие на основании трудового договора.
Штатную должность бухгалтера нецелесообразно создавать в каждом подразделении добровольной пожарной охраны. В целях экономии денежных средств более рационально содержать ее в штате аппарата управления общественного объединения.
Исходя из тактических возможностей и для обеспечения четырехсменного круглосуточного дежурства, минимальная численность водителей каждого подразделения добровольной пожарной охраны должна оставлять не менее 5 человек. При этом будет обеспечено качественное техническое обслуживание и эксплуатация приспособленной техники для целей пожаротушения (с учетом возможности подмены водительского состава при болезни и отпуске).
Штатную должность начальника целесообразно совместить с должностью подменного водителя.
Таким образом, штатная численность добровольной пожарной команды составит 5 человек (начальник-водитель - 1 чел., водитель - 4 чел.).
Водители, осуществляющие дежурство на имеющейся пожарной или приспособленной технике составляют I эшелон реагирования (силы постоянной готовности).
II эшелон составляют добровольные пожарные, которые не будут осуществлять круглосуточное дежурство, а будут прибывать к месту пожара по сигналам оповещения в течении установленного времени.
Эта структура обеспечит рациональное применение сил и средств добровольной пожарной охраны с наименьшими затратами.
Таким образом, на сегодняшний день проблему обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах, удаленных от действующих профессиональных пожарных частей, наиболее оптимально решать путем создания добровольной пожарной охраны.
В заключение хотелось бы заметить, что в настоящее время работа в муниципальных районах по привлечению различных инвесторов на развитие добровольной пожарной охраны организована на недостаточном уровне, хотя собственники организаций должны быть заинтересованы в создании подразделений пожарной охраны не меньше чем органы государственной власти.
Список использованной литературы:
1. О пожарной безопасности: федер. закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ.
2. О добровольной пожарной охране: федер. закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ.
3. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.
4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.