Научная статья на тему 'Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе'

Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITIES / ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CHILDREN''S CREATIVE COLLECTIVE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / A COLLABORATION OF TEACHERS / РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PARENTS AND ADOLESCENTS AS SUBJECTS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная И.Ф., Мазкина О.Б.

В статье рассматривается вопрос о совместной творческой деятельности педагогов, родителей и подростков в системе дополнительного образования как важном условии духовно-нравственного развития подрастающего поколения; подчеркивается организующая роль педагога дополнительного образования в этом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF JOINT CREATIVE ACTIVITY OF ADOLESCENTS AND PARENTS IN THE CHILDREN''S TEAM

The article discusses the issue of joint creative activity of teachers, parents and adolescents in the system of additional education as an important condition of spiritual and moral development of the younger generation; emphasizes the organizing role of the teacher of additional education in this process

Текст научной работы на тему «Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе»

УДК 371(075)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

И.Ф. Бережная, О.Б. Мазкина

В статье рассматривается вопрос о совместной творческой деятельности педагогов, родителей и подростков в системе дополнительного образования как важном условии духовно-нравственного развития подрастающего поколения; подчеркивается организующая роль педагога дополнительного образования в этом процессе

Ключевые слова: творческая деятельность, детский творческий коллектив, взаимодействие педагогов, родителей и подростков как субъектов деятельности

В связи с изменениями, происходящими в политическом, экономическом и социальном укладе страны, обострились и кризисные явления в практике семейного воспитания детей и подростков. Последнее повлекло переосмысление представлений о ценностях и смыслах родительства и поставило вопрос о важности актуализации в современных условиях проблем семьи в целом, и вопросов воспитания, в частности.

В настоящее время для семьи, как важнейшего фактора социализации ее членов, характерны изменение как количества, так и качества общения, дефицит теплоты и внимания, сокращение времени совместного

времяпрепровождения детей и родителей в связи с большой загруженностью последних на работе. Особенно большое значение это имеет для подростков, так как в этом возрасте они особенно чувствительны к проблемам взаимоотношений в семье, стремятся утвердить себя в позиции взрослого, оказывать влияние на решение семейных проблем, понять свои права и обязанности по отношению к близким. Именно в этот период подростки особенно нуждаются во внимании и любви со стороны родителей, их признании как равных субъектов семейных отношений.

Ученые отмечают, что понимание и принятие родителями подростков такими, какие они есть, благоприятная атмосфера в семье способствуют повышению самооценки, самоуважения,

потребности в саморазвитии, ощущению ценности

Бережная Ирина Федоровна - ВГУ, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой, e-mail: beregn55@mail.ru, тел. (473) 2557201

Мазкина Ольга Борисовна - ВГУ, преподаватель, e-mail: beregn55@mail.ru, тел. (473) 2557201

собственной личности, укреплению мотивации саморазвития, повышению коммуникативной компетентности, социальной пластичности, адаптированности, активности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, снижению

эмоциональной чувствительности, напряженности, тревожности, что очень важно для подросткового возраста [2].

Но, как правило, именно в этот период возникают существенные трудности во взаимоотношениях подростков и родителей, которые не хотят признать и принять повзрослевшего ребенка, его мнение, часто отличающееся от мнения родителей, его стремление к самостоятельности и другие характерные проявления подросткового возраста. Для их разрешения родителям необходимо больше уделять внимание совместной деятельности и в домашних делах, и в учебной деятельности подростка. Родители должны быть первыми помощниками, советчиками (как лучше сделать?), должны быть всегда в курсе, что происходит в школе, какие друзья у их ребенка и чем они интересуются. Совершенно неприемлема позиция просто наблюдателя и контролера. Очень важно, чтобы интересы, хобби у детей и родителей были общими или родители с интересом принимали хобби подростка, оказывали ему всяческую поддержку.

Если подросток посещает какой-либо кружок, спортивную секцию, детский творческий коллектив, то родители должны быть непременными участниками этой деятельности - активными помощниками, болельщиками, вдохновителями, соавторами.

На первых этапах, когда подросток только входит в новый детский коллектив, родители должны помочь ему адаптироваться к новой среде, установить отношения с членами коллектива и его руководителями, зарекомендовать себя в этом виде

деятельности. Здесь, несомненно, важным является каждодневная поддержка взрослого, с огромным терпением и заботой взявшего на себя опеку над своим ребенком, идущего рядом и помогающего совместно преодолеть трудный жизненный период.

Большое влияние оказывают родители и на развитие мотивации новой деятельности детей и подростков. Присвоение новых мотивов, в том числе и мотивов творчества, начинается в семье. Если у самих родителей не сформированы мотивы творческой деятельности, то попытки сформировать у детей специфические творческие мотивы встречают серьезные трудности.

В нашей работе, мы хотим рассмотреть особую воспитательную среду детского творческого коллектива народной песни «Забава», созданного на базе гимназии №6 г. Воронежа, где сотрудничество детей, педагогов и родителей, их включение в совместный творческий процесс является необходим условием воспитания и развития его участников.

Воспитательная среда этого коллектива уникальна, так как пронизана народной музыкой, народными традициями, народным хоровым пением. Именно в такой среде происходит наиболее эффективное развитие участников коллектива как общее, так и музыкальное развитие каждого ребёнка и взрослого, в совместной деятельности рождается общее чувство сопереживания, сопричастности, отзывчивости.

Для хорового пения отбираются только лучшие музыкальные произведения на основе индивидуальных интересов каждого и интересов коллектива в целом. Эти вопросы совместно обсуждаются и принимается общее решение по подбору музыкального репертуара.

Деятельность детского коллектива разнообразна - это не только пение и прослушивание музыкальных произведений с последующим их обсуждением и анализом, но и создание декораций, костюмов. В этом большую роль играют родители, которые вместе с детьми и педагогами являются подлинными субъектами этих видов деятельности. Важно также отметить, что родители не должны делать все за своих детей, а именно вместе с ними, в совместном творчестве находить наилучшее решение проблем.

Основными направлениями деятельности коллектива являются:

- систематические занятия хоровым пением;

- прослушивание музыкальных произведений и их анализ;

- подготовка детьми и родителями докладов и презентаций об известных композиторах и музыкальных произведениях;

- концертная деятельность;

- участие в творческих проектах и конкурсах;

- участие в благотворительных акциях.

Большое внимание уделяется соблюдение

традиций коллектива - поздравление с днем рождения всех участников коллектива, с успехами в

творческой деятельности - победой на конкурсах и т.д., поздравление педагогов с днем учителя, мам и бабушек - с днем матери; большой творческий вечер устраивается в день Победы. Самой любимой и ожидаемой традицией коллектива стал новогодний карнавал.

Формы взаимодействия педагогов и родителей, могут быть разнообразными:

- привлечение родителей к участию в творческом процессе,

- совместное проведение праздников для участников коллектива,

- участие в благотворительной деятельности,

- совместные поездки, экспедиции, походы,

- участие в дискуссиях и обсуждениях (к примеру, репертуара),

- создание яркого дидактического материала и наглядных пособий,

- обсуждение различных проектов по созданию новых творческих образов, постановок, аранжировок, костюмов и т.д.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых помогает родителям лучше узнать своего подросшего ребенка, его сильные и слабые стороны, увидеть его в разных ситуациях, понять его индивидуальные особенности, способствовать развитию его творческого потенциала. Родители могут целенаправленно влиять на формирование таких качеств ребенка как доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие. Они часто помогают найти конструктивный выход из конфликта, создать благоприятную атмосферу общения в коллективе. С другой стороны, дети смотрят на своих родителей как бы с другой стороны - видят, что они вносят большой вклад в деятельность коллектива, раскрываются их такие черты, как доброта, готовность помочь, а также внимательность, творческое воображение, фантазия. У подростков появляется чувство гордости за своих родителей. И дети, и родители, и педагоги становятся равноправными участниками единого творческого процесса.

Безусловно, родители должны быть изначально готовы к совместной деятельности, прежде всего, они должны осознавать ответственность за развитие и воспитание своего ребенка; испытывать необходимость построения конструктивных отношений с ним; использовать полученные знания в практике повседневных взаимоотношений с ребенком.

В связи с этим особая роль в процессе организации совместной деятельности детей и родителей принадлежит педагогу дополнительного образования, который ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей и цель

у них одна - духовно- нравственное воспитание личности подростка. Результат их совместной деятельности может быть успешным в случае, если они станут союзниками. Союз должен быть основан на понимании, уважении, доверии, ответственности и направлен на благо ребёнка, развитие его личности.

В связи с этим важное место в работе педагога отводится родительским собраниям. На них обсуждаются проблемы детей, учебно-воспитательный и творческий процесс в коллективе, предстоящие дела коллектива. Родительские собрания должны проводиться так, чтобы они способствовали повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения дополнительного образования в творческом воспитании детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей формируется единое пространство творческого развития всех участников «семья - творческий коллектив». Это дает возможность укрепить взаимопонимание между детьми и родителями, всем субъектам творческой деятельности - обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой духовный потенциал, осуществлять духовно-нравственное воспитание подростков гораздо более эффективно.

Литература

1. Эркенова М.М. Психологическая поддержка развития личностных особенностей младших подростков : диссертация ... кандидата психологических наук / М.М. Эркенова Ставрополь, 2009. - 206 с.

2.СацукевичИ.В. Проблема воспитания характера ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева:автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Сацукевич. - Кострома, 2010. - 23 с.

BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHyHHBepcHTeT

ORGANIZATION OF JOINT CREATIVE ACTIVITY OF ADOLESCENTS AND PARENTS IN THE

CHILDREN'S TEAM

I.F. Berezhnaya, O. B. Mazkina

The article discusses the issue of joint creative activity of teachers, parents and adolescents in the system of additional education as an important condition of spiritual and moral development of the younger generation; emphasizes the organizing role of the teacher of additional education in this process

Key words: creative activities, children's creative collective, a collaboration of teachers, parents and adolescents as subjects of activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.