ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.036+78.05
Е. Ю. Накишова
ХОРОВОЙ ТЕАТР ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу воспитательных возможностей хорового театра - художественного направления, активно развивающегося в хоровом искусстве со второй половины ХХ в. По мнению автора, использование феномена хорового театра как педагогической формы художественно-творческой деятельности детского коллектива весьма эффективно и целесообразно. Эта форма деятельности применяется преимущественно в системе дополнительного образования, в ней отдается приоритет воспитательным и развивающим задачам и принципам добровольного участия детей и подростков, исходя из их интересов, желаний, потребностей.
Ключевые слова: хоровой театр, условия, педагогическая форма, полихудо-жественная деятельность.
Abstract. The paper is dedicated to the analysis of the pedagogical potential of Choral Theatre, the phenomenon of choir art which started its development in the second half of the twentieth century. The author shows that Choral Theatre is an effective pedagogical form of art-creative activities of children, used mainly in the extracurricular work and based on the individual approach.
Index terms: the choral theatre, conditions, the pedagogical form, multi-art activities .
В отечественной системе художественного образования сегодня как никогда актуально освоение новых педагогических форм и методов обучения и воспитания. В частности, большой интерес вызывает педагогический потенциал хорового театра.
История взаимоотношений театра и хора уходит в глубину веков. Их источник - искусство древности, представляющее собой синтез разных искусств: лицедейства, маскирования, ряженья, пения, игры на музыкальных инструментах, пляски и др. Контакты театра и хора можно обнаружить и в храмовом синтезе, и в бытовых обрядовых действах. Еще в древнегреческом театре хор представлял собой однородную группу танцоров, певцов и чтецов, выступавших коллективно для комментария действия, в которое
они были в разной степени вовлечены [7, с. 420]. Стремление к видовому разграничению в определенный исторический момент привело к выделению «чисто» хорового искусства. Постепенно сформировалось представление об академическом хоре: однородный или смешанный состав, разделение на хоровые партии (по голосам), манера пения с четкими требованиями к уравновешенности и слитности в звучании (ансамбль), к соблюдению строя. Главная роль в управлении хором принадлежит хормейстеру. Сложилась и основная форма общественной презентации академического хорового искусства -концерт, предполагающий обязательное присутствие на сцене дирижера-ин-терпретатора, статичное построение хора в заранее определенном порядке, единообразие костюмов исполнителей.
Современность вновь тяготеет к идее синкретизма. Мощным социокультурным фактором, стимулирующим интеграционные процессы в искусстве, становится медиатизированное пространство, среда «обитания» современного человека. В потоке информации требуется мыслить быстро и многоаспектно. Усиление синестезийности (взаимообогащенности различных модальных характеристик - зрения, слуха, осязания, обоняния), расширение эстетического восприятия действительности, «полифонизация» мышления -все это сказывается на потреблении искусства, делая «самыми популярными в художественной культуре нашего общества такие морфологически сложные виды искусства, как кино и художественные зрелища“живого типа”» [11, с. 122] Для художника, творца искусства, этот процесс оборачивается потребностью в универсализации, необходимостью творить в разных сферах культуры, соединять разнородовые и разножанровые начала в одном виде искусства, создавать новые синтезы, совмещать внутри одного произведения различные способы творчества.
Выявленные тенденции отражаются на внутренней логике развития каждого искусства в отдельности. В частности, некоторые исследователи музыкального искусства вводят термин «театральность» для обозначения всего того, что проникает в музыку извне. По мнению известного музыковеда Т. Курышевой, театральность «охватывает и типы композиторского замысла, и содержательную, смысловую сторону музыкального произведения, и структурные особенности - систему выразительных средств, характерных приемов» [4, с. 6, 7]. Театральность в исполнительской деятельности реализуется через трактовку художественного пространства, сценографию, сценическое движение, распределение ролевых функций. Важнейшим фактом современности становится то, что во второй половине ХХ в. театральность проникает в далекие от театра области, например в камерную хоровую музыку, порождая новое художественное явление -хоровой театр (ХТ).
ХТ называют направлением современного хорового искусства, «основу которого составляет вокально-сценическое действо, превращающее концерт в театрально-хоровой спектакль, главное действующее лицо которого - камерный хор; каждый участник хора одновременно является солистом и артистом сценического представления» [6, с. 15]. В художественной практике идеи ХТ реализуются в творчестве выдающихся современных композиторов А. Шнитке, Р. Щедрина, В. Гаврилина, С. Слонимского, С. Губайдулиной, В. Калистратова, В. Рубина. На сегодняшний день существует достаточное количество коллективов, доказавших «жизнеспособность» данного направления хорового искусства. Заслуженное признание специалистов всего мира получили выступления профессиональных хоров: Новосибирского Камерного хора, Московского и Владимирского хоровых театров, Саратовского губернского театра хоровой музыки, Самарского камерного хорового театра. Театрализацию хоровых произведений активно используют многие детские хоры, в том числе такие известные коллективы, как концертный детский хор Саратовского губернского театра хоровой музыки, детская хоровая студия «Преображение», коллективы Московской музыкально-хоровой школы «Радость».
Исследование педагогических условий ХТ ведется автором этой статьи на базе деятельности детского хора Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, неоднократно становившегося лауреатом престижных международных хоровых конкурсов (в том числе Международного конкурса им. И. Брамса в Вернигероде, Германия, 2007; Мировых хоровых игр в Грац, Австрия, 2008; Международного фестиваля-конкурса им. Моцарта в Праге, Чехия, 2010).
Одновременно с расширяющейся исполнительской практикой происходит осмысление феномена ХТ в культурологических и научно-педагогических исследованиях. Существенный блок исследований посвящен изучению ХТ как художественного явления, его развития в историческом аспекте и жанровом многообразии, в определении его выразительных и коммуникативных возможностей, в обобщении опыта исполнительской деятельности (см. диссертационные исследования Н. Киреевой, Н. Кошка-ревой, Ю. Мостовой, Т. Овчинниковой, А. Тевосяна). В последние годы стали появляться отдельные работы, в которых рассматривается педагогический потенциал ХТ. Часть исследователей видит оптимальным использование ХТ как средства профессионального музыкального обучения (см. исследования И. Прокофьевой, Л. Исаевой, И. Курченко, Г. Кузнецовой). Несомненной ценностью этих работ является то, что в них названы элементы методики профессионального обучения будущих руководителей хоровых театров, требования к их профессиональной компетентности.
К сожалению, работ, посвященных проблемам детского ХТ как явления художественно-педагогического, явно недостаточно. Можно отметить диссертацию О. Б. Куликовской «Развитие творческих способностей и личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (методика “Детский оперно-хоровой театр”)», Москва, 1998. При этом вопросы воспитания детей и подростков в условиях ХТ в педагогических исследованиях практически не рассматривались. Вместе с тем театрализация хоровых произведений, различные зрелищные эффекты достаточно давно используются в практике работы с детскими хорами. Успешность результатов музыкального воспитания по системам Жак-Далькроза, К. Орфа, методикам Г. Ван Хауве, В. Коэн, где театральные приемы введены в качестве основополагающих, также вызывает оправданный интерес к ХТ как художественно-педагогическому явлению.
Противоречия между широко представленной исполнительской практикой ХТ и фрагментарной научной разработанностью их деятельности актуализируют необходимость дальнейшего исследования педагогических условий ХТ, выявления и оценки его возможностей в области художественного воспитания детей и подростков.
В своей работе мы исходили из предположения, что воспитательный потенциал ХТ заключается в возникновении новой художественно-педагогической целостности на основе диалектического соединения художественных средств хорового пения и театрального искусства (взаимодействия искусств); педагогических средств хорового воспитания и театральной педагогики. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ традиционных условий вокально-хоровой деятельности и условий ХТ на основе опыта детского хора Екатеринбургского театра оперы и балета (1993-2010 г.), руководителем которого является автор статьи. До 2002 г. коллектив детского хора занимался по традиционной системе, с 2003 г. -работает в направлении ХТ. В представляемых выводах были также учтены результаты, полученные другими исследователями хорового театра, в частности Т. Овчинниковой, Н. Киреевой, Ю. Мостовой.
Условия художественной деятельности в направлении ХТ существенно отличаются от традиционной вокально-хоровой деятельности по цели, содержанию и формам организации, методам управления. Названная деятельность обладает несколькими значимыми характеристиками:
• творческая: направлена на создание нового художественного продукта и его исполнительскую интерпретацию;
• интегративная: строится на взаимодействии средств двух видов искусств - хорового и театрального;
• коллективная: цель достигается усилиями совместной деятельности участников хора.
Перечисленные характеристики взаимосвязаны и проявляются в единстве, формируя особенности условий ХТ:
• направленность на создание хорового спектакля (хоровой сценической композиции) - творческий процесс ХТ по своей последовательности напоминает работу по постановке музыкальных спектаклей;
• использование музыкально-сценической деятельности как основы творчества: театрально-хоровой синтез осуществляется через привлечение участников хора к театрализации хоровых произведений (хоровой театрализации), которая представляет собой своеобразный процесс «перевода» хорового произведения на «язык» театра. Для театрализации, т. е. сценической интерпретации, хорового произведения используются хоровая звучность (тембры, динамический артикуляционный и ритмический ансамбль, хоровой унисон или многоголосие, фактура изложения голосов и т. д.) и средства театра (мизансцена, сценическое действие, сценография, распределение ролей и др.). В получаемом синтезе вокально-хоровая деятельность выступает в качестве базового содержательного компонента;
• сложность коммуникативной составляющей: «коммуникация в хоровом театре имеет более сложную форму, нежели в исполнении хоровых сочинений традиционным способом. Отношения исполнителей в хоровом театре усложняются тем, что наряду с певческим диалогом, который может присутствовать и в “статичном” хоровом исполнении, осуществляется непосредственный, драматический диалог, когда речь, пение или движение одного персонажа обращается к другому и при этом адресуется также публике» [3, с. 11]. Поскольку художественная коммуникация в условиях ХТ осуществляется через участие в сценическом действии, то она предполагает разнообразие способов творческого взаимодействия с партнерами (по группам или личностное, в диалоге или противоборстве и т. д.) и умение координировать свои действия в зависимости от сценических условий. Востребованными становятся личностная взаимодополняемость, взаимозаменяемость, взаимопомощь участников коллектива;
• переосмысление статуса участника хора: артист ХТ «становится индивидуальным проводником музыкально-драматургических идей автора» [9, с. 73]. Повышаются требования к его сольному мастерству. Сольное владение певческим голосом предполагает внимание к индивидуальным качествам (тембру, силе, полетности), к артистичности, выразительности подачи певцом материала. Мастерство артиста ХТ определяется и уровнем владения навыками совмещения сценической и хоровой деятельности - пение в движении, из различных акустических «точек», в разнообразных ансамблевых построениях и др. Таким образом, коллектив ХТ формируется как ансамбль индивидуальностей, ансамбль солистов.
Отдельно хотелось бы отметить, во-первых, условия, которые касаются особенностей состава коллектива ХТ. Ряд специалистов (Б. Певзнер, Т. Овчинникова) подчеркивают его камерность. Камерные хоры - вокальные коллективы относительно небольшого состава, которые обладают качествами, присущими камерным исполнителям (солистам, ансамблям): особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью [10, с. 74].
Опыт нашей работы с детским коллективом выявил также возможность функционирования ХТ как разновозрастного объединения. Детские хоровые коллективы, как правило, организованы по одновозрастному принципу (младшие, средние и старшие группы). В театре взаимодействие возрастов естественно, поэтому детские театры традиционно в гораздо меньшей степени ориентированы на принцип отбора участников по возрасту.
Во-вторых, принципиальные изменения касаются организационнометодического управления деятельностью ХТ. Руководитель театра обычно сочетает выполнение нескольких функций: дирижера, хормейстера, режиссера, а иногда артиста хора, хореографа, художника, декоратора. Необходимость решения многоаспектных задач повышает требования к его квалификации, а иногда вызывает потребность в приглашении отдельных специалистов. Достижение выразительности и стройности хора в условиях сценического движения, учет разнообразия акустических условий исполнения, персонификация образов - все эти задачи кардинальным образом перестраивают как подготовительную работу руководителя, так и методику вокально-хоровой деятельности, а затем и способы управления хором (дирижирования). Так изменяются подходы к выбору репертуара, предпочитаемым формам работы (групповым или индивидуальным), в работе используются вокальные методики с включением приемов театральной педагогики, методики постановки сценической речи и сценического движения, значительное время уделяется приемам овладения вокальной и артистической импровизациями.
Следующим шагом в нашем исследовании стало установление взаимосвязи между художественной деятельностью ХТ, его условиями и педагогическим потенциалом.
Художественная деятельность хорового коллектива ХТ представляется нам средством, совмещающим в себе ключевые функции воспитания:
• наглядности;
• инициирования, пробуждения духовной активности, мыслительной деятельности;
• инструментальную функцию, обеспечивающую ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности [8].
Такой подход позволяет рассматривать ХТ как форму совместной художественно-творческой деятельности детей и подростков.
В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как «внешнее очертание, фигура, наружность, образ» [12, с. 937]. П. И. Пидка-систый отмечает, что тем самым выражается внутренняя связь и способ организации, взаимодействие элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями [8, с. 286]. В педагогике пока не сложилось четкого определения данного понятия. Наиболее разработанными являются вопросы организации форм учебной деятельности - «формы обучения», «формы организации обучения» и т. д. (В. С. Безрукова, В. К. Дьяченко, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, П. И. Пидкасистый, И. М. Чередов). В своем исследовании мы опираемся на определение В. С. Безруковой: «Педагогическая форма - исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность компонентов, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения» [1, с. 124-125].
ХТ как педагогическая форма обнаруживает «генетическое родство» с такими традиционно сложившимися формами художественного воспитания, как детский хор и школьный театр. С одной стороны, ХТ сохраняет ценностные достижения традиционных форм, с другой - способствует их «обновлению», опираясь на современные социокультурные направления развития (визуализация в искусстве, интегративные тенденции в образовании). ХТ используется преимущественно в системе дополнительного образования, в нем отдается приоритет воспитательным и развивающим задачам, а формирование коллектива ХТ происходит на принципах добровольного участия детей и подростков в его деятельности, исходя из их интересов, желаний, потребностей.
Суть ХТ как педагогической формы видится в следующем:
• дети и подростки (возраст 7-17 лет) разного уровня творческих способностей, общей и музыкальной подготовки, опыта деятельности в данном объединении составляют коллектив. Изменение состава коллектива происходит циклично: одни дети уходят из коллектива, другие вливаются в него.
• коллектив работает над созданием хорового спектакля (хоровой сценической композиции) по единому плану. Время работы определяется «внешними» целями (социальный заказ) либо сложностью поставленных художественных задач (как правило, от 2 месяцев до 1 года).
• основной единицей занятий является репетиция: вокально-хоровая или сценическая, а также музыкально-сценическая. Особенность ре-
петиционной работы - организация игровой деятельности. Важными признаками театральной, или, точнее, сценической игры является относительная свобода действий, ее импровизационность и одновременно подчиненность определенным правилам и задачам постановки;
• ход работы разбивается «по горизонтали» - на определенные отрезки (этапы), а также «по вертикали» - в зависимости от необходимости решения различных творческих задач. Он подразделяется на подготовительный, репетиционный и концертный этапы. В соответствии с выполняемыми «ролями» в ХТ можно выделить деятельность по управлению творческим процессом и художественно-исполнительскую деятельность. К первой относится деятельность дирижера, хормейстера, режиссера, хореографа, художника, ко второй - певческая и артистическая (сольная и коллективная); художественно-прикладная (оформление спектакля, изготовление реквизита, костюмов и т. д.); музыкально-инструментальная (игра на различных «вспомогательных» музыкальных инструментах, например ударных, шумовых). Специфической чертой детского ХТ является синтетический характер активности всех ее субъектов. Как правило, педагог-руководитель ХТ одновременно выполняет функции режиссера и ди-рижера-хормейстера, а иногда и хореографа, художника-постановщика, ар-тиста-исполнителя. Участник детского коллектива включается в исполнительскую полихудожественную деятельность. Под «полихудожественностью» понимают «деятельность, опирающуюся на художественные образы различных искусств, но при этом выходящую за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т. д. - в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизации» [5, с. 28];
• работой руководит педагог: он осуществляет отбор хорового репертуара, планирование хода деятельности, организует творческий процесс музыкально-сценической постановки, является «главным» интерпретатором хорового произведения;
• творческий процесс ХТ предполагает обязательную социальную апробацию творческого продукта (публичный показ) и его экспертную оценку (публикой, прессой, критикой, специалистами). «Внутренняя» оценка результата осуществляется руководителем, который принимает решение о переходе на новый уровень сложности репертуара, о переменах в распределении творческих «ролей» в ХТ и т. д.
Несомненным достоинством хорового театра как педагогической формы является то, что в центре воспитательного внимания находится личность ребенка и педагогическое воздействие направлено на развитие его индивидуальности. Таким образом, в условиях коллективной художественной дея-
тельности появляется уникальная возможность выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ее участника. Кроме того, воспитание в ХТ осуществляется через овладение практической художественной деятельностью, соединяющей творчество, труд, игру, общение. Расширение спектра возможностей способствует свободному выбору активности в зависимости от воспитательных задач или желаний, интересов, потребностей самого ребенка, а также приданию деятельности импровизационного характера. Все это повышает мотивацию к занятиям и, как следствие, стимулирует развитие творческих способностей участников коллектива.
Другим значимым моментом является то, что разновозрастной коллектив ХТ, в сущности, служит моделью различного рода отношений и условий реальной жизни, так как организует общение младших и старших. Такое моделирование, как отмечает академик РАО профессор В. И. Заг-вязинский, «обеспечивает ненасильственную социализацию», делает воспитанников «не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни» [2, с. 109]. Демократичность состава коллектива ХТ (разные возраст, уровень подготовки, способности, опыт деятельности) позволяет использовать данную форму в самых различных вариантах, например при работе с одаренными детьми в разновозрастном коллективе, как в случае с детским хором Екатеринбургского театра оперы и балета. Взаимодействие в ХТ предполагает не только «внутренний» блок (художественная коммуникация детей и подростков на сцене, творческая коммуникация в процессе подготовки, межличностное неформальное общение), но и «внешний» - необходимость социальной апробации, востребованность творческого результата ХТ.
Однако обозначенные преимущества ХТ могут обернуться и его недостатками. Известно, что творческие коллективы более конфликтны и достигнуть ансамбля индивидуальностей как в художественном плане, так и в аспекте гармонизации личностных отношений не так просто. Межличностные и творческие взаимодействия в разновозрастном детском коллективе могут осложняться конфликтами «возрастов», поэтому необходимо корректировать задачи специальной подготовки (задачи вокально-хорового обучения), учитывать возрастные особенности в определении соответствия репертуара, налаживать взаимодействие старших и младших детей, предотвращать конфликты неформального общения и т. д. Для управления коллективом ХТ руководитель-педагог должен обладать не только специальной (полихудожест-венной) подготовкой, но и умением эффективно организовать художественно-воспитательный процесс в целом.
Тем не менее, на наш взгляд, решение острой проблемы воспитания детей и подростков в коллективных формах художественного творчества,
гармонизация коллективных и личностных целей (А. С. Макаренко) с помощью такой формы деятельности, как художественный театр, весьма целесообразно и продуктивно при соблюдении следующих условий: наличии единства художественно-творческих и воспитательных задач; социальной востребованности, общественной и личностной значимости продуктов коллективного творчества; направленности воспитательных воздействий на становление личности каждого артиста ХТ как субъекта музыкально-художественной деятельности; рациональной организации разновозрастного межличностного взаимодействия на основе опыта полихудожественной деятельности; сформированной готовности педагога к использованию ХТ как формы совместной художественно-творческой деятельности детей и подростков.
Литература
1. Безрукова В. С. Педагогика профтехобразования. Педагогический процесс в профтехучилище: текст лекций. Свердловск, 1990.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
3. Киреева Н. Ю. Хоровая театрализация (коммуникативные аспекты): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2010.
4. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984,
201 с.
5. Куприна Н. Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, М., 2008.
6. Овчинникова Т. К. Хоровой театр в современной отечественной
музыкальной культуре: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.rostcons.ru/
disser_rZref19.doc.
7. Пави П. Словарь театра: пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
8. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.eusi.ru/lib/ pidkasistyj_pedagogika/ 11^Ы:т1
9. Покровский Б. А. Воспитание артиста-певца и принципы К. С. Станиславского / / Станиславский - реформатор оперного искусства: материалы и документы / сост. Г. Кристи, О. Соболевская; ред. Ю. Калашников. М.: Музыка, 1988. 368 с.
10. Романовский Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 230 с.
11. Харитонов В. В. Взаимосвязь искусств. Екатеринбург: Изд-во
Урал. ун-та, 1992. 147 с.
12. Философия: энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.