Научная статья на тему 'Организация социальной помощи в годы первой мировой войны'

Организация социальной помощи в годы первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1050
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социальной помощи в годы первой мировой войны»

3

ИСТОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Е.П. Баева, Н.М.Иванова

Опыт благотворительной и милосердной работы в период русско-японской войны показал важность процесса организации помощи семьям лиц, призванных на войну, а также выявил главный недостаток в организации этой помощи - отсутствие единого органа, координирующего усилия всех участников данного направления благотворительной деятельности. Поэтому в самом начале войны был предпринят шаг с целью исправить этот недостаток. 11 августа 1914 г. Высочайшим указом был учрежден Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, под председательством императрицы Александры Федоровны.

Предметом ведения Верховного Совета были руководство и объединение деятельности учреждений, ведающих делом призрения семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов; изыскание мер к усилению способов и средств для призрения упомянутых семей; прием пожертвований; распределение между учреждениями средств, ассигнуемых из государственного казначейства, а также пожертвований, не имеющих определенного назначения; рассмотрение вопросов, вносимых в Совет по повелению императрицы [1].

На основе постановлений Верховного Совета и его постоянных комиссий деньги выделялись различным благотворительным учреждениям, оказывавшим помощь жертвам войны. Наиболее крупные перечисления на январь 1916 г. были произведены Особому Петроградскому Комитету Ольги Николаевны - 2 млн. 201 тыс. 280 руб. 62 коп., Комитету великой княгини Елизаветы Федоровны - 3 млн. 522 тыс. 430 руб., Комитету великой княгини Татьяны Николаевны - 3 млн. руб.. Обществу Повсеместной помощи, пострадавшим на войне солдатам и их семьям - 174 тыс. руб., Особой Комиссии Верховного Совета - 1 млн. руб., Александровскому комитету о раненых - 750 тыс. руб., Романовскому комитету - 500 тыс. руб., Алексеевскому Главному комитету - 300 тыс. руб., Всероссийскому Попечительству об охране материнства и младенчества - 500 тыс. руб. и др. Всего финансовая помощь была оказана 32 благотворительным учреждениям в размере 17 млн. 113 тыс. 24 руб. 71 коп. Эти средства использовались целенаправленно на оказание помощи семьям лиц, призванных на войну, в тех формах, которые находили нужным применять перечисленные благотворительные организации.

Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, осуществлял координационную деятельность по объединению усилий благотворительных организаций по всей стране. Он оказывал также финансовую помощь благотворительному движению, направленному на оказание социального призрения семьям тех, кто воевал на фронтах первой мировой войны.

В полной степени осуществить эти задачи Верховный Совет не смог. Множество мелких местных организаций оказалось вне поля деятельности Совета, не подчинялось ему и не присылало своих отчетов. Кроме того, существовали сословные благотворительные организации, такие, как Общедворянская организация, организации общественного самоуправления - Земский и Городской союзы, которые действовали самостоятельно и субсидировались правительством напрямую.

В числе учреждений, ведущих активную благотворительную работу в указанном направлении, был Особый Петроградский комитет ее Императорского высочества великой княгини Ольги Николаевны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну. При

этом он опирался как на государственную помощь, поступающую через Верховный Совет, так и на широкую общественную поддержку.

Особый Петроградский Комитет великой княжны Ольги Николаевны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, был учрежден 11 августа 1914 г. Первое заседание членов Комитета состоялось во второй половине августа и было посвящено выяснению положения дела призрения семей лиц, призванных на войну, в Петрограде и Петроградской губернии и изысканию лучших способов осуществления этой помощи.

Почетной председательницей Комитета была Ольга Николаевна, председателем избран Рукавишников К.В., товарищами председателя князья Ширинский-Шахматов А. А. и Волконский В.М. Членами Комитета были епископ Ямбургский Анастасий, графиня Карлова Н.Ф., баронесса Буксгевден С.К., лейб-педиатр Раухфус К.А., граф Ростовцев Я.Н., граф Апраксин П.Н. и мн. др. Поскольку в полном составе Комитет было собрать сложно, был создан Постоянный Исполнительный Отдел для решения наиболее сложных вопросов. С 20 августа 1914 г. по 1 февраля 1915 г. Комитет собрался в полном составе только 4 раза, а Постоянный Исполнительный отдел - 12 раз. Каждый раз присутствовала великая княжна Ольга Николаевна, а 2 сентября 1914 г. и императрица Александра Федоровна [2].

Деятельность Ольгинского комитета, как его называли горожане, была связана в основном с организацией сбора пожертвований. К 1 февраля 1915 г. им было собрано свыше 77 тыс. руб., из которых 37 тыс. оказались собранными лично великой княжной Ольгой Николаевной во время «благотворительных сред», проходивших в Зимнем дворце

[3].

Основными направлениями деятельности Комитета были также выдача пособий деньгами и вещами по прошениям, подаваемым в Комитет; содержание собственных учреждений; помощь городским и частным благотворительным учреждениям и др.

Наиболее существенным видом помощи, оказываемым Ольгинским Комитетом семьям лиц, призванных на войну, являлись учреждения трудовой помощи для предоставления заработка нуждающимся женам запасных. Так, Комитет организовал Центральный склад-мастерскую для приема, распределения и изготовления швейных работ. 26 ноября 1914 г. им была открыта собственная мастерская в помещении бывшего ледяного катка, на Каменноостровском проспекте, а 21 января 1915 г. там же -Центральный склад по приему и выдаче работ. Это учреждение обеспечивало работой не менее 3,5 тыс. работниц. Правда, уже весной 1915 г. возникли перебои с заказами на пошив белья от интендантства и председатель Комитета вынужден был обратиться с прошением к председателю Государственного совета И. Л. Горемыкину о предоставлении военного заказа, указывая при этом, что отказ лишит работы сотни женщин и будет способствовать подрыву авторитета августейших имен. Эта тяжба о заказах длилась до июня 1915 г. и закончилась в пользу Ольгинского комитета. Всего с 26 ноября 1914 г. по 6 февраля 1915 г. было изготовлено 34746 предметов, израсходовано за это время на оплату труда работницам 5831 руб. 47,5 коп.

В целях оказания трудовой помощи нуждающимся женам запасных Ольгинский Комитет открыл 31 января 1915 г. Трудовой Дом в доме Н.А. Котлера на углу Киевской и Новой улиц, в районе 13-го городского попечительства. Район этот насчитывал около 4 тысяч семейств запасных, считался наиболее нуждающимся, а попечительство не могло удовлетворить всех, кто обращался за помощью. В Трудовом Доме была устроена швейная мастерская, а затем и картонажная мастерская, так как удалось получить заказ от военного ведомства на изготовление 2 млн. штук картонных пачек для патронов. Эти мастерские обеспечивали работой свыше 350 женщин. При этом Доме были оборудованы убежище и ясли для детей работающих в мастерских женщин на 150 детей, а также столовая для женщин и взрослых детей. Пятый этаж Трудового Дома использовался для предоставления нескольких квартир женам запасных. Всего на оборудование и содержание Трудового Дома в течение года Комитет затратил более 85,7 тыс. руб.

Чтобы оказывать помощь больным детям, Комитет устроил приют-санаторий на станции Териоки в здании приюта для слабых детей А.П. Гронмейера, который предоставил его во временное пользование. На оборудование и содержание санатория в течение полугода Комитет затратил около 5 тыс. руб.

Для оказания помощи бедным детям воинов Комитет содержал приют при Воскресенско-Покровской пустыни близ станции Плюсса в 180 верстах от Петрограда (Лужский уезд) на 80 детей. Помещение и труд по заведыванию приютом были предоставлены монастырем бесплатно. На оборудование и содержание приюта в течение года Комитет ассигновал почти 12 тыс. руб.

В Петрограде в ведении Ольгинского Комитета находились убежище-ясли для 50 детей воинов на Зверинской улице. Квартира была предоставлена безвозмездно Патронатом при Дамском Благотворительно-Тюремном Комитете. Здесь к 31 января 1915 г. перебывало 852 ребенка, т.е. в среднем 23 человека ежедневно

Кроме устройства собственных приютов и убежищ Комитет подыскивал вакантные места в других приютах и старался определить туда нуждающихся в призрении детей. Так, по ходатайству Комитета, было предоставлено 100 вакансий в приюте-яслях Плотниковой, 15 вакансий предоставила княгиня А.А.Голицына в Царскосельском приюте; Общество доставления дешевых квартир предоставило 10 вакансий в детском саду.

Помощь семьям призванных выражалась также в снабжении нуждающихся членов семей запасных бельем, обувью, теплым платьем и др. На оборудование склада Комитетом было ассигновано 20 тыс. руб. Кроме того, на склад поступали многочисленные пожертвования, всего на сумму 18,5 тыс. руб. За первые пять месяцев существования склада из него было выдано 615 семьям запасных более 5 тыс. предметов одежды и обуви на сумму около 6 тыс. руб. Склад снабжал также швейными машинками мастерские Комитета и городских попечительств. Всего в распоряжение склада было предоставлено 170 ручных и 90 ножных машин (в т.ч.100 - от Комитета склада Красного Креста и 80 - от кампании Зингер). Кроме того, Комитет оказывал и денежную помощь по прошениям нуждающихся. К 1 января 1915 г. в его адрес поступило около 10,5 тыс. прошений, из которых более 1,2 тыс. было удовлетворено на сумму 10766 руб.

Комитет Ольги Николаевны субсидировал некоторые местные благотворительные организации, в том числе состоящий под покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны Павловский комитет для оказания помощи раненым воинам и живущим в Павловске семьям, призванным на войну; состоящий под покровительством великой княгини Ксении Александровны Гатчинский комитет по оказанию помощи нуждающимся семьям лиц, призванных на войну из Гатчины; Царскосельский склад Ольги Николаевны для детей воинов; Общество «Народная помощь семьям, призванных на войну, пострадавших от военных действий и при исполнении обязанностей военной службы»; ясли кружка «Помощь семьям защитников Родины», питательный пункт при лазарете защитников Родины и др. Всего 28 учреждений. Всего финансовую помощь получили 28 благотворительных учреждений.

Особенно большую помощь Ольгинский Комитет оказывал городским попечительствам о бедных. Чтобы Комитет был осведомлен о нуждах каждого попечительства и имел возможность оказать влияние при рассмотрении вопросов, связанных с финансовой поддержкой Комитета, попечительства должны были избрать в члены Совета или комиссий представителей Комитета. Так, на совместном заседании Комитета с представителями городских попечительств 12 декабря 1914 г. было установлено, что ассигнование конкретному попечительству делается не иначе, как с согласия представителя Комитета в данном попечительстве. Всего к 1 января 1915 г. Ольгинский Комитет ассигновал городским попечительствам около 40 тыс. руб. и 70 тыс. - земским пригородным попечительствам. Как видно из исследования, пригородные попечительства находились в наиболее сложном положении. В 13 пригородных

попечительствах столицы имелось свыше 5 тыс. семейств лиц, призванных на войну, причем большинство из них находилось в бедственном положении. В пригородах проживали наиболее необеспеченные слои, а благотворительная помощь была поставлена плохо. Поэтому Ольгинский Комитет выделил пригородным попечительствам большую сумму, чем городским.

Подсчеты показали, что средства Особого Петроградского комитета на начало 1915 г. складывались из ассигнований Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а это 70 тыс. руб.), частных пожертвований - более 77 тыс. руб. и церковного сбора в Петрограде и Петроградской губернии около 6,5 тыс. руб.). Таким образом, к 1 февраля 1915 г. общая сумма составила свыше 153 тыс. руб.

На 1915 год смета составляла уже 550 тыс. руб., а на период с 1 ноября 1915 по 1 ноября 1916 г. планировалась в 1 млн. 690 тыс. руб. К тому времени в Петрограде и Петроградской губернии семей запасных нижних чинов и ратников 1 разряда насчитывалось более 70 тыс., а с учетом семей офицеров и Финляндии, которая была включена в сферу деятельности Комитета, около 150 тыс. семей. Сравнительный анализ показал, что суммы пособий, выделяемых Комитетом, были крайне малы - в среднем по 22,5 руб. на семью. Это позволило городскому голове графу И.И.Толстому записать в своем дневнике мнение о заседании Ольгинского Комитета 21 февраля 1915 г.: «Доклады произвели впечатление добрых намерений без достаточных средств к их осуществлению: за 6 месяцев Комитет истратил на всю Петроградскую губернию, включая Петроград, менее 60000 руб., когда одна наша Дума истратила в 10-11 раз больше! И это не считая прошедшие через общественные учреждения пожертвования. Очевидно, официальные комиссии из высокопоставленных лиц совсем не сознают размеров нужды и ограничиваются паллиативами и видимостью благотворения, где необходим самый широкий размах» [4].

Однако эта оценка носила, скорее, эмоциональный характер. Так, изучение отчетов Ольгинского Комитета показывает, что он проделал немалую работу по поддержанию и развитию сети благотворительных организаций в Петрограде и Петроградской губернии. Уже к марту 1916 г. Комитет организовал 11 собственных учреждений создал 3 городских и 7 уездных комиссий по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, постоянно поддерживал деятельность особых Комитетов (Павловского и Гатчинского) и субсидировал 47 благотворительных заведений [5].

К тому же, на 1 марта 1916 г. Комитет получил свыше 2 млн. руб. Из этой суммы более 133 тыс. руб. было передано лично императрицей Александрой Федоровной; а 90 тыс. пожертвований было собрано лично великой княжной Ольгой Николаевной. Около1,3 млн. руб. Комитет получил в виде ассигнований Верховного Совета. Более 65 тыс. руб. составили поступления от церковного сбора и добровольных отчислений с дневного оборота предприятий торговли Петрограда, а также от процентов, начисленных на капитал Комитета и пр. [6]

Из этих сумм Комитет израсходовал на содержание приютов, санаторий, убежищ, яслей, богаделен, родовспомогательных заведений и т.п. около 120 тыс. На начало 1916 г. было выдано пособий более чем 100 тыс. семьям воинов на сумму 91,6 тыс. руб. Вещевых пособий получили около 12 тыс. семей воинов на сумму 128,5 тыс. руб. Субсидии благотворительным учреждениям составили 106,5 тыс. руб. На содержание и оборудование Трудового Дома, Главного, вещевых и дровяных складов, мастерских и прочих трудовых учреждений Комитета было истрачено 155 тыс. 579 руб. 95 коп.

На учете Комитета, действующего в пределах Петрограда, Петроградской губернии и Финляндии, состояли 74064 семейства воинов, от которых поступило 60575 прошений. Пособия или заработок получили 42120 чел; 2332 человека было помещено в приюты, богадельни, больницы и т. п. В трудовых учреждениях Комитета было изготовлено 7 млн. 664 тыс. 753 предмета на сумму 6 млн. 014 тыс. 357 руб. 20 коп. [7]

Таким образом, на примере деятельности Особого Петроградского Комитета великой княжны Ольги Николаевны видно, что заботе о семьях лиц, призванных на войну, уделялось большое внимание со стороны государства. Были созданы специальные благотворительные организации, которым выделялись значительные средства из казны и обеспечивалась поддержка всего общества.

Но в полном масштабе такие организации не могли решить задачу обеспечения социальной поддержки семьям лиц, призванных на войну. Поэтому большая часть работы в данном направлении легла на городские попечительства о бедных, которые должны были обеспечить действие Закона от 25 июня 1912 г. «О призрении нижних воинских чинов и их семей».

До 1912 г. призрение семей запасных и ратников государственного ополчения осуществлялось на основе Временных правил от 25 июня 1877 г. Однако после русско-японской войны стали очевидны недостатки в организации призрения семей воинов на основе этих правил. Во-первых, дело призрения возлагалось целиком на общественные и сословные учреждения и, как показало исследование, это было им непосильно. Во-вторых, помощь была неравноценной, размер пайка на одно лицо колебался от 1 руб. 20 коп. до 4 руб. В-третьих, выяснилось, что помощь оказывалась несвоевременно [8].

Все это вызвало необходимость разработки Закона 25 июня 1912 г. «О призрении нижних воинских чинов и их семейств», который имел ряд преимуществ. Во-первых, дело призрения семей лиц, призванных на войну, становилось государственной обязанностью, удовлетворяемой за счет казенных средств. Во-вторых, вводились особые органы в виде волостных попечительств в уездах (для обследования семей и наблюдения за происходящими изменениями в семейном составе). Призрение распространялось не только на жену и детей призванного, но и на родителей, деда, бабку, братьев и сестер, если они содержались трудом призванного.

Однако Закон 1912 г. не был лишен некоторых недостатков. Так, уже на начальном этапе его введения обнаружилось, что земские учреждения оказались отстраненными от непосредственного участия в деле помощи семьям за счет казны, так как применение закона возлагалось на административные органы (уездные съезды и губернские собрания) и волостные попечительства. Чтобы устранить этот недостаток, по Высочайшему Указу от 29 августа 1914 г. Правительственному Сенату предписывалось разработать Положения по порядку введения в состав губернского присутствия членов губернской земской, а также городской управы и образования особых уездных и городских попечительств.

Сравнительный анализ Временных правил от 25 июня 1877 г. и Закона 1912 г. показал также, что последний ограничивал помощь семьям призванных, исключив, например, для них право на получение квартирного пособия с отоплением. А ведь в русско-японскую войну на пособие по квартирному довольствию было выдано около 3,5 млн. руб., из которых более 200 тыс. рублей шло на расчеты по отоплению [9].

Помимо этого, в ст.61, п.1 указывалось, что помощь в виде пайка получают жены нижних чинов, состоящие в официально зарегистрированном браке, и их дети. Но тогда из поля призрения закона выпадали гражданские жены и внебрачные дети, которых в России было немало. Но по Закону от 3 июня 1902 г. содержать гражданских жен и детей обязан был отец.

Чтобы устранить этот недостаток, Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов уже 14 ноября 1914 г. постановил предложить учреждениям, ведающим призрением семей воинов, оказывать помощь и внебрачным детям, пасынкам, падчерицам и приемным детям. Однако первые месяцы войны показали, что авторы законопроекта не сумели смоделировать возможные последствия нечетких формулировок закона, от которых на практике испытывали неудобства живые люди. Например, ст. 61 п. 2 гласила, что пособие выдается также и «восходящим к боковым родственникам ушедшего на войну», «если они содержались трудом последнего». Выяснение этих «если» отнимало немало времени и средств, тогда

как следовало бы указать: «не могущие сами работать». В статьях 80 и 81 говорилось, что семьям служащих в казенных учреждениях сохранялось содержание и они имели право его получать. Однако на практике это положение трактовали расширительно, пособие в виде содержания (заработной платы) выдавалось и женам курьеров, посыльных и т.п.

Таким образом, в период первой мировой войны государство уделяло постоянное внимание организации социальной помощи семьям лиц, призванных на войну. Эта помощь базировалась на принципах, закрепленных в Законе от 25 июня 1913 г. «О призрении нижних воинских чинов и их семейств». Но претворение в жизнь этого Закона затруднялось отсутствием специального аппарата исполнения, т.е. исполнительских кадров. Чтобы исправить этот недостаток, правительство привлекло к исполнению поставленной задачи, а именно, для выдачи пособий семьям лиц, призванных на войну, существующие в городах попечительства о бедных. Они проделали большую работу по организации выдачи пособий, но при этом испытывали трудности из-за недостатка подготовленных работников, так как были общественными организациями.

Попечительства о бедных в Петрограде дополнительно к государственным пособиям выдавали свои денежные выплаты за счет собранных благотворительных пожертвований и за счет средств, отпускаемых им Городской думой. Кроме того, они оказывали семьям лиц, призванных на войну, и другие виды помощи. Положительным в благотворительной работе городских попечительств было то, что они проводили обследования степени нужды в семьях лиц, призванных на войну, и в соответствии с этим оказывали им индивидуальную помощь, причем не только финансовую.

Однако в целом задача социального обеспечения семей лиц, призванных на войну, силами попечительств и других благотворительных организаций не могла быть решена в полном объеме даже с помощью государства, так как не было единой системы социальной помощи, а социальные проблемы в семьях лиц, призванных на войну, в Петрограде, как и по всей стране, усугублялись по мере затягивания войны, роста цен, инфляции и становились неразрешимыми.

Источники и литература

1. Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну. Вып. 1. 1914, ноябрь. С. 12.

2. РГИА. Ф. 1253. Оп. 1. Д. 32. Л. 110.

3. РГИА. Ф. 1253. Оп. 1. Д. 32. Л. 113.

4. Толстой И.И. Дневник: 1906-1916. СПб., 1997. С. 607.

5. Отчет о деятельности Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. Пг., 1916. С. 188-191.

6. Отчет о деятельности Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. Пг., 1916. С. 191.

7. Там же. С. 192.

8. Известия Верховного Совета по призрению лиц, призванных на войну. Вып. 1. 1914, ноябрь. С. 27.

9. Призрение и благотворительность в России. Т. 6-7. 1914. С. 640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.