Научная статья на тему 'Благотворительные комитеты и первая мировая война'

Благотворительные комитеты и первая мировая война Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
938
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благотворительные комитеты и первая мировая война»

2

ИСТОРИЯ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Е.П. Баева, Н.М. Иванова

Особенностью функционирования системы социального обеспечения в России было отсутствие государственно-организованной и централизованно финансируемой системы помощи бедным, а в случае бедствий и войн - пострадавшим от них. Это компенсировалось деятельностью особых благотворительных фондов, комитетов и обществ, созданных под эгидой членов императорского дома Романовых, широкой сетью общественных и ведомственных организаций и многочисленных частных учреждений благотворительства. При этом статус «императорских» благотворительных обществ не был четко регламентирован, но они имели огромные преимущества за счет субсидирования от казны и от членов императорского дома, за счет внимания общества, которое обеспечивалось путем регулярного информационного освещения их деятельности в прессе.

Довольно хорошо была развита и ведомственная благотворительность, распределенная между одиннадцатью министерствами и ведомствами (Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения, Путей сообщения, Военное Ведомство, Ведомство Учреждений Императрицы Марии, Духовное ведомство, Морское министерство, Министерство юстиции, Министерство земледелия и государственного имущества, Министерство Императорского Двора), которые несли ответственность и контролировали деятельность подведомственных им благотворительных учреждений и организаций. Так, в начале ХХ в. только у МВД было 6835 благотворительных обществ и учреждений, у Российского Общества Красного Креста (РОКК) - 818, у Министерства юстиции - 7371.

Это была обширная и по-своему действенная система социальной помощи, но обладавшая рядом бросающихся в глаза недостатков: отсутствие положения об источниках государственных средств на социальную сферу, отсутствие единого центра сведений о нуждающихся и единого руководящего органа, координирующего всю социальную работу в стране.

В ряду государственных благотворительных организаций особое место занимал Романовский Комитет, находящийся «под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством». Он был основан в честь 300-летия Дома Романовых «в целях призрения сирот сельского населения без различий сословий и вероисповеданий, а равно для объединения правительственной, общественной и частной деятельности в этом направлении»2.

Романовский Комитет выделял периодические и единовременные пособия земским учреждениям, сельским обществам, волостям, гминам, станицам, поселковым обществам, сельским церковно-приходским попечительствам, приходам, братствам, монастырям, благотворительным учреждениям и обществам, а также частным благотворителям на расширение и создание новых учреждений по призрению детей. Размер пособия составлял половину расходов, произведенных учредителями на содержание благотворительного заведения. На строительство же нового заведения Романовский Комитет выделял 1/3 от сметы строительства3.

Под влиянием военных событий рамки деятельности Романовского Комитета значительно расширились и распространились на те учреждения, которые призревали детей нижних чинов, находящихся на службе в действующей армии. Теперь денежная

помощь направлялась не только сельским, но и городским благотворительным учреждениям, если в них призревались сельские сироты и дети воинов. Все же, как подчеркивалось во Всеподданнейшем отчете Романовского Комитета за 1915 г., «главное внимание уделялось поощрению развития призрения сирот крестьян и воинов в условиях

4

сельской жизни» .

С 1 июня 1914 г. по 1 января 1916 г. с участием Романовского Комитета в столичных, губернских и областных городах было учреждено 14 новых приютов на 990 детей, на что Комитетом было отпущено более 154 тыс. руб. В уездных городах, посадах, местечках и сельской местности было учреждено 150 приютов на 4802 ребенка, на что Романовский Комитет выделил около девятисот тысяч руб.5

Доход Романовского Комитета за 1915 год составил более 2 млн. руб., причем Николай II пожертвовал 5000 рублей из собственных средств, и от Верховного Совета по призрению семей поступило 300 тыс. руб.6

Довольно значительную часть в доходах Романовского Комитета составили добровольные пожертвования, а также средства, полученные в результате церковного сбора. Большая часть средств за 1915 год пошла на единовременные пособия и содержание призреваемых детей.

В Петроградской губернии Романовский Комитет действовал активно и имел 5 отделений: Гдовское, Лужское, Новоладожское, Царскосельское и Шлиссельбургское. В Петрограде Романовский Комитет помогал своими пособиями обществу «Национальное кольцо», содержавшему ясли-приют для детей воинов, и Обществу для распространения практических сельскохозяйственных сведений среди беднейшего населения Петрограда, содержавшему сельскохозяйственный приют и школу домоводства с общежитием, а также обществу «Народная помощь»7.

Кроме того, Романовский Комитет выделил 25 тыс. руб. Попечительству Императрицы Марии Федоровны о глухонемых на учреждение 100 стипендий для сирот сельского населения и детей воинов в учебных и ремесленных заведениях Попечитель-ства8.

Всего в течение 1914-1916 гг. Романовский Комитет оказал денежную помощь 11 благотворительным заведениям Петрограда и Петроградской губернии. Это были, в основном, заведения частных благотворительных обществ.

Большое значение имела начатая Романовским Комитетом под руководящим надзором Центрального статистического комитета МВД Всероссийская перепись сирот, которая осуществлялась через волостные правления при помощи земских начальников, народных учителей и духовенства. Расходы на это предприятие со стороны Романовского Комитета составляли 50 тыс. руб.9

Таким образом, Романовский Комитет в период Первой мировой войны внес свой вклад в дело призрения сирот и детей воинов, но все же его главные усилия были направлены на помощь делу призрения детей сельского населения в целом, поэтому в Петрограде деятельность Комитета не была столь заметной и решающей, по сравнению с деятельностью Императорского Человеколюбивого Общества и Ведомства Учреждений императрицы Марии, хотя в целом по стране к началу 1917 г. Романовский Комитет поддерживал 45 тыс. детей в 777 приютах10.

Учитывая опыт работы этого Комитета и его вклад в благотворительную деятельность, в марте 1917 г. постановлением Временного правительства он был передан в ведение МВД и реорганизован в Государственный комитет попечения о беспризорных

11

детях .

Большую роль в деле призрения детей погибших воинов, а также тех, кто потерял на войне трудоспособность, играл также Алексеевский Главный Комитет. Он был учрежден Указом Николая П от 16 июня 1905 г. для призрения детей лиц, погибших в войну с Японией. В 1914 г. на Алексеевский Комитет было возложено и призрение «де-

тей офицерских, классных и нижних чинов, погибших или утративших трудоспособ-

12

ность в войну с Германией и Австро-Венгрией» .

Первым председателем Алексеевского Комитета был П. П. Семенов-Тянь-Шанский, а после его смерти, с февраля 1914 г., Комитет возглавил А.С. Стишинский. Членами Комитета были высокопоставленные чиновники, члены Государственного Совета, сенаторы, а также представители министерств внутренних дел, финансов, военного, морского, народного просвещения, Государственного контроля13.

Алексеевский Комитет оказывал денежную помощь детям (до 16 лет) нижних чинов, убитых, пропавших без вести или умерших от ран. Размер пособия составлял 24 рубля в год в сельской местности и 24-42 рубля - в городах. Круглым сиротам эти пособия могли быть увеличены из расчета 40 коп. на 1 рубль основного оклада. Кроме того, детям нижних чинов, поступающим в начальную школу, выдавались пособия на приобретение теплой одежды, обуви и учебных принадлежностей до 15 руб. При этом пособия выдавались независимо от имущественного обеспечения семейств. Алексеев-ский Комитет сам собирал сведения о таких детях, что избавляло нуждающихся от подачи прошений.

Дети тех нижних чинов, которые лишились трудоспособности в результате участия в военных действиях, наделялись пособиями по особым постановлениям Комитета, в этих случаях нужно было подавать прошения и различные справки о неспособности нижнего чина к труду и недостаточном обеспечении семьи14.

Для детей офицерских чинов размер пособия составлял от 75 руб. в год до 300 руб., в зависимости от возраста. Для детей офицеров, потерявших трудоспособность, пособия назначались по прошениям в тех случаях, когда семья не могла дать детям соответствующее образование и воспитание15.

Кроме пособий, Алексеевский Комитет широко применял такую форму призрения, как помещение детей в воспитательные и учебные заведения за счет Комитета.

Средства Алексеевского Комитета складывались из добровольных пожертвований, которые направлялись на создание неприкосновенных капиталов. Так, например, в 1905 г. после перечисления Комитету 50 тыс. руб. от Генерального комиссара истори-ко-художественной выставки русских портретов был создан капитал, получивший название «Капитал Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича в память 300-летия царствования Дома Романовых». Вторым источником финансирования были государственные средства16.

Начало войны сразу выявило недостаточность благотворительных капиталов, и Алексеевский Комитет вынужден был обратиться в Верховный Совет по призрению семей лиц, ушедших на войну, с просьбой выделить часть средств, полученных Верховным Советом от благотворительной лотереи 1914 г., для выдачи единовременных пособий детям жертв войны в случаях, не предусмотренных законом. В результате Комитет получил 300 000 руб.17

Алексеевский Комитет активно проводил сбор пожертвований от учреждений и частных лиц. В 1915 г., например, наиболее крупными были пожертвования от Департамента Общих Дел МВД - 20 тыс. руб., от вдовы действительного статского советника Бодиско - 4,5 тыс. руб., от Шлиссельбургского мещанского общества - 2 тыс. руб. и др. Всего же сумма пожертвований в 1915 г. составила 42394 руб.18 А общая сумма благотворительных неприкосновенных капиталов на 1 мая 1915 г. превышала 155 тыс. руб.19

Всего к 1 мая 1915 г. на попечении Алексеевского Главного Комитета находилось 131603 ребенка. На них было выдано в виде пособий почти 29 млн. руб.20 Школьные пособия в 1914/1915 учебном году составили около 500 тыс. руб., а плата за учебу в различных учебных заведениях равнялась 4 млн. руб.21 Таким образом, по подсчетам авторов, общие расходы Алексеевского Комитета за первый год войны составили 32 млн. 824 тыс. 375 руб. Из них пожертвования (включая пособие от Верховного Совета)

и благотворительные капиталы равнялись только 456 тыс. руб., значит, государственные средства составляли основу деятельности Главного Алексеевского Комитета. Это позволяет считать Алексеевский Комитет государственным благотворительным учреждением, имеющим однопрофильную социальную направленность - помощь детям жертв войны.

Огромный опыт благотворительной работы накопил также Александровский Комитет о раненых, который был учрежден Александром I в 1814 г. Средства Комитета создавались от добровольных пожертвований и доходов от разных сборов и вычетов, например, от вычетов с наград и пособий. К 1912 г. Александровский Комитет оказывал покровительство 3423 генералам и офицерам, 108745 нижним чинам и 46812 их се-22

мействам .

Но Законом 1912 г. о призрении нижних чинов и их семейств обеспечение пенсиями указанных категорий было изъято из ведения Комитета и возложено на казну, и в связи с этим из распоряжения этой благотворительной организации были отчуждены все прежние доходные поступления в инвалидный капитал, кроме доходов с капиталов, состоящих в ведении Комитета, и пожертвований. С одной стороны, с Александровского Комитета было снято производство пенсий из сумм инвалидного капитала на 4,5 млн. руб., но при этом Комитет потерял денежных поступлений почти на 7 млн. руб.23 Кроме того, как отмечают некоторые исследователи, налицо было замедление темпов прироста инвалидного капитала в период Первой мировой войны по сравнению с пре-

24

дыдущими войнами.

Одной из причин такого явления было возникновение в этот период множества организаций, оказывающих материальную помощь раненым и увечным воинам, а также их семьям. Действительно, если в войну 1853-1856 гг. инвалидный капитал Александровского Комитета составлял только 5,6 млн. руб., в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. - 21,7 млн. руб., в период русско-японской войны - 46,6 млн. руб., то в 1915 году -только 64 300 000 руб.25

Доход Александровского Комитета по смете 1915 г. - уже 64,3 млн. руб., (они составлялись из процентного инвалидного капитала, поступлений от различных учреждений и оборотных поступлений)26. Расходы же измерялись 6 199 023 рублями.27

В течение первых полутора лет войны Александровский Комитет оказал помощь офицерским чинам на сумму 1766000 руб., семьям офицеров на сумму 708000 руб., нижним чинам - на 2 млн. руб.28 Покрыть свои расходы доходами от инвалидного капитала Александровский Комитет не мог, поэтому ему была оказана помощь со стороны государства установлением на время войны телеграфного сбора, давшего 1 810 000 руб. Кроме того, Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, перечислил Александровскому Комитету из доходов от благотворительной лотереи 750 тыс. руб. Поступления от пожертвований составили 180 000 руб.29

Смета на 1916 г. Александровского Комитета предусматривала доходы в размере 4 182 693 руб., а расходы на пенсии, единовременные пособия, воспитание детей офицеров, содержание инвалидов, призрение Георгиевских кавалеров, содержание Чесменского и Измайловского инвалидных домов императора Николая I и тому подобное предполагались более 5 млн. руб. Пожертвования же поступили в 1916 г. только в размере 150 тыс. руб. Александровский Комитет был вынужден сократить пособия раненым еще в русско-японскую войну, а выделение пособий тем, кто еще не был принят под покровительство Комитета, ставилось в зависимость от того, будут ли предостав-

30

лены в его распоряжение средства из сумм государственного казначейства .

Таким образом, становится очевидным, что благотворительные организации для помощи жертвам войны, которые были созданы ранее, в период Первой мировой войны испытывали большие затруднения, они оказались как бы заслонены новыми аналогичными органами, потеряли часть поддержки общества и государства.

Источники и литература

1 Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. С.37.

2 Призрение и благотворительность в России. 1914. № 7. С.1236.

3 Справочник по вопросам организации помощи увечным воинам. Пг., 1917. С.15.

4 РГИА. Ф.769. Оп.1. Д.41. Л.2.

5 Там же. Л.2 об.

6 Там же. Л.2.

7 РГИА. Ф.769. Оп.1. Д.41. Л.31, 42-43 об.

8 Там же. Л.48 об.

9 Там же. Д.103. Л.1 об.

10 Там же. Д.148. Л.1.

11 Там же. Л.2.

12 Обзор деятельности Алексеевского Главного Комитета за десятилетие 1905-1915 гг. Пг., 1916. С.10.

13 Там же. С.12.

14 Призрение и благотворительность в России. 1914. № 8-9. С.1228-1230.

15 Там же. С.1231-1236.

16 Обзор деятельности Алексеевского Главного Комитета за десятилетие 1905-1915 гг. Пг., 1916. С.121.

17 Там же. С.127.

18 РГИА. Ф.1253. Оп.1. Д.66. Л.3-8.

19 Обзор деятельности Алексеевского Главного Комитета за десятилетие 1905-1915 гг. Пг., 1916. С.129.

20 Там же. С.79.

21 Там же. С.104-105.

22 Александровский Комитет о раненых. Военно-народный праздник в честь раненых воинов. Без м.и г. изд. С.4.

23 Александровский Комитет о раненых. Смета доходов и расходов инвалидного капитала на 1915 г. Пг., 1915. С.2.

24 Форсова В. В. Общественное призрение военных и их семей в дооктябрьской России // Вестник Российской Академии наук. Т. 66. М., 1996. № 8. С.758.

25 РГА ВМФ. Ф.479. Оп.2. Д.1027ю Л.44.

26 Александровский Комитет о раненых. Смета доходов и расходов инвалидного капитала на 1915 г. Пг., 1915. С.4.

27 Там же.

28 РГА ВМФ. Ф.479. Оп.2. Д.1027. Л.44 об.

29 Там же. Л.45.

30 Александровский Комитет о раненых. Смета доходов и расходов инвалидного капитала на 1916 г. Пг., 1916. С.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.