УДК 374:78
И. В. Швецова
Организация социального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии
Россия характеризуется переменами, происходящими в различных сферах жизни общества. В этой связи социально-культурное развитие личности приобретает особую значимость. Особенно вопросы, касающиеся формирования социально значимых качеств. Музыкальная деятельность выступает как одно из самых эффективных средств освоения социально-культурного опыта младшими школьниками.
Ключевые слова: социализация, социально-культурный опыт, социально-культурная деятельность, музыкальная студия, музыкальная деятельность, общеобразовательные учреждения
Ilona V. Shvetsova
Organization of a social experience of elementary school students in a music studio condetion
Russia is characterized by changes in different aspects of social life. In this regard, the social and culture development of human acquire special meaning. In particular, questions of form social qualities young generations. In turn, the music activity shows as one of the most effective means of inoculation the social and culture experience of elementary school students.
Keywords: social and culture experience, social and culture activity, music studio, music activity, elementary school
Происходящие в России перемены во всех сферах жизни, включая социально-культурную, диктуют необходимость постановки новых задач и поиска их нестандартных решений. Информационное общество XXI в. предъявляет к индивиду новые требования и создает новые условия жизнедеятельности. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, человек должен постоянно развивать свои интеллектуально-творческие способности и осваивать новые социальные роли.
Процесс социализации диктуется обществом, в котором он живет, временем и образовавшейся социокультурной средой.
В своей работе «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления» М. А. Ариарский определяет социализацию как процесс, результатом которого является включение человека в определенный социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций1.
В ходе накопления социального опыта ценности культуры и культурные традиции спонтанно передаются средствами образования и воспитания от старшего поколения младшему. А отдельно взятый человек постепенно включается в жизнь общества, при-
обретая знания и опыт, становится личностью.
Понятие «социализация» прочно вошло в практику учебно-воспитательных и образовательных учреждений для детей, подростков и молодежи. Но было бы совершенно неверно ограничивать процесс социализации временными рамками, так же как формирование и усвоение опыта общественных отношений, только периодом детства и юношества. Условия современной жизни таковы, что социализация личности продолжается всю жизнь.
Педагогические аспекты социализации и инкультурации индивида нашли отражение в исследованиях Ш. А. Амонашвили «Личностногуманная основа педагогического процесса» (Минск, 1980), Р. Г. Гуровой «Социологические проблемы воспитания» (М., 1981), В. Г. Бочаровой «Педагогика социальной работы» (М., 1994), Ю. П. Азарова «Педагогика любви и свободы» (М., 1995) и др.
Социализация личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований в индивиде соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности. Поэтому когда речь заходит об идеале разносторонне развитой личности, естественно подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. В свою очередь, гармоничные отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность
требует от других, и тем, что она может и должна дать им.
Одним из институтов приобретения социального опыта подрастающим поколением являются образовательные учреждения. Во всем их многообразии можно выделить следующие пять моделей осуществления социального воспитания детей: «школа», «квазипрофессиональный клуб», «студия», «станция», «естественный клуб».
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению организации социального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии, остановимся на самом понятии «студия».
Слово «студия» (от итал. studio - старание, изучение) первоначально обозначало довольно просторное помещение, в котором находились предметы, необходимые для совместной творческой деятельности. Обычно это была мастерская художника, где бок о бок творили сам маэстро и его ученики. Взрослея, они набирались опыта, оттачивая свое мастерство, приобретали свою неповторимую, индивидуальную манеру писать, становились самостоятельными. «Студию» можно рассматривать и как группу артистов, художников и музыкантов - людей, которых объединяют общие интересы и взгляды на искусство. Иногда их идеи могут быть новаторскими для современников и довольно альтернативными в отношении эстетических идеалов, принятых в обществе. В таком случае студия объединяет единомышленников.
Образование в модели «студия» характеризуется тем, что ребенок активно включается в разработку и исполнение творческого проекта в коллективе, где тренинги на креативность занимают одну из главных ролей.
В студии и взрослые, и дети исполняют определенные социальные роли: художественного руководителя (режиссер, хореограф, постановщик), исполнителей (актеры, танцоры, музыканты), мастера (художник, скульптор) и начинающих (ученики). Поэтому отношения строятся как сотрудничество между художниками-руководите-лями и художниками-исполнителями.
Музыкальная студия является одним из элементов программы развития интеллектуально-творческих способностей детей 6-9 лет - «Волшебная сила красоты», реализуемой в общеобразовательной школе № 451 поселка Металлострой.
Приобретение учащимися социального опыта - одна из поставленных задач данной программы. Основными принципами реализации программы являются: ориентация на гуманитарное содержание; формирование целостного восприятия мира; обращение к проблемам учащихся, которые недостаточно представлены
в основном образовании; дифференцированный подход и педагогическая поддержка в формировании социальной активности.
Реализация программы «Волшебная сила красоты» рассчитана на три года и осуществляется во внеурочное время. Используются различные формы как индивидуальной, так и групповой работы. Совокупность действий и средств воздействия включает целый комплекс психоло-го-педагогических мероприятий, направленных на разработку и совершенствование процесса формирования социально значимых качеств учащихся.
Использование нами методов информационно-просветительной работы, программного просвещения, игровых, методов стимулирования и методов психологической диагностики, позволило в короткие сроки выявить и обозначить круг проблем, связанных с усвоением учащимися начальной школы социально-культурного опыта.
Вовлечение детей в музыкально-творческую деятельность происходит с использованием психологических способов воздействия - заражения, внушения и подражания. Как показали наши наблюдения, современные дети в своем большинстве занимают пассивно выжидательную позицию, прежде чем начать проявлять творческую и социальную активность. Как правило, это связано с отсутствием подобного опыта, но иногда и нежеланием ребенка что-то делать в принципе. В таком случае со стороны взрослых необходимы индивидуальный подход, диагностика круга его интересов, запросов, способностей. Формирование внутренней мотивации ребенка к развитию собственного творческого потенциала и социально значимых качеств в современном мире является необходимым условием для гармоничного развития личности.
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере человеческих отношений, общественной жизни и искусства наиболее эффективно осуществляется посредством ознакомления с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, изобразительное искусство, танец, народное творчество.
Один из разделов программы включает в себя музыкально-творческую деятельность, в процессе которой ребята с помощью педагога пробуют свои творческие силы и открывают для себя мир музыкального искусства.
Музыкальная деятельность в силу своей природы обладает целым рядом особых признаков, которые в полной мере позволяют нам говорить о ней как о перспективном направлении социализации младших школьников.
И. В. Швецова
На музыкально-творческих занятиях ребята приобретают социально значимый опыт коллективной художественно-эстетической деятельности по созданию нового творческого продукта, бесценный опыт презентации своих творческих идей, опыт восприятия и созерцания произведений художественного искусства. Нельзя не отметить в этом отношении ценность одного из основных методов музыкальной деятельности - метода «программного просвещения». В ходе музыкально-творческого процесса ребята определяют себя как самостоятельных, хотя и маленьких, творцов. Программное просвещение компенсирует и дает возможность педагогу восполнить прагматизм содержания обучения, обеспечивая его систематизацию и «встраивание» в общую субъективную картину мира ребенка, которая складывается у него под влиянием различного рода целенаправленных и стихийных воздействий. Например, музыкальные умения посредством просвещения могут быть дополнены знаниями о композиторе, эпохе и т. д. Через просвещение учащиеся, пока на своем, детском, уровне, начинают понимать значение музыкального творчества и искусства в общественном развитии, сотрудничестве друг с другом, расширении своих познавательных возможностей.
Следует отметить, что деятельность музыкальной студии в школах должна стать одной из составляющих частей внеурочной работы с детьми, тем самым представляя собой составную часть системы образования, которая является уникальным инструментом приобретения ребенком общественно значимого опыта, эффективным средством воспитания, обучения, развития интеллектуально-творческих способностей ребенка.
В ходе проведения автором психолого-пе-дагогических и социологических исследований социально-педагогического потенциала музыкальной деятельности как средства приобретения социального опыта младшими школьниками именно актуализация вопросов, связанных с усвоением детьми нравственно-этических норм и правил поведения, выявилась как одна из серьезных и актуальных проблем, требующая пристального внимания, как со стороны семьи, так и со стороны общественных институтов.
Благодаря активному внедрению мероприятий, связанных с музыкальной деятельностью в практику внеурочной работы с младшими школьниками, свое практическое решение находит ряд важнейших воспитательных и образовательных аспектов, непосредственно связанных с проблемой приобретения и усвоения социального опыта детьми, а также интенсивнее происходит процесс формирования нравственных
и духовных качеств учащихся, усвоения общественных норм поведения, интеллектуального развития, освоения культурных традиций.
Необходимо отметить, что дети, мотивированные к музыкальной деятельности, тем самым активно вовлечены в круг неформального общения не только во время пребывания в школе, где ребенок, находясь в коллективе сверстников, зачастую, вынужден выбирать модель поведения, которая не всегда соответствует его личностным качествам и установкам.
Также нельзя не отметить положительную роль музыкальной деятельности, которая по своему содержанию и формам многообразна и увлекательна, гибкая по срокам и, что немаловажно, учитывает интересы и способности ребенка.
Организация взаимодействия в студии в ходе репетиционного процесса становится «единым организмом»: отсутствие сцены как традиционного элемента раздвигает границы на весь зал, позволяя каждому ребенку оказаться внутри авторского замысла, переживаний исполнителя, почувствовать их энергетику.
Эмоциональная атмосфера музыкальной студии характеризуется своей непринужденностью, неформальным общением, возможностью самовыражения, раскрепощенностью, воплощению в жизнь самых смелых творческих идей. В моменты обсуждения прошедшего или предстоящего представления учащиеся с большим интересом и неподдельным восхищением рассматривают макеты будущего, эскизы, фотографии прошлых программ, даже тех, в которых они не принимали участия.
Начинается творческий процесс с хорошего настроения. Каждый ребенок - активный участник происходящего, он должен чувствовать позитивный настрой и эмоциональную защищенность, готовность к взаимопомощи и взаимоподдержке. В студии должен царить дух товарищества, соседствующий со строгой, обязательной для всех дисциплиной. Все делается весело и быстро, и таким образом создается калейдоскоп незабываемых событий и впечатлений.
Групповое занятие является одним из элементов обеспечения эффективности студийного процесса, которое носит характер творческой встречи. На ней ребята вместе с педагогом обсуждают результаты своего индивидуального труда и обмениваются информацией. Это может быть изучение творчества того или иного композитора, музыканта, эпохи, представление на «суд» публики своих детских сочинений. Учащиеся делятся наблюдениями на заданную тему, которые они демонстрируют в виде придуманных
этюдов. Организация творческого процесса в музыкальной студии предусматривает использование так называемого принудительного фантазирования, обращение к мечтам, собственным грезам. Студийная атмосфера способна актуализировать у ребят свое отношение к художественному произведению.
Одним из кульминационных моментов студийного процесса является генеральная репетиция, в процессе которой каждый ребенок должен осознать свою роль и свое место во всеобщем предстоящем действии. В этих условиях формируются такие качества, как взаимоподдержка, взаимовыручка, ответственность, умение владеть собой и справляться со сценическим волнением.
В жизнедеятельности детской музыкальной студии большую роль играют концерты, подготовленные ребятами. Отчетный концерт - это всегда событие в их жизни, иногда это может быть музыкальный спектакль. Эти формы дают детям возможность продемонстрировать результаты овладения ими исполнительскими навыками, сценической речью, танцем, сценическим движением и т. д. Музыкальные спектакли обеспечивают праздники школы, являясь воспитательным социально-культурным событием в жизни детей и их родителей. Таким образом, на основе этих представлений возник традиционный годовой цикл концертов и спектаклей.
Большой популярностью пользуются у детей и их родителей совместные и тематические вечера или выступления, подготовлен-
ные к какому-то знаменательному событию. Например, тема войны и мира широко представлена произведениями военных и послевоенных лет. Тематические концерты включают в себя календарные даты и ставшие уже традиционными праздники: Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, 9 Мая.
Таким образом, необходимо как можно полнее использовать школьную образовательно-воспитательную среду в целях вовлечения учащихся в систематизированную и систематическую музыкальную деятельность с позиции приобретения детьми социального опыта. Особенно в силу той причины, что младшие школьники по большей части вовлечены в неотложные учебные дела, которые по своей сути предполагают значительную несвободу действий учащихся.
Подводя итог выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что музыкальная студия является одной из эффективной моделей организации и получения социального опыта детей начальной школы и играет одну из главных ролей в освоении и постижении детьми ценностей культуры, национальных традиций, художественного искусства.
Примечание
1 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. С. 685.