Научная статья на тему 'Организация системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений'

Организация системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА-СИРОТЫ / ORPHANS / SKILL / CARE / SUPPORT FOR ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнов Алексей Михайлович

Актуальность статьи заключается в необходимости решения вопроса на государственном уровне о подготовке педагогических кадров для организаций интернатного типа. Наиболее успешно решаются вопросы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни там, где осуществляется педагогическое их сопровождение специалистами, имеющими специальную подготовку. В статье обозначены основные направления подготовки и переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the system of teacher training for residential care

Relevance of the article is the need to address the issue at the state level of teacher training institutions for boarding. Most successfully dealing with training of orphans and children left without parental care, independent living, where their pedagogical support provided by experts with special training. The paper outlines the key areas of training and retraining of teachers.

Текст научной работы на тему «Организация системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений»

Организация системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений

Va^tina N.I.

IMPROVED DECISION-MAKING IN THE AREA OF ORDER MANAGEMENT

This article examines the key factors that influence the decision-making process in the management of orders. Special attention is given to the system of to-date information on the status of the logistics system as a whole and of its structural elements, the integration of logistics operations and functions on the basis ofIT platform.

Keywords: logistics, customer priority, the cycle of orders execution, order management system, virtual companies, logistic modeling of business processes , the competitiveness of logistics supply chains.

УДК 371

Аксенов А.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Актуальность статьи заключается в необходимости решения вопроса на государственном уровне о подготовке педагогических кадров для организаций интернатного типа. Наиболее успешно решаются вопросы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни там, где осуществляется педагогическое их сопровождение специалистами, имеющими специальную подготовку. В статье обозначены основные направления подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: дети-сироты, квалификация, учреждение интернатного типа, сопровождение ребенка-сироты.

Деятельность воспитателя интернатного учреждения сложна и многообразна. Характер работы в школах-интернатах, детских домах предъявляет к специалистам особые требования. Прежде всего, это постоянная эмоциональная напряженность, высокий уровень ответственности, наличие психотрав-мирующих событий, знание индивидуальных особенностей развития личности каждого ребенка, помощь детям в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых ими событиях, установление контактов с компетентными органами по защите прав воспитанников, их социальной адаптации и успешной социализации.

Проведенные Ю.М. Кондратьевым исследования взаимоотношений в закрытых интернатных заведениях демонстрируют огромное влияние стиля общения воспитателя на социальный статус ребенка в группе, его развитие.

Одни специалисты (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) отмечают, что часто педагоги и воспитатели интерната, принимая в качестве критического фактора, определяющего особенности психического развития детей в закрытом учреждении, трудности их обучения и воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать и отца. Другие - считают, что дети обя-

зательно должны называть их мамами, и имитируют семейные отношения; при этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит желаемых результатов, а лишь эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоциональное донорство»).

В.С. Мухина утверждает, что в интернате воспитатель никогда не имеет права строить с ребенком индивидуальные любовные отношения, отдавать предпочтение то одному, то другому ребенку. У него должна быть профессиональная позиция. Неправильное поведение воспитателя приводит к тому, что ребенок теряет сезитивность, способность к созданию дружеских отношений.

На протяжении последних лет были предприняты попытки разработать модель воспитателя образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главная заповедь педагогических работников интернатных заведений - это любовь и внимание к детям, терпение и самопожертвенность в повседневной работе.

Исходя из концепции А.М. Митиной о профессиональном развитии педагога, согласно которой три интегральные характеристики: педагогическая направленность, компетентность и эмоциональная гибкость, является объектом профессионального

© Аксенов А.М., 2013

Экономика образования ♦ № 4, 2013

109

НАМ ПИШУТ

развития, актуальной является проблема подготовки кадров для работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

«Наряду с качественной фундаментальной подготовкой, - говорил на заседании организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года Учителя в 2010 году Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, - учителя должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации - квалификации, которая учитывала бы индивидуальные потребности самих педагогов, а также специфику школ, где они работают».

По данным Государственной статистики за 2008 год в Российской Федерации - 1347 учреждений интернатного типа, значительная доля которых находится в сельской местности. В этих учреждениях воспитывается 76509 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и работает 68000 педагогов.

Следует отметить, что практически ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов для работы с этой категорией детей.

Эффективно выполнять обязанности воспитателя, успешно решать проблемы социализации социальных сирот могут лишь специалисты, имеющие особую специальную подготовку. По данным Государственной статистики только 51 % воспитателей, работающих в учебных заведениях интернатного типа, имеют высшее образование, и только 52 % прошли в форме курсовой подготовки обучение специфике работы с детьми-сиротами.

Эти данные позволяют констатировать, что состав воспитателей, социальных педагогов, психологов интернатных учреждений в массе своей не полностью соответствует существующим квалификационным требованиям из-за отсутствия специального профессионального образования.

Это не означает, что в интернатных учреждениях нет талантливых или просто успешно работающих педагогов. Но их успешность определяется больше личностными качествами, чем профессиональной подготовкой.

Государственные подходы в области совершенствования содержания образования предполагают обновления в вопросах подготовки и переподготовки кадров. Основными направлениями этой работы являются:

- организация курсовой системы, при которой основной упор делается не на изначальную подготовку, а на контекстуальную переподготовку (точнее, доподготовку) педагогов, психологов;

- характер занятий должен быть не периодическим, а постоянно-действующим, что предполагает участие каждого специалиста в работе курсов, каждый цикл которых должен обладать определенной направленностью;

- глубокое изучение физиолого-психологичес-ких особенностей детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Каждый профессионал, работающий в детских домах, школах-интернатах, домах-школах, должны обладать не только необходимой глубиной погружения в свою специальность, но и, в известной мере, широтой осмысления проблематики деятельности вышеуказанных учебных заведений;

- использование в работе по совершенствованию профессионального образования дистанционных образовательных технологий;

- организация «Мастер-классов, занятий по сопровождению ребенка-сироты на базе лучших детских домов, школ-интернатов;

- обмен опытом при применении информационных и телекоммуникационных технологий.

Назрела необходимость создания банка данных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на право деятельности по подготовке и повышению квалификации работников интернатных учреждений.

Для достижения задач по подготовке педагогических кадров для системы образования, в том числе интернатных учреждений необходимы средства, которые «должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ».

Таким образом, у педагогов, работающих в детских домах, школах-интернатах, сформирована потребность к повышению профессионального мастерства, поэтому сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребенке и технологические возможности.

Библиографический список

1. АксеновА.М. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников школы-интерната. Диссертация к.пед.наук. Тула.2003.

2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Академия.2001.

3. Католиков А. Дом моих детей. - М.,1997.

4. Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., ЗолотухинаВ.И., СемьяГ.В. Интеллект-Центр. 2002.

5. Мухина И.А. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. - М., 1996.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., Педагогика, 1990.

7. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., Полиграф артс, 2001.

8. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков В.М. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. - М., Изд. - в УРАО, 2003.

Основные свойства международных образовательных услуг в Азербайджане

Aksenov A.M.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING FOR RESIDENTIAL CARE

Relevance of the article is the need to address the issue at the state level of teacher training institutions for boarding. Most successfully dealing with training of orphans and children left without parental care, independent living, where their pedagogical support provided by experts with special training. The paper outlines the key areas of training and retraining of teachers. Keywords: orphans, skill, care, support for orphans.

УДК 33:37;371

Гюльалиев М., Манафова Э.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В статье исследуется сущность и основные характеристики рынка образовательных услуг. Авторы выделили необходимые и основные методологические базы для оценки и развития импорта и экспорта образовательных услуг в Азербайджане. В статье анализируются основные факторы, воздействующие на кокурентоспособность рынка образовательных услуг, а также необходимые законодательные акты для развития рынка образовательных услуг в Азербайджане.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, импорт образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, число иностранных студентов, структурный коэффициент.

Введение:

С углублением глобализации, международное сотрудничество в сфере образовательных услуг также расширяется. Экспорт и импорт образовательных услуг превращается в одну из важных сфер в системе внешнеэкономических связей. Мировой рынок образовательных услуг очень быстро развивается. За последние годы его стоимость составила 100 млрд. долларов США [1, с. 6]. Расходы на высшее образование составляют половину этой суммы. Некоторые прогнозы показывают, что в 2015 году объем услуг по высшему образованию может достичь 200 млрд. долларов, а численность студентов, получающих образование за рубежом, 5 миллионов человек [2, с.18]. Ведущие места на рынке образовательных услуг занимают США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Россия и Канада.

В настоящее время, не только в развитых, но и в развивающихся странах, вопросы образования иностранных студентов превратились в основную проблему, стоящую перед государством. Образование за рубежом и создание условий для предоставления образовательных услуг иностранным студентам в стране, рассматривается как важная экономическая и политическая задача. По этому поводу, в словарь экономической науки вошло такие понятия как Международная академическая мобильность (МАМ), выражающая эту ситуацию.

Основной целью исследования является уточ-

© Гюльалиев М., Манафова Э., 2013

нение понятия «рынок образовательных услуг», выявление его сущности и особенностей в контексте Азербайджанской экономики, а также, определение факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на конкурентоспособность рынка образовательных услуг в Азербайджане.

Для достижения этой цели, в статье исследованы законодательные акты, оказывающие влияние на рынок образовательных услуг, и определены методологические основы, необходимые для экспорта образовательных услуг.

Гипотеза: для развития экспорта образовательных услуг, в Азербайджане существует достаточный правовой, политический, общественный, интеллектуальный и инфраструктурный потенциал.

Рынок образовательных услуг является основным фактором сотрудничества в сфере образования. Экспорт и импорт образовательных услуг является достаточно новой сферой экономических связей и обладает специфическими особенностями. Образовательная услуга - это процесс передачи знаний и навыков от производителя (преподавателя) потребителю (обучающемуся). Эту сферу услуг от других сфер отличают некоторые особенности [3, с.141]:

- производство и потребление этих услуг происходит одновременно, поэтому они не могут быть сохранены для последующей продажи;

Экономика образования ♦ № 4, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.